Глава 1. Общее положение.
1.1 Правовое регулирование социальной работы в Российской Федерации.
Правовое регулирование социальной работы есть особый вид деятельности органов государственной власти, цель которой состоит в нормативно-правовом обеспечении социально гарантированных интересов и потребностей различных групп населения, создании условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию через соблюдение норм законодательства. Социальная работа и социальная защита подразумевает оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.
Цель и задачи правового обеспечения социальной работы определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относится также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, их адресность. Через правовые нормы обеспечивается приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации.
Нормативно-правовая база социальной работы определяет межведомственный характер ее деятельности, территориальную организацию, формы, методы функционирования социальных служб, государственную поддержку добровольной общественной деятельности по оказанию услуг и помощи населению.
Конституция РФ 1993 г. определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Главная задача социального государства состоит в деятельности по социальной защите всех социально-демографических групп населения и в первую очередь лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Конституция РФ в ст. 39 предусматривает право на социальное обеспечение всех граждан страны. Эта конституционная норма является основой социального обслуживания и социальной защиты населения.
Правовые документы, регулирующие вопросы социальной работы, принимаются на международном, федеральном, региональном и ведомственном уровнях. На международном уровне принимаются обязательные и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции и резолюции). Среди таких международных актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948г. , Конвенцию о правах ребенка 1989г ., Конвенцию о правах инвалидов 2006г . и др.
Федеральное законодательство о социальной защите граждан сложилось в основном к 2000-м годам. Предложивший, классификацию социального законодательства В.М. Капицын разграничивает его общесоциальные, адресные и специальные законодательные акты. Первые имеют отношение ко всем гражданам страны в целом (пенсионное законодательство). Вторая группа законов регулирует социальную работу с определенными категориями граждан (Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N181-ФЗ , Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N178-ФЗ )
На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов Федерации. К ним относятся: Закон Тверской области от 29.12.2004 № 78-ЗО «О многодетной семье в Тверской области и мерах по её социальной поддержке» ; Закон Тверской области от 14.07.2007 № 6-ЗО «Об организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области» и многие другие.
1.2 Семьи «группы риска» как объект социальной работы
О семье стали говорить с VIII–IX вв. Семья, первоначальный и наиважнейший воспитательный институт, связь с которым человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Семья – это зарождение начала внутренних духовных достоинств и морали человека, становление этических норм и правил поведения, принятие на себя ответственности за свои поступки, проявляются внутренний душевный мир и индивидуум качества личности. Семья увеличивает чувство собственной ответственности за воспитание детей, укрепляет новые оценочные категории – авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. Таким образом, в семье наблюдается изначальная социализация ребенка.
Исследователи А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, З.А. Янкова определяют, что семья – единый в собственном роде социальный институт проводник между человеком и государством, которая передает ценности от поколения к поколению, психологическое укрытие человека от образующихся столкновений его с окружающей средой, помогает оживить его внутренние душевные силы и эмоциональный баланс. Семья физическое и духовное воспроизведение населения, передача культурных традиций.
По определению современного социолога А.Г. Харчева , семья – исторически точная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или же родственными связями, совместным ведением домашнего хозяйства, взаимной моральной ответственностью.
Так, А.Г. Харчев рассматривает следующие основные функции семьи:
- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения, продолжение рода, только в семье рождаются дети);
- воспитательная (социализация поколения подростков, передача знаний,
опыта, норм, ценностей, образование для детей);
- хозяйственно-бытовая (вместе ведет быт, заботится об уюте в доме, обучение жизни в семье, поддержание здорового образа жизни членов семьи, уход за детьми и пожилыми родителями);
- социально-статусная (представление определенного социального статуса членам семьи, положение в обществе);
- экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);
- сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);
- досуговая (семья вместе проводит выходные, планирует совместный отпуск);
- эмоциональная (обретение спокойствия и уверенности, получение психологической защиты и поддержки, любви);
- сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей).
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей.
В собственных работах профессор, доктор педагогических наук М.А. Галагузова предложила комплексную классификацию семей. Данная классификация выделяет четыре категории семьи, относящиеся к социальной работе с семьями, отличие которых по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому): благополучные семьи, семьи «группы риска», неблагополучные семьи и асоциальные.
Благополучные семьи благоприятно справляются с собственными функциями, не нуждаются в помощи специалистов социальной службы, так как за счет адаптивных способностей, которые базируются на материальных, эмоциональных и прочих внутренних ресурсах, быстро приспосабливаются к нуждам собственного ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В невольном происхождении проблем им достаточно помощи и поддержки в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи «группы риска» характеризуются присутствием определенных отклонений от норм, семья, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более иных склонны к совершению преступлений.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в определенной сфере жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Работа социального работника с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Семья «группы риска» рассматривается в каждой группе данной типологии – малообеспеченные семьи, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми инвалидами, семьи военнослужащих, то есть семьи, которые при наличии определенных факторов, могут в первую очередь оказаться в социально опасном положении.
Таким образом, по определению доктора исторических и философских наук, профессора Е.И. Холостовой семья «группы риска» – это категории людей чье социальное положение по тем или иным причинам не имеет стабильной постоянности, которым почти неосуществимо в одиночку преодолеть затруднительные обстоятельства, возникшие на их жизненном пути, способные в результате привести их если не к биологической смерти, то к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
Классификация доктора психологических наук С.А. Беличевой раскрывает причины проблем семей:
- социально-экономические: нерегулярные доходы, низкий материальный достаток семьи;
- социально-педагогические: родители, не достигшие совершеннолетия, низкая педагогическая компетентность родителей, отсутствие ориентированных ценностей в семье;
- социально-психологические: неполные семьи, в которых два и более детей, наличие в семье детей со склонностью к суициду, проявление незавершенного суицида, наличие в семье несовершеннолетних с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации, семьи, в которых есть дети, состоящие на учете в органах системы профилактики, проявление нарушений детско-родительских отношений, проявление деструктивных эмоционально конфликтных отношений супругов, наличие в семье осужденных членов семьи, в том числе с отсрочкой исполнения наказания, отбывающих наказание, либо освободившихся из мест лишения свободы;
- медико-социальные: наличие членов семьи с хроническими заболеваниями, инвалидностью, наличие членов семьи с алкогольной, наркотической зависимостью.
1.3 Нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьями «группы риска».
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми;
3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) .
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.
Разработаны и приняты следующие законы: ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ , Постановление Правительства РФ от 04.08.2006 N 472 (ред. от 19.11.2020) "О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации" , Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2020 года № 2260-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2021 год" и другие.
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа "Дети России", в которую входят шесть целевых программ: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Развитие индустрии детского питания", "Планирование семьи". Целью федеральной программы является создание условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение – Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.
Служба семьи – один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).
Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России. Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г . Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
В России разработано много программ, на оказание помощи и поддержке семьям «группы риска». С такими семьями работают многие подразделения социальных учреждений. Социальные работники устраняют факторы риска, воздействующие на семью. Но этого не достаточно для решения всех проблем с семьями группы риска.
Основными принципами социальной работы с семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;, соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми, обоснованное использование власти и контроля, учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
Социальное обслуживание семьи – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система социального обслуживания имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров и вследствие этого помощь оказывается далеко не во всех случаях возникновения проблем.
Низкая информированность населения об их правах влияет на общество в целом, но сильнее всего от этого страдают семьи группы риска и нуждающиеся в помощи объекты.
1.4 Методы и формы социальной работы с семьей «группы риска»
Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный этап в деятельности специалиста по социальной работе. Как отмечалось выше, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по исправлению этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы.
Для организации работы специалисту необходима определенная информация: информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.); специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.). Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.
Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье. Через запросы специалиста по социальной работе осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т.д.
Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются карты семьи, позволяющие организовать работу по территориальному принципу. В дальнейшем в карты вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей. Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей, находящихся в социально опасном положении.
Основными методами сбора информации являются:
- беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);
- наблюдение;
- официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
- анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
- анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи .
Для подтверждения достоверности информации необходимо обратиться к другим, "неофициальным" источникам. Предварительно следует определить круг вопросов, требующих прояснения, и оформить их в виде плана беседы. Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе – желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.
В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ИДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем.
Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.
Постановка социального диагноза. Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов. Специфика их деятельности на данном этапе заключается:
- в проведении специалистами аналитической работы, направленной на установление причинно-следственных связей между социальными явлениями и проблемами конкретной семьи;
- в осуществлении дополнительной диагностики.
Аналитическая деятельность специалиста основывается на знании о полиэтиологическом (многопричинном) характере социальных проблем. Та или иная проблема в разных семьях может быть вызвана воздействием различных факторов (как по отдельности, так и в совокупности), поэтому эффективность практической работы во многом определяется тем, насколько точно были определены дестабилизирующие факторы, причины возникновения той или иной проблемы до начала практической работы с семьей.
Для проведения анализа необходимо определить содержание таких понятий, как проблема, показатели проблемы и возможные причины проблемы.
Под социальной проблемой мы понимаем социальное явление, которое деструктивным образом влияет на процесс функционирования семейной системы. Показателями могут быть как объективные характеристики, так и субъективное восприятие членов семьи специалистом, проводящим диагностику.
Определение причин возникновения проблемы к примеру таких как: медико-биологические факторы: группа здоровья; наследственные причины; группа здоровья; врожденные свойства; нарушения в психическом и физическом развитии; условия рождения ребенка; заболевания матери и ее образ жизни; травмы внутриутробного развития ; социально- экономические: многодетные и неполные семьи; несовершеннолетние родители; семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе, позволяет, во-первых, выстраивать работу с учетом особенностей каждой конкретной семьи, во-вторых, сузить сферу деятельности, что не может не отразиться на эффективности использования имеющихся ресурсов и работы в целом. Специалисту, приступающему к аналитической деятельности, необходимо иметь определенные ориентиры, знать возможные дестабилизирующие факторы. Проверив действенность каждого из них, он будет иметь возможность восстановить механизм возникновения проблемы в данной семье и, следовательно, приступить к работе над ней.
Практическая деятельность позволяет выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
1. Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
2. Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной жизненной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попыт