Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПЕДАГОГИКА

Профориентационная работа со старшеклассниками.

kisssaaa0721 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Цель исследования - разработать программу профориентационной работы со старшеклассниками Задачи исследования: 1) Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме профориентации; 2) Обосновать проблему выбора профессии и раскрыть критерии и методику выявления профессионального самоопределения; 3) Рассмотреть сущность, содержание профориентационной работы со старшеклассниками; 4) Изучить формы и методы организации профориентационной работы со старшеклассниками;
Введение

В современном мире экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблему профессиональной ориентации. В России дополнительные социальные проблемы создают ситуацию несоответствия между высокими требованиями работодателей к квалификации специалиста и неготовностью молодежи к выбору профессии, а значит к труду в новых экономических условиях. Научная актуальность темы состоит в том, что существующая теоретическая база профессиональной ориентации недостаточна для ее эффективности. Проблемные вопросы профориентации освещены в основном в работах психологов (Пряжникова Н.С., Климова Е.А., Лях В.И., Зеер Э.Ф., Йовайша Л.А.). С позиции же социальной педагогики профориентация практически нигде не рассматривается. Проблема развития профориентации заключается в том то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию. Именно поэтому необходимо исследование новых методов и технологий профориентационной работы со старшими школьниками. В настоящий момент учеными выделяются следующие противоречия: между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке; между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательных учреждениях, недостаточными для обеспечения данного процесса.
Содержание

Введение 3 Сущность и содержание профориентации и профориентационной работы 4 Технологии и формы профориентационной работы 8 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассника 12 Критерии и методики выявления профессионального самоопределения старшеклассника 15 Заключение 20 Список использованной литературы 21
Список литературы

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, 2001 г. 2. Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы, С.-Петербург, «Питер», 2002 г., 512 стр. 3. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. М.: Просвещение. 2011. 150 с. 4. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение. 2007. 254 с. 5. Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии / Н.А. Рыбников. М. 2018. 54 с. С. 53-54 6. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащейся молодежи. М.: Просвещение. 1988. 223 с.
Отрывок из работы

Сущность и содержание профориентации и профориентационной работы Термин «профессиональная ориентация» впервые вошел в употребление в начале ХХ века во Франции и Бельгии. Идея профориентации получила широкое признание в мире, стала важным элементом государственной политики развитых стран. Однако попытки найти наиболее оптимальное решение вопросов распределения людей по различным сферам деятельности возникли задолго до этого. Платон писал: «Каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно государству, и притом, как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен» [1]. Таким образом, почти за 2,5 тысячелетия до наших дней, Платон верно подметил неизбежность разделения труда, качественной дифференциации деятельности людей в процессе развития общества, использование индивидуальных особенностей каждого человека. В нашей стране профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий имеет глубокие исторические корни. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов. В 1918 году заведующий Педологическим Музеем Н.А. Рыбников в книге «Психология и выбор профессии», оценивая состояние профориентационной работы в России на тот период, отмечает: «Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию». Особенностью нынешних задач профориентационной работы стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профориентации. В психолого-педагогическом словаре понятие «профориентационная работа» определено как «обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развитии природных дарований, а также проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуацией на рынке труда» [1]. В этом же словаре определены и цели профориентационной работы: • обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; • достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; • прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; • содействие непрерывному росту профессионализма личности, как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала [1]. Профориентационная работа составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. С.Н. Сазонов выделяет ряд принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) старшеклассники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором личностные и общественные потребности. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностями личности. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства. Р.В. Овчарова отмечает, что успешность выбора профессии означает оптимальное согласование общественных потребностей в сфере труда с планами профессионального и личностного развития учащихся. Поэтому, чем больше профессиональный выбор соответствует структуре требуемых в современном обществе кадров профессий, тем успешнее осуществлялась профориентационная работа. Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Система профориентационной работы является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых в концепции модернизации Российского образования определена следующим образом: создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии. В концепции также отмечается, что современное общество нуждается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для решения этой основной цели профессионального образования необходимо уже в школе создать условия для профессионального самоопределения старшеклассников, усилить профориентационную работу [1]. Профориентационная работа выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. В настоящее время профориентационная работа со старшеклассниками включает в себя следующие направления: 1. Профессиональная информация снабжает старшеклассника сведениями о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, реальном и ожидаемом спросе на конкретные профессии к личности и организму человека. 2. Профессиональная диагностика, которая направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. 3. В процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания старшеклассника с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностными качествами с целью выработки рекомендаций о наиболее предпочтительных путях профессионального самоопределения. 4. Профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности. 5. Социально-профессиональная адаптация, приспособление старшеклассника к содержанию и условиям конкретного вида деятельности [1]. Технологии и формы профориентационной работы Профориентационная работа ориентирована на освоение старшими школьниками нового типа знания - знания о самом себе. Одна из основных технологий, направленных на реализацию этой идеи, является развивающая психологическая диагностика. Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); во-вторых, развитие этих психологических качеств (развивающие методические процедуры). Основной формой реализации данных процедур является организация профессиональных проб. Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда различных отраслей деятельности, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, что способствует профессиональному самоопределению. В процессе выполнения профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, созидательному и обоснованному выбору профессии [3]. Профессиональные пробы рассматриваются как диагностические и развивающие процедуры, так как, с одной стороны, структура проб содержит диагностическую часть, где с помощью психофизиологических методов определяется выраженность профессионально важных качеств, а с другой - практический этап проб, позволяющий как бы примерить на себя различные виды профессиональной деятельности и способствующий адекватному формированию и развитию образа «Я» в профессии. Идея развивающей психологической диагностики в организации профориентационной работы, может реализоваться в форме лабораторно-практических занятий, которые включают четыре основных этапа. Первый предполагает сообщение учащимся системы сведения об определенном психологическом свойстве в контексте требований профессионального труда; второй - применение достаточно простых психологических процедур, обеспечивающих выявление данного свойства и оценку его выраженности; третий - использование развивающих процедур, позволяющих учащимся выполнять упражнения по развитию соответствующего свойства; Четвертый - обсуждение рекомендаций относительно путей совершенствования данного свойства и условий его реализации в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. Одним из наиболее широко применяемых в профориентационной работе методов является беседа. Она позволяет педагогу при изложении нового материала опираться на жизненный опыт старших школьников. Беседа может сочетаться с рассказом и объяснениями. К методам организации профориентационной работы может относится и лекция. При использовании объяснительно-иллюстративных технологий (беседа, рассказ, объяснение, лекция) целесообразно применять средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии, фрагменты из кинофильмов и видеофильмов, компьютерные средства. При включении в план работы демонстрации фильма важно, чтобы его содержание было органично связано с обсуждаемой темой, наглядно иллюстрировало действие, процесс, т.е. подкрепляло словесную информацию. В организации профориентационной работы могут широко использоваться инфомационно-поисковые технологии. Для активного познавательного поиска широкие возможности открывает метод диспута. Например, на занятии по теме «Социально-психологический портрет современного профессионала» в процессе диспута может быть обсужден вопрос: «Каков он, современный профессионал?» На такое занятие можно пригласить выпускников школы, представителей той или иной профессии, родителей, заранее сообщив им тему предстоящей дискуссии. К информационно-поисковым технологиям относятся методы организации исследовательской деятельности. Они также способствуют формированию познавательной активности старших школьников [3]. Эти методы используются, например, при составлении развернутой формулы профессиональной деятельности. При изучении, например, темы «Классификации профессий» класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профессий. Классификация профессий была разработана Е.А. Климовым: «П» - человек-природа»; «З» - человек - знаковые средства; «Т» - человек - техника; «Х» - человек - художественный образ; «Ч» - человек - человек. С.Н. Чистякова выделяет еще один метод при организации профориентационной работы, это метод наблюдения. Он может использоваться в процессе проведения экскурсий на предприятия, выставки, профессиональные училища, лицеи, другие учебные заведения и т.п. Задача таких наблюдений - развить интерес учащихся к профессиональной деятельности различных специалистов, научить их анализировать социальные явления и т.д [3].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Педагогика, 16 страниц
300 руб.
Реферат, Педагогика, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Педагогика, 17 страниц
200 руб.
Реферат, Педагогика, 22 страницы
120 руб.
Реферат, Педагогика, 14 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg