Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

kristi88 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.09.2021
Сплоченность – это склонность членов одной группы держаться вместе, выступая «единым фронтом» по таким важным вопросам как правила поведения или культурные предпочтения. Исследователями доказано, что сплоченность группы приводит к увеличению её эффективности и влиятельности, а следовательно, и к благополучию её членов.
Введение

Каким станет наше общество – зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники. [3, с. 6] Значительную часть времени школьник проводит в классном коллективе, где протекает его учебная, трудовая и творческая деятельность, а также складываются отношения. Поэтому важную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенных знаний и основным видом деятельности является обучение. В настоящее время ситуация изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально-психологических отношений в классе, организации совместной деятельности детей корректировкой отношений между ними, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности. В современных условиях классный коллектив должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. [17, с. 491] Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Младший школьник впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебной деятельности, первым учителем, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус, как на основе своих достижений в учебной деятельности, так и на основе личностных качеств. Будучи внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательному влиянию. Цель образования в начальной школе — обеспечение процесса разностороннего развития ребенка младшего школьного возраста и также приобщение его к различным видам деятельности, в том числе к общественно-полезной. Данная проблема нацеливает на необходимость ознакомления с теорией развития коллектива. Различные подходы к анализу проблем, существующих в коллективе младших школьников сводятся к общему мнению значимости влияния воспитательных воздействий коллектива на личность младшего школьника. Данный подход отражается в актуальных исследованиях современных образовательных процессов, происходящих в современной начальной школе. Значительные изменения, происходящие в последнее время в отечественной образовательной системе, выявили очевидную необходимость создания в школьных коллективах более комфортного и благоприятного микроклимата. Данные изменения привели к появлению новых ценностей и условий, способствующих развитию системы образования, а также спровоцировали выдвижение обновленных целей образования. Классный руководитель, работающий в младшей школе, должен в полной мере осознавать значимость практических задач по качественному формированию и совершенствованию внутригрупповых отношений, которые способствовали бы сплочению коллектива. Позитивные эмоции, сопровождающие процессы общения младшего школьника в коллективе сверстников, формируют навыки положительных поведенческих реакций. Важной составляющей процесса развития младшего школьника являются чувства, которые он испытывает в процессе коллективной деятельности, такие как позитивизм, удовлетворение от результатов совместного туда, взаимное уважение. Высокий уровень сплоченности детского коллектива представляет собой важное условие, необходимое для самоутверждения личности учащегося младшей школы. Общая, объединяющая цель, общие мотивы представляют собой неотъемлемую составляющую коллектива, имеющего высокий уровень сплоченности. Показателями высокого уровня сплоченности коллектива могут быть также желания его членов заниматься общественно полезным трудом, их стремление достигать высоких показателей в различных видах совместной деятельности и высокий уровень мотивированности к активному взаимодействию. Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов. В исследованиях А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко были раскрыты вопросы влияния коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества. Научные работы Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского раскрыли вопросы влияния личности на становление и развитие коллективов. P. Кричевский, Л.И. Новикова, В. А. Сухомлинский в своих трудах изучали понятия лидерства в коллективах. В указанных исследованиях основой развития коллектива определяется понятие «сплоченности». Л.Я. Карпенко, В.В. Шпалинский, М.Г. Ярошевский считают сплоченность результатом ценностно-ориентационного единства. А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, Ю.Л. Неймер определяли сплоченность единством поведения индивидов определенной группы. П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова рассматривают сплоченность в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения. Таким образом, мы видим, что проблема формирования сплоченности коллектива остаётся актуальной и в настоящее время. Цель исследования – изучение уровня сплоченности в коллективе младших школьников. Объект исследования – коллектив младших школьников. Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования сплоченности коллектива младших школьников. Гипотеза исследования: формирование сплоченности коллектива младших школьников будет эффективным, если будет: – выявлена сущностная и содержательная характеристика понятия «сплоченность коллектива младших школьников»; – изучены и учтены особенности детского коллектива; – созданы психолого-педагогические условия сплочения детского коллектива; – осуществляться целенаправленная деятельность учителя / классного руководителя, способствующая формированию сплоченности коллектива с учетом особенностей данного коллектива. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущностную и содержательную характеристику сплоченности коллектива. 2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста. 3. Подобрать методики изучения сплоченности коллектива младших школьников. 4. Провести диагностическое исследование по изучению сплоченности в коллективе младших школьников, а также качественный и количественный анализ результатов. 5. Разработать рекомендации для участников образовательного процесса по формированию сплоченности детского коллектива.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей формирования сплоченности в коллективе младших школьников 7 1.1. Сплоченность коллектива как социально-психологический феномен 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 14 1.3. Методы изучения сплоченности коллектива 21 Выводы по первой главе 27 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сплоченности в коллективе младших школьников 29 2.1. Характеристика базы и методов исследования 29 2.2. Диагностика уровня сплоченности в экспериментальной группе младших школьников 34 2.3. Методические рекомендации по формированию сплоченности коллектива 42 Выводы по второй главе 50 Заключение 51 Список литературы 53 Приложение 55
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2011. – 963 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология, М., 2003. – 384 с. 3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство «Школьные технологии», 2008. – 318 с. 4. Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. – Прага, Авиценум, 1978. – 311 с. 5. Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003. – 415 с. 6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. –208 с. 7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. IV., 1984. – 400 с. 8. Мондрус А.Л. Деятельностная и социально-психологическая сплоченность малой группы и неформальных подгрупп. // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. / Общественные науки №2, 2008. 9. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология – СПБ.: Питер, 2010. – 868 с. 10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология – СПб, 2002. – 298 с. 11. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л. : ЛГУ. – 1990. – 256 с. 12. Сарыгин Ю.Н. Проблемы первоклассника. 2012 // Электронный ресурс. http://www.kszn.ru/Shkolnoe_obrazovanie /p2_articleid/4562 13. Смелзер Н., "Социология.", М., 1994. – 688 с. 14. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с. 15. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии – М.: Наука, 1977. – 248 с. 16. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 17. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. – 519 с. 18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Сплоченность коллектива как социально-психологический феномен «Сплоченность – это состояние группы, которое характеризуется устойчивостью и единством ее членов, активностью межличностных взаимоотношений и взаимодействий, обеспечивает стабильность и успешность деятельности группы». [9, с. 456] Многими изыскателями сплоченность группы определяется через единство участников данного коллектива. Так, Л.Г. Почебут и В.А. Чикер считают, что «сплоченность характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий». [10, с. 68] Л.И. Уманский определяет сплоченность как высокую степень групповой интеграции, слитности, единства между членами группы. [15, с. 59] А.А. Русалинова сплоченность коллектива понимает «как идейно-политическое, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство». В.Т. Кондрашенко и Д.И. Донского считают, что сплоченность — это «характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе». Таким образом, категория «единство» выступает основным, базовым качеством, характеризующим групповую сплоченность, выражающим нерасчленимость группы; групповая сплоченность понимается как единство эмоционально положительных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и поступков, направленных на решение общегрупповых задач. [8, с.79] Таким образом, единство является основополагающим показателем сплоченности группы. Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg