Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЪЕКТИВАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

kristi88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.09.2021
Возникновение и развитие когнитивной лингвистики является характерной особенностью языкознания на рубеже XX – XXI вв. В её рамках язык стал изучаться не как особый изолированный объект, а как средство доступа ко всем ментальным процессам, происходящим в человеческом сознании.
Введение

Издавна люди с помощью языка передают из поколения в поколение образы жизни и модели поведения, которые присущи только их собственной культуре. У любого народа формируется своя языковая картина мира, отражающая менталитет людей и индивидуальное виденье окружающего нас мира в языке. Языковая картина мира – это все концептуальное содержание данного языка, взятое во всей совокупности. Известный лингвист В.И. Карасик подчеркивает, что языковая картина мира «объективно отражает восприятие мира носителями данной культуры» [26, с. 75], к тому же, хоть культуры своеобразны, у них можно выявить как общие, так и различные черты. Единицей языковой картины мира представляется концепт, другими словами ментальная сущность явления или объекта, которая отражается в языке. Ю.С. Степанов утверждает, что концепт – «как бы сгусток культуры в человеческом сознании» [41, с. 43]. Одним из многофункциональных концептов является концепт «семья». Семья представляется у многих народов одним из самых сложных и самых простых явлений одновременно, с которым каждый человек так или иначе сталкивается в жизни. Семья – важнейшая составляющая культуры практически каждого народа, которая в значительной степени способствует хранению и передаче традиций, устоев, обычаев и обрядов от поколения к поколению нации. В связи с этим данная тема всегда является актуальной, ибо находит отражение в речевых конструктах и языковой картине мира определенного народа, что сказывается и на фразеосистемах языка. Именно поэтому изучение такой темы способствует проведению более подробного лингвокогнитивного и лингвокультурологического анализов лексических и фразеологических единиц конкретного языка и пониманию многих ментальных особенностей представителей народа, являющегося носителем данного языка. Актуальность исследования концепта «семья» определяется в том числе вы-сокой степенью важности результатов описания главных культурных концептов современной концептосферы, одним из которых бесспорно является названный выше концепт, а также необходимостью раскрытия национальной специфики концепта «семья» с целью оптимизации межкультурной коммуникации среди разных народов. Цель работы заключается в описании семантики и состава языковых средств, объективирующих концепт «семья» в немецком языке, и в построении модели изучаемого концепта немецкой концептосферы. Для достижения поставленной цели в работе поступательно решаются сле-дующие задачи: 1) установление понятийного аппарата когнитивной лингвистики, необходимого для исследования, и лингвистическая характеристика понятия «концепт» с учетом существующих в научной литературе точек зрения; 2) определение методики исследования концепта, которая позволяет обеспечить его содержательное описание; 3) выявление и описание языковых средств объективации концепта «семья» на базе лексического, фразеологического и паремиологического корпусов и лексико- и фразеографических данных в немецком языке; 4) когнитивная интерпретация результатов семантического описания средств языковой объективации исследуемого концепта; 5) моделирование концепта «семья» как ментальной единицы в немецком языковом сознании. Объектом исследования являются языковые (лексические и фразеологиче-ские) средства объективации концепта «семья» в немецком языке. Предметом исследования выступает структура и содержание концепта «се-мья» как элемента немецкой концептосферы. В работе над темой дипломного исследования были использованы следую-щие методы: описательно-аналитический, включающий приемы наблюдения, ин-терпретации, сопоставления, анализа, обобщения, классификационный, лингвоко-гнитивного анализа, когнитивной интерпретации, моделирования, а также метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования и различных источников для получения максимально точной информации, элементы статистических методов.?
Содержание

Введение 4 1 Теоретические проблемы когнитивного подхода к языку 6 1.1 Становление когнитивной лингвистики как самостоятельного раздела науки о языке 6 1.2 Современные направления когнитивной лингвистики 9 1.3 Концепт как основное понятие когнитивной лингвистики 11 1.4 Методика когнитивной интерпретации 15 1.5 Моделирование структуры концепта 18 2 Языковые средства объективации концепта «семья» в немецком языке 20 2.1 Средства вербализации концептов 20 2.2 Лексема Familie ‘семья’ как ключевое слово-репрезентант концепта 21 2.3 Лексико-фразеологическое поле как средство объективации концепта «семья» 26 3 Моделирование концепта «семья» как ментальной единицы в немецком языковом сознании 33 3.1 Когнитивные признаки концепта «семья» 33 3.2 Макроструктура концепта «семья» 35 3.3 Категориальная структура концепта «семья» 39 3.4 Полевая организация концепта «семья» 40 Заключение 43 Список использованных источников 45 Приложение А 50
Список литературы

1. Duden. Das gro?e Worterbuch der deutschen Sprache – 2000. In zehn Banden [elektronische Version]. – Mannheim, Wien, Zurich : Bibliographisches Institut Duden Verlag, 2000, Bd. 1 – 10. 2. Duden. Das Worterbuch der Synonyme / hrsg. von der Dudenredaktion. – Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich : Dudenverlag, 2016. – 352 S. 3. Duden. Deutsches Universalworterbuch 4., neu bearbeitete und erweiterte Auflage / hrsg. von der Dudenredaktion. – Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich : Dudenverlag, 2001. – 1892 S. 4. Duden. Sinn- und sachverwandte Worter Synonymworterbuch der deutschen Sprache / hrsg. u. bearb. von Wolfgang Muller. – Duden Band 8. – Mannheim; Leipzig; Wien; Zurich : Dudenverlag, 1997. – 858 S. 5. Etymologisches Worterbuch des Deutschen / Erarb. unter Leitung von Wolf-gang Pfeifer. – Berlin : Akademie Verlag, 1989. – 262 S. 6. Paul, H. Deutsches Worterbuch / H. Paul. – Tubingen : Niemeyer, 1992. – 1130 S. 7. Wahrig. Deutsches Worterbuch 8., vollstandig neu bearbeitete und aktualisierte Auflage. – Wissen Meida Verlag GmbH., 2006. – 1728 S. 8. Алефиренко, Н.Ф. Концепт и значение в жанровой организации речи: когнитивно-семасиологические корреляции // Жанры речи: сб. науч. ст. Вып. 4. Жанр и концепт. – Саратов : Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. – 438 с. 9. Арутюнова, Н.Д. Лингвистические проблемы референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIII. Логика и лингвистика (проблемы референции). – М. : Радуга, 1982. – 431 с. 10. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории сло-весности к структуре текста. Антология // Под ред. проф. В.П. Нерознака. М. : Академия, 1997. – 269 с. 11. Бабенко, Л.Г. Концепт и концептосфера в аспекте моделирования // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. маг-лов 26-28 сентября 2006 года / Отв. ред.; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов : Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2006. – 509 с. – С. 39-42. 12. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж : Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. 104 с. 13. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике: [пер. с пол.] [сост. и отв. ред. С. М. Толстая]. М. : Индрик, 2005. – 528 с. 14. Бинович, Л.Э. Немецко-русский фразеологический словарь / Л.Э. Бино-вич, Н. Н.Гришин. – М. : Русский язык, 1975. – 656 с. 15. Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. № 1. – С. 18-36. 16. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.; СПб. : Большая Российская Энциклопедия, 2001. – 1456 с., ил. 17. Варуха, И.В. Ментальные структуры: значение, концепт, понятие // Вест-ник Челябинского государственного университета. Филология. Искусство¬ведение. Вып. 56. – № 20 (235). – 2011. – С. 50-52. 18. Васильев, Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. – № 5. – 1971. – С. 105-113. 19. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / Под ред. М.В. Пименовой. Вып. 4. – Кемерово : ИПК «Графика», 2004. – 210 с. 20. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М. : Наука, 1977. – С. 162-189. 21. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: ста-новление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. – № 1. – С. 64-72. 22. Гринберг, Дж. Квантитативный подход к морфологической типологии языков. (Новое в лингвистике. Вып. III. – М., 1963. – С. 60-94. 23. Гуняшова, Г.А. Социальный концепт Familie в немецкой языковой кар-тине мира / Г.А. Гуняшова // Вестник КемГУ. – 2013. – № 1 (53). – С. 155-162. 24. Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград, 1996. – С. 168-184. 25. Карасик, В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под. ред. И.А. Стернина. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2001. – С. 75-79. 26. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.– Волгоград : Перемена, 2002. – 477 с. 27. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. – М. : Наука, 1976. – 356 с. 28. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряко-вой. – М. : Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 245 с. 29. Крюкова, Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Из-вестия Российского государственного педагогического университета. Вып. 59. 2008. – С. 128-135. 30. Кубрякова, Е.С. Сознание человека и его связь с языком и языковой картиной мира // Филология и культура: матер. IV Междунар. науч. конф. 16-18 апреля 2003 г. – Тамбов, 2003. – С. 32-34. 31. Лингвистический энциклопедический словарь / [Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР]; Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энцикл., 1990. – 682, [3] с. 32. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН – СЛЯ –1993, № 1. – С. 3-9. 33. Маковский, М.М. Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев: сущность, формы, развитие / М.М. Маковский. – Изд. 2-е, доп. – М. : ЛЕНАНД, 2006. – 279 с. 34. Манерко, Л.А. Современные тенденции развития отечественной когни-тивной лингвистики // Когнитивная лингвистика: новые проблемы познания : сб. науч. тр. – М.; Рязань, 2007. – С. 30-38. 35. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / В.А. Маслова. – Мн. : ТетраСистемс, 2004. – 256 с. 36. Нетерина, С.С. Тропы и концепты. – М. : РАН. Ин-т философии, 1999. – 27 с. 37. Плотникова, С.Н. Языковой знак и концепт // Материалы IV регионального научного семинара по проблемам систематики языка и речевой деятельности. – Иркутск : ИГЛУ, 2001. – 173 с. 38. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – М. : АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с. 39. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Во-ронеж : Истоки, 2001. – 192 с. 40. Рудакова, А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. – Воронеж : Истоки, 2004. 80 с. 41. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2004. – 992 с. 42. Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика и проблема невербальности мышления // Композиционная семантика: материалы третьей Международной шк.-семинара по когнитивной лингвистике, 18-20 сент. 2002 г./ Отв. Ред. Н.Н. Болдырев ред.: Е.С. Кубрякова, Е.М. Позднякова. В.Б. Гольдберг и др.: В 2 ч. Ч.И. – Тамбов : Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина. 2002. – С. 6-8. 43. Стернин, И.А. Макроструктура концепта // Труды по когнитивной линг-вистике /отв. ред. М.В. Пименова. – Кемерово : КемГУ, 2008. – С. 100-106. 44. Стернин, И.А. Методика лингвоконцептологического анализа // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Выпуск VIII. СПб. : Сударыня, 2006. – 406 с. 45. Стернин, И.А. Моделирование концепта в лингвоконцептологии // Меж-дународный конгресс по когнитивной лингкистике: Сб. мат-лов 26-28 сентября 2006 года / Отв. ред.; Федеральное агентство по образованию. Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2006. – С. 78-79. 46. Стернин, И.А. Полевые структуры в системе языка / И.А. Стернин, Е.И. Беляева; Науч. ред. З.Д. Попова. – Воронеж : ИПЦ Воронежского государ-ственного университета, 1989. – 197 с. 47. Стернин, И.А. Язык и национальное сознание. Вып. 10 / Научный ред. И.А. Стернин. – Воронеж : «Истоки», 2008. – 203 с. 48. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. – 288 с. 49. Трущинская, А.С. Лексико-фразеологическое поле семья в русском и ан-глийском языках /А.С. Трущинская // Русский язык как иностранный. Теория. Ис-следования. Практика. – Санкт-Петербург : Сударыня, 2006. – С. 117-124. 50. Трущинская, А.С. Национальная специфика концепта семья / А.С Тру-щинская // Культура общения и ее формирование. –2009. – Вып. 21. – С. 150-153. 51. Щерба, Л.В. Некоторые выводы из моих диалектологических лужицких наблюдений. Т.1. – Петроград, 1915. 52. Щур, Г.С. Теория поля в лингвистике / С.Г. Щур. – М. : Наука, 1974. – 255 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические проблемы когнитивного подхода к языку 1.1 Становление когнитивной лингвистики как самостоятельного раздела науки о языке Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в теории концепций со-временного языкознания. Своим возникновением она обязана результатам общего методологического развития, начавшегося в лингвистике в конце 1950-х годов. Когнитивную лингвистику можно охарактеризовать как новый этап изучения противоречивых отношений языка и мышления. Изначально такой подход был предложен нейрофизиологами, врачами и психологами. Затем стало ясно, что языковая деятельность происходит в мозге человека, а разные виды языковой деятельности, такие как говорение, слушание, письмо и чтение соотносятся с разными отделами головного мозга. Становление когнитивной лингвистики тесно связано с психолингвистикой, характеризующейся интересом к проблеме соотношения языка и мышления. В рамках психолингвистики рассматривались процессы изучения языка как системы знаков, которая хранится в человеческом сознании, процессы порождения и восприятия речи, соотношение системы языка с ее использованием и функционированием. Яркими представителями данного направления являются американские психолингвисты Дж. Гринберг [22], Дж. Кэррол, Ч. Осгуд, Т. Себеок, а также российские лингвисты И.Н. Горелов, Ю.Н. Караулов [27], А.А. Леонтьев и А.А. Потебня. Когнитивная лингвистика возникает в последние два десятилетия XX века, но ее предмет, который заключается в особенности обработки и усвоения информации, возможности ментальной репрезентации знаний с помощью языка, был намечен в теоретических работах по языкознанию в XIX веке. Сюда можно отнести размышления А.А. Потебни, основанные на теории В. фон Гумбольдта о народном духе. А.А. Потебня считает вопрос о становлении языка вопросом о законах его развития и образования, о явлениях душевной жизни, предшествующей языку, о влиянии языка на последующую душевную деятельность, то есть вопросом фактически психологическим.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 47 страниц
1175 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 65 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 61 страница
750 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 69 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg