Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Феномен выученной беспомощности в контексте обучения

kristi88 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.09.2021
Целью данной работы было изучить феномен «выученной беспомощности» в контексте обучения. В ходе работы было проанализировано понятие выученной беспомощности, описаны проявления выученной беспомощности у детей, изучены особенности детей с ограниченными возможностями, влияющие на возникновение у них выученной беспомощности, описана организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями с учетом феномена выученной беспомощности.
Введение

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех аспектов личности ребенка. Очень часто в силу определенных обстоятельств (особенности воспитания и развития, ослабленное соматическое здоровье, инвалидность детей) происходят характерные личностные изменения, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Негативные личностные проявления включают появление состояния выученной беспомощности. Этот термин впервые был проанализирован и раскрыт в поведенческой и поведенческой терапии (У. Бронфенбреннер, М. Селигман, В. Г. Ромек и др.). Феномен выученной беспомощности возникает, когда ребенок из-за неудовлетворенности определенных потребностей, из-за чрезмерной чрезмерной защиты, из-за неспособности обеспечить ему необходимую самостоятельность, а также из-за сниженной самооценки и постоянной неудачи в деятельности привыкает думать, что у него никогда не получится. Это приводит к тому, что ребенок заранее не уверен в своем успехе, настроен на неудачу и даже не пытается выполнять какие-либо действия, прилагать усилия. Состояние выученной беспомощности формируется длительное время и при условии постоянного воздействия негативных факторов воспитания, поэтому процесс ее преодоления длительный. Это состояние особенно выражено в группе детей с ограниченными возможностями. Особенности развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались такими авторами, как И. Ю. Левченко, Е. В. Доброжнова, А. Р. Маллер, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук и др. Проведенное исследование доказывает, что особенности психики и физиологии детей с ограниченными возможностями здоровья особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом, усложняя возможности социализации и жизни в обществе. Любое серьезное заболевание или отклонение в развитии у детей требует большого количества внимания, занимает большую часть жизни ребенка и членов его семьи, существенно изменяет его социальную ситуацию развития: меняется возможность осуществления разного рода деятельности как качественно, так и количественно; уменьшается возможность общения за счет ограничения круга контактов; меняется вся жизнедеятельность ребёнка как за счет биологических, так и за счет психических причин. Болезнь или нарушение в развитии определяет отдельные тенденции дальнейшего развития, формирует стиль деятельности и поведения. При этом важно отметить, что число таких детей имеет тенденцию к росту. Следовательно, процесс обучения необходимо строить с учетом данных факторов. Важно организовать индивидуальное сопровождение данной группы детей, разрабатывать специальные стратегии обучения и воспитания, использовать возможности психологической коррекции и сопровождения. На настоящий момент, в практическом плане отечественная система образования детей с ограниченными возможностями столкнулась с рядом трудностей, связанных с реализацией образовательного процесса, исходя из изучения психических особенностей детей, в том числе проявления у них феномена выученной беспомощности. Однако исследований в данном направлении очень мало, что и определяет актуальность данной работы. Цель исследования – изучить феномен «выученной беспомощности» в контексте обучения. Задачи исследования: 1. Теоретически раскрыть психологическую природу «выученной беспомощности», ее проявления в обучении и последствия для развивающейся личности. 2. Теоретически раскрыть профилактику выученной беспомощности у современных обучающихся. 3. Разработать рекомендации учителям математики «Как развивать самостоятельность у неуспешных обучающихся на уроках математики/информатики». Объект исследования – психологическая природа «выученной беспомощности», ее проявления в обучении и последствия для развивающейся личности. Предмет исследования – профилактика выученной беспомощности у современных обучающихся. Гипотеза исследования: возникновение феномена выученной беспомощности влияет на процесс учебной деятельности учащихся и личностное развитие, что требует организации систематической психолого-педагогической работы с данными детьми. Методы работы включают: обобщение, анализ теоретической литературы. Структура работы предполагает ведение, основную часть, заключение и список литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ 7 1.1 Понятие выученной беспомощности 7 1.2 Проявления выученной беспомощности в обучении и последствия для развивающейся личности 12 Выводы по 1 главе 17 ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 18 2.1 Организация процесса обучения детей с учетом феномена выученной беспомощности 18 2.2 Рекомендации учителям математики «Как развивать самостоятельность у неуспешных обучающихся на уроках математики и информатики» 22 Выводы по 2 главе 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31 ?
Список литературы

1. Боголюбская Л.А., Хухлаева О.В. Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2019. – Том 24. – № 1. – С. 42–49. 2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Питер, 2020. – 576 с. 3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл; Академия, 2019. – 336 с. 4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В.Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. – 2019. Том 24. – № 3.– С. 32–42. 5. Егоренко Т.А. Мотивация обучения как аспект самоопределения личности на этапе ее допрофессионального развития // Современная зарубежная психология. – 2019. Том 8. – № 2. – С. 49—55. 6. Ермолаева М.В., Смирнова О.В.Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. – 2020. Том25. – № 1. – С. 51–62. 7. Зайцев С.В.Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2019. – Том 24. № 2. – С. 50–58. 8. Залевский Г.В., Завертяева А.А. Диагностика состояния беспомощности в старшем дошкольном возрасте // Медицинская психология в России. – 2018. – Т.10. № 1. – С.4-19. 9. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2020. – 374 с. 10. Левин К. Топология и теория поля. История психологии. XX век: Хрестоматия для высшей школы / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2020. – С. 236-246. 11. Лубовский Д.В., Милова Н.С.Диагностика психологического благополучия младших школьников в условиях школьного и семейного обучения // Психолого-педагогические исследования. 2020. – Том12. – № 4. – C. 52–65. 12. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПБ.: Питер, 2019. – 478с. 13. Морозова М.А. коррекция состояний выученной беспомощности у младших школьников в процессе школьного обучения // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020015 14. Мельникова H.H. Коррекция выученной беспомощности: принципы групповой работы с детьми 9-11 лет. Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2020. – Т. 2. – С. 127-134. 15. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. – 2018. Том 7. – № 2. – С. 100—113. 16. Панченко Т.А., Долгих Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности / Т.А. Панченко, Н.П. Долгих // Проблемы высшего образования. – 2020. – № 1. – С. 231-233. 17. Паршутина С. В. Педагогические условия формирования личности ребёнка с особыми образовательными потребностями // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2019. – С. 78-82. 18. Ромек В.Г. Основы поведенческой психотерапии. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 2021. – 200 с. 19. Селигман М. Обычные семьи, особые дети (Особый ребенок.Исследования и опыт помощи) / М. Селигман, Р.Б. Дарлинг.– М.: Теревинф, 2019. – 324 с. 20. Солнцева Н.В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления / Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. - СПб.: Издательство НИИРРР, 2019. - С. 174-180. 21. Феталиева Л.П. Модели обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 4 (33). – С.94-99. 22. Циринг Д.А. Личностная беспомощность у детей: структурные компоненты и их взаимосвязи // Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2020. – Ч. 1. – С. 5-11. 23. Циринг Д.А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков // Сибирский психологический журнал. – 2018. - № 1. – С.63-69. 24. Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Здравоохранение. Физическая культура. – 2019. – Вып. 6. – С. 176-180. 25. Шалагинова К.С. Психолого-педагогические технологии работы с подростками по нивелированию проявлений выученной беспомощности // Психолого-педагогические исследования. – 2020. Том 12. – № 2. – С. 38–55.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ 1.1 Понятие выученной беспомощности Термин выученной беспомощности берет свое начало в поведенческом подходе терапии, в этом случае выученная беспомощность в общепринятом смысле сводится к тому, что субъект по разным причинам может перестать пытаться повлиять на результаты собственных усилий не только в определенных ситуациях, но также и в новых ситуациях, в которых он могли бы обойтись без помощи окружающих [16]. Первые описания состояния, которое в 60-е гг. XX в. получило название выученной беспомощности (learnedhelplessness), можно встретить еще у И.П. Павлова, однако системно этот феномен был описан гораздо позже американскими психологами М. Селигманом и Р. Соломоном [25]. Изучая схему формирования условных рефлексов у собак, М.Селигман пытался сформировать у животных условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого вслед за громким звуковым или световым сигналом собак подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Для простоты эксперимента на стадии обучения ящик с собакой был закрыт крышкой. Предполагалось, что спустя некоторое время, на контрольном этапе, собаки будут реагировать на звук или свет так же, как они раньше реагировали на электрошок, — будут выскакивать из ящика и убегать. Но, когда реакция страха была сформирована и крышку снимали, собаки этого не делали. Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака. Вместо того чтобы выпрыгнуть из ящика, животные ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей, они переносили удары током продолжительностью до 1 минуты и более. Классическая теория условного рефлекса никак не объясняла такой странной реакции собак на аверсивные стимулы. Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока — и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности [25].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg