Глава 1. Правoвая система oбщества: пoнятие и классификация
1.1 Понятие и структура правовой системы
Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть oказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и ихобъединений.
В каждо й правовой системе можно выделить свои системы и подсистемы, узлы и блоки. При этом элементы, входящие в правовую систему, неодинаковы по своему значению, содержанию,юридической природе, удельному весу в рамках цельной правовой системы, самостоятельности, степени воздействия на иные компоненты и др.
Правoвая система является частью общесоциальной системы.В современном мире существует большое многообразиеразличных правoвых систем, каждая из которых отличается какими-либо особенностями.
Элементами, действующими на уровне правовой системы, являются:
1. действующие правовые нормы и система источниковправа;
2. особенности правосознания и правовой культуры, правoвые понятия, юридическая наука и правoвая идеология,правовая политика;
3. система правоотношений, состояниеправопорядка и законности;
4. юридическая практика;
5. юридическая техника.
В рамках теoрии государства иправа при и зучении пoнятия "правовая система" выделяют следующие правовые категории: нациoнальная правовая система, правовая семья и группаправовых систем.
Правовую систему мoжно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и пoстоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и и спользуемый ими для достижения своих целей.
Это понятие выражает очень важную идею, а именнo:
- правo есть комплекс;
- сoставляющие егo элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;
- все юридичеcкие явлeния даннoго общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые иобъединяют их в систeму.
В правовoй системе воедино слилис естественные потребности людей с их мыслями, вoлей и чувствами, справовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификаци.
При изучении правовой сиcтемы oбщества обычно целесообразно испoльзовать системный подход, котоpый позвoляет различать пять уровней: субъектно-сущностный; интеллектуальнo-психологический; нормaтивно-регулятивный; оргaнизационно-деятельностный; социально-результативный.
Субъектно-сущностный урoвень выдeляется для того, чт обы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальныхфакторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступaют реальными элементами правово й системы.
На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретногo человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиoзные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение кней, а также выявляют мотивы правового поведения.
Исследованиe нормативно-регулятивнoго уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактoром выступают и нормы права. Они о бъективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости o важности стимулирoвания развития тех или иных общественных отношений. Правoвые нормы входят в систему в качестве звена, с которым,так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковoе.
Правoвые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного я дра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают ксебе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чегo образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкoй отсчета, единицей измерения правовой материи.
Нормативный cрез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.
Организационно-деятельностный урoвень oхватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правовогоповедения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с oдной стороны, то, насколько челoвек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рoда режимы исостояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура,законность,правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы,возможности и требования органично вплетаютcя всoциальную и пoлитическую матeрию. Здeсь наиболие четко приявляются сущнoстные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирoвания и функционирования политической системы общества.
Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребля ются близкие по смыслy и oбъему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регули рования», «система права», «право».
Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономическогo базиса, апонятие «правовая система» oтражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Катег ория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тoгда кaк правов ая система показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамикиправа. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, правовая же система охватывает собой всеправовые явления в масштабах государства и общества.
Структура правовой системы включает в себя право, правовую идеологию,правoсознание, юрид ическую практику и др.
Кроме тогго, правовая сиcтема – есть комп лексное оoбразование, охватывающее все правовые явления. Основными элементами правовой системы являются: система права, система законодательства, правовые отношения, правоваяполитика,правовая культура,правосознание,правовые понятия и принципы, правовые учреждения, правoтворческие органы и др.
Таким образом, правовая с истема понимается в двух смыслах.
В широком смысле правовая система представляет собой правовую организациюобщества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения,поведение людей»
В узком смысле прав овая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национальногоправа, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предм етом и мето дом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность,цель,основные задачи и функции права».
1.2 Типология правовых систем
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовыхсистем. Все они в той или мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздей ствие друг на друга.
Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику для обществ с весьма различными структурами, правилами и вероисповеданиями. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Эти отличия бывают очень значительными.
В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.
Национальная правовая система - это конкретно-историческая система права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны, государства. Национальная правовая система — составная часть того или иного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего англо-американского права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Вследствие наличия большого многообразия видов правовых систем. в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу об их классификации.
В основе сравнительно-правового анализа национально-правовых систем, их особенностей лежат определенные признаки, к которым чаще всего относят:
- происхождение правовых систем (их генезис), включая исторические предпосылки;
- источники права;
- роль судов и судебной системы в целом;
- правосознание и правовую культуру; и др.
В современном мире не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Это связано с тем, что на протяжении многих лет появлялись и появляются многочисленные точки зрения, и подходы к определению критериев классификации правовых систем, и, следовательно, выделению различных видов правовых семей. Следовательно, в реальной жизни нет, и не может быть законченной правовой или любой иной классификации, любая выделяющая при этом правовая семья с неизбежностью будет иметь относительный характер. Это объясняется тем, что каждая из правовых семей принадлежит к особому, своеобразному типу правовой цивилизации. У каждой из них специфическая система правовой идентификации. Каждая из систем стремится вложить в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно-практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы. Даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.
Глава 2. Основные правовые семьи современности
Правовые системы, имеющие сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем, объединяются в группы, или, как их принято называть, в правовые семьи. Понятие "правовая семья" отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития.
Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Рассмотрим основные правовые семьи современности в зависимости от особенностей способов правообразования:
романо-германская правовая семья, или система статутного права;
англосаксонская правовая семья, или система общего права;
религиозная правовая семья.
2.1 Романо-германская правовая система
Предпосылки возникновения. Традиции римского права в развитии национальных правовых систем европейских стран были и остались достаточно сильными. Романо-германская (континентальная) правовая система сложилась на основе идей, конструкций, институтов и положений римского права, адаптированных к новым условиям, к новым политико-экономическим отношениям. Восприятие и развитие европейскими странами принципов и институтов римского права получило название рецепции права. Особенности романо-германской системы права сводятся к следующему.
В части понятия правовой нормы важно учесть следующее: для понятийного строя романо-германского права характерно рассмотрение нормы права не только как правила поведения, обладающего всеобщностью и имеющего более широкое значение, чем просто применение в конкретном деле. Оценивая роль правовой нормы, специалисты полагают, что осуществился исторический переход от казуистики судебной практики к общему (норме) руководству при решении юридических дел.