Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие эмоционального интеллекта подростка в процессе освоения творческой деятельности

kisssaaa0721 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2021
Цель исследования: теоретико-экспериментальное изучение и развитие посредством творческой деятельности эмоционального интеллекта у подростков . Объект исследования: особенности процесса освоения творческой деятельности (занятия декоративно прикладным искусством) в подростковом возрасте. Предмет исследования:влияние процесса освоения творческой деятельности на уровень эмоционального интеллекта подростка. Гипотеза исследования:мы предполагаем, что подростки, которые занимаются изучением творческой деятельности (декоративно прикладным искусством) имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта по сравнению со своими сверстниками, которые не занимаются творческой деятельностью За?да?чи иссле?дова?ния: 1.Изучить психологические особенности творческой деятельности в подростковом возрасте. 2. Рассмотреть особенности эмоционального интеллекта у подростков. 3.Охарактеризовать формы и методы образовательной деятельности в процессе изучения творчества у подростков, влияющие на эмоциональный интеллект. 4. Изучить этапы и методы эмпирического исследования влияние творческой деятельности на эмоциональный интеллект у подростков. 5.Провести качественный и количественный анализ результатов проведенного эмпирического исследования. 6.Составить методические рекомендации для педагога-психолога по организации образовательного процесса. Ме?тодологиче?ский инструме?нта?рий иссле?дова?ния: -ме?тоды иссле?дова?ния: анализ литературы по проблеме исследования -ме?тодики иссле?дова?ния: 1.Тест эмоционального интеллекта Люсина; 2.Тест на эмоциональный интеллект Холла; 3.Опросник креативности Г.Дэвиса(для подростков); 4.Опросник креативности личности Джонсона. Пра?ктиче?ска?я зна?чимость иссле?дова?ния за?ключа?е?тся в том, что получе?нные? ре?зульта?ты могут быть использова?ны как рекомендации в ра?боте? педагога-психолога в образовательных учреждениях. Эмпириче?ской ба?зой иссле?дова?ния:МАОУ СОШ №8 г.Белебей Республики Башкортостана. Структура? ра?боты: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение

Актуальность данной темы является развитие эмоционального интеллекта подростка в процессе освоения им творческой деятельности. Под эмоциональным интеллектом понимают умение понимать и различать эмоции и управлять эмоциональными состояниями. Особенно «эмоционально насыщенным» считается подростковый возраст, в связи с чем проблема развития эмоциональной сферы подростков в психологии занимает одно из значимых мест. Так как эмоциональный интеллект начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, и в подростковом – он претерпевает качественные изменения, которые касаются когнитивной, эмоциональной, личностной сфер. Именно в этом возрасте развивается способность адекватно интерпретировать как собственные эмоции и чувства, так и эмоции и чувства других людей, формируется способность обрабатывать информацию, исходящую от эмоций, используя её для умозаключения и принятия конкретного решения. Эмоциональный интеллект является основой эффективного взаимодействия подростков с окружающими людьми. Это оказывает особую значимость для современного человека приобретают способности к адаптации к постоянно изменяющимся условиям, своевременной реакции на окружающие процессы, что требует четкого осознания и понимания своих эмоций. Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом. Подростки выражают свои эмоции меньше всего , чем у детей, что затрудняет их распознавание. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях. Вообще эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, отличается неустойчивостью. Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Еще одна важная особенность эмоциональной сферы — сосуществование у подростков эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого-то одновременно, и при этом оба чувства будут искренними. Стоит также отметить, что высокий уровень эмоционального интеллекта важен для будущей работы и хорошего взаимодействия с людьми, которые его будут окружать. Развитие у подростков эмоционального интеллекта не происходит само собой и требует специальных усилий родителей, педагогов и психологов. Именно поэтому важно дополнительно заниматься с ним дополнительно. Для этого хорошо помогает творческая деятельность, а именно все возможные виды творчества, музыкотерапия, сказка-терапия и т.д. С помощью них можно выразить свои эмоции, переживания через творчество. Также творческие виды работы являются одними из популярными среди тренингом по повышению эмоционального интеллекта.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………...6 1.1. Психологические особенности творческой деятельности в подростковом возрасте ………………………………………………………………….…………..6 1.2. Феномен эмоционального интеллекта и его проявление в подростковом возрасте……………………………………………………………………………..16 1.3. Формы и методы образовательной деятельности в процессе изучения декоративно-прикладного искусства, влияющие на развитие эмоционального интеллекта………………………………………………………………………….23ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ...………………………………………………………..33 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОМ …………………………………………………………...………342.1. Этапы и методы эмпирического исследования влияния творческой деятельности на развитие эмоционального интеллекта……………………………………………………………….…………34 2.2. Качественный и количественный анализ результатов проведенного эмпирического исследования …………………………………………………………..…………402.3. Методические рекомендации для педагогов-психологов по организации образовательного процесса ………………………………………………………………..…………..51ВЫЫОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………..63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………64 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….66 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………...71
Список литературы

1)Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2014. № 6. С. 244-250. 2)Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии.-2015. - № 1.- С. 111-131. 3)Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2013. № 5. С. 171-177. 4)Александрова, А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А. Александрова, Т.В. Гудкова // Молодой ученый. –2013. –№5. –С. 617–622 5)Амельков, А.А. Основы возрастной психологии: учеб.-метод пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С Плюс, 2016. - 47 с. 6)Баранова Т.С. Эмоциональное «Я-Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) // Социология: 4М. 2011. N 14. С. 70-101. 7)Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 78 - 86. 8)Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2011. №5. С. 57 - 65. 9)Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2012 г. С. 194-196. 10)Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19-20 декабря 2013 г,. С. 147-149. 11)Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2011. 12)Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с. ISBN 978-985-531-260-5 13)Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2015. - 472 с. 14)Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 2014. 15)Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 2017. № 2. С.157-159. 16)Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. – 2017. – №. 2. – С. 114-123. 17)Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 2016. 18)Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2017. - 96 с. 19)Выготский.Л.С и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения. Международная науч. конференция / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко.– Гомель: ГГУ им .Ф.Скорины, 2016. – С. 128-131 20)Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. - 2016. - N 11. - С. 69-72. 21)Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта //М.: Вильямс. – 2013. – С. 373-374 22)Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во Моск. у-та, 2015. - 176 с. 23)Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. Ценное практическое руководство по развитию и совершенствованию эмоций человека – Москва: АСТ; Владимир: ВКТ – 2014. 24)Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2013. 487 с. 25)Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – Москва: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 c. 26)Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2016. -224 с.59 Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016. - 368 с. 27)Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2016. № 4. С. 35. 28)Ефимкина, Р. П. Психология развития. Методические указания / Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2014. - 54 с. 29)Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – Москва: Академия, 2013. – 208 с. 30)Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, E.B. Никифорова. – Москва: Академия, 2014. – 288 с. 31)Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011. С. 242-244. Ильин Евгений Павлович>Психология творчества, креативности, одаренности ..> Стр.4 (2011) 32)Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 480 с. 33)Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 2016. Т. 1. С. 25-29. 34)Кэмерон Д. Путь художника – ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, - М.: Гардарики, 2015. – 101 с. 35)Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика – 2016 – №4 – сс. 3 – 22. 36)Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 264-278. 37)Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2014. 38)Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2010. 39)Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, - М.: ЛКИ, 2017. – 512 с. 40)Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: автореферат дис. ... кандидата психол. наук. Барнаул: Гос. ун-т, 2014. 22 с. 41)Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, мышления и воображения / И.Ю. Матюгин, - М.: Эйдос, 2016. – 59 с. 42)Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, - М.: Просвещение, 2019. – 160 с. 43)Николаенко Н.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, - СПб.: Речь, 2015. – 277 с. 44)Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, - М.: Флинта, 2017. – 528 с. 45)Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. № 1(9). С. 7.61 46)Пекелис В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, - М.: Знание,2017. – 272 с. 47)Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, - М.: Академия, 2018. – 296 с. 48)Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2010. - 656 с. 49)Стернберг Р. Практический интеллект. – СПб. : ЗАО" Изд-во" Питер", 2012. 50)Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.2011. № 2 51)Художественно–эстетическое развитие детей. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. (Сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2015.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Психологические особенности творческой деятельности в подростковом возрасте Творчество с малых лет является средством формирования мировоззрения ребенка. Развивает его мышление, как образное, так и ассоциативное. Именно в творчестве ребенок развивает свои творческие способности, приобретает необходимые навыки и формирует свою индивидуальность. Подростковый возраст захватывает важную ступень в процессе становления человека как личности, когда формируется характер структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, появляется общая направленность в формировании моральных представлений и социальных установок. Промежуток времени между детством и юностью, подростковый возраст представляет собой как один из сложных этап психического развития. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития подростки – это характерный этап детства, с другой - перед нами подрастающий человек, который на пути к взрослой жизни, и его деятельность устремляется новые формы общественных отношений. Развитие творческих способностей ребенка находится в тесной взаимосвязи с психическими процессами такие, как воображение. Л.С.Выгодский отметил изменения в развитии воображении подростков и говорил, о том что, под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». [17,с.43] Так же он отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свое воображение «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». Р.С. Немов заметил, что творческие способности – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий, и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творчество рождает в индивиде фантазию, воображение. Творчество основывается на желании, сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, сделать что-то, старое, но по-новому даже лучше, чем было. Иными словами, творчество - это всегда стремление в будущее, к прогрессу, и к совершенству. Так же мы знаем, что подростковый возраст не часто называют переходным, так как в этот период, который переходит от детства к юности. В этот период черты детства и черты подросткового периода во многом пересекаются, но, тем не менее, еще находящиеся в стадии становления и развития. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание полагать, что этот возраст в определенной мере трудным для обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способностей. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет применять гипотезы при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении, что свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем[48,с.45] Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в своем труде «Психология юношеского возраста» характеризовал подростковый возраст как возраст начала качественного «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и принимать «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи. Всё более начинает доминировать способность к «сцеплению». Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам зрения. Это наиболее характерно при касании тех сфер в области культуры, которые наименее актуальны для подростка и где он меньше проявляет интерес к поиску своих идей[48, с.256]Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю историю человечества, «присваиваются» детьми за относительно короткий период их детства, отрочества и ранней юности. Ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности. Приобщение к культуре человечества - это усвоение истин и отношения к миру выработанное человечеством , так, изучая Народный фольклор народные песни и обряды, человек приобщается к своей культуре. Известно, что творчество, отражает как никак личность творца. Американский психолог М. Карне характеризует детей, которые высокий уровень творческих способностей: «ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его занятие, работу; демонстрирует высокий энергический уровень. Он часто делает все по своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретных ситуаций; способен по – разному подойти к проблеме; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат». Американский психолог Э. Фром предложил определение 10 понятий : «это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, эта нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» В настоящее время возникло новое понятие определяющая творческие способности человека – эта креативность. Но необходимо видеть разницу между данными понятиями. Если творческие способности по одному из утверждений – эта создание чего-то нового, необычного, то креативность , по Таренсу, - это способность к творчеству. Этапы творческого процесса: Много лет назад в истории когнитивной психологии Грэхем Уоллес описал четыре последовательных этапа творческого процесса: 1) подготовка: формулировка задачи и начальные попытки ее решения. 2) инкубация: отвлечение от задачи и переключение на другой предмет. 3) просветление (озарение): интуитивное проникновение в суть задачи. 4) проверка: испытание или реализация решения. Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления, она уходит в сторону от общепринятых идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Многие известные психологи сходятся во мнении ,под этим термином понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем и что креативность и интеллект - не одно и то же. Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают значимость таких качеств, как любознательность и упорство. Так же креативность является важным фактором, влияющим на общение подростков. Творчество подростков можно рассматривать как поведенческую креативность, которая выступает как средство адаптации и саморазвитии. Знания об особенностях проявления креативности в общении у школьников могут быть использованы для развивающей работы с подростками. Подростковый возраст играет важную роль в развитии личности. На этом этапе происходят значительные изменения в физическом и психическом состоянии человека - оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Меняется и положение подростка в социуме - расширяется диапазон доступных и нормативных, обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, их субъективная значимость и соотношение. По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» (20, с. 486); способность к творчеству дается от природы , она заложена в каждом из нас и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут абсолютно разные люди разной профессии . Немецкий философ и психолог Э. Шпренгер, рассматривая подростковый возраст внутри юношеского, определял главные новообразования этого возраста – открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. И. Ю. Кулагина говорит о том, что возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности предопределяется формирующимся у подростка чувством взрослости. Чувство взрослости, по ее мнению - это отношение к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это чувство является центральным новообразованием младшего подросткового возраста Возникновение интереса к своему внутреннему миру И. Ю. Кулагина относит к возрасту в 11-12 лет, после чего происходит постепенное углубление самопознания. Подросток начинает открывать для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им с особым интересом. Так же И. Ю. Кулагина выделяет, что такая подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальный характер. Это может отражаться и в индивидуальном творчестве и творческих произведениях подростков. Исследователь психологии детей Н. С. Лейтес в сво?м труде «Возрастная одар?нность школьников» отмечает, что в подростковом возрасте особенно привлекательными для детей выступают формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Они стремятся к самостоятельности высказываний. Нередко из-за этого стремления, как выделяет Н. С. Лейтес, обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разж?ванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности подростков. Как и было сказано выше, что главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-Концепция» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса – его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка. Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. А противоречиям, Возникающие в процессе развития «Я концепции» могут негативно влиять на развитие творческих способностей путем снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях. Ведущий вид деятельности подростка – интимно-личностное общение, определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат. Из противоречий, возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие творческих способностей стремление подростков к социальной маскировки и в то же время желание выделится в группе сверстников. В целом подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд отличительных характеристик. Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает наиболее творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются хороших успехов. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей». Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой, как выясняется при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только основы . Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников. Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе «Воспитание творчества». Оптимальный вариант, который можно отнести к подростковому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. Для этого важно, чтобы подростку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал источником информации , для этого необходимо найти получателем общения. В нашем случае получателем является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д. Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения. Еще стоит отметить, что для подросткового возраста характерно наличие у ребенка какого либо увлечения (хобби). Это составляет весьма характерную особенность подростка . Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды: Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.). Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток). Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой). Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми. «В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности». Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что «формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста». В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. Главные личностные черты: 1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой. 2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. 3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться. 4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. 5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. [31, с.5] Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. Поэтому при работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста. Таким образом, изучив особенности подросткового возраста, мы выяснили, что подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых .Он хочет проявить себя, показать свою точку зрения другим. И чаще всего он это делает с помощью творчества. Творчество рождает в индивиде фантазию, воображение. Используя свои творческие способности, он старается сделать что-то новое, что до него еще никто не делал. Он ищет себя, свой путь, кем он хочет быть в этой жизни, поэтому креатив, который он создает, помогает ему в этом. 1.2. Феномен эмоционального интеллекта и его проявление в подростковом возрасте Подростковый возраст считается очень эмоциональным периодом, поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. На данный момент информация и исследования на тему эмоциональное развитие так же актуальны и до сих пор дополняется новой информацией Наиболее хорошо тема эмоционального интеллекта разработана в зарубежной психологии. На данный момент существуют такие теории как: теория эмоционально - интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект подростков еще только дополняется новыми исследованиями, но и на сегодняшний день есть множество работ по изучению эмоционального интеллекта подростков. Это очень интересная сфера изучения, так период юношества наблюдается большие перемены в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности. Термин «эмоциональный интеллект» в психологии начал свое изучение еще с начала ХХ в. На тот момент уже велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в этой области психологии интеллекта, в том числе - социального интеллекта такие как Г.Айзенк, утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях Близко к пониманию эмоционального интеллекта подошёл Х. Гарднер, который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств, для понимания и управления собственным поведением" [21] Говоря о том, как появился термин ?эмоциональный интеллект нельзя не упомянуть работу Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо. Они говорили об эмоциях, как об упорядоченных реакциях, которые пересекают грани многих психологических подсистем, также, включая физиологическую, когнитивную, мотивационную и эмпирическую подсистемы. Это адаптивные реакции, потенциально участвующие в видоизменении персонального и социального взаимодействия в расширении опыта Д. Векслер предложил классическое представление об интеллекте. Он определял его как глобальную способность индивида к целеустремленным действиям, рациональным мыслям и результативному общению. Г. Гарднер, в своей работе описывая личностные интеллекты, уже затронул понятие эмоционального интеллекта и выделял 7 вариантов интеллекта: 1. вербальный; 2. логико-математический; 3. пространственный; 4. музыкальный; 5. телесно-кинетический; 6. внутриличностный; 7. межличностный. Последние два - внутриличностный и межличностный - как раз и составляли понятие эмоционального интеллекта. В 1988 г. Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. [49] В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С.; Рубинштейна С.Л. ;Леонтьева А.Н. В своих работах Л.С Выготский обнаружил взаимосвязь аффекта и интеллекта, по его мнению, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [19, с.352] Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [17, с.79] Современные исследования эмоционального интеллекта представлены работами И.Н. Андреевой.[38] И.Н. Андреева говорит, что индивидуальные проявления самоактуализации взаимосвязаны с уровнем развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Также, она отмечает, что возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с окружающими людьми обусловлена высокоразвитым эмоциональным интеллектом, который в свою очередь способствует естественному эмоциональному проявлению позитивному отношению к самому себе [11] Таким образом, рассмотрев структуру эмоционального интеллекта и несколько его моделей, мы можем дать характеристику эмоциональной сферы в юношеском возрасте. Эмоциональный интеллект состоит из следующих компонентов: 1.Понимание себя (самосознание) 2.Управление собой (саморегуляция) 3.Понимание других (социальная чуткость, эмпатия) 4.Управление эмоциями других и отношениями(социальная умелость) Каждая из них играет важную роль при подготовке учеников к будущей профессиональной жизни, которая направлена на взаимодействие с людьми. Во взаимоотношении с внешней средой человек встречается с необходимостью понимать чувства других людей. Успех личности подростка , несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, то есть с уровнем общего интеллекта. Однако уровень просто интеллекта не всегда бывает достаточно. Подростковый возраст имеет очень много особенностей. Например те, что связанны с развитием эмоционально-волевой сферы личности: возникновение рефлексии, ведущей к развитию самоанализа, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим. Открытие подростком своего внутреннего мира несет в себе и хорошие и тревожные эмоции. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других на место радости приходит чувство одиночества. Эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения, в целом, ее можно охарактеризовать как неустойчивую. Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg