ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Теоретический аспект проблемы обучения плаванию детей младшего школьного возраста
Цель начального обучения плаванию можно сформулировать следующим образом: научить ребят уверенно, безбоязненно держаться на воде, проплывать небольшие расстояния (10 – 15 м) облегченным способом, максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию, заложить прочную основу для дальнейшего освоения спортивных и прикладных способах плавания.
В процессе обучения плаванию решаются следующие основные задачи:
- укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков;
- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
- ознакомление с правилами безопасности на воде и овладение навыками прикладного плавания;
- воспитание моральных качеств [8].
Процесс обучения плаванию условно разделяется на три этапа:
1. Формирование предварительного представления о технике плавания и ознакомление со свойствами водной среды.
На этом этапе занимающиеся должны получить представление о способе плавания, познакомиться на суше и в воде с формой, характером, амплитудой отдельных элементов изучаемого способа плавания. Ознакомление с непривычной средой приводит к образованию специфических рефлексов с вестибулярного, дыхательного, терморегуляционного аппарата, что содействует освоению навыка плавания.
2. Разучивание элементов техники и способа плавания в целом.
В результате освоения в воде и разучивания элементов техники плавания, движений ног, рук, дыхания, формируются кинетические, слуховые, зрительные, тактильные и другие рефлексы, которые являются основой для выработки оптимальной работы позы пловца, умения выполнять гребковые движения в горизонтальном безопорном положении тела, опираясь о воду основными гребущими поверхностями рук и ног (воспитание «чувства воды»). Последовательное изучение элементов техники плавания служит основой качественного освоения способа плавания в целом (Рис. 1).
3. Закрепление и совершенствование техники плавания
На этом этапе степень владения техникой способа плавания доводится до прочного автоматизированного навыка. В результате занимающиеся овладевают умением ритмично выполнять гребковые движения совместно с дыханием и, таким образом, проплывать намеченные расстояния без искажения техники плавания [7].
Содержание программы обучения определяют следующие условия:
- Цели и задачи, которые ставятся в курсе обучения плаванию;
- Продолжительность курса обучения;
- Контингент занимающихся, их возраст и подготовленность;
- Условия для занятий.
Рис. 1 - Этапы начального обучения плаванию
Все перечисленные условия тесно связаны между собой. Так, продолжительность обучения зависит от задач, которые ставятся в курсе обучения, контингента занимающихся и условий для занятий. В свою очередь, данные задачи зависят от возраста и подготовленности занимающихся, продолжительности курса и условий для занятий [3].
Продолжительность курса обучения, количество занятий в неделю, продолжительность каждого занятия определяют содержание программы обучения. Таким образом, успешность обучения плаванию определяют следующие основные факторы:
1) Соответствие программы обучения возрасту и подготовленности занимающихся.
2) Возраст и плавательная подготовленность занимающихся.
3) Особенности телосложения и физическая подготовленность.
4) Условия для занятий.
5) Квалификация преподавателя.
Цель и задачи, которые ставятся в курсе обучения, а также контингент занимающихся, определяют выбор способа плавания для начального обучения.
Обучение плаванию детей необходимо начинать сразу с техники спортивного плавания, потому что:
1) возрастные особенности телосложения и физическая подготовленность позволяют быстро и качественно овладеть техникой спортивных способов плавания;
2) огромные контингенты юных пловцов – продукция массового обучения – являются потенциальным резервом для отбора в спортивное плавание;
3) предварительное обучение облегченным способам и последующее переучивание спортивной технике занимает больше времени;
4) дети быстро теряют интерес к обучению непрестижным, неспортивным способам плавания. [13].
Поэтому в программах по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений предусматривается массовое обучение детей одновременно двум способам, сходным по структуре движений – кролю на груди и кролю на спине. Это позволяет увеличить качество упражнений, изменить условия их выполнения в положении на груди и на спине, что содействует положительному переносу двигательного навыка, повышая эффективность обучения.
Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности воздействия упражнений, их дозировки возрастным и половым особенностям занимающихся.
Умение находить оптимальное соответствие для каждого конкретного случая определяет квалификацию педагога [5].
Образовательный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основными принципами физического воспитания, принципами воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности. Для успешного обучения плаванию необходимо соблюдать основные педагогические принципы, отражающие методически закономерности обучения и воспитания, принципы сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.
Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоения навыка плавания. При обучении плаванию пользуются тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими [29].
1. Словесные методы. Используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и другие, педагог помогает ученикам создать представления об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь учителя повышает эффективность применения этих методов.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слова, помогает решению учебных и воспитательных задач, показывает отношение учителя к делу, ученикам, стимулирует их активность, уверенность, интерес.
В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность охладиться.
2. Наглядный метод. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения и одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям.
К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и кинокольцовок, применение жестикуляции.
3. Практические методы. Они включают в себя такие методы, как метод упражнений, соревновательный, игровой и другие.
Метод упражнений характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на уроке, их сложности, количество повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями. Изучение техники плавания проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, то есть применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом [50].
Соревновательный и игровой метод. Эти методы имеют много общего, они широко применяются при наглядном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.
Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей; 2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство. Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию воли, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне [46].
Игровой метод. Для него характерны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемых в рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и другие. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплине, умения подчинять свои желания интересам коллектива [34].
Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых уроков плавания (См. приложение 2).
Таким образом, успех обучения определяется комплексным применением системы трех групп методов: словесных, наглядных, практических. В каждом конкретном случае критерием эффективности обучения являются соответствие их:
1) задачам обучения и специфике учебного материала;
2) возрасту и подготовленности учеников;
3) условиям занятий;
4) квалификации специалиста физической культуры и спорта [49].
В практике обучения плаванию используются различные методики, отличающиеся в первую очередь, продолжительностью обучения. Так Булгакова предлагает 12 часовую программу.
Для подбора и разработки эффективной методики обучения плаванию необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В следующих разделах мы рассмотрим анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.2. Особенности строения и функций организма детей 7 – 8 лет
Физическое развитие – закономерный процесс измерения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состояние его здоровья, наследственными факторами и условиями жизни. Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет школьников первых трех классов, то есть учащихся начальной школы. В это время развиваются и совершенствуются те физиологические механизмы, которые сформировались в процессе полуростового скачка [22].
Прежде чем дать практические рекомендации по проведению занятий с учащимися начальной школы, необходимо уточнить представления о возрастных особенностях ребенка, от которых в значительной степени зависят способы выполнения упражнений и их подбор.
Вместе с ростом у ребенка изменяются интенсивность работы внутренних органов. Но на протяжении нескольких лет подряд изменения эти сравнительно незначительны. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Поэтому может случится, что, например, ребенок 8 лет развит как 10-летний и обладает всеми особенностями этого возраста и наоборот [44].
Для детей в возрасте 7 – 8 лет характерной чертой является относительно равномерный процесс роста и развития опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна.
Ежегодная прибавка в росте составляет 4 – 5 см, масса тела 2 – 3 кг, окружность грудной клетки 1,5 – 2 см, то есть длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 лет.
Исследования показали, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах [44].
У детей 7 – 8 лет основная масса скелетных мышц состоит из волокон одного типа, который характеризуется преобладанием аэробной энергетики, связанной с процессами окисления в митохондриях. Концентрация и активность ферментов, отвечающих за окислительные процессы в мышцах, также очень высоки. Морфологическая структура мышц такова, что каждое волокно близко соприкасается с капиллярами, доставляющими в мышцы кровь, а с ней кислород и питательные вещества.
Высокая потребность в кислороде характерна не только для мышечной ткани, но и для тканей внутренних органов и мозга.
Мышцы детей имеют тонкие волокна в своем составе лишь необходимое количество белка и жира. В развитии мышц отчетливо наблюдается гетерохронизм: одни мышцы в своем развитии обгоняют другие, так, крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие, глубокие мышцы спины, обеспечивающие позу, в этот период отстают в своем развитии. Это создает предпосылки для нарушения осанки детей. Неправильная поза за партой, привычка читать лежа легко вызывает в этом возрасте различные нарушения осанки. В профилактики подобных нарушений большое место отводится физическим упражнениям и играм [44].
В этот период большинство органов достигают полного функционального развития. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда [23;33]
Немалую роль в этом возрасте играет увеличение ударного объема сердца и резервных объемов дыхания. Сердечная мышца у детей относительно слабее, ударный объем сердца меньше, чем у взрослых, поэтому усиление сердечной деятельности происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Вместе с тем сердце ребенка обильно снабжается кровью благодаря широкому просвету коронарных сосудов, невысокому кровяному давлению и эластичностью артерий, чем объясняется выносливость сердечной мышцы и высокая интенсивность ее работы. Обычные для этого возрастного периода нарушения ритма сердечных сокращений и непостоянство кровяного давления относится к нормальным возрастным особенностям и ничего общего с патологией не имеет.
У детей младшего школьного возраста преобладает грудной тип дыхания. Грудная клетка приподнята, ребра при дыхании не могут опускаться так низко, как у взрослого. Поэтому ребенок получает необходимое количество кислорода благодаря учащенному дыханию. Этим объясняется длительная физиологическая гипервентиляция легких, которая способствует усиленному выделению воды из организма в виде паров, помогая работе кожи, почек и удалению углекислоты. Значительно увеличивается жизненная емкость легких [48;21;42]
В данный возрастной период наблюдается повышенная величина минутного объема дыхания (МОД) на один килограмм веса тела в покое. Она составляет 160 – 170 мл/кг.
Потребность в интенсивной вентиляции легких связана в это время построением и развитием тканей и увеличением массы тела.
Среди факторов, обеспечивающих резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика. У детей очень высокие необходимые, ежедневные энергозатраты. Это связано с повышенной двигательной активностью и с меньшей экономичностью многих физиологических процессов. Затраты на рост, даже в периоды ускоренного роста и развития составляют 4 – 5 % от суммарных суточных энергозатрат. Резервные энергетические возможности невелики, то есть более интенсивный энергетический обмен у детей препятствует накоплению в их тканях значительных запасов энергетических субстратов [15].
Одним из важнейших факторов меньшей надежности функций детского организма является организация физиологических функций и, прежде всего, незрелость регулирующих систем организма (нервной и эндокринной). У детей любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой почти всех органов и систем, и цена адаптивности к изменению внешних условий особенно велика. По мере адаптации к школьным условиям у большинства первоклассников напряжение физиологических функций снижается. Однако к концу учебного года накапливается утомление, и напряжение оказывается чрезмерно большим. У них могут возникнуть разнообразные функциональные нарушения, понижение физиологической работоспособности, задержка роста, снижение иммунобиологических защитных свойств, повышенная заболеваемость [22].
В период от 7 до 8 лет существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, продолжается дальнейшее формирование ассамблей нервных клеток, с которыми связано осуществление интерактивных процессов. В корково-подкорковом взаимодействии главенствует кора. Кора – тормоз по отношению к подкорковой структуре, и усиление ее влияния способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, концентрируемости и осмысленности поведения. Вместе с тем, кора – организатор и регулятор высших нервных функций и поведенческих реакций, и потому ее созревание и рассматриваемый момент приводит к выраженным перестройкам в нейрофизиологических механизмах, ответственных за восприятие внешней информации и произвольную регуляцию функций. В течение младшего школьного возраста усиливается вовлечение в процесс восприятия любых отделов коры больших полушарий, создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. Интенсивно развивается и совершенствуется двигательный анализатор в коре головного мозга [32].
Возрастные особенности моторики в значительной степени обуславливаются функциональными возможностями вегетативных систем организма. Двигательный аппарат детей младшего школьного возраста приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, переносят хуже. Большие мышечные усилия для детей этого возраста применяются реже и должны строго дозироваться. При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении.
Таким образом, для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
С физическим развитием теснейшим образом связано и психическое формирование личности, и оба эти процесса взаимосвязаны [41].
1.3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
При обучении и воспитании младших школьников наряду с многофункциональными особенностями их возраста важно учитывать и психические особенности. Об особенностях психического развития судят на основании трех групп психических явлений:
- психические процессы (ощущения, восприятия, представления, память, мышление – познавательные; эмоции – эмоциональные; воля – волевые);
- психические свойства личности (темперамент, характер, способности, потребности, мотивы);
- психические состояния (монотония, утомление, стресс, напряженность) [1].
Важнейшая роль в обеспечении адаптивного взаимодействия организма со средой принадлежит центральной нервной системе. Большая возбуждаемость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов. Значительное развитие получают и такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуются еще малой устойчивостью, что обуславливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Ведущим компонентом внимания и включения механизмов анализа и обработки информации является эмоциональная значимость сигнала, что важно учитывать при разработке методик обучения [4].
Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяют восприятие и память, внимание, воображение и мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие школьника. Необходимым условием знаний является внимание. У младших школьников оно не обладает большой устойчивостью. Дети не могут длительно сосредотачиваться в силу особенностей их нервной системы. Однако условия учебной работы требуют направлять и устойчиво сохранять внимание на том, что необходимо усвоить, а не на том, что привлекает внешней необычностью.
Установлено, что к этому возрасту дети обладают достаточно развитыми процессами восприятия, но управлять ими не умеют. К основным особенностям восприятия и поведения детей 7 – 8 лет относится высокая эмоциональность и легкая возбудимость, что проявляется как в движениях, так и в речи. Поэтому игровой метод с его эмоциональностью и динамизмом является основной формой работы с детьми. Ребенок быстро теряет интерес к разучиваемому упражнению, если оно не получается сразу, вызывая отрицательные эмоции. Высокая эмоциональность занятий обеспечивают устойчивое внимание. И наоборот, длительные монотонные занятия ведут к потере интереса к занятиям и ухудшению послушаемости детей.
Направленное усвоение учебного материала младшими школьниками сопровождается также совершенствованием памяти. В этом возрасте показатели памяти изменяются разнонаправлено: увеличивается степень запоминания и объем памяти с формированием и усложнением обеспечивающих ее мозговых механизмов, увеличением работоспособности мозга.