ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД РОЛЬЮ
1.1 Система воспитания актера К.С. Станиславского
Пять принципов К. С. Станиславского используется, как основа для воспитания актёра.
1. Принцип жизненной правды
Это первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. На нем основана вся система. Но все же в искусстве необходимо проводить свой художественный отбор.
2. Принцип идейной активности (учение по сверхзадаче)
Этот принцип связан со сверхзадачей спектакля и роли. Он понимается , как то, ради чего художник хочет донести свою идею до сознания зрителей, то, к чему он стремится в итоге. Сверхзадача – это мечта, желание, цель. Творчество всегда подчинено какой – то идее, а идея в свою очередь должна быть активной.
3. Принцип активности действия
Основной принцип системы. Он основан на учении Станиславского, по которому актер должен не изображать образы и страсти, а действовать в этих самых образах и страстях. Станиславский считал, что тот, кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Методики и техники Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
4. Принцип органичности творчества актёра
В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности, быть естественным и живым.
5. Принцип перевоплощения
Он заключается в создании сценического образа через органическое творческое перевоплощение.
Система Станиславского – это практическое учение об органичных природных законах творчества.
Основные принципы театра:
Принцип «сценического действия»
Действие – основный материал театрального искусства, о котором мы поговорим чуть позже.
Драматургия – проводной компонент театра.
Вооружая театр идейным содержанием будущего спектакля и самым главным способом театральной выразительности – художественным словом тем самым приобретает идейно-художественное значение в театральном искусстве.
Зритель – творческий компонент театра.
Зритель не только воспринимает произведение театрального искусства, но и определённой мерой становиться участником в его осуществлении.
Действие - основа театрального искусства
Действие – волевой акт (психофизический) направленный на достижение определенной цели. Действие, является основным материалом театрального искусства. Обусловленный темой, идеей и конфликтом.
Тема – проблема. (круг явлений действительности, нашедший своё художественное отношение в данном произведении. Отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Тема всегда конкретна и глобальна. )
Идея – во имя чего?
Конфликт – столкновение двух и более противоборствующих сторон, по данной проблеме, т.е. теме. Чем ярче стлкновение, тем выразительнее действие. Конфликт имеет логику развития.
Сверхзадача, предлагаемые обстоятельства
Сверхзадача – главная цель, которую автор раскрывает в произведении. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств. Вопрос: ради чего? Представление о счастье актёра.
Предлагаемые обстоятельства – обстоятельства, предлагаемые автором произведения для актера. В грамматике обстоятельства обозначают место действия, время действия, образ действия и т.д. Так и в театральном искусстве - предлагаемые обстоятельства являются теми обстоятельствами, в которых происходит действие пьесы. Одновременно предлагаемые обстоятельства, эти, по выражению К. С. Станиславского, «вымыслы, дополняющие душевную жизнь роли...», являются теми рельсами, тем путем, по которому актер приближает себя к образу и образ к себе. Это путь накопления, тончайшего отбора пред¬лагаемых обстоятельств, овладевая которыми артист подходит к скачку от «Я» актера к «Он» - образу.
Это сложные , многоэтапные процессы, благодаря которым можно глубже узнать роль для более правдивого создания образа. Освоение предлагаемых обстоятельств – главное средства на сложнейшем пути к образу, которое призвано всколыхнуть чувства актёра, привести в движение цепь ассоциаций, разбудить память прошлого и повести актёра к перевоплощению, что и есть создание образа.
Человек, а следовательно, и образ находятся в сложной взаимосвязи с природой и обществом. Отсюда необходимо рассматри¬вать предлагаемые обстоятельства не как театральные, не как сценические, а как об-стоятельства самой жизни. Чтобы достичь желаемого результата, актеру необходимо преодолеть не один пласт предлагаемых обстоятельств. Но прежде всего надо иметь в виду исторические предлагаемые обстоятельства - эпоха, её события, её основные признаки; социальные - принадлежность героя к тому или иному социальному слою, кругу общения, его происхождение и воспитание; возраст героя, его физическое состояние, его взаимоотношения с окружающими; место и время действия, временной отрезок, в который происходит действие пьесы, физическое окружение в каждой сцене (жара, стужа и т.д.), уклад жизни, окружающей героя, его костюм и т.д.
Существенным обстоятельством в процессе работы над ролью является глубокое проникновение в творчество писателя, что помогает артисту ощутить стиль автора.
Предлагаемые обстоятельства условно делятся на четыре группы: обстоятельства прошлого - то, что происходило до начала пьесы или до первого выхода персонажа на сцену;
обстоятельства, возникающие по ходу пьесы, те, о которых персонаж уже знает или те, которые с ним случаются во время развития действия;
обстоятельства режиссера и актёра - вымышленные, авторские дополняющие обстоятельства. Они, как правило, связаны с режиссёрским и актёрским решением роли, с их идейными и формальными приоритетами в ее толковании;
обстоятельства сегодняшнего спектакля - когда персона¬жа, с которым ты общаешься на сцене, актёр или актриса играют в очередь с другим исполнителем, когда у тебя другой партнёр, у которого своё движение в роли, свои выразители и т.д.
1.2 Биография автора, условия создания пьесы
Владимир Александрович Соллогуб (1813—1882)– граф, писатель, чиновник, государственный служащий. Его имя не только при жизни, но и после смерти вызывало самые разноречивые толки в русской литературе. Суждения о нем в русской литературной критике были очень противоречивы. После гибели Лермонтова Белинский ставил его на второе место среди современных писателей сразу вслед за Гоголем. Через пятнадцать лет Добролюбов в язвительном памфлете будет уничтожать его литературную репутацию. К кому его только не причисляли : к либералам и консерваторам, к салонным беллетристам и демократической «натуральной школе», к романтикам и к реалистам. И в самом деле, он был человеком многогранным, и смело мог бы принадлежать к любому из этих направлений.
Соллогуб жил и творил в эпоху обострившихся социальных и культурных противоречий, на грани двух сфер: аристократического общества и все более демократизировавшейся литературы. Несомненно, на его жизни и творчестве отразилась эпоха «промежуточного периода». Он заявил о себе как писатель в то время, когда ранний русский реализм вызревал в недрах романтической школы, и по мере своих сил и дарования способствовал его становлению и укреплению. Его повести и рассказы не произвели революции в истории литературы, но заняли в ней прочное место. С его именем связывают предысторию русского классического реалистического романа. К сожалению, Соллогуб перестал писать практически в самом расцвете своего творчества. Именно поэтому он не входит в блестящую плеяду русских писателей-классиков второй половины XIX века, но он неизменно привлекает к себе внимание читателя как действительно хороший прозаик: то, что он сделал в самый плодотворный его творческий период, не утратило своего художественного значения до наших дней.
Владимир Александрович Соллогуб - внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. Соллогуб получил хорошее домашнее воспитание, подолгу жил за границей. Учился в Дерптском университете, который закончил в 1834 г. Затем была служба в Министерстве иностранных дел, в Министерстве внутренних дел. В 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире Государя Императора для составления "Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем" (Санкт-Петербург, 1878)
Но служебной карьеры он не построил , несмотря на сильные связи и некогда большое богатство, так как интерес к творчеству был намного сильнее.
Владимир Соллогуб был человеком добрым, отзывчивым на чужое горе и искренне радующийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских предрассудков, он одновременно был желанным гостем в аристократических гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках молодых писателей, группировавшихся около "Отечественных Записок" времен Белинского. В своей литературной деятельности Соллогуб являлся «симпатичным дилетантом», гораздо больше скользил по поверхности изображаемого сюжета, чем углублялся в его сущность.
Первые шаги в литературе Соллогуб сделал в 15-летнем возрасте. Тексты, написанные юношей, отличались салонным дилетантизмом и откровенной подражательностью, в них обнаруживались традиционные эпитеты, а в образах отсутствовала конкретика. К этим первым опытам относятся стихотворения на русском и французском языках, куплеты для домашних и студенческих спектаклей, эпиграммы, элегии, шуточные стихи, перевод в прозе стансов Дж. Г. Байрона. Наиболее объемным произведением стала романтическая поэма «Стан». Посещая салон Карамзиных, он знакомится с Пушкиным, Вяземским, Жуковским, А. Тургеневым и позднее с М. Ю. Лермонтовым. Это позволило ему укрепить дальнейшие литературные связи. Именно здесь «Вольдемар», «Вово» Соллогуб, как называли его в переписке сами Карамзины, знакомил слушателей со своими первыми произведениями, жалуясь в то же время на ничтожность большого света. Первые же светские повести Соллогуб, не публикуя, также читал в салонах и друзьям.
Его дебют повествователя начался с произведения "Два студента" и "Три жениха" в "Современнике" (1837), а в 1839 г. появился в обновленных "Отечественных Записках" с "Историей двух калош". Повесть имела чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота чувства и трогательность сюжета. Автор показал историю артистической жизни, разбившейся о житейскую прозу. Симпатичные лица повести артисты и немцы-ремесленники, им противопоставлены герои - люди большого света.
Из других повестей наиболее успешными стали "Аптекарша" (1841), "Медведь" (1843) и особенно "Большой Свет" (1840), повесть "В двух танцах". Во всех этих произведениях автор характеризует «большой свет» со стороны своей пустоты и мишурности, а люди среднего сословия показаны преданными чувству долга и искренности чувства. Сатира, однако, не глубока и известное внутреннее преклонение пред "настоящим" большим светом сквозит и сквозь отрицательное отношение автора к изображаемой среде.
В 1845 г. Соллогуб издал отдельной книгой наиболее известное из своих произведений - "Тарантас" (первые 7 глав были напечатаны в "Отечественных Записках" 1840 г.). Это талантливая, но довольно странная смесь различных стилей: от беллетристики до публицистики. «Тарантас» - это своего рода путевые заметки, длинные рассуждения о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося из-за границы. Автор насмешливо относится к обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил "Тарантасу" большую сочувственную статью, в которой, впрочем, придал авторским намерениям значительно большую определенность и окрашенность.
В 1845 - 1846 гг. Соллогуб издал сборник "Вчера и Сегодня", в 1850 г. поставил на сцене свой известнейший водевиль "Беда от нежного сердца". Настроение "обличительной" эпохи, наступившей после севастопольских неудач, наложило впечатления и на него. Писатель чутко реагировал на все модное, писал водевили на "современные" темы. Например, «Мыльные пузыри».
В 1856 г. написал "Чиновника", в котором главный герой Надимов патетически восклицал: "Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями". Пьеса имела ошеломляющий успех, но это свидетельствовало больше о настроении общества, жадно ловившего всякий намек на обновление отжившего строя, чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и пустозвонство Надимова. "Чиновник" был скоро забыт и не меньший успех, чем пьеса, имел едкий и блестящий разбор ее, напечатанный Н.П. Павловым в "Русском Вестнике" 1857 г. Насмешливо отнесся к внешней прогрессивности Надимова и Добролюбов.
"Чиновник" был последним из произведений Соллогуба, обратившим на себя внимание публики. После этого он редко появлялся в печати. Его имя упоминали лишь в воспоминаниях о Пушкине, Гоголе, Вяземском , Одоевском и других. После его смерти был напечатан роман "Через край" ("Новь", 1885) и "Воспоминания" в "Историческом Вестнике".