Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

kristi88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.09.2021
Проведенное исследование достигло поставленных целей и задач. В вы-пускной квалификационной работе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, проведено экспериментальное исследование свойств внимания и мотивации учения у младшего школьного возраста. В первой главе работы мы рассмотрели основные определения понятий, освещены основные подходы к проблеме развития внимания в младшем школьном возрасте и мотивации учения.
Введение

Актуальность исследования. Младший школьный возраст - самый ответственный этап школьного детства. Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большой разносторонний потенциал развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены руководящим характером педагогической деятельности и во многом являются определяющими для последующих учебных лет: по окончании младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в себя. Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с школьным образованием, является проблема неудачи в учебе. Основная причина отсутствия прогресса на основной стадии образования заключается в недостаточном развитии знаний, умственных способностей и навыков образовательной деятельности на ранних стадиях обучения. Число учащихся начальной школы, не удовлетворяющих требованиям стандартной школьной программы, за последние 20 лет увеличилось в 2-2, 5 раза и достигло более 30%. Среди учащихся начальной школы, испытывающих постоянные трудности с обучением и адаптацией к школе, особое место занимают дети, не проявляющие выраженных нарушений интеллектуального развития и речи. Важнейшей проблемой и препятствием на пути освоения и осуществления образовательной деятельности является невнимательность младших школьников. Внимание - важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно считать основой успешной познавательной деятельности. Внимание имеет большое значение в жизни людей. Это необходимое условие для осуществления любой деятельности. Именно внимание завершает все наши психические процессы; только внимание позволяет воспринимать окружающий мир. Но внимание - это не только условие успешной деятельности. Это может многое сказать и об общем составе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание молодых школьников неорганизованно, мало по объему, слабо распределено и неустойчиво. В основном это связано с недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания. Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию собственных знаний как одна из основных целей школы на современном этапе делает важной проблему формирования активной позиции ребенка в учебном процессе, перевоплощения его в истинного субъекта учебной деятельности. У многих школьников появляются проблемы с успеваемостью. Нередко это связано не с трудоспособностью детей либо его умственными способностями, а с внезапным падением заинтересованности к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать о мотивах учения. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Процесс развития внимания в целом рассматривали: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, А.В.Петровский, Т.Рибо, Л.Д.Столяренко, Э.Титченер, Д.Н.Узнадзе и др. Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих зарубежных ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания (У. Гамильтон, И. Герберт, Н.Н. Ланге, Дж. Миль и др.). Среди отечественных психологов наиболее известные психологические теории внимания предложены Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальпериным, Л.С. Выготским, Ю.Б. Гиппенрейтером, Н.Ф. Добрыниным, А.Н. Леонтьевым, А. Ухтомским и др. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, З. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П. М. Якобсон, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. К. Маркова, занимавшиеся проблемой мотивации к обучению, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Актуальность проблемы обусловлена выбором темы исследования: «Взаимосвязь свойств внимания и мотивации учения у младших школьников». Объект исследования: свойств внимания и мотивации учения у младших школьников. Предмет исследования: взаимосвязь свойств внимания и мотивации учения у младших школьников. Цель исследования: выявить взаимосвязь свойств внимания и мотивации учения у младших школьников. Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь свойств внимания и мотивации учения у младших школьников. Задачи исследования: 1) проанализировать научную литературу по проблеме исследования; 2) провести экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи свойств внимания и мотивации учения у младших школьников; 3) разработать психолого-педагогические рекомендации. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, методы математической статистики, интерпретация результатов исследования. Экспериментальная база исследования: МАОУ «Гимназия №1» В исследовании приняли участие учащиеся младших классов в количестве 50 человек. Практическая значимость: результаты исследования могут представлять интерес для учителей начальных классов, родителей, педагогов-психологов. социальных педагогов, студентов. Апробация результатов исследования осуществлялась на заседании кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»; в работе ХIV - ХV региональной научно-практической конференции «Молодежь. Прогресс. Наука» (г. Стерлитамак, 2020, 2021 гг.). Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Теоретические аспекты изучения внимания 6 1.2. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии 13 1.3. Возрастные особенности младших школьников и проблема формирования учебной мотивации 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30 2.1. Организация и методики исследования 30 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 288 с. 2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М., 2000. – 267 с. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с. 4. Бурменская Г.В., Карабанова О.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: МГУ, 1990. - 136 с. 5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. : Изд-во МГУ, 1990. —288 с. 6. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бы-вают умнее, быстрее, смышленее взрослых. – М.: Эйдос, 1994. - 153 с. 7. Волков Б. С. Возрастная психология: в двух частях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; под ред. Б. С. Волкова. - Москва : ВЛАДОС, 2008. 8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение 1996. – 340 с. 9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008. - 352 с. 10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М. : Ун-т : Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. - 399 с. 11. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирова-ние внимания. - М.: МГУ, 1974. - 172 с. 12. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с. 13. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психоло-гии. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с. 14. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ро-стов – на – Дону: изд-во «Феникс», 2003. – 224 с. 15. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: МПСИ, Тривола, 2002. - 346 с. 16. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М.: Знание, 1987. - 87 с. 17. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском воз-расте. - М.: Академия, 2005. - 256 с. 18. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев: Вища школа, 1998. – 292 с. 19. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. - М.: Педагогическое общество России, 1993. - 176 с. 20. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с. 21. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников : Метод. разраб. - М. : АПН СССР, 1989. - 109 с. 22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Тривола, 1991. - 218 с. 23. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высш. Шк., 2003. – 325 с. 24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: Творческий центр «Сфера», 2001. - 462 с. 25. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980. - С. 19-52. 26. Лошкарёва Н. А. Особенности развития внимания младшего школь-ника и его коррекция. URL: http://festival.1september.ru/articles/533153 27. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 20 с. 28. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с. 29. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с. 30. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении //Народное образование. – 2002 - № 9. - С. 123-130. 31. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с. 32. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 2. Психология образования. - М.: Владос, 2001. - 608 с. 33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Российское пе-дагогическое агентство, 1996. - 347 с. 34. Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: ИЦ «Академический проект», 2005. – 79 с. 35. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2004. – 256 с. 36. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 51-59. 37. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с. 38. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2002. 39. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. URL: http://www.modernstudy.ru/pdds-814-1.html 40. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с. 41. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1995. - 303 с. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. 43. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развива-ющие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. центр Академия, 2008. - 128 с. 44. Саврухина Е.В. Волшебные квадраты (методика развития внимания для младших школьников). URL: http://festival.1september.ru/articles/410392/ 45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с. 46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 305 с. 47. Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 240с. 48. Ухтомский А.А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002.- 448с. https://alterozoom.com/documents/26054.html 49. Фатина А. Л. Развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности. URL: http://festival.1september.ru/articles/503470 50. Фопель К. Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3. - М.: Генезис, 1998. - 160 с. 51. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. Учебное пособие для вузов: Учебники для высших учебных заведений. – М.: Издательство: Просвещение, 1978. 52. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М., 1981. - С. 3-33. 53. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - С. 153-155. 54. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический проект, 2003. - 120 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Теоретические аспекты изучения внимания Особое место среди психических явлений занимает внимание. Это психическое действие, направленное на содержание того или иного образа, мысли или явления, играет важную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По словам П. Я. Гальперина: «Внимание нигде не появляется как самостоятельный процесс, оно раскрывается как направление, отношение и концентрация любой психической деятельности на своем объекте, только как сторона или свойство этой деятельности» [Гальперин, 2005]. Человек нуждается во внимании в своей повседневной жизни: в повседневной жизни, в процессе общения с людьми. Он обеспечивает правильную ориентацию в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, убрать препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может трансформироваться в внимание, а умение быть внимательным важно не только в успешном изучении наук, но и в развитии личности. К. Д. Ушинский сказал: «... внимание - это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека только из внешнего мира». Внимание является общим для всех людей, но его особенности различны в зависимости от возраста [Приводится по: Лошкарева, 2020]. Современные психологи интерпретируют внимание как концентрацию сознания на одном объекте, отвлекая его от других объектов. Внимание не су-ществует независимо, без восприятия, без памяти, без мышления, без вообра-жения. Более того, сами эти психические процессы «активизируются» только тогда, когда возникает внимание. В психологической науке проблема внимания несколько обособлена, и исследователи испытывают значительные трудности в интерпретации этого понятия и лежащих в его основе явлений. Проблемой внимания в психологии занимались АА. Ухтомский, т. Рибо, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, н. ф. Добрынин, С. Л. Рубинштейн и другие. Двусмысленность явления внимания заключается в том, что его можно рассматривать и как психический процесс (предполагает выделение его процессуальных особенностей), и как свойство (выделяющее черты устойчивости и постоянства), и как состояние (выделяющее черты особого состояния, имеющего определенную длительность и возникающего в определенных ситуациях). Вопрос о психологическом статусе внимания решается неоднозначно. Некоторые ученые рассматривают внимание как независимое от человека пси-хическое состояние, специфический внутренний процесс, имеющий свои осо-бенности, которые не сводимы к характеристикам других когнитивных процессов. Другие не считают ее самостоятельной формой психического отражения или познания: в отличие от когнитивных процессов (таких как восприятие, память, мышление и т. Внимание характеризует динамику хода психических процессов и концентрацию восприятия на определенном объекте [Дормашов , Романов, 2002].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg