Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Совершенствование ритмовой структуры бега на дистанции 400м на этапе совершенствования спортивного мастерства

kisssaaa0721 1275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Объект исследования – техническая подготовка квалифицированных бегунов на 400 метров. Предмет исследования – средства совершенствования ритмовой структуры бега на 400 метров на этапе совершенствования спортивного мастерства. Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать комплексы упражнений для совершенствования ритмовой структуры бега на 400 метров на этапе совершенствования спортивного мастерства. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме. 2. Разработать комплекс упражнений совершенствования ритмовой структуры бега для квалифицированных бегунов на 400 метров на этапе совершенствования спортивного мастерства. 3. Определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленную на совершенствование ритмовой структуры бега на 400 метров на этапе совершенствования спортивного мастерства. Гипотеза исследования: развитие ритмовой структуры бега на 400 м на этапе совершенствования спортивного мастерства будет эффективна, если: ? основными средствами будет бег на отрезках 150-350 м; ? интенсивность бега на отрезках 150-350 м 85-95% от максимума; ? количествами повторений, на отрезках 150-350 м 4-6 раз; ? дополнительными средствами могут являться бег 200м по разметке (при том, что вторая половина дистанции должна пробегаться быстрее).
Введение

Актуальность. На современном этапе развития беговых видов легкой атлетики в России все отчетливее ощущается острая необходимость решения принципиальных вопросов теории и методики тренировки ведущих Российских спринтеров - мужчин и женщин, специализирующихся в беге на 400 м, достижения которых отстают от ведущих зарубежных спортсменов и соответствуют результатам, показываемым в 70 - 80-е годы прошлого столетия. Беговые дисциплины на короткие дистанции в легкой атлетике входят в программу Олимпийских игр, в связи с этим совершенствование системы подготовки квалифицированных спортсменов приобретает весьма актуальное значение для современного спорта [1,2,5]. Для успешной работы над овладением и совершенствованием оптимальной для каждого уровня результатов техникой легкоатлетических видов необходимо глубокое понимание ритмовой структуры движения, знания пространственно-временных характеристик, соотношения изменения элементов техники по мере развития физических качеств. Пространственно-временные характеристики — это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.). Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени. Понятие скорости движений не следует сопоставлять с понятием скорости передвижения. Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге — от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых двигательных действий. В том случае, если мгновенная скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково, движение называют равноускоренным. А величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло, называют ускорением. Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений. Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Ритм обычно определяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз. Так же ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия. Поэтому особое место в деятельности ведущих тренеров и специалистов физического воспитания занимает поиск и научное обоснование путей сочетания средств и методов, обеспечивающих надёжный прирост индивидуальных спортивных результатов, особенно в планируемые сроки ответственных соревнований, а также эффективное обучение и совершенствование.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА РИТМОВОЙ СТРУКТУРЫ БЕГА НА ДИСТАНЦИИ 400М НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА 6 1.1. Общая характеристика бега на дистанции 400м 6 1.2. Модельные характеристики бегунов на 400м на этапе совершенствования спортивного мастерства 9 1.3. Физиологическое обоснование бега на 400м 14 1.4. Особенности техники бега на дистанции 400 м 18 1.5. Средства и методы технической подготовки бегунов на 400м на этапе совершенствования спортивного мастерства. 22 1.6. Понятие ритмовой структуры бега, применительно к 400-метровой дистанции 24 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29 2.1. Методы исследования 29 2.2. Организация исследования 34 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 36 3.1. Результаты тестирования в начале исследования 36 3.2. Комплексы упражнений для совершенствования ритмовой структуры бега на 400 м на этапе совершенствования спортивного мастерства 38 3.3. Результаты исследования в конце эксперимента 41 3.4. Сравнительный анализ результатов исследования 42 ВЫВОДЫ 45 Список литературы 46
Список литературы

1. Александрова, Г. И. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Киев, 1983. – 21 с. 2. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 447 с. 3. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с. 4. Апанасюк, Н. В. Темпо-ритмовая структура движений высококвалифицированных бегунов на 3000 метров с препятствиями и методы ее совершенствования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1988. – 23 с. 5. Аркадьевский, А. А. Ритм как фактор точности движений //Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – М., 1952. – Т.33, вып.3. – С. 43–45. 6. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания для ИФК / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 295 с. 7. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры че- ловека (к проблеме развития физкультурных знаний) // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 7. – С. 2–8. 8. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический ас- пект) // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 4. – С. 21–26, 39–40. 9. Бальсевич, В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 4. – С. 2 – 7. 10. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физической активности / Н. А. Бернштейн. – М. : Медгиз, 1966. – 349 с. 11. Боген, М. М. Спортивная техника как предмет обучения // Теория и практика физической культуры. – 1981. – № 7. – С. 28–29. 12. Васютина, А. И. Развитие ритма движений у детей / А. И. Васютина, А. П. Тампиева // Материалы науч. конф. – М. : АПН РСФСР, 1962. – С. 286–287. 13. Введенский, Н. Е. Избранные произведения. – М. : Изд-во АН СССР, 1950. – С. 48–50. 14. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт,1988. – 331 с. 15. Виноградов, М. И Физиология трудовых процессов / М. И. Виногра- дов. – М. : 2-е изд. Медицина, 1966. – С. 19–26. 16. Водяницкая, О. И. Методика совершенствования ритма бега в про- цессе многолетней подготовки юных спринтеров: автореферат дис… канд. пед. наук; ЦНИИС. – М., 1993. – 24 с. 17. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 500 с. 18. Выдрин, В. М. Физическая культура как ценность / В. М. Выдрин. – Л.: Знание, 1976. – С. 9–10. 19. Григорьев, В. И. Социокультурная интеграция содержания неспеци- ального физкультурного образования студентов вузов: автореф. докт. дисс. / СПбГАФК, 2002. – 60 с. 20. Донской, Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д. Д. Донской. – М. : Физкультура и спорт, 1971. – 288 с. 21. Донской, Д. Д., Зациорский, В. М. Биомеханика: учебник для ин- тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 264 с. 22. Дьячков, В. М. Ведущие параметры фазы и элементы координации и их отражение в ритме двигательного акта, совершенствование технического мастерства // Сб. науч. трудов ВНИИФК. – М., 1972. – С. 77–123. 23. Евгеньев, А. А. Формирование оптимальной темпо-ритмовой струк- туры бега с максимальной скоростью по повороту и методика ее совершен- ствования на этапе высшего мастерства: автореферат дис. …канд. пед. наук. – Киев, 1990. – 20 с. 24. Евтух, А. В. Структура и методическая направленность подготовки высококвалифицированных бегуний на средние дистанции: Дис… канд. пед. наук / РГАФК – М., 1999. – 172 с. 25. Зациорский, В. М. Биомеханические основы выносливости / В. М. Зациорский, С. Ю. Алешинский. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 207 с. 26. Зациорский, В. М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В. М. Зациорсикй, А. С. Арунин, В. Н. Селуянов. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 140 с. 27. Иванов, И. Ю., Петров, В. С., Шалимов, А.А. Ловкость, координи- рованность, ритмичность // Спортивные игры. – 1985. – № 4. – С. 31–39. 28. Ильинич, В. И. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 125 с. 29. Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А. Г. Карпеев. – Омск, 1998. – 322 с. 30. Карпеев, А. Г. Направления и принципы изучения двигательных ко- ординации основных видов движений // Теория и практика физической куль- туры. – СибГАФК, 1995. – № 9. – С. 5–9. 31. Клобоук, Т. Ритмические способности детей 9-10 лет и методика их развития: Дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 1992. – 131 с. 32. Козлов, И. М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической струк- туры спортивных движений / И. М. Козлов, А. В. Самсонова, В. Н. Томилов. – М.: Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2 – С. 10. 33. Козлов, И. Н., Менькова, С. В. Ритм движения при произвольной коррекции отдельных его фаз // Актуальные проблемы физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы. – СПб: СПГТУРП, 1995. – С. 95–97. 34. Козлов, И. Н., Самсонова, А. В., Томилов, В. Н. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений // Теория и прак- тика физической культуры, 2003. – № 2. – С. 10 35. Котло, Е. Н. Вариативная форма организации занятий физическими упражнениями в вузе // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – C. 57–59. 36. Колесников, Н. В. Методика овладения ритмо-темповой структурой стартового разгона и бега по дистанции на 100 метров: автореф. дис… канд. пед. наук. – Л., 1986. – 20 с. 37. Кручинин, В. А. Воспитывая чувство ритма // Физическая культура в школе. – 1974. – № 12. – С. 18–19. 38. Кряжев, В. Д., Афанасьев, В. В. Соотношение длины и частоты ша- гов во время бега на дистанции у сильнейших спортсменов мира // Биомеха- ника и спорт. Тез. док. Респ. школы-семинара 16-19 мая 1988 г. – Смоленск, 1988. – С. 36–37. 39. Кряжев, В. Д., Колесникова, Е. Э., Дементьева, М. П., Лаврентьев, А. Н. Анализ техники бега сильнейших советских и зарубеж- ных спортсменов: Методические рекомендации. – М.: ВНИИФК, 1988. – 42 с. 40. Курамшин, Ю. Ф. Спортивные высшие достижения, их социокуль- турные ценности и антиценности: теоретико-методологический аспект.– СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 47 с. 41. Курганский, А. В. О возникновении и координации ритмических движений // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №11. – С. 44–49. 42. Фарфель, В. С. Пути совершенствования спортивной техники (мето- дический принцип срочной информации) // Теория и практика физической культуры. – 1962. – № 5. – С. 23–28. 43. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 208 с. 44. Филин, В. П. Теория и практика юношеского спорта: учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт,1987. – 128 с. 45. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с. 46. Чернобай, В. И. О регистрации ритмов легкоатлетических упражне- ний // Теория и практика физической культуры. – 1964. – № 9. – С. 36. 47. Чхаидзе, Л. В. Об управлении движениями человека / Л. В. Чхаидзе. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 136 с. 48. Шальтяняне, О. С. Особенности чувства ритма у разной специально- сти. В кн.: Основы спортивного мастерства тренеров по физической культу- ре. – Тартау, 1980. – С. 92–98. 49. Шапков, Ю. Т. Темп, ритм и вариативность циклических сложноко-ординированных движений: автореф. дис… канд. биол. Наук. – Л.,1965. – 26 с. 50. Чернышева, А.В. Формирование рационального двигательного ритма у бегунов/ А. В. Чернышева, Л. И. Костюнина. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 96 с. 51. Учебник тренера по легкой атлетике Авторский коллектив : Н. Г. Оэолин, JI. С. Хоменков, В. В. Петровский, Г. И. Чевычалов, Ф. П. Суслов, Ю. А. Попов, В. В. Чистяков. В. М. Дьяч В. Б. Попов, В. М. Ягодин, О. Я. Григалка, Е. Н. Матвеев, А. П. Бондарчук, А. Л. Фруктов, А. А. Ушаков
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА РИТМОВОЙ СТРУКТУРЫ БЕГА НА ДИСТАНЦИИ 400М НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА 1.1. Общая характеристика бега на дистанции 400м Бег 400 метров – это одна из самых сложных и изнурительных дисциплин в легкой атлетике. Бегунов на 400 метров можно разделить на две категории. Первая это спринтера, а вторая средневики. Оба типа бегунов имеют успех на дистанции 400 метров на протяжении многих лет. Но есть спортсмены, которые оптимально могут бежать спринт и так же удачно могут преодолевать дистанции, которые требуют большей выносливости. С 1896 г. для мужчин и с 1964 г. для женщин бег на 400 м входит в программу Олимпийских игр. Летом используется 40-метровая дорожка, по которой каждый легкоатлет бежит всю дистанцию по своей дорожке. Зимой соревнования проводят на 200-метровой дорожке, при этом спортсмен 2 виража бежит по своей дорожке, а затем переходит на первую дорожку. Поэтому зимой спортсмену важно пробежать первый круг с максимальной скоростью, чтобы быстрее других перейти на более короткую дорожку. Статистика показывает, что результат на 400-метровой дистанции в наибольшей степени зависит от скорости на третьей 100-метровке. 400-метровую дистанцию спортсмен не может пройти до финиша на максимальной скорости, как дистанцию 100-200 м, на второй половине дистанция его скорость сокращается. Для того, чтобы достигнуть высоких результатов в беге на 400 метров, необходимо распределять свою скорость и энергию наиболее эффективным образом. Никто не способен бежать максимально быстро все 400 метров. Поэтому, если у Вас прекрасные спринтерские способности и Вы не умеете распределять свой бег по дистанции, Вы никогда не добьетесь максимальных успехов. Для бегунов экстра-класса разница их лучшего результата на 200 и прохождением первой половины дистанции на 400 должна варьироваться в пределах одной секунды, в то время, когда бегуны более низкого уровня начинают первые 200 метров приблизительно на две секунды хуже, чем их лучший результат на дистанции 200 метров. Есть хорошая формула для расчета потенциального результата в беге на 400. Для этого нужно взять Ваш лучший результат на 200 метров, умножить его на два и добавить 3,5 секунды к полученному результату. Но стоит заметить, что тренировки должны быть построены должным образом, если же тренировки построены не верно, то результат на пробегание второй половины дистанции будет хуже 3,5 секунд. Важно так же заметить, что наибольших результатов на дистанции 400 метров достигают те спортсмены, которые могут бежать быстро, чем спортсмены, которые больше предрасположены к выносливости. Это объясняется тем, что эффективнее развить скоростную выносливость, нежели скорость. Именно поэтому, для максимальных результатов на дистанции 400 м, тренировки должны быть построены через спринт. Вся специфика бега на 400 метров заключается в немалом кислородном голодании. И это означает, что уровень поглощения кислорода ниже той, которая необходима для снабжения АТФ. Характерной особенностью в беге на 400 является функционирование организма в режиме креатин-фосфатного алактатного и анаэробного лактатного режимов энергопотребления. Поэтому очень важно строить тренировки в этих двух режимах. Это поможет спортсмену научиться справляться со стрессом и организм должен привыкнуть к таковым нагрузкам и адаптироваться. Далее организм будет привыкать к нагрузкам и выполнять суперкомпенсацию для того, чтобы привыкнуть к таковой рабочей среде [14]. Низкий старт с установкой колодок у внешней бровки дорожки по касательной к ее дуге, что позволяет стартовые 10 м пробежать по прямой. После команды на старте «внимание» легкоатлет должен подготовиться к свободе движений в стартовом разбеге. Стартовый разбег осуществляется на 30-40-метровом поворотном участке дорожки, поэтому все части тела должны участвовать в нейтрализации центробежной силы: ступни несколько поворачиваются влево, левая рука приближается к туловищу, а правая направляется внутрь, плечо и туловище несколько поворачивается влево-вперед. Движения на вираже должны быть свободными, скорость набирается активным опусканием передних частей стоп на дорожку, а пятки на 1,5 см выше нее. Бег по дистанции – при выходе на прямые участки дорожки туловище выпрямляется, руки быстро и свободно движутся в обычном режиме. В первой и второй половине дистанции выбирается оптимальный темп бега. У мужчин средний темп бега должен составлять до 4 шагов/сек. при длине шага до 2,45 м, у женщин, соответственно, до 4 шагов/сек. при шаге до 2,1 м. В начале второй половины дистанции ощущается утомление, но темп бега необходимо сохранять по возможности дольше. Время прохождения второй половины дистанции несколько увеличивается по сравнению с первой половиной за счет уменьшения длины шага, но сохранения его темпа. Финиш на последних метрах дистанции особенно труден для спортсмена, в это время он должен проявить силу характера и психологическую подготовку. Не изменяя положение тела и не напрягая движение, спортсмен совершает бросок на финишную ленточку с расстояния 1-1,5 м. Основным отличием бега на 400 метров от бега на другие дистанции является свободное сведение бедер и увеличение длины шага. Также к особенностям 400-метровки можно отнести: 1. Положение стартовых колодок – их ставят по направлению к левой границе правой стороны дорожки. 2. Бег по повороту – более активно работает правая рука, а также нужно увеличить наклон в сторону поворота, не слишком усердствуя в этом на выходе из виража. 3. Достижение оптимальной скорости на первой четверти дистанции и поддержание ее до финиша. 4. Падение скорости неизбежно на 3 и 4 стометровых отрезках. Мужской рекорд принадлежит жителю ЮАР Вайде Ван Никерку, который в 2016 году стал победителем олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, установив новый мировой рекорд. Его результат составил 43,03. Среди женщин сейчас считается лучшей Марита Кох из Германии, которая в 1985 года, победив в Кубке мира проходившем в Канберре, установила мировой рекорд. Ее результат — 47,60. 1.2. Модельные характеристики бегунов на 400м на этапе совершенствования спортивного мастерства Система разработки модельных характеристик предусматривает поиск наиболее информативных показателей, выявление связи между ними. Среди них выделяются наиболее важные, позволяющие выбирать и использовать такую систему упражнений в циклах развития спортивной формы, которая способствовала бы решению поставленных перед каждым этапом задач. Имеется в виду вначале достижение определенного уровня показателей в базовых упражнениях, а затем только перенос их на специально-развивающие и соревновательные. В данном случае речь идет об отдаленном переносе тренированности. Что же касается текущего переноса, то здесь предусматривается одновременное достижение определенного уровня показателей в базовых упражнениях и в средствах специальной подготовки. Это в большей степени относится к специально-развивающим и соревновательным упражнениям. Данная задача решается только в случаях одновременного вхождения в них в состояние спортивной формы на протяжении того или иного цикла ее развития. В процессе разработки модельных характеристик во всех группах дисциплин легкоатлетического спорта специалисты использовали индивидуально-собирательный и коллективно-усредненный методы. Первый из них предусматривает отбор индивидуально лучших тестовых показателей, уровня которых достигает один из десяти сильнейших спортсменов страны или мира в той или иной дисциплине легкой атлетики. Например, один спортсмен показывает наилучшие достижения в рывке штанги, другой – в прыжке в длину с места, третий – в приседаниях со штангой на плечах и т. д. (Таблица 1) Таблица 1 – Модельные характеристики уровня подготовленности бегунов разного возраста на 400 м на протяжении первого и второго подготовительного периодов Упражнение Первый период Второй период 15-16лет 17-18 лет Старше 19 лет 15-16лет 17-18 лет Старше 19 лет Бег 30 м с низкого старта, с 4,5 - 4,4 4,3 – 4,0 4,0 – 3,9 4,4 – 4,3 4,3 – 3,9 3,9 – 3,8 Бег 30 м с хода, с 3,5 – 3,3 3,3 – 3,1 3,0 – 2,9 2,4 – 3,1 3,2 – 2,9 2,9 – 2,7 Бег 300 м с высокого старта, с 42,0 – 38,7 38,5 – 37,0 34,0 – 33,0 40,5 – 37,5 37,5 – 35,4 33,5 – 32,5 Бег 600м с высокого старта, с 1.35,0 – 1.31,0 1,30,0 – 1.26,0 1.20,0 – 1.18,5 1.32,5 – 1.28,0 1.28,0 – 1.23,0 1.18,5 – 1.16,5 Тройной прыжок с места, м 7,50 -7,70 7,80 – 8,20 8,40 – 9,00 7,50 – 7,80 7,90 – 8,50 8,80 – 9,30 10-кратный прыжок с места, м 24 – 26 27 – 29 30 – 31 26 – 28 29 – 31 31 – 32 Бег 400м, с 51,5 – 55,5 52,5 – 51,5 47,5 – 47,0 54,5 – 50,8 50,5 – 47,8 46,5 – 45,5 Упражнение Результаты, с Мужчины Бег 400 м 43,5 – 45,0 45,1 – 46,0 46,1 – 47,0 47,1 – 48,0 48,1 – 49,0 49,1 – 50,0 50,1 – 52,0 52,1 – 54,0 Бег 100 м 10,2 – 10,4 10,4 – 10,5 10,5 – 10,7 10,7 – 10,9 10,9 – 11,1 11,2 – 11,3 11,3 – 11,4 11,4 – 11,5 Бег 200 м 20,0 – 20,6 20,7 – 21,3 21,3 – 21,5 21,5 – 21,8 21,8 – 22,2 22,3 – 22,6 22,6 – 23,3 23,4 – 24,0 Женщины Бег 400 м 47,5 – 48,5 48,6 – 49,6 49,7 – 51,0 51,1 – 52,0 52,1 – 53,0 53,1 – 54,5 54,6 – 56,0 56,1 – 57,5 Бег 100 м 10,8 – 11,2 11,2 – 11,4 11,4 – 11,6 11,6 – 11,7 11,7 – 11,8 11,8 – 12,1 12,1 – 12,3 12,4 – 12,7 Бег 200 м 21,7 – 22,5 22,6 – 22,9 23,0 – 23,4 23,4 –23,8 23,8 – 24,2 24,2 – 24,6 24,6 – 25,0 25,0 – 25,5 Таблица 2 – Зависимость результатов в беге на 400 м (мужчины и женщины) от уровня спортивных показателей в беге на 100 и 200 м с низкого старта Была изучена степень взаимосвязи изменения показателей специальной беговой подготовленности с изменением результатов соревновательной деятельности, а также взаимосвязь между изменением отдельных показателей специальной подготовленности спринтеров и параметров техники бега с целью уточнения возможности оценки индивидуализированной структуры специальной беговой подготовленности квалифицированных спортсменов. (таблица 2) Показатели длины бегового шага на отрезке 100-200м элитных спортсменов и спортсменов высокого класса сильно не различаются и равны соответственно (2,24м+0,06) и (2,29м+0,06), однако, спортсмены высокого класса значительно уступают элитным спортсменам в показателе частоты бегового шага. Однако, нужно отметить, что результаты частоты бегового шага варьируются в обширном диапазоне, как у бегунов элитного уровня, так и у бегунов высокого класса, очевидно это зависит от индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Видимо рост скоростных возможностей на этом отрезке дистанции в большей степени лимитируется способностью наращивать темп беговых движений. (таблица 3) Таблица 3 – Динамика средних значений длины бегового шага у мужчин на дистанции 400 метров (n=10) Длина отрезка дистанции (м) 150 350 Длина шага (м) 2,35±0,08 2,21±0,07 Сравнивая скорость бега и длину шага можно отметить, что на 350 метре происходит снижение, как длины бегового шага, так и падение скорости бега. Таким образом, мы можем говорить о том, что снижение скорости у мужчин происходит за счет снижения длины шага. Анализ частоты шагов на этих же отрезках (150 и 350 м) позволил установить, что она также снижается. Падение составляет 0,4 шага в секунду. Длина шага снижается к 350-му метру дистанции на 6,0%, а частота шагов – на 8,3%. Таким образом, нами установлено, что у мужчин на дистанции 400 метров наблюдается снижение скорости бега после первых 150-метров за счет снижения длины и частоты шагов. При этом снижение длины шага, по сравнению с частотой более существенно. (таблица 4) Таблица 4 – Динамика средних значений частоты беговых шагов у мужчин на дистанции 400 метров (n=10) Длина отрезка дистанции (м) 150 350 Частота шагов (шаг/с) 3,75±0,11 3,44±0,15 Поскольку морфологические характеристики спортсменов (рост) были близки, можно предполагать, что снижение длины и частоты беговых шагов может говорить о недостаточном развитии скоростно-силовых качеств у исследуемой группы бегунов. Анализируя параметры длины бегового шага у женщин, можно отметить, то, что, как и у мужчин, у них к концу дистанции также наблюдается укорочение длины шага (таблица 5). Таблица 5 – Динамика средних значений длины бегового шага у женщин на дистанции 400 метров (n=10) Длина отрезка дистанции (м) 150 350 Длина шага (м) 2,16±0,05 190±0,04 Средняя длина бегового шага у женщин уменьшилась к 350-му метру дистанции на 26 сантиметров, что составляет 12% от этого показателя на отметке 150-ти метров. Однако, при этом частота шагов увеличилась (таблица 4). Так, если на отметке 150 метров, где спортсменки показывали наивысшую скорость, частота шагов составляла 3,71 ш/с, то на отрезке 350 метров частота шагов была уже 3,79 ш/с. Таблица 6 – Динамика средних значений частоты бегового шага у женщин на дистанции 400 метров (n=10) Длина отрезка дистанции (м) 150 350 Частота шагов (шаг/с) 3,71±0,16 3,79±0,14 Мы видим, что у женщин исследуемой группы, произошло увеличение частоты шагов в среднем на 0, 08 ш/с, что составляет 2,1%. В то же время необходимо отметить, что у мужчин наблюдалось снижение этого показателя на 8,3%. Возможно, более высокая частота движений у женщин связана с меньшим ростом. Таким образом, мы можем говорить о том, что в беге на 400 метров у женщин происходит постепенное снижение скорости бега. Процент падения скорости женщин значительно ниже, чем у мужчин. Сохранение скорости бега на последних ста метрах дистанции происходит за счет высокой частоты шагов и даже незначительного увеличения этого показателя к финишу. Все вышеизложенное говорит о том, что исследуемые нами легкоатлетки, специализирующихся в беге на 400 метров обладают более высоким уровнем скоростной выносливости и способны удерживать скорость на более длинных участках дистанции. 1.3. Физиологическое обоснование бега на 400м В беге на 400 м важное значение имеет степень как периодических субмаксимальных усилий, так и максимальных расслаблений тех групп мышц, которые несут основную нагрузку. Расслабление мышц особенно проявляется в «свободном» беге, когда скорость бывает не ниже 8 м/сек. Поэтому с повышением квалификации спортсменов необходимо применять свободный бег, который наблюдается после 100—120 м с начала дистанции и продолжается на последующих 60—70 м. Специалисты уже давно пришли к единому мнению, что для достижения высоких результатов разность во времени прохождения первой и второй половины дистанции не должна превышать 2 сек. Как правило, первые 200 м должны пробегаться на 0,6— 1 сек. медленнее абсолютного результата на 200 м. Основным качеством бегунов на 400 м является высокая степень сопротивляемости наступающему утомлению при субмаксимальной мощности работы. Наибольшая гликолитическая мощность, связанная с интенсификацией анаэробного гликолиза, достигает максимума в интервале 20—40 с. Она характеризуется чрезвычайно быстрым расходом энергетических источников в мышцах в единицу времени и значительным приростом концентрации лактата (La). Гликолитический энергетический обмен может доминировать при высокой интенсивности нагрузки, от 30 с до 2 мин. В этом случае мы имеем дело с так называемой гликолитической емкостью, которая характеризуется максимальной концентрацией лактата в мышцах, образующегося во время работы. Эти две характеристики — гликолитическая мощность и емкость — являются важнейшими для энергообеспечения тренировки бегунов на 400 м. Следует отметить, что для дистанции 400 м более важна гликолитическая емкость, а для бега на 200 м — гликолитическая мощность. Для нагрузок большей продолжительности характерно преобладание аэробных процессов (с участием кислорода), где источником энергии являются углеводы, жиры и (в очень крайних случаях) белки. Аэробные нагрузки продолжительностью до 5 мин характеризуется проявлением так называемой максимальной аэробной мощности (МПК). Пороговая аэробная мощность определяется интенсивностью аэробных процессов, выраженных процентным значением потребления О2 от максимального (МПК), при котором скорость или мощность работы достигает анаэробного порога при концентрации лактата 4 ммоль/л., например, один спортсмен преодолевает это значение при скорости 4,2 м/с и 60% от МПК, а другой — при скорости 5,1 м/с и 75% от МПК. На этом примере мы видим, что второй спортсмен отличается большей мощностью аэробных процессов на уровне анаэробного порога и может продолжать поддерживать более высокую скорость бега, получая энергию за счет аэробных процессов. Поддержание такого состояния свыше 5 мин можно характеризовать как аэробную емкость организма, т.е. возможностью более продолжительной работы в условиях аэробного обмена. Физиологическим параметром, также характеризующим мощность аэробного обмена, является МПК, выраженное в л/мин или мл/мин.кг, например: 5,5 л/мин, или 72 мл/мин.кг. В естественных тренировочных условиях наиболее доступным и простым в применении параметром является пульс (ЧСС). По мнению многих авторов, этот показатель отличается высокой корреляцией с другими параметрами нагрузки и дает обширную информацию о направленности работы, выполняемой спортсменом. Корректировку тренировки можно проводить при помощи так называемого показателя эффективности восстановления, сокращенно ПЭВ. При помощи этого показателя можно оценить в целом, адекватна ли нагрузка уровню подготовленности спортсмена на данный момент, а также находятся ли такие его параметры как объем и интенсивность в соответствующих друг другу пропорциях. Работа максимальной мощности характеризуется предельно высокой скоростью сокращения и расслабления отдельных мышечных групп. Высокая возбудимость и функциональная подвижность нервных центров, а также сила нервного процесса в значительной степени предопределяют скорость выполнения упражнений и мощность работы в видах физических упражнений, относящихся к зоне работы максимальной мощности. Работа субмаксимальной мощности характеризуется близким к предельному уровнем интенсивности, который может поддерживаться спортсменом от 20 с до 3 — 5 мин. С такой интенсивностью производится бег на дистанции 400, 800, 1500 м в легкой атлетике. Выполнение циклических упражнений субмаксимальной мощности сопряжено с проявлением выносливости к относительно длительному выполнению упражнений в темпе, близком к предельному. Способность к сохранению высокой скорости бега при работе субмаксимальной мощности достигается в результате специальной тренировки. Опытные бегуны избирают такой темп бега, который обеспечивает достижение высокого результата и в то же время не приводит к резкому снижению скорости из-за чрезмерно быстрого темпа в первой половине дистанции. Все тренировочные и соревновательные нагрузки связаны с аэробными и анаэробными процессами обеспечения энергией. При этом анаэробные процессы дополнительно разделяются на гликолитические и фосфагенные (алактатные), где источниками энергии являются креатин фосфат и АТФ. Все упомянутые выше процессы характеризуются максимально возможной интенсивностью протекания или так называемой мощностью, а также своей продолжительностью (емкостью), специфической для отдельных видов энергетического обмена. Так, например, наивысшая алактатная мощность достигается в интервале 3—5 секунд при усилиях наибольшей интенсивности. Однако ее можно удержать максимально в пределах до 10 секунд. В этом случае мы говорим об алактатно-фосфагенной емкости. С нагрузками такого характера мы имеем дело при тренировке скорости, что требует продолжительных интервалов отдыха (до полного восстановления), а также при тренировке собственно-силовых и скоростно-силовых способностей (прыгучести и мощности). Наибольшая гликолитическая мощность, связанная с интенсификацией анаэробного гликолиза, достигает максимума в интервале 20—40 с. Она характеризуется чрезвычайно быстрым расходом энергетических источников в мышцах в единицу времени и значительным приростом концентрации лактата. Гликолитический энергетический обмен может доминировать при высокой интенсивности нагрузки, от 30 с до 2 мин. В этом случае мы имеем дело с так называемой гликолитической емкостью, которая характеризуется максимальной концентрацией лактата в мышцах, образующегося во время работы. Эти две характеристики — гликолитическая мощность и емкость — являются важнейшими для энергообеспечения тренировки бегунов на 400 м. Следует отметить, что для дистанции 400 м более важна гликолитическая емкость, а для бега на 200 м — гликолитическая мощность. Для нагрузок большей продолжительности характерно преобладание аэробных процессов (с участием кислорода), где источником энергии являются углеводы, жиры и (в очень крайних случаях) белки. Аэробные нагрузки продолжительностью до 5 мин характеризуется проявлением так называемой максимальной аэробной мощности (МПК). Пороговая аэробная мощность определяется интенсивностью аэробных процессов, выраженных процентным значением потребления О2 от максимального (МПК), при котором скорость или мощность работы достигает анаэробного порога при концентрации лактата 4 ммоль/л. 1.4. Особенности техники бега на дистанции 400 м Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов. Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. В основе техники бега 400 м лежит спринтерский свободный шаг. Бег проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на дистанциях 100 и 200 м. Наклон туловища на поворотах несколько уменьшается; движения руками выполняются менее энергично; длина шага снижается до 7-8 ступней. Вместе с тем бегун не должен терять размашистости и свободы движений. Бег со старта начинается так же, как и бег на 200 м. Развив необходимую скорость, бегун переходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость возможно дольше. Следует пытаться преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе. Кривая скорости бега 400 м очень быстро и высоко поднимается в начале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко - на последних 100 м, особенно за 70-50 м до финиша. При беге по виражу после стартового разбега, когда достигнута оптимальная скорость, спортсмен должен ощущать свободу движений. Для этого надо бежать в 10—15 см от внутренней бровки и все внимание сосредоточить на дополнительном ускорении при выходе с виража на первую прямую. Это ускорение начинается после 80 м бега со старта и продолжается 30—40 м. Для того чтобы создать свободный бег, спортсмен должен набрать необходимую скорость и обращать внимание на активную постановку стопы на дорожку как можно ближе к проекции о.ц.т. Стопа ставится на переднюю часть, пятка от дорожки не должна находиться выше 1,5 см, так как это создает благоприятные условия для работы мышц стопы. Туловище на вираже наклонено на 3—5° вперед, но по мере выхода с виража на прямую наклон уменьшается, а руки работают свободно и быстро, способствуя поддержанию высокого темпа бега. В беге на 400 м по всей дистанции следует темп и длину шага поддерживать в оптимальных пределах: темп бега у мужчин должен быть равен 3,4—4 м/сек, длина шага — 220—245 см, у женщин темп составляет 3,5—4 м/сек, длина — 180—210 см. Техника бега на протяжении первых 300 м мало изменяется. На последних 100 м в связи с быстро прогрессирующим утомлением она изменяется существенно - падает из-за уменьшения частоты шагов (вследствие роста времени опоры и полета) и в меньшей степени - длины шагов (Ф. Гусейнов, 1983). После стартового разгона в беге на 400 м, когда достигнута оптимальная скорость, спринтер должен ощущать свободу движений. Необходимо поддержать приобретенную скорость возможно дольше, стремясь преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе. Обычно в начале первых 100 м достигается наивысшая в беге на 400 м скорость, которая держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко – на последних 100 м, особенно за 50-70 м до финиша. Бегун на 400 м должен пробежать первые 100 м лишь на 0,3-0,5 сек. медленнее, чем он может пробежать только 100 м, а первые 200 м – на 1,3-1,8 сек. хуже своего личного рекорда в беге на эту дистанцию. Что касается техники бега, то на протяжении первых 300 м она достаточно стабильна. Ее существенное изменение происходит на последних 100 м, когда на фоне быстро прогрессирующего утомления происходит уменьшение длины и частоты шагов. Это является основной причиной заметного падения скорости бега на финишном отрезке. Скорость бега, как известно, определяется соотношением длины и частоты беговых шагов. В горной местности при недостатке кислорода необходимая скорость обеспечивается частотой шагов. В спринтерских и стайерских видах дистанций мировые рекорды были установлены путем оптимизации частоты беговых шагов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 49 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 55 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg