Российский Парламент, в своем нынешнем облике, функционирует относительно небольшой промежуток времени - с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней. Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что он далеко не совершенен и не является Парламентом, работа палат которого оказывается наиболее продуктивной и полезной для государства.
Сегодня, несмотря на существование законодательной базы посвященной различным, связанным с деятельностью Российского Парламента аспектам, совершенно ясно, что этого регулирования недостаточно – так многие вопросы вообще не закреплены в законодательстве.
Конституция РФ определяет правовой статус Государственной думы Федерального Собрания РФ. Согласно ст. 5 Конституции, Государственная Дума РФ является нижней палатой Федерального Собрания России. В российской парламентской практике, учитывающей опыт зарубежных стран по формированию и функционированию парламентов, имеется собственная специфика. Согласно ей, в структуре высшего законодательного органа страны, формируются и действуют два вида депутатских объединений: фракции, формируемые на основе избирательных объединений, прошедших в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и депутатские группы, образуемые депутатами, не вошедшими во фракции.
Правовой статус Государственной Думы - это один из видов специальных статусов, которыми наделяются лишь определенные категории граждан ввиду особенности их положения и рода деятельности. Специальные статусы имеют свою специфику: дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные текущим законодательством, что выделяет депутатов Государственной Думы среди других государственных служащих и граждан Российской Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что поиск оптимального баланса интересов личности, общества и государства настоятельно требуют совершенствования как процедуры формирования законодательной (представительной) власти, так и повышения качества и эффективности ее деятельности.
Теоретическая разработанность темы. Вопросам народовластия, парламентаризма, организации и деятельности представительных (законодательных) органов власти на федеральном и региональном уровнях посвящены исследования С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, П.А. Астафичева, М.В. Баглая, А.А. Безуглова, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, О.Н. Булакова, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, В.Д. Горобца, И.В. Гранкина, Л.А. Григоряна, И.Г. Дудко, А.В. Зиновьева, М.Ю. Зубарева, В.Т. Кабышева, А.Т. Карасева, Е.И. Колюшина, Г.Н. Комковой, Е.И. Козловой, А.И. Козлова, А.Н. Кокотова, И.А. Кравца, В.И. Крусса, О.Е. Кутафина, М.И. Кукушкина, В.А. Лебедева, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепян, В.Н. Руденко и д.р.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере политико-правовой организации Федерального Собрания Российской Федерации и его конституционно – правовой статус.
Предметом исследованиявыступает конституционно – правовое регулирование статуса и деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Цельюданного исследования являетсяанализ конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ, порядка формирования и деятельности палатпарламента России
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
? раскрыть историю становления и развития парламентаризма в России;
? рассмотреть функции и место парламента в системе органов государственной власти;
? проанализировать порядок формирования и срок полномочий палат;
? обосновать структуру палат;
? выявить проблемы развития парламентаризма в современной России;
? освятить порядок деятельности парламента.
Методология исследования. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: метод сравнительного анализа; синтеза юридических норм; исторический метод; формально - юридический метод. Исторический метод позволяет проанализировать эволюцию становления исследуемого правового института. Формально - юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний. С помощью метода сравнительного анализа проводилось сравнение исследуемого института с другими институтами права.
Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституции отдельных зарубежных стран, нормативно-правовые акты Российской Империи и советского периода.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа, состоит из введения, заключения,трех глав разделенных на шесть параграфов и списка использованной литературы и законодательных источников, которые применялись в ходе исследования.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме.