Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика совершенствования техники блокирования в волейболе (на примере женкой студенческой волейбольной команды)

kisssaaa0721 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.09.2021
Проблема исследования: какой должна быть методика совершенствования техники блокирования у волейболисток, в период их обучения в вузе. Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики совершенствования техники блокирования волейболисток. Объект исследования. Техническая подготовка женской студенческой волейбольной команды. Предмет исследования. Методика совершенствования техники блокирования волейболисток. Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение в процессе технической подготовки разработанной нами экспериментальной методики, позволит повысить качество и эффективность выполнения блокирующих действий волейболистками. Задачи исследования: 1. Изучить проблему совершенствования техники блокирования в женском волейболе, в том числе в студенческих волейбольных командах, с учетом возрастных особенностей, на основе анализа литературных источников. 2. Выявить исходные показатели техники блокирования волейболисток контрольной и экспериментальной групп. 3. Разработать методику совершенствования техники блокирования волейболисток. 4. Изучить показатели техники блокирования волейболисток контрольной и экспериментальной групп в конце исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математическая статистика. Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики тренировки в волейболе новой информацией о вариативном подходе к подбору средств и методов совершенствования техники блокирования волейболисток входящих в состав студенческих сборных команд. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов с женскими студенческими командами, вспомогательным методическим материалом для тренеров по волейболу. Апробация результатов исследования происходила на межвузовских, республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях: - Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма». Тема доклада «Применение комплексов упражнений для развития прыгучести у волейболисток 14-15 лет» (г. Казань, 24 апреля 2020 года). - XVI (XLVIII) Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей». Тема доклада «Методика совершенствования техники блокирования в волейболе» (г. Кемерово, 22 апреля 2021 года). - IX Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма» посвященной Году науки и технологий РФ. Тема доклада «Методика совершенствования техники блокирования в волейболисток (на примере женской студенческой волейбольной команды академии) (г. Казань, 23 апреля 2021 года). Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений и акта внедрения. Текст работы изложен на 61 страницах, содержит 10 таблиц, и 9 рисунков. Список литературы содержит 64 источников, из них 16 – зарубежных авторов.
Введение

Актуальность исследования. Волейбол – это один из сложнейших видов спорта в плане подготовки квалифицированных спортсменов. Данный вид спорта является сложно ситуационным, так как основная часть проходит в обстановке постоянно возникающих разнообразных сложных игровых ситуаций с большим разнообразием условий игровой деятельности. Так же не исключается сложно координационный характер игры, так как волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, падения, прыжки и другие действия в процессе всей игры. В связи с тем, что технические ошибки штрафуются судьей, можно отнести волейбол так же к сложно техническим видам спорта. Волейбол состоит из следующих элементов: подача, прием, пас, нападающий удар и блокирование. В среднем за матч волейболистам необходимо выполнить: подач 190-200; приемов подач 190-210; вторых передач 220-240; нападающих ударов 180-210; блокирований нападающего удара 180-210; приемов нападающих ударов 80- 100 (всеми игроками) [22]. По мнению К.К.Маркова, один из важнейших технических приемов в волейболе является блокирование нападающих ударов, без которого современный волейбол не может существовать ни с точки зрения напряженности соревновательного содержания, ни как зрелищная спортивная игра [27]. Блок – это технический прием защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара или подачи противника. Надежность защитных действий волейболисток и команды определяется техническим и тактическим умением отдельных спортсменок и правильной организацией взаимодействий игроков [25]. Сегодняшний уровень студенческого волейбола требует поиска эффективных средств и методов спортивной тренировки, позволяющих значительно повысить процесс технической подготовки спортсменов в современных условиях вуза [23]. На основании анализа научно методической литературы, проведенные нами, мы выявили, что данному вопросу, методики совершенствования блокирования волейболисток в литературных источниках крайне мало количество работы. Однако вопросами совершенствования техники и повышения спортивного мастерства юных и квалифицированных волейболисток занимались ученые A.B. Беляев, Ю.Д. Железняк, A.B. Ивойлов, В.В. Костюков, Ю.Н. Клещев, М.В. Савин, A.B. Чачин [5, 14,18,23,24, 43].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7 1.1. Особенности физической подготовки студенток ………………………….7 1.2. Анализ технико-тактических действий в волейболе …………………….10 1.3. Анализ техники блокирования …………………………………………….14 1.4. Техника индивидуального и группового блокирования …………………17 Заключение по I главе 22 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24 2.1. Методы исследования 24 2.2. Организация исследования 26 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28 3.1. Исходные показатели физической и технической подготовленности волейболисток 28 3.2. Методика совершенствования техники блокирования волейболисток …………………………………………………………………………………….31 3.3. Изучение показателей физической и технической подготовленности волейболисток в конце эксперимента 39 Заключение по III главе. 46 ВЫВОДЫ 48 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51 ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Педагогика, 1974 – 280 с. – Текст : непосредственный. 2. Бар-Ор, О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреев. – Киев: Олимп. лит., 2009. – 528 с. – Текст : непосредственный. 3. Беляев, А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ А.В. Беляев. – Москва: Всероссийская Федерация Волейбола, 1995. – 56 с. – Текст : непосредственный. 4. Беляев, А. В. Волейбол: учебник для вузов / А. В. Беляева, М. В. Савина. – Москва : Физкультура и спорт, 2006. – 360 с. – Текст : непосредственный. 5. Беляев, А. В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А .В. Беляев, Л. В. Булыкина. – Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 3. – С. 37–38. 6. Виноградов, Г. П. Специфические особенности женского организма / П. Г. Виноградов. – Москва : Современный спорт, 2009. – С. 295–297. – Текст : непосредственный. 7. Волейбол / под редакцией Ю. Н. Клещёва. – Москва : Физкультура и спорт, 1983. –93 с. – Текст : непосредственный. 8. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков – Киев : Олимпийская литература, 2012. – 296 с. – Текст : непосредственный. 9. Выготский, Л. С. Психология / С. Л. Выготский. – Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. – Текст : непосредственный. 10. Голомазов, В. А. Волейбол в школе / В. А. Голомазов, В. Д. Ковалев, А. Г. Мельников. – Москва : Просвещение, 2011. – 110 с. – Текст : непосредственный. 11. Григорьев, В. А. Особенности перемещения волейболиста в групповом блокировании / В. А. Григорьев, Л. В. Булыкина, А. Ю. Григорьева. – Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 4. – С. 69–70. 12. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. – Москва : Физкультура и спорт, 1970. – 151 с. – Текст : непосредственный. 13. Железняк, Ю. Д. Волейбол : методическое пособие по обучению игре / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин. – Москва : Терра-спорт, 2005. – 112 с. – Текст : непосредственный. 14. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры : Техника, тактика, методика обучения : учебник, рекомендованный УМО / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др. – Москва : Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2012. – 520 с. – Текст : непосредственный. 15. Жомин, К. М. Морфофункциональная характеристика и физическая подготовленность студенток в зависимости от физкультурно-спортивной деятельности / К. М. Жомин, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман. – Текст : непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 63–67. 16. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 2012. – 300 с. – Текст : непосредственный. 17. Ивойлов, А. В. Волейбол / А. В. Ивойлов. – Минск : Высшая Школа, 1979. – 192 с. – Текст : непосредственный. 18. Игнатенкова, М. Ю. Дифференцированная методика приоритетного использования средств волейбола в группах спортивного совершенствования студенток педагогических вузов : специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Игнатенкова Марина Юрьевна. – Смоленск : Смоленский государственный институт физической культуры, 2002. – 21 с. – Текст : непосредственный. 19. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов – резерва спорта высших достижений. Этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования : монография / Ф. А. Иорданская. – Москва : Советский спорт, 2011. – 140 с. – Текст : непосредственный. 20. Книжков, А. Н. Волейбол : учебно-методической пособие для учителей физической культуры, студентов вузов, тренеров и судей по волейболу / А. Н. Книжков. – Нижневартовск, 2012. – 144 с. – Текст : непосредственный. 21. Клещев, Ю. Н. Юный волейболист / Ю. Н. Клещев, А. Г. Фурманов. – Москва : Физкультура и спорт, 1979. – 231 с. – Текст : непосредственный. 22. Клещев, Ю. Н. Волейбол (Школа тренера) / Ю. Н Клещев. – Москва : Физкультура и спорт, 2005. – 399 с. – Текст : непосредственный. 23. Костюков, В. В. Пляжный волейбол : тренировка, техника, тактика : учебное пособие / В. В. Костюков. – Москва : Советский спорт, 2005. – 156 с. – Текст : непосредственный. 24. Котов А. В. Методики обучения техническим приемам в волейболе : метод. рекомендации / A. B. Котов. – Могилев: УО «МГУ им. A. A. Кулешова» 2009. – 60 с. 25. Коренберг, В. Б. Надежность / В.Б. Коренберг // На рубеже XXI века. Год 2004-й. Научный алманах. Том VI. Малаховка : МГАФК, 2004. С.-311-328. . – Текст : непосредственный. 26. Котов, А. В. / Методики обучения техническим приемам в волейболе : метод. рекомендации / A. B. Котов. – Могилев: УО «МГУ им. A. A. Кулешова» 2009. – 60 с. – Текст : непосредственный. 27. Марков, К. К. Техника современного волейбола: блокирование: в 4 т. Т. 4. / К.К. Марков. – Иркутск : Иркутский национальный исследовательский университет, 2016. – 162 с. – Текст : непосредственный. 28. Мезенцева, Н. В. Методика подготовки волейболисток групп спортивного совершенствования к соревнованиям : монография / Н. В. Мезенцева. – Красноярск : СФУ, 2012. – 118 с. – Текст : непосредственный. 29. Назаренко, Л. Д. Физиология физических упражнений : учебное пособие рекомендованное УМО / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник. - Ульяновск, 2010. – 255 с. – Текст : непосредственный. 30. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – Москва : ООО «Издательство Астрель». 2003. – 863 с. – Текст : непосредственный. 31. Оинума, С. Уроки волейбола / С. Оинума; перевод с японского О. С. Чехова. – Москва : Физкультура и спорт, 1985. – 112 с. – Текст : непосредственный. 32. Паршакова В.М. РАЗЛИЧИЕ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ НАГРУЗОК В СПОРТЕ / В.М. Паршаков //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. - № 6. С. 106-108 33. Петухова, Т. А. Совершенствование физических качеств волейболистов-разрядников : учебное пособие / Т. А. Петухова, О. В. Ивахина. – Пенза : ПГАСА, 2001. – 22 с. – Текст : непосредственный. 34. Пономарева, В. В. Физическая культура и здоровье / В. В. Пономарева. – Москва : ГОУ ВУНМЦ, 2001. – 352 с. – Текст : непосредственный. 35. Прищепова, И. М. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / И. М. Прищепова. – Москва : Новое издание, 2006. – 416 с.: ил. – Текст : непосредственный. 36. Пустошило, П. В. Методика подготовки волейболистов студенческих команд на базе программированного обучения / П. В. Пустошило. – Текст : непосредственный // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. 37. Рахматуллин, Р. Р. Особенности занятий физкультурой и спортом у женщин / Р. Р. Рахматуллин, В. М. Крылов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 384-386. 38. Сили, Р. Р. Анатомия и физиология: в 2 кн. / Р. Р. Сили, Т. Д. Стивенс, Ф. Тейт; пер. с англ. Г. Гончаренко. – Киев : Олимп. лит., 2007. – 662 с. . – Текст : непосредственный. 39. Уэйнберг, Р. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд. – Москва, 2001. – С. 55-57. – Текст : непосредственный. 40. Фискаков, В. Д. Теоретическо-методические аспекты практики спорта / В. Д. Фискаков, В. П. Черкашин. – Москва : Спорт, 2016. – 351 с. – Текст : непосредственный. 41. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 1972. – 231 с. – Текст : непосредственный. 42. Фомин, Е. В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов : учебно-методическое пособие / Е. В. Фомин, Л. В. Силаева, Л. В. Булыкина. – Москва : Спорт. – 2018. – 192 с. – Текст : непосредственный. 43. Халтанова, Б. И. Анализ технико-тактического мастерства волейболистов студенческой лиги / Б. И. Халтанова, Я. Н. Намсараева. – Текст : непосредственный // Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте. – 2019. – С. 62-67. 44. Чачин, А. В. Взаимосвязь специальной физической и технической подготовки волейболистов 15-17 лет в процессе тренировки: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Ч. А. Владимирович.– Москва, 1998. – 157 с. – Текст : непосредственный. 45. Черных, О. В. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития игры / О. В. Черных. – Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры . – 2015. – № 9. – С. 34-37. 46. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – Москва : Гардинки, 2005. – 349 с. – Текст : непосредственный. 47. Шахлина Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л. Г. Шахлина. – Краснодар : Наук. думка, 2001. – 328 с. . – Текст : непосредственный. 48. Эрнандес, Э. Т. Техника блокирования в волейболе и пути повышения её эффективности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Э.Т.Эрнандес. – Москва, 1983. – 23 с. – Текст : непосредственный. 49. Banachowski, A. Doug Beal and other. Gold Medal Volleyball / A. Banachowski. – Pittsburgh, PA 15203-1226 USA: Sports Support Syndicate, Inc., First Edition, 1994. – 172 p. – Текст : непосредственный. 50. Brigham, B. The Man Who Invented the High-Five. The Diamond Angle (1995) / http://www.outsports.com/2013/2/26/4034108/the-man-whoinvented-thehigh-fiv. – Текст : электронный. 51. Box, A. G. High Intensity Functional Training (HIFT) andcompetitions: How motives differ by length of participation / A. G. Box, Y. Feito, C. Brown, K. M. Heinrich, S. J. Petruzzello – Текст : непосредственный // Plos one. – 2019. – Vol.14, № 3. – P. 14-28. –Text: direct 52. Davison, L. Play for Love / L. Davison. – Las Vegas : Liebe, 2014. – 121 p. – Текст : непосредственный. 53. Girginov, V. The Olympic Games explained : a student guide to the evolution of the modern Olympic Games / V. Girginov, J. Parry. – London ; New York : Routledge, 2004. – 272 p. – Текст : непосредственный. 54. Hayden, J. Beach volley Drill-book / J. Haiden, D. Dalanhese. – Lausanne – Switzerland. – FIVB, 2011. – 130 p. – Текст : непосредственный. 55. Haynes, E. The relationship between CrossFit performance and grip strength / E. Haynes, M. DeBeliso. – Текст : непосредственный // Turkish Journal of Kinesiology. – 2019. – Vol. 5, № 1. – P. 15-21. 56. Hederer, M. Volleyball techkik, training, spielspab / M. Hederer, Ch. Kolb. –Gernany, Stuttgart, 2004. – 158 p. – Текст : непосредственный. 57. Jacson, A. Exercise blood pressurre: the Function of aging / A. Jacson, J. Stateville, M. Pollock. – Текст : непосредственный // International Journal of Sports Medicine. XXII-nd World Congress on Sports Medicine. – 2012. – №6. – Р. 41. 58. Kelley G. A. Resistance training and bone mineral density in women: A meta-analysis of controlled trials / G.A. Kelley, K. S. Kelley, Z. V. Tran. – Текст : непосредственный // Am J Phys Med Rehabil. – 2001. – N 80. – Р. 65–77. 59. Pedro, J. Manuel Agostinio Preparacao fisica dos voleibolistas no periodo preparatorio / J. Pedro. – Текст : непосредственный // Revista «Treinamento desportivo». 1998. - vol. 3, №1. - P. 55. 60. Plotzke, L. Volleyball systems & strategies / L. Plotzke. – Los Angeles : USA Volleyball, Human Kinetics, 2009. – 238 р. – Текст : непосредственный. 61. Reeser, J. C. Handbook of Sports Medizine and Science volleyball / J. C. Reeser, R. Bahr. – USA : Blackwell, 2008. – 230 p. – Текст : непосредственный. 62. Sands, W. Mobility development and flexibility in youths / W. Sands, J. McNeal. – Текст : непосредственный // Strength and conditioning for young athletes: science and application. – London : New York: Routledge, 2014. – P. 132–146. 63. Vanderburgh, P. M. Gender differences in muscular strength: An allometric model approach / P. M. Vanderburgh, M. Kusano, M. Sharp [et al.]. – Текст : непосредственный // Biomed. Sci. Instrum. – 1997. – Vol. 33. – P. 100–105. 64. Wilmore, J. H. Physiology of sport and exercise / J. H. Wilmore, D. L. Costill. – Champaign, IL: Human Kinetics, 2004. – 726 p. – Текст : непосредственный.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Особенности физической подготовки студенток Физическая культура и спорт играют огромную роль для совершенствования физического развития студенток, повышения их работоспособности, улучшения состояния здоровья. На современном тапе в высших учебных заведениях занятие физической культурой и спортом осуществляется по государственной программе обучения, с обязательными базовыми видами спорта, в том числе и волейбол. Инна Михайловна Прищепова при анализе студенческого возраста, делает упор на знания функциональных возможностей организма студенток во время учебных занятиях, занятиях физической культурой в период обучения в вузе. В этот период наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. Поэтому при занятиях с лицами женского пола следует учитывать их особенности, чтобы не навести вред организму [35]. Условно эти особенности можно отнести к следующим составляющим: - телосложение; - силовые качества и гибкость; - психика и поведенческие реакции; - менструальный цикл; - возрастная предрасположенность к развитию двигательных качеств и спортивных достижений. Начнем с телосложения. Тренировочные занятия нужно выбирать именно по половому признаку, несмотря на одинаковое расположение мышц, как у мужчин, так и у женщин. Разница заключается лишь в том, что мужчины предпочитают развивать верхнюю часть тела – руки и плечи, в то время как девушки нижней – ноги, живот, бока и ягодицы - проблемные зоны для них [32]. Женская мускулатура состоит из гладкой мышцы (высокая выносливость, минимальное разрушение, низкая необходимость в энергии), именно поэтому при дозировке предпочтительнее упражнения с поднятием тяжести рекомендуется небольшими подходами по 10-15 раз с вовлечением в работу различных мышечных групп. А между подходами выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием, обеспечивающие активный отдых. Между мужчинами и женщинами существуют значительные различия в уровне силовых качеств, которые во многом обусловлены большим объемом мышечной массы и тощей массы тела мужчин. Бар-Ор О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения [2, 38, 62]. По утверждению Р.Р. Рахматуллина мышечная масса у женщин составляет примерно 35% от массы тела, а у мужчин 40-50%. Соответственно, у женщин сила меньше. Естественно, тренер должен обращать внимание на развития мышц плечевого пояса, рук, ног и спины [37]. Анатомические и физиологические особенности женского организма обуславливают, что у женского пола уровень гибкости выше, чем у мужчин. Особенности строения таза женщин предопределяют высокую подвижность в тазобедренных суставах. Более низко расположенный центр тяжести и более короткие ноги, по сравнению с мужчинами, способствуют повышению амплитуды сгибания туловища. У мужского пола, по сравнению с женским, наблюдается значительно более интенсивное снижение гибкости, начиная с возраста 8 лет, что естественно, должно быть учтено в тренировочном процессе [61]. Тренировочные занятия и, тем более, соревнования спортсменов высокого класса характеризуются такими физическими и психическими нагрузками, которые доводят напряжение до пределов индивидуальных возможностей [39]. Специалисты отмечают необходимость учета психических особенностей спортсменок как серьезного фактора повышения качества тренировочного процесса. По сравнению с мужчинами женщины более дисциплинированы и склонны к обучению, требуют эмоциональной поддержки и воспринимают советы. Женщины более эмоциональны, впечатлительны, менее устойчивы к действию внешних факторов, менее уверены в себе и менее устойчивы к стрессам [26]. В процессе спортивной подготовки мужчины больше ориентируются на успех, победу, а женщины на самосовершенствование, улучшение собственных результатов. Так же они различаются между собой уверенностью, которая имеет различные проявления: уверенность в своих качествах, умениях и навыках, уровне мастерства и достичь планируемого результата. Развитие спортсменок во многом зависит от поддержки окружающего, тренеров, товарищей по команде. Помимо всего того у представительниц женского пола следует брать во внимание те ежемесячно повторяющиеся физиологические процессы, которые связаны с менструальным циклом, его продолжительность, имеющиеся отклонения и заболевания репродуктивной системы. В тот период необходимо снизить спортивные нагрузки с сильной тряской, большими усилиям, либо прекратить занятия вовсе [47]. Некоторые специалисты утверждают, что изменения, которые происходят в организме женского пола в течение менструального цикла, предопределяют динамику функциональных возможностей организма спортсменок, переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок. Так же отмечается индивидуальная изменчивость [57, 64]. У большинства девушек не наблюдается изменений работоспособности в течение менструального цикла, готовности тренироваться и соревноваться. А у некоторых работоспособность может снижаться перед началом и в течение менструации – ухудшение настроения, желание напряженно тренироваться [6]. Отсутствие правильного подхода к различиям между мужчинами и женщинами при планировании программ тренировочного процесса, соревновательной деятельности приводит к понижению качества подготовки спортсменок, и так же является серьезным риском нарушения их полноценного возрастного развития и возникновения проблем со здоровьем. 1.2. Анализ технико-тактических действий в волейболе Техника игры – это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат. Для последовательного изучения и анализа техники игры пользуются классификацией – разделением однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков [31]. Технический прием – это система рациональных движений, сходных по структуре и направленных на решение однотипных задач. Каждый технический прием включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения. Основными классифицирующим признаками являются: количество рук, участвующих в ударном движении; место удара кистей по мячу; положение тела игрока относительно сетки и другое [21]. Разновидности техники детализируют описание способов и характеризуют движение по различным признакам условий выполнения приема, как-то: отношение к опоре, параметры передачи, после которой выполняется данный прием, и т. д. Варианты техники - конечный уровень классификации, описывающий особенности выполнения технического приема при тактической реализации. Каждый технический прием представляет собой систему движений, то есть нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами. В однократных движениях, к которым относятся технические приемы волейбола, выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы. Вместе с исходным положением они определяют двигательный состав каждого приема [3]. Большое значение для успешного выполнения спортивной техники имеют значения свойств и траекторий полета волейбольного мяча. Для последовательного изучения и анализа всего многообразия техники игры пользуются классификацией. Классификация – это соподчиненное распределение приемов и способов по разделам, группам на основе определенных сходных признаков [20]. Техника волейбола по характеру действий игроков разделяется на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из этих разделов выделяют две группы - техника перемещений и техника владения мячом. В каждой группе имеются приемы и способы. Способы определяют, как выполняются приемы, каков характер движения при их выполнении. Почти каждый способ имеет разновидности, которые раскрывают отдельные изменения в деталях структуры движения. Тактика - это метод ведения игрового процесса. Под «методом» понимается способ выполнения сложного действия, заключающегося в подборе и расстановке его частей, пригодной для многократного построения [28]. Тактика, как сложное системное образование, включает в себя несколько разделов: 1. Организацию как форму деятельности, выраженную в тактических построениях (комбинациях). В свою очередь, этот раздел имеет в своем составе три позиции: – начальное расположение игроков (обычно в этом положении игроки занимают места на площадке в своих игровых зонах в соответствии с расстановкой команды; – место действия игроков (каждый игрок во время игры может действовать либо в своей зоне, либо в соседних зонах); – последовательность (очередность) действий игроков (это положение в большей степени относится к действиям в нападении). Так, нападающие игроки могут атаковать первыми с низких передач, либо вторыми - с высоких передач. В тактике такая последовательность получила название «первый темп» и «второй темп». С точки зрения смыслового содержания «темп» - количество движений в единицу времени. Более целесообразно придерживаться термина «очередь». 2. Поведение игроков, как смену состояний во времени в соответствии с определенной программой (линией поведения). Этот раздел имеет в своем составе три позиции: – выбор оптимальной стратегии поведения в игровом процессе на основе оценки наличной игровой ситуации, выбора и реализации оптимальных тактических решений, при которых сторона (команда, игрок) оказались бы в возможно более благоприятных условиях; – взаимопонимание и согласие действий между партнерами как функции взаимопонимания. Под согласованием действий партнеров понимается совмещение таких действий по времени, месту и усилиям, опирающееся на некоторые закономерности, как то: наличие определенных сигналов (команд), их реализация в парах (например: партнер - партнер, партнер-соперник), выделение в такой паре лидера взаимодействия и т. д. 3. Управление, как стабилизация игровой деятельности путем приведения отклонений в линии поведения к заданной программе. Этот раздел имеет в своем составе две позиции: – внутреннее управление (самоуправление), так как команда представляет собой самоуправляемую систему. Такое управление обеспечивается наличием в команде определенных лидеров; – внешнее управление, которое обеспечивается извне тренером (руководителем) команды путем использования перерывов, замен игроков для коррекции игровой деятельности команды [4]. Классификация тактики игры основывается на содержании игрового процесса и включает в себя два раздела - нападение и оборону. Под термином «нападение» понимается стремление одной из сторон активными действиями выиграть очко или право на подачу. Под термином «оборона» понимается стремление другой стороны в ответ на действие нападения препятствовать, таким образом, действиям и перевести текущую конфликтную ситуацию в нейтральную ситуацию или выигрышную для себя [13]. Каждый из указанных разделов включает в себя прямые действия и косвенные (переходы) от одного прямого к другому. В обоих разделах прямые действия включают индивидуальные, групповые и командные, а косвенные могут включать только командные действия, так как только сторона в целом может переходить от одного прямого действия к другому в игровом процессе. Индивидуальные тактические действия в нападении могут быть реализованы при выполнении технических приемов: подачи, первой передачи, второй передачи, нападающего удара; в обороне - при приеме подач, нападающих ударов, блока и самостраховке. Групповые тактические действия в нападении могут быть реализованы в типичных тактических построениях (комбинациях), а также в вариантах таких комбинаций при организации атакующих действий. В обороне такие действия могут быть реализованы при подаче, атаке и блоке соперника. Командные тактические действия в обоих разделах включают в себя участие всех игроков в прямых действиях - при подаче, атаке и блоке, приеме, а также косвенных действиях (переходах) - нападении, после обороны и нападения; обороны, после нападения и обороны [?]. 1.3. Анализ техники блокирования Техника в спорте подразумевает, прежде всего, общую механику и биомеханику движений. В волейболе выделяется шесть основных групп технических приемов (подача, прием подачи, верхняя передача, нападающий удар, блокирование и защитные действия). Одной из проблем технической подготовки является выделение в каждом виде технических действий и каждой его модификации ключевых пунктов и точек, определяющих эффективность технического приема в целом и служащих опорными звеньями в обучении и совершенствовании индивидуально оптимальной техники движений. К следующей проблеме можно отнести - эффективную методику обучения и совершенствовaния, которaя должнa предстaвлять научно-обоснованную и логично построенную систему, последовательность педагогических действий в связке тренер - спортсмен, aдеквaтную личности спортсменa и зaдaчам oбучения [30]. И, конечно же, третья проблема технической подготовки - явно выраженная тактическая, соревновательная направленность любого технического приема. Техника считается фундаментом для дальнейшей тактической и интегральной подготовки, построения командной игры. Блокирование в волейболе является одним из главных технических приемов игры, а его успешная реализация в соревновательных условиях способствует достижению спортивного результата. В связи с этим необходимо уделять особое внимание в тренировочном процессе технике выполнения данного приема [48]. В современной теории волейбола существует ряд противоречий в детальном описании техники выполнения блока. Изучением основных моментов техники выполнения блокирования занимались многие авторы [11, 21, 30] Важными функциями блокирования являются: - преградить путь мячу после атаки, либо вернуть его на площадку противника с выигрышем («очковый» блок), либо отклоняя путь мяча вверх и защитить заднюю линию площадки («смягчающий» юлок); - другой важной функцией блока является защита определенных зон площадки в зависимости от направления нападающего удара противника и таким образом уменьшить зону площадки, которую должна закрывать защита в поле. При изучении научно-методической литературы нам удалось определить основные моменты постановки блока у волейболисток. К основным моментам мы отнесли: положение готовности, перемещение, отталкивание и прыжок, положение рук и кистей, момент выпрыгивания, перенос рук через сетку, положение тела в воздухе, контакт с мячом и приземление [36, 42, 44] Положение готовности. Игрок стоит около сетки, лицом, ноги согнуты, стопы параллельны и на ширине плеч, руки на уровне груди и лица. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом на расстояние до 1,5 метра - скачком, на 1,5-2 м - приставными шагами или скрестным, более 2-х м - обычным бегом. Далее выполняют из полуприседа прыжок вверх с выносом рук над верхним тросом сетки, пальцы разведены и находятся в оптимально напряженном состоянии. Расстояние между кистями рук меньше диаметра волейбольного мяча. В заключительной фазе приземляются на согнутые в коленях ноги и готовятся к новым действиям. Последний шаг выполняются как напрыгивающий и стопорящий (по типу разбега к нападающему удару). Если при нападающем ударе стопор приходит на пятку, то в блоке стопорящее движение осуществляется внутренней стороной стопы [48]. После перемещения бегом игрок предварительно поворачивается к сетке, а затем выполняет стопорящее движение. Другую ногу приставляет на ширине плеч, затем приседает и одновременно насколько опускает локти. Движение во время прыжка сперва начинают руки, затем ноги. Отрываясь от опоры, игрок выносит руки над тросом так, чтобы они остались согнутыми в локтях. Предплечья имеют небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены и оптимально напряженном состоянии, ладони параллельно сетке. При блокировании соперника у края сетки блокирующий должен развернуть ладонь крайней от нее руки влево во 2 зоне или вправо в 4 зоне. При приближении мяча после удара нападающего игрока руки разгибают в локтевых суставах и двигают вперед-вверх. Одновременно кисти сгибают в лучезапястных суставах; пальцы двигаются вперед-вниз. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперед-вниз, на сторону противника. После завершения блока кисти поднимают вверх, игрок опускается и приземляется на согнутые ноги. Важными элементами блока являются выбор места и времени для прыжка и постановки рук над сеткой. При выполнении блока против нападающего удара блокирующему следует закрывать основное направление полета мяча при прямом нападающем ударе, при ударе из зоны 4 в зону 5, при ударе из зоны 2 – зона 1. Блокирование нападающих ударов с переводом, как правило, осуществляют при групповом блоке; в этом случае место для прыжка выбирает игрок, блокирующий удар по ходу, а другой игрок «пристраивается» к нему. Выбор момента прыжка блокирующего игрока определяется действиями нападающего [18]. Конкретными ориентирами могут служить: – при скоростном ударе с передачи, отдаленный от сетки, - начало ударного движения руки нападающего игрока; – при скоростном ударе с низкой ускоренной передачи («метр», полупрострел) - момент отрыва ног от опоры или вынос рук над головой при отталкивании нападающего игрока; – при скоростном ударе с передачи скоростной (взлет, прострел) - одновременно с нападающим игроком; при боковом нападающем ударе - начало ударного движения рук нападающего игрока. Следует отметить, что все ориентиры для начала прыжка блокирующего против нападающего удара эффективны при условии, если нападающий и блокирующий примерно одного роста. Блокирующему игроку более низкого роста следует прыгать несколько раньше, более высокого - позже. В каждом отдельном случае такие поправки следует вносить независимо от условий игры и индивидуальных особенностей нападающих игроков [50]. 1.4. Техника индивидуального и группового блокирования Блок, выполняющийся одним игроком, называется индивидуальным, а двумя или тремя игроками групповым блокированием. Их так же по-другому называют одиночной, двойной и тройной. В современной игре успешное применение блока определяет эффективность игры команды. Это важнейший технический прием защиты. Его тактической задачей является обеспечение первого эшелона защиты против атакующих действий команды противника [15]. Частными решениями тактической задачи могут быть: защита отдельных уязвимых мест команды (свободного места, игрока, слабо владеющего приемом мяча, и т.д.); это зонное блокирование, здесь целесообразны варианты подвижного блока; нейтрализация нападающих ударов противника и, таким образом, защита всей площадки; это ловящее блокирование, здесь целесообразно использовать варианты подвижного блока. Подвижный блок аналогичен неподвижному. После того как руки вынесены над сеткой, их можно перемещать вправо или влево в зависимости от направления полета мяча, чтобы преградить ему путь на площадку команды, играющей в защите. Техника собственно блокирования в определенной степени зависит от характера атакующих действий волейболистов противоположной команды. Эти особенности обусловлены интервалами времени, в течение которого осуществляется то или иное атакующее действие. При этом, чем быстрее выполняется нападающий удар, тем быстрее блокирующий игрок производит прыжок [31]. Техника индивидуального блокирования Техника индивидуального блокирования ударов с обычных (высоких) передачзаключается в следующем. Волейболист, после перехода мяча с подачи на сторону противника (или во время игры) занимает стойку готовности и следит за действиями соперников. При этом ноги игрока незначительно согнуты, руки опущены вниз и несколько согнуты в локтевых суставах, взгляд направлен через сетку и сконцентрирован на траектории полета мяча и действиях игроков, выполняющих первую и вторую передачи. Как только волейболист определил направление и предполагаемое место атак, он незамедлительно с помощью одного, двух или трех и более приставных или обычных шагов перемещается в зону атаки и только тогда принимает исходное положение, которое создает оптимальные условия для выполнения блокирования. Находясь в исходном положении, игрок увеличивает сгибание ног, предплечья согнутых рук находятся на уровне пояса, сагиттальная ось туловища расположена вертикально по отношению к горизонтальной плоскости, ноги расставлены на ширине плеч, вес тела распределен на все подошвенные части стоп. Взгляд волейболиста сосредоточен на мяче. В первой фазе движения – отталкивания от опоры – волейболист должен точно соотнести от времени с действиями соперника при нападающих ударов, так как при несвоевременном прыжке блокирующий не сможет синхронизировать свои действия с действиями нападающего. При блокировании нападающих ударов, выполняемых с обычных передач, для своевременной постановки блока игроку необходимо оттолкнуться от опоры в тот момент, когда нападающий уже находится в безопорной фазе. Это объясняется тем, что путь движения центр тяжести тела (ЦТТ) блокирующего короче, чем нападающего [8]. Рассчитав мысленно пространственно-временные параметры движений, волейболист отталкивается от опоры. При этом техника прыжка при блокировании во многом отличается от техники, применяемой при нападающем ударе. Игрок с места в первой микрофазе толчка некоторым увеличением сгибания ног и туловища в тазобедренных суставах опускает ЦТТ вниз, отводя для предстоящего махового движения согнутые в локтях руки вниз. Во второй микрофазе отталкивания резким разгибанием ног в суставах, выпрямлением туловища и энергичным маховым движением рук волейболист приводит свое туловище в вертикальное положение. В заключительной микрофазе прыжка игрок отталкивается от опоры пружинистым движением стоп. Маховое движение рук осуществляется со значительно меньшей амплитудой так как, руки игрока согнуты и в фазе толчка полностью не выпрямляются. При этом произвольная задержка махового движения происходит в тот момент, когда плечо приходит в горизонтальное положение. В безопорной фазе зрительный контроль переключается с мяча на движения нападающего. Определив направление удара по подготовительным движениям атакующего игрока, блокирующий выпрямляет руки смещает их в направлении предполагаемого полета мяча, одновременно наклоняя их в сторону противника [40]. Дальнейшие действия блокирующего игрока зависят от сложившейся ситуации: если мяч отскочил от блока на площадку соперника, то волейболист приземляется и готовится к последующим игровым действиям, если же мяч отскочил на свою сторону и находится в непосредственной близости от блокирующего, то последний стремится любым способом подбить его для дальнейшего розыгрыша. В том случае, когда противник послал мяч обманным ударом и его траектория проходит в непосредственной близости от блокирующего, последний перехватывает мяч и не ненапряженными пальцами стремится направить его по пути на площадку соперника.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 49 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 55 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg