Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Разработка и реализация учебно-исследовательских проектов по информатике в основной школе

kristi88 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 122 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.09.2021
В начале нашего исследования была поставлена цель, для реализации которой был выдвинут ряд задач. В рамках решения первой задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература, в ходе чего были выявлены психолого-педагогические особенности учащихся основной школы в контексте организации учебно-исследовательской деятельности, описаны мотивы выполнения учащимися исследовательских заданий, выявлена проблема в определении подходов к организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках информатики.
Введение

Актуальность исследования. В соответствии с федеральными государственными стандартами второго поколения (далее — ФГОС) учебно-исследовательская деятельность является обязательной в процессе освоения основной образовательной программы всех уровней школьного образования. Для реализации требований, которые перед нами ставят ФГОС второго поколения необходимо организовать учебный процесс так чтобы учащиеся систематично и последовательно были включены в учебно-исследовательскую деятельность на уроках информатики. Анализ собственной педагогической деятельности в качестве учителя информатики, опросы учителей, анализ открытых уроков информатики показали, что чаще всего в образовательной практике акцент при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики направлен на получение конечного результата этой деятельности. Не уделяется достаточного внимания развитию учебно-исследовательский умений, в том числе формированию навыков проектной деятельности учащихся, развитию учебной самостоятельности, реализации самоконтроля, рефлексии, коррекции, организации управления проектом. Иными словами, в полной мере нет сформированной системы реализации учебно-исследовательской деятельности с поэтапным включением метода проектов в рамках учебной дисциплины информатики, что не позволяет реализовать дидактический потенциал проектной деятельности в условиях современной образовательной среды. Учебно-исследовательская деятельность в свою очередь позволяет раскрыть индивидуальные особенности учащихся, умения и навыками научного познания, что позволяет развить ценностное отношения к результатам научного познания. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебно- исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – учебно-исследовательских умений, которые помогают школьникам лучше справляться с требованием учебной программы. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе учебно-исследовательские умения: умение ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче адаптироваться в дальнейшем к меняющимся условиям жизни, он сможет правильно выбрать будущую профессию, сможет жить творческой жизнью. Урок информатики обладает достаточно высоким потенциалом для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы, поскольку универсальные учебные действия и предметные компетенции школьников могут объединяться и формировать единое направление познавательной активности при работе с учебным материалом в рамках реализации проектов по информатике. В этом случае ценность учебно-исследовательской деятельности на уроках информатики заключается в развитии учебно-исследовательских умений, с целью повышения способности учащихся проблемно анализировать учебный материал. В работах современных исследователей рассматриваются вопросы формирования средствами проектной деятельности ключевых компетенций учащихся (А.Л. Наумов, И.В. Васильева и др.), исследовательских умений (Е.В. Плащевая), создания дидактических условий организации учебных проектов с применением информационных технологий (Т.В. Куклина). Проектная деятельность рассматривается как частно-методическое средство (Е.С. Булычева, Е.С. Полат, Н.В. Матяш, М.В. Чанова, С.М. Шустов и др.), в том числе при обучении информатике (Ю.А. Шитиков, И.С Надточий, Н.Ю. Пахомова, СВ. Чарыкова и др.). В результате анализа современного состояния преподавания информатики, требований к результатам преподавания информатики, закрепленных в ФГОС, анализа собственной педагогической деятельности в качестве учителя информатики, опросы учителей, анализ открытых уроков информатики, позволили выявить противоречие исследования - урок информатики обладает достаточным потенциалом для организации учебно-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта по информатике. В свою очередь проектная деятельность способствует повышению познавательной активности учащихся, как следствие развитию учебно-исследовательские умений, с другой стороны, отсутствует комплексная методика реализации учебно-исследовательских проектов для повышения современных образовательных результатов и развития исследовательских умений при обучении информатике. На основании вышеизложенного, была сформирована проблема исследования, которая состоит в определение условий эффективного использования проектного метода при реализации учебно-исследовательских проектов по информатики в основной школе. Цель исследования состоит в разработке и реализации системы учебно-исследовательских проектов по информатике для повышения познавательной активности и развития учебно-исследовательских умений учащихся основной школы. Объектом исследования является процесс организации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы при реализации проектов по информатике. Предметом исследования является система учебно-исследовательских проектов по информатике в основной школе. Гипотеза исследования заключается в том, что организация учебно-исследовательской деятельности будет способствовать повышению познавательной активности учащихся и развитию учебно-исследовательских умений учащихся основной школы за счеты реализации учебно-исследовательского проекта по информатике. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы и изучить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы для организации учебно-исследовательской деятельности. 2. Выявить возможности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы в процессе реализации проектов на уроках информатики. 3. Разработать модель системы учебно-исследовательских проектов по информатике в основной школе, а рамках реализации проекта по информатике. 4. Осуществить планирование учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы в рамках реализации проектной деятельности на уроках информатики. 5. На основе предложенной модели разработать методику, планирование и план реализации организации проектной деятельности учащихся при обучении информатике, а также выявить комплекс педагогических условий обеспечения ее эффективности. 6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики организации проектной деятельности. Научная новизна исследования обоснована необходимостью в создании модели учебно-исследовательской деятельности и реализации учебно-исследовательских проектов по информатике для повышения познавательной активности учащихся, и как следствие развитие учебно-исследовательских умений учащихся основной школы. Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании и применение разработанной системы организации учебно-исследовательской деятельности, которая включает: подходы, методические материалы, учебно-исследовательские задания и рекомендации, направленные на развитие учебно-исследовательских умений и познавательной активности учащихся основной школы в процессе реализации проекта по информатике. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель реализации учебно-исследовательских проектов по информатике, учебно-методический материал, учебно-исследовательские задания и рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности, предложенные система критериального оценивания проектной работы, этапы реализации проекта может применяться в процессе реализации проектной работы по информатике для развития познавательной активности и учебно-исследовательских умений учащихся основной школы. При написании работы нами были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, дедукция, наблюдение, сравнение, эксперимент. На защиту выносятся следующие положения: 1.Модель организации учебно-исследовательской деятельности, разработанные учебно-методические материалы и рекомендации, направленные на развитие учебно-исследовательских умений учащихся основной школы в процессе реализации проекта по информатике. 2. Методика, планирование и план реализации организации проектной деятельности учащихся при обучении информатике, как комплекс педагогических условий обеспечения эффективности организации учебно-исследовательской деятельности. Апробация научно-методических и организационно-управленческих подходов к обучению методики организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по информатике в основной школе была организована в период с 3 октября 2019 года по 26 марта 2021 года на базе ГБОУ Школы №444 г. Москвы., а именно Саари Полина Анатольевна курировала проектные работы учащихся 5-7 классов, координировала работу педагогов и учащихся по параллелям, полученный опыт и знания позволили сформировать модель системы учебно-исследовательских проектов по информатике в основной школе, апробировать планирование, разработку и реализацию учебно-исследовательских проектов по информатик в основной школы. Результаты исследования были представления на научно-практических конференциях «Математика и информатика в образовании и бизнесе», «ScienceJuice2020», семинарах «Современные тенденции в области методики обучения информатики». Результаты исследования опубликованы в двух статьях: «Учебно-исследовательский проект по информатике в основной школе», «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках информатики в процессе обучения компьютерной графике». В рамках апробации научно-исследовательской работы был проведен открытый мастер – класс для учителей Математической школы № 1 Имени Х. И. Ибрагимова по теме «Особенности организации проектной деятельности на примере ГБОУ Школы №444»: руководитель проектной деятельности в рамках индивидуальной, парной и групповой формы работы учащихся, курирование проектного офиса как формирование управленческих навыков молодого специалиста». Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (37 наименований) 8 приложений.
Содержание

Оглавление 2 ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 10 1.1. Организация учебно-исследовательской деятельность как психолого-педагогическая проблема 10 1.2. Выявление психолого-педагогических особенностей учащихся основной школы в контексте организации учебно-исследовательской деятельности 16 1.3. Возможности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы при реализации проектов по информатике 22 Выводы по главе 1 32 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 34 2.1. Моделирование системы учебно-исследовательских проектов по информатике в основной школе 34 2.2. Планирование, разработка и методические рекомендации к реализации учебно-исследовательских проектов по информатике в основной школе 45 2.3. Организация учебно-исследовательских проектов по информатике учащимися основной школы 56 2.4. Экспериментальная проверка развития учебно-исследовательских умений учащихся основной школы при реализации учебно-исследовательских проектов по информатике 65 Выводы по главе 2 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90 ПРИЛОЖЕНИЯ 94 Приложение 1 94 Диагностика сформированности учебно-исследовательских умений и способов деятельности 94 Приложение 2 97 Анкета для изучения познавательного интереса учащихся по Гребенюку О.С. 97 Приложение 3 100 Система учебно-исследовательских заданий по тема «Компьютерная графика» в рамках выявления развития учебно-исследовательских умений на уроках информатики 100 Световой эксперимент «Цветовые модели» 100 Приложения 4 104 Контрольная работа для учащихся 6 классов в рамках изучения раздела «Компьютерная графика» 104 Приложение 5 106 Самостоятельная работа для учащихся 6 классов по теме «Цветовые модели» 106 Приложение 6 107 Электронная зачетная книжка и критерии оценки проекта по информатике 107 Приложение 7 110 Продолжение приложение 7 111 Приложение 8 115 Пример проектной работы «Сборка и программирование робота художника с использованием микроконтроллера EV3 и языка программирования Python» 115
Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа в педагогическом процессе/ Ш. А. Амонашвили. – М. : Феникс, 2009. – 332 с. 2. Бочкин, А. И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / А. И. Бочкин. – Минск : Вышэйшая школа, 1998. – 431 с.: ил. 3. Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2007.– URL : http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-7-9-met.pdf (дата обращения: 23.12.2020). 4. Босова, Л. Л. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2016. – URL : http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-7-9-prog.pdf (дата обращения: 07.09.2020). 5. Власенко В. А. Методика организации проектной деятельности учащихся основной школы при обучении информатике в условиях информационно коммуникационной образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Моск. пед. гос. ун-т, Москва, 2013 – 241 с. 6. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1979. – 287, [1] с. – Библиогр.: с. 286. 7. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина // Собрание сочинений : в 4 т. – М. : Педагогика, 1984. – т. 4. – 433 с. 8. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В. Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова. – М. : Пед. о-во России, 2003. – 512 с. 9. Ершов, А. П., Звенигородский, Г. А., Первин, Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин // Информатика и образование. – 1995. – № 1. – С. 3-20. 10. Заславская О.Ю., Левченко И.В. Теоретический материал для подготовки к вступительным испытаниям по информатике и ИКТ: Учебно-методическое пособие для абитуриентов математических факультетов педагогических университетов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МГПУ, 2007. – 82 с. 11. Карпов, А. О. Обучение через науку – штрихи к проблеме [Электронный ресурс] / A. О. Карпов. – М. : НТА «АПФН», 2000. – URL : http://www.step-into-the-future.ru/sites/default/files/articles-karpov/obuch_ch_nauk.pdf (дата обращения: 28.09.2019). 12. Карташова, Л. И. Обучение учащихся основной школы технологии работы с графическими изображениями, инвариантное относительно программных средств / Л. И. Карташова, И. В Левченко, А. Е Павлова // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2014. – № 1 (27). – С. 37-46. 13. Карташова, Л. И. Методика обучения информационным технологиям в средней общеобразовательной школе. Ч. I. Технологии работы с графикой, текстом и мультимедиа: учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов и ун-тов / Л. И. Карташова, И. В. Левченко, А. Е. Павлова. М. : МГПУ, 2011. – 86 с. 14. Левченко, И. В. Методические особенности обучения информационным технологиям учащихся основной школы / И. В. Левченко // Вестник Российского университета дружбы народов Серия «Информатизация образования». 2012. № 1. С. 23-28. 15. Левченко, И. В. Методологические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: уч.-метод. пособие / И. В. Левченко. – М. : МГПУ, 2012. – 124 с. 16. Левченко, И. В., Заславская, О. Ю. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Ч. 1 : Сборник учебных задач. – М. : Academia, 2006. – 156 с. 17. Левченко, И. В. Функции профессионально-педагогической деятельности учителя информатики в условиях фундаментализации образования / И. В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2010. – № 19. – С. 40-44. 18. Левченко, И. В. Профессионально-педагогическая деятельность учителя информатики в условиях фундаментализации образования / И. В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2008. – № 13. – С. 39-46. 19. Левченко, И. В. Общие вопросы методики обучения информатике в средней школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов и ун-тов / И. В. Левченко., Н. Н. Самылкина. – М. : МГПУ, 2003. – 105 с. 20. Левченко, И. В. Специфика проведения урока информатики / И. В Левченко // Педагогическая информатика. – 1997. – № 1. – С. 13-17. 21. Левченко, И. В. Теоретические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие / И. В. Левченко. – М. : МГПУ, 2013. – 141 с. 22. Левченко, И. В. Частные вопросы методики обучения теоретическим основам информатике в средней общеобразовательной школе: учебное пособие / И. В. Левченко. – М. : МГПУ, 2007. – 159 с. 23. Левченко, И. В., Ломакин, М. А Использование частично-поискового метода обучения с целью пропедевтики учебно-исследовательской деятельности учащихся / И. В. Левченко //Вестник МГПУ – М. : МГПУ, – 2014. – С. 79-84. 24. Лобачева, А. М. Научно-исследовательская деятельность в процессе изучения информатики / А. М. Лобачева // Технические науки в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 18-19. 25. Мазяркина, Т. В. Исследовательская деятельность школьников / Т. В Мазяркина, С.В Первак // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123. 26. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя – А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с. 27. Муравьев, Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.М. Муравьев. – М. : Моск. гос. ун-т, 1996. – 176 с. 28. Пояснительная записка к завершённой предметной линии учебников «Информатика» для 7–9 классов общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – URL : http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/ (дата обращения: 06.05.2020). 29. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] / одобр. решением федер. учеб.-метод. объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 : Протокол № 1/15. – URL : http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 17.03.2021). 30. Саари, П. А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках информатики в процессе обучения компьютерной графике / П. А. Саари // Студенческая наука: сб. статей. – М., 2018. – С. 336-342. 31. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М. : Ось-89, 2006. – 480 с. 32. Тимошенко, Л. В. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] Л. В. Тимошенко. – URL : http://school63.ru/wp-content/uploads/2015/04/Timoshenko_proektnaya_rabota.pdf (дата обращения: 17.02.2020). 33. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с. 34. Федеральный базисный учебный план [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – URL : http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf (дата обращения: 17.02.2020) 35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : принят 17 дек. 2010 г. № 1897. ? М. : Стандартинформ, 2010. ? 50 с. 36. Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год : [Электронный ресурс] : прил. к приказу М-ва просвещения РФ от 28 декабря 2018. – URL : https://4ege.ru/documents/56987-federalnyy-perechen-uchebnikov-na-2018-2019-uchebnyy-god.html (дата обращения: 15.04.2019). 37. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 1.1. Организация учебно-исследовательской деятельность как психолого-педагогическая проблема Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в основной школе является одним из ведущих способов построения учебного процесса, которая формирует и развивает у учащихся такие на умения к обучению: ? формирование новых знаний в ходе исследования проблемы исследования; ? способность к самоанализу и самооценке; ? обсуждение различных версий решения проблемы исследования; ? самостоятельная работа учащихся, которая позволяет им самостоятельно сформулировать проблему исследования и поиск различных способов решений; ? самостоятельное оформление и защита результатов исследовательской работы. Цель исследовательской деятельности в учебном процессе состоит в приобретении учащимися функциональных навыков исследования как универсального способа освоения действительности. Исследовательская деятельность позволяет вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для успешного овладения учебной программы, позволяет систематизировать учебный материал по дисциплине, что способствует развитию познавательного и творческого потенциала учащегося. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg