Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Исследование способности основных средств массовой информации направлять общественное мнение на фоне конвергенции средств массовой информации

kisssaaa0721 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Объектом исследования является адаптивное развитие института средств массовой информации в условиях конвергенции средств массовой информации. Предметом исследования являются трансформационные процессы, происходящие в период цифровизации на разных уровнях медийной институции под влиянием конвергенции СМИ. Цель работы – исследовать трансформацию института СМИ в условиях медиаконвергенции, произвести анализ путей его дальнейшего развития и наиболее оптимального функционирования. Задачи, вытекающие из поставленной цели: 1. Изучить историю развития процесса медиаконвергенции. 2. Проанализировать изменения, происходящие на всех уровнях формирования и функционирования СМИ в результате развития процесса медиаконвергенции. 3. Описать новые жанры и формы предоставления журналистского контента. 4. Рассмотреть вопрос о том, какие новые навыки и компетенции необходимы современным журналистам; выявить причины широкомасштабной утраты профессионализма работников СМИ, роста случаев нарушения ими языковых норм. 5. Изучить вопрос влияния процесса конвергенции на ведение информационной войны. 6. Рассмотреть вопрос о том, насколько эффективен для коммерческих СМИ переход на конвергентную журналистику. 7. Составить прогноз дальнейшего развития журналистики в условиях конвергенции. Методы диссертационного исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, изложенной выше, автором использовались следующие теоретические методы: описательный, сопоставительный, социолого-статистический, сравнительно-исторический, историко-филологический, структурный, типологический, герменевтический, культурологический. Основным методологическим принципом стал системный подход, позволяющий рассмотреть заявленную тему целостно, с учётом как внутренних, так и внешних взаимодействующих между собой элементов. Фактическое воплощение системного подхода осуществлялось за счёт: 1) вторичного анализа данных и концептуального осмысления широкого круга работ, которые касаются исследуемой в диссертации темы; 2) проведения эмпирических исследований с целью доказательства выдвигаемых на защиту положений. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды таких отечественных и зарубежных учёных как В. Г. Афанасьев, Д. П. Беляев, Н. Н. Моисеев, Дж. Авилес (Jose Garcia Aviles), Р. Гордон, (R. Gordon), Л. Дейли (L. Dailey), M. Дёзе (M. Deuze), Л. Демо (L.Demo), А. Кальтенбруннер (A. Kaltenbrunner), М. Карвахаль (M. Carvajal), Д. Крас (D. Kras), K. Мейер (K. Meyer), М. Спиллман (М. Spillman), Эрнест Цанг (Ernest Y. Zhang). Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность исследования "Конвергенция СМИ как системный фактор трансформации медийных институтов" продиктована масштабными трансформационными процессами, которые активно развиваются в рамках формирования информационного общества и цифровой экономики. Эти процессы наиболее широко проявляются в социальной сфере и медиа-пространстве как медиа-среде. Необходимость определения масштабов ценностных изменений в социальном институте СМИ в связи с эволюционным технологическим перевооружением давно назрела. Журналистика переживает революционные изменения, которые недостаточно изучены с точки зрения системных прогнозов. Трансформация социальных процессов, основанная на цифровых изменениях, связана с растущей ролью индивида в онлайн-пространстве и одновременным ослаблением традиционных институтов влияния и контроля общественного мнения. Теория журналистики не успела понять процессы, меняющие СМИ, которые становятся частью глобальной медийной системы, сформировавшейся преимущественно в Интернет-пространстве. Здесь также системной является конвергенция средств массовой информации - основное явление, определяющее стратегическое развитие средств массовой информации в широком смысле слова. Медиа-конвергенция - это фундаментальный процесс, характеризующий реформу медиаинститута как субъекта медиарынка, фундаментальную перестройку его структурной, творческой, производственной и управленческой деятельности, а также принципы взаимодействия с аудиторией.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1.Теоретико-методологический анализ развития процесса медиаконвергенции. исторический аспект . 1.1 Процесс медиаконвергенции и трансформация журналистики как системы видов профессиональной деятельности, совокупности профессий и совокупности научных дисциплин .7 1.2 Термин «медиаконвергенция» в научном обороте и его категориальные признаки .15 1.3 Этапы адаптивного развития процесса медиаконвергенции и диверсификация медиарынка .....22 1.4Особенности адаптации процесса медиаконвергенции в информационном пространстве зарубежных стран и России..........................................................32 Глава 2.Медиаконвергенция как образующий фактор изменений, происходящих на разных уровнях формирования и функционирования сми 43 2.1 Новые формы предоставления контента в интернет-проектах СМИ, на радио и телевидении. 43 2.2 Трансформация принципов работы с пользовательским контентом (UGC) под влиянием медиаконвергенции 47 2.3 Журналистское образование и развитие новых компетенций в эпоху медиаконвергенции 52 2.4 Трансформация морально-этических норм журналистики 53 2.5Медиаконвергенция и новые возможности для ведения информационной войны......................................................................................................................56 Глава 3.Адаптивное развитие медиабизнеса в условиях конвергенции . 61 3.1 Конвергенция и новые возможности для рекламы и PR 61 3.2 Использование интернет-платформы в качестве площадки для продажи контента, товаров и услуг 63 3.3 Использование новых каналов распространения информации в качестве источника дохода 64 3.4 Конвергенция как способ снизить затраты на освещение событий..........66 3.5 Бизнес-стратегия, основанная на использовании контента, собранного потребителями информации.................................................................................68 Заключение 76 Список литературы 80
Список литературы

1. Акдениз, Я. Свобода выражения мнения в Интернете: Исследование правовых норм и практик, связанных со свободой выражения мнения, свободным потоком информации и плюрализмом СМИ в Интернете в государствахучастниках ОБСЕ / Я. Акдениз – Вена : Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2011. – 35 с. 2. Аль-Ханаки, Д. А-Н., Алгави, Л. О. Новости как развлечение в коллаборативной журналистике / Д. А-Н. Аль-Ханаки, Л. О. Алгави // Средства массовой коммуникации в много полярным мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. М. : РУДН, 2015. – С. 12–21. 3. Антропова, В. В. Коммуникативные стратегии СМИ и тенденции развития российской журналистики в фокусе духовно-ценностного измерения / В. В. Антропова / Антропова В. В. // Филология. Искусствоведение. Вестник Челябинского государственного университета, 2012. – Вып. 69. – С. 18–26. 4. Афанасьев, В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. – 2-е изд. – М. : Либроком, 2013. – 408 с. 5. Афанасьев, В. Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода. / В. Г. Афанасьев. – М. : Либроком, 2013. – 208 с. 6. Байчик, А. В., Курышева, Ю. В., Никонов, С. Б. Международные стандарты профессиональной этики журналистов : учеб.-метод. пособие / А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. – 102 с. 7. Баканов, Р. П. Российская телевизионная критики в условиях медиаконвергенции / Р. П. Баканов // Творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. научно-практической конференции «Журналистика в 2017 году». – М. : МедиаМир, 2018. – С. 6–7. 8. Баранова, Е. А. «Стори» как новый жанр на радио / Е. А. Баранова // Научно-методический журнал «Мир русского слова». – 2015. – № 3. – C. 38–43. 9. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика / Е. А. Баранова. – М. : Юрайт, 2014. – 269 с. 10. Баранова, Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография / Е. А. Баранова. – М. : ООО «Прометей», 2017. – 106 с. 11. Баранова, Е. А. Новые реалии развития редакций, или что такое газетная конвергенция: монография / Е. А. Баранова. – М. : Вузовский учебник, 2016. – 187 с. 12. Бельский, Д. О. Конвергентные процессы в мужских журналах России / Д. О. Бельский // Творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М. : МедиаМир, 2017, – С. 282–283. 13. Беляев, Д. П. Разруха в головах. Информационная война против России / Д. П. Беляев. – СПб. : Питер, 2014. – 460 с. 14. Берлова, О. А., Захаров, В. П. Игра на информационном поле. Журналистика и PR для «зелёных» / О. А. Берлова, В.П. Захаров. – М. : МСоЭС, 2003. – 207 с. 15. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр / пер. с фр. О. А. Печенкиной. – Тула : Тульский полиграфист, 2013. – 204 с. 16. Бугров, Р. В. Актуальные проблемы европейской интеграции : учебное пособие / Р. В. Бугров. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2006. – 74 с. 17. Быков, А. Ю. Теоретико-методологические подходы к исследованию журналистики / А. Ю. Быков / Екатеринбург : Известия УрГЭУ, 2008. – № 56. – С. 172–186. 18. Важина, Е. А. Новая тематика и проблематика в отечественной журналистике в начале XXI века на примере российских радиостанций / Е. А. Важина // Средства массовой коммуникации в много полярным мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М. : РУДН, 2015, – С. 23–27. 19. Вартанова, Е. Л. К чему ведёт конвергенция СМИ / Е. Л. Вартанова // науч.аналитический журнал «Информационное общество». – 1999. – Вып. 5. – С. 11–14. 20. Вартанова, Е. Л. Конвергенция и новые медиа / Е. Л. Вартанова // Перспективы развития мобильного общества в России / под. ред. А. В. Раскина. – М. : Изд-во Моск. ун-та, факультет журналистики, 2010. – 68 с. 21. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие / Е. Л. Вартанова. – М. : Аспект-пресс, 2003. – 335 с. 22. Вартанова, Е. Л. От человека социального – к человеку медийному / Е. Л. Вартанова // От Книги до Интернета. Десять лет спустя / под ред. Н. Э. Микеладзе, А. В. Раскина – М. : Медиа-Мир, 2009. – 320 с. 23. Вартанова, Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы / Е. Л. Вартанова. – М. : МедиаМир, 2009. – 487 с. 24. Вартанова, Е. Л., Лосева Н. Г. Интернет-СМИ. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов / Е. Л. Вартанова, Н. Г. Лосева // под ред. М. М. Лукиной. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 348 с. 25. Верфель, М. Есть ли будущее у газетной печати? / М. Верфель // Ежемесячный журнал «Журналист». – 2016. – № 1. – С. 31–33. 26. Веселкова, Н. В. Методические принципы полуформализованного интервью / Н. В. Веселкова // Научный журнал «Социология: методология, методы и математическое моделирование» (Социология: 4М). – 1995. – № 5, 6. – С. 28–48. 27. Виниченко, В. М. Журналистское образование в США: путь от ремесла к профессии / В. М. Виниченко // Вестн. Моск. Университета. Сер. 10, Журналистика. – 2009. – № 6. – C. 89–100. 28. Виноградский, В. С., Куницына, Н. В. Конвергентные жанры в современной периодике / В. С. Виноградский, Н. В. Куницына // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. T. 5. № 3. – С. 370–381. 29. Водолагин, А. Л. Интернет-СМИ как арена политической борьбы / А. Л. Водолагин // Общественные науки и современность. – 2002. – № 1. – C. 49–67. Волобуев, О. Не забудьте включить зрителя! / О. Волобуев // МедиаПрофи. 2014. – № 7, 8. – С. 32–33. 30. Волчинская, Е. К., Терещенко Л. К., Якушев М. В. Интернет и гласность / Е. К. Волчинская, Л. К. Терещенко, М. В. Якушев. – М. : Галерея, 1999. – 184 с. 31. Воробьёва, Е. А. К вопросу о новых формах взаимодействия читателя и СМИ Творчество, профессия, индустрия / Воробьёва Е. А. / материалы Междунар. науч.-практ. конференции «Журналистика в 2017 году». – Москва: МедиаМир, 2018. – С. 387–388. 32. Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс: учебник / В. В. Ворошилов. – М. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 640 с. 33. Восканян, А. С. Роль и место социальных медиа в американском протестном движении / А. С. Восканян // Медиапространство многополярного мира: сборник научных статей. – М. : РУДН, 2017. – С. 75–79. 34. Выровцева, Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа / Е. В. Выровцева // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. – № 5. – C. 207–213. 35. Вьюгина, Д. М. Медиапотребление как фактор трансформации бизнес-моделей цифровых медиа / Д. М. Вьюгина // Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Мат.междунар. науч.-практ.конф. «Журналистика в 2015 г.». – М. : МедиаМир, 2015. – С. 37–38. 36. Ганюшин, А. А. Конвергенция информационно?коммуникативных технологий в контексте теории / А. А. Ганюшин // Интернет и интерактивные электронные медиа : исследования / под ред. И. И. Засурского. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. – 242 с. 37. Гатов, В. О критическом отношении к модным тенденциям [Электронный ресурс] / В. Гатов // Медиаконвергенция, которая изменила мир? : сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. / под ред. М. С. Корнева. – М., 2014.– с. 17–28. 38. Гладышева, Е. В. Новые медиа как часть пространства этического регулирования деятельности СМИ / Е. В. Гладышева // Ежемесячный журнал «Журналист». – 2012. – № 2, – C. 5–11. 39. Голубев, Н. А. Проблемы использования видеодронов в журналистике / Н. А. Голубев // Творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М. : МедиаМир, 2017. – С. 155–156. 40. Грабельников, А. А. Будущее журналистики – конвергентные СМИ / А. А. Грабельников // Инновационные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность : Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции 1–3 ноября 2011 года. – М. : Университет РАО, 2011. – C. 112–116. 41. Грабельников, А. А. Жанровые особенности публикаций в конвергентном и мультимедийном СМИ / А. А. Грабельников // Ероховские чтения. Ноосферные знания и их применение в современном образовании: материалы межвузовской научно-практической конференции (24–25 мая 2012 г.) : Сборник научных статей / cост.-ред. О. Ю. Шишкина. – Череповец: ООО «Издательский дом – Принт», 2012. – C. 14–19. 42. Грабельников, А. А. Жанры в конвергентных и мультимедийных СМИ / А. А. Грабельников // Жанры СМИ: история, теория, практика: Тезисы VI Всероссийской научно-практической конференции, г. Самара, 15–16 марта 2012 г. – Самара : Изд-во «Порто-принт», 2012. – с. 21–23. 43. Грабельников, А. А. Жизнь и смерть бумажной прессы / А. А. Грабельников // Вестник Университета российской академии образования. – 2011. – № 4. – С . 106–109. 44. Грабельников, А. А. Кадры для конвергентных СМИ / А. А. Грабельников // Социальная миссия и профессия : материалы Международной научно-практической конференции «Журналистика 2012». Москва, 9–11 февраля 2013 г. – М. : МГУ, 2013. – С. 166–167. 45. Грабельников, А. А. Особенности конвергентной журналистики / А. А. Грабельников // Вестник Университета российской академии образования. – 2013. № 3. – С.79–83. 46. Грабельников, А. А. Особенности организации журналистского творчества в конвергентных СМИ / А. А. Грабельников // Ероховские чтения. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации. Материалы XI межвузовской научно-практической конференции (29–30 мая 2013 г.) : Сборник научных статей / сост.-ред. О. Ю. Шишкина. – Череповец: ООО «Издательский дом – Принт», 2012. – С. 5–9. 47. Грабельников, А. А. Особенности творчества в конвергентных СМИ / А. А. Грабельников // Средства массовой коммуникации в многополярном мире : проблемы и перспективы : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 5 ноября 2013 г. – М. : РУДН, 2013. – С. 55–59. 48. Грабельников, А. А. Превращение прессы в конвергентные СМИ / А. А. Грабельников // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы : материалы III Всероссийской научно-практической конференции 19 сентября 2012 г. – М. : РУДН, 2012. – С. 35–37. 49. Грабельников, А. А. Профессиональные роли в конвергентных СМИ // Системы, методы, техника и технологии обработки медиаконтента : Материалы научно-практической конференции 18 сентября 2012 г. – М. : РУДН, 2012. – С. 47–49. 50. Градюшко, А. А. Белорусские медиа в контексте цифровой эпохи: новые технологии и инструменты / А. А. Градюшко // Творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. научно-практической конференции «Журналистика в 2017 году». – М. : МедиаМир, 2018. – С. 308–309. 51. Гусейнов, Г. Протомедиаконвергенция на закате СССР [Электронный ресурс] / Г. Гусейнов // Медиаконвергенция, которая изменила мир? : сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. / под ред. М. С. Корнева. – М. : 2014.– С. 29–37. 52. Гэнэн, Э. Э. Роль российских международных медиа в современном информационном пространстве / Э. Э.Гэнэн // Средства массовой коммуникации в много полярным мире : проблемы и перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М. : РУДН, 2015. – С. 106–112. 53. Дедюхина, А. Все хотят в мердоки / А. Дедюхина // Эксперт. – 2002. – № 23. – C. 40–43. 54. Джазоян, А. Е. Блоги и пользовательский контент как новый формат осуществления интегративной функции СМИ / А. Е. Джазоян // Известия Уральского федеративного университета. – Серия 1, 2014. – № 2. – С. 39–48. 55. Добрякова, Е. Д. Новая тематика и проблематика в отечественной журналистике в начале XXI века на примере развития и модернизации информационно-развлекательного жанра infotainment на телевидении / Е. Д. Добрякова // Средства массовой коммуникации в много полярным мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М: РУДН, 2015. – С. 46–51. 56. Егиазарян, Э. К. Snapchat как журналистская платформа / Э. К. Егиазарян // Медиапространство многополярного мира: сборник научных статей. – М. : РУДН, 2017. – С. 153–158. 57. Жарчинская, Я. Web 2.0 – новое интерактивное / Я. Жарчинская // Интернет и интерактивные электронные медиа : исследования / под ред. И. И. Засурского. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. – 242 с. 58. Жданова, В. В. Радиосериалы как альтернатива радиотеатру на современных радиостанциях / В. В. Жданова // Проблемы современного радиовещания : материалы конференции. – М. : РУДН, 2016. – С. 30–35. 59. Желтухина, М. Р., Доронина, И. М. Современные проблемы редактирования телевизионных титров медиаадресата / М. Р. Желтухина, И. Д. Доронина // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – Владикавказ : Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2018.– № 2. – С. 14–23. 60. Жилавская, И. В. Качество журналистики как медиаобразовательная программа / И. В. Жилавская // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2016. – № 3. – 120–125. 61. Жолудь, Р. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы / Р. Жолудь // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. – № 1. – С. 167–171. 62. Засурский, Я. Н. Журналистское образование в информационном обществе / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10, Журналистика. – 2006. – № 4. – C. 3–9. 63. Засурский, Я. Н. Журналистское образование в МГУ / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10, Журналистика. – 2002. – № 2. – С. 4–11. 64. Засурский, Я. Н. Журналистское образование: повестка на 2008 год / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10, Журналистика. – 2008. – № 1. – C. 3–6. 65. Засурский, Я. Н. Российская модель СМИ в начале XXI века / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10, Журналистика. – 2006. – № 2. – С. 3–7. 66. Иванов, А. Д. Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ. / А. Д. Иванов // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2016. – № 2 (16). – С. 32–40. 67. Иванов, А. Д. Чат-бот в telegram и вконтакте как новый канал распространения новостей / А. Д. Иванов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – № 3. – Том 1. – 2016. – С. 126–132. Ильченко, С. Ноль ТВ / С. Ильченко // Журналист. – 2016. – № 1. – С. 66–68. 68. Ингенблек, В. Все о мультимедиа / В. Ингенблек. – Киев : BHV, 1996. – 352 с. 69. Инджиев, А. А. Универсальный справочник начинающего журналиста / А. А. Инджиев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 496 с. 70. Калмыков, А. А., Коханова, Л. А. Интернет-журналистика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с. 71. Калугина, Е. Г. Требования к правовой подготовке журналистов в эпоху мультимедиа / Е. Г. Калугина // Медиапространство многополярного мира : сборник научных статей. – М. : РУДН, 2017. – С. 235–242. 72. Касперович, О. Н. Пейволл как вид массмедийных инноваций / Касперович О. Н. // Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Мат.междунар. науч.-практ.конф. «Журналистика в 2015 г.» – М. : МедиаМир, 2015. – C. 45–46. 73. Качкаева, А. Г. Зарядка от сети / А. Г. Качкаева // Путеводитель по социальным медиа – 2013 / под. ред. К. Мёллера и М. Стоуна. – Вена : Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013. –184 с. 74. Качкаева, А. Г. Российские средства массовой информации, власть и капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России / А. Г. Качкаева. – М. : Центр «Право и СМИ», 1999. – 80 с. 75. Кирия, И. В. Организация труда в мультимедийной редакции / И. В. Кирия // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. – М. : Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2010. – 200 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1.1 Процесс медиаконвергенции и трансформация журналистики как системы видов профессиональной деятельности, совокупности профессий и совокупности научных дисциплин Журналистика возникла как форма социальной активности людей, занимающихся сбором и распространением массовой информации. Истоки этого вида деятельности можно найти в работах древних герольдов; древних римлян, которые передавали письмом информацию о событиях в столице и деятельности средневековых проповедников. Ренессанс и появление информационных центров, таких как крупные города, в которых проводились ярмарки, привели к появлению в Европе рукописных газет. 1450 год стал важной вехой в развитии издательского дела, когда Иоганнес Гутенберг изобрел печатный станок. Все более широкое использование получили книги, что было тесно связано с распространением образования, которое впоследствии "потребовало рекламы, а затем и периодической печати". Хотя различные виды периодических изданий (национальные и провинциальные, ежедневные и воскресные) появились еще в XVIII веке, журналистика стала массовой профессией лишь в конце XIX - начале XX веков. Это связано с внедрением технических новшеств, удешевлением прессы, улучшением социально-экономических условий и появлением потребности в массовом продвижении товаров и услуг. В результате возникает потребность в специализированном обучении в области журналистики. Первые школы журналистики были созданы в конце 19-го и начале 20-го веков в Европе и США. В 1900 году в Берлине была основана школа журналистики; в 1902 году американский издатель Дж. Пулитцер пожертвовал 2 миллиона долларов на создание школы журналистики при Колумбийском университете; а в 1908 году была создана первая школа журналистики при Миссурийском университете. Появляется также форма обучения и переподготовки кадров. Уже в начале 20 века в Европе и Америке появились две основные модели подготовки будущих журналистов. Европейская модель предполагает обучение в специализированных учебных заведениях и получение фундаментальных знаний в области общегуманитарных наук; американская модель направлена на приобретение практических навыков и связана с обучением персонала новостных редакций средств массовой информации. Первая модель была взята за основу развития журналистского образования в нашей стране, которое началось на филологических факультетах в сороковых годах ХХ века. "Созданию прочного "союза" филологии и "журналистики" во многом способствовали хорошо известные обстоятельства средневековой духовной жизни, в которых возможности движения журналистской теории в сторону других гуманитарных наук (социологии, политологии, философии, герменевтики и т.д.) были ограничены невозможностью свободного развития в советское время этих же наук. В конце 19 века и в первой половине 20 века стали появляться различные журналистские специализации. До этого времени почти 300 лет журналистика была в основном личной: один человек обычно совмещал функции издателя, редактора и автора публикаций. Большое внимание было уделено личности публициста. В начале 20-го века журналисты были необходимы для освещения политических, экономических, спортивных и других событий. Фотожурналистика и радиожурналистика стали самостоятельными журналистскими специальностями, а во второй половине 20 века - тележурналистикой. В начале 20-го века была создана система жанров коммерческого вещания. Были разработаны журналистика новостей радио, программы, ток-шоу и драматические передачи. Реклама оказала большое влияние на формирование специфики жанра радио. На основе разработок в области радиовещания в дальнейшем происходило формирование системы жанров и форм коммерческого телевидения. К 80-м годам XX века в национальной теории журналистики была установлена собственная классификация журналистских жанров: информативный, аналитический и художественно-публицистический. В Советском Союзе ожидалось, что СМИ будут оказывать эффективное журналистское воздействие на аудиторию, что способствовало серьезному развитию жанровой теории, в то время как в США и Великобритании развивалась так называемая "островная" журналистика, ключевым принципом которой было быстрое распространение фактической информации: умение быстро находить новости становилось главным журналистским умением. Таким образом, в англо-саксонской журналистской теории было очень мало разработано, преобладал практический подход, и под жанрами мы подразумеваем группы текстов, сходных по форме; сама классификация жанров не существует как объект теоретического изучения. Хотя система журналистских жанров сложилась в 20 веке, сами они стали выделяться, конечно, гораздо раньше. Например, переписка, один из аналитических жанров газет, стала использоваться российскими журналистами еще в XVIII веке, а первые обзоры прессы появились в зарубежной прессе уже в конце XVII века. Во второй половине XX века журналистика сформировалась как система профессиональной деятельности, совокупность профессий и научных дисциплин. В начале 21 века она претерпевает серьезные преобразования. На подготовку журналистских кадров начинают "влиять изменения, вызванные глобализацией, интеграцией и внедрением современных технологий" [Фатеева, 2007. Фатеева, 2007, с. 103]. С развитием процесса конвергенции СМИ встает вопрос о новых принципах работы, новых требованиях к журналистам и, конечно же, о необходимости модернизации журналистского образования. "В начале XXI века... возникает необходимость пересмотра ряда теоретических основ и практических методов журналистской деятельности. <...> Подготовка новых кадров основана на овладении универсальными профессиональными навыками для работы в различных медиа-средах" [Уразова, 2011, с. 287]. Под "кадрами нового образования" теоретики понимают конвергентного журналиста, который "должен одновременно готовить материалы для передачи по различным информационным каналам: через периодическую прессу, телевидение, радио, Интернет и мобильные СМИ" [Шестеркина, 2012, с. 6], а также "овладеть блоком знаний по экономике, менеджменту, маркетингу и рекламе" [Там же, с. 7]. "В западноевропейских странах потребность в подготовке универсального специалиста... возникла намного раньше, чем в нашей стране". Участники первого Конгресса Европейской ассоциации преподавателей журналистики, состоявшегося в 1990 г., признали это направление в подготовке специалистов наиболее перспективным" [Там же, с. 108]. За короткий период времени (примерно с 1995 по 2010 год), особенно по сравнению с развитием журналистики в XIX и XX веках, появилось множество новых журналистских специализаций (веб-редактор, мобильный журналист (mojo), рюкзачный журналист и многие другие); развиваются инновационные компетенции. Развиваются инновационные компетенции [Drok, 2011] (умение мыслить мультимедиа (понять, какая медиа-платформа предпочтительнее для распространения данного контента), умение создавать мультимедийный контент, владение навыками создания пользовательского контента (пользовательского контента (пользовательского)), знания о том, как вовлечь аудиторию в производство контента и многое другое). В то же время в национальных и мировых школах журналистики появляются совершенно новые дисциплины и учебные программы ("Интернет-журналистика", "конвергентная журналистика", "мультимедийная журналистика" и т.д.). В то же время в зарубежных и отечественных медиакомпаниях внедряются различные обучающие программы, помогающие журналистам адаптироваться к новой медиа-среде. За 5-7 лет произошла серьезная трансформация журналистских жанров. Основные типы СМИ развивались как независимые и самодостаточные единицы: с их жанровой самобытностью и особенностями в создании и распространении контента. Но с процессом конвергенции СМИ, менее чем через десять лет границы между ранее существовавшими разными СМИ были размыты, появились совершенно новые формы распространения контента и новые жанры онлайн-журналистики (блог, мультимедийная статья, онлайн-распространение текста, длительное чтение и т.д.). Известно, что одной из главных особенностей социального института является формирование определенных норм и правил. Уже в связи с появлением первых изданий начали формироваться механизмы правового регулирования их деятельности. Первым методом регулирования была цензура в Западной Европе в XVI веке. В конце 17 века она была упразднена сначала в Англии, а в середине 19 века почти во всех других странах Западной Европы. Свобода слова и печати стала определяющим принципом. Первым документом, регулирующим деятельность СМИ и провозглашающим принцип свободы массовой информации, стал Билль о правах, принятый английским парламентом 13 февраля 1689 года. Этот документ "до сих пор играет роль конституции и закона о прессе в Великобритании" [Пруцков, 2002, с. 29]. Почти сто лет спустя - 21 декабря 1791 года - была принята первая поправка к Конституции США, названная Биллем о правах США. Она остается основой правового регулирования деятельности средств массовой информации в Соединенных Штатах. Еще столетие спустя, 29 июля 1881 года, во Франции был принят закон о печати, "один из самых ярких законов в истории мировой журналистики, который в целом действует и по сей день" [там же]. [Там же, стр. 40]. В России цензура, введенная указом Петра I в 1720 году, просуществовала до революции 1905 года. Однако в период советской власти, несмотря на закрепленный в Конституции принцип свободы печати, партия и государственные органы осуществляли не только надзор и контроль за средствами массовой информации, но и прямое управление ими. До 1990 года законодательство о СМИ в нашей стране в основном представляли ведомственные регуляторные законы. Закон о печати и других средствах массовой информации, принятый в 1990 году, определяет понятие "свобода печати". Закон о СМИ, один из "самых молодых", был принят 27 декабря 1991 года. Таким образом, система правовых норм журналистики формировалась в разных странах по-разному, что было связано со спецификой их исторического развития. Таким образом, в Соединенных Штатах, Великобритании, Испании и некоторых других странах закон о средствах массовой информации как таковой отсутствует. Средства массовой информации регулируются нормами гражданского права, отдельными законодательными актами, касающимися конкретных видов СМИ (например, законами о телевидении и радиовещании), а также внутренними кодексами профессиональной этики новостных редакций и международными декларациями принципов поведения журналистов, впервые появившимися в начале XX века. В других странах, таких как Россия, деятельность СМИ регулируется не только профессиональными этическими кодексами, но и отдельным "законодательством о СМИ". Несмотря на значительные различия в формировании медиа норм и правил в мире, в XXI веке с развитием Интернета и новых информационных технологий правительства разных стран столкнулись с общей проблемой, связанной со свободой слова, свободным потоком информации и плюрализмом СМИ в Интернете [Akdeniz, 2011, С. 35]. СМИ столкнулись с глобальной проблемой разработки новых норм и правил поведения онлайн-журналистов, а также с проблемой пересмотра многих этических принципов. Ведь, как утверждают некоторые эксперты, в том числе профессор юридического факультета университета Бильги Яман Акдениз, "меры регулирования контента, разработанные для традиционных СМИ, не могут и не должны применяться к Интернету" [Там же, с. 20]. Правовые основы регулирования деятельности СМИ в Интернете были задуманы еще в 1980-1995 годах, когда так называемый сетевой этикет (от "net" и "этикет", "network" и "etiquette") - правила поведения и общения в сети - и кодекс "Request for Comment" учитывающий ряд ситуаций, возникающих среди пользователей сети, постулировал борьбу с оскорблениями, включил в себя положения о спаме и авторских правах. В 1998 году впервые на международном уровне был поднят вопрос о разработке общих стандартов регулирования новой медиа-среды. Россия также пыталась ввести законы, связанные с правовым регулированием Интернета. Например, в "Законе о блоггерах" (Федеральный закон от 5 мая 2014 г.) была предпринята попытка приравнять Интернет-ресурсы к СМИ с посещаемостью 3 тыс. (и более) человек и заставить авторов сетей с таким же количеством людей зарегистрироваться в Роскомнадзоре, самостоятельно отфильтровать материалы по клевете, оскорблениям, экстремистским текстам и т.д. Однако в 2017 году Роскомнадзор прекратил вести реестр блоггеров. Это связано с отменой 29 июля 2017 года соответствующих положений в российском законодательстве Федерального закона (ФЗ) № 276-ФЗ, касающихся регулирования деятельности блоггеров. В мае 2015 года. Государственная Дума рассмотрела законопроект, обязывающий поисковые системы Интернета удалять по запросу граждан ссылки на страницы в Интернете, содержащие неподобающую информацию о заявителе (ФЗ от 13 июля 2015 года). Пока что "судебная система нашей страны и, в частности, та ее часть, которая отвечает за правовое регулирование Интернета, недостаточно развита и совершенна" [Тигранян, 2015, с. 363]. В частности, нет единого нормативного акта, закрепляющего международные стандарты в области регулирования новых медиа и Интернета [Новаторова, 2016, с. 153]. По-прежнему существует множество этических и правовых вопросов, связанных с деятельностью журналистов в Интернете и их работой с пользовательским контентом (например, "пользовательские комментарии... в социальных сетях и на сайтах традиционных СМИ поднимают новые вопросы об ответственности и регулировании" [Moeller, Stone, 2013, p. 9]). Деятельность журналистов в Интернете поднимает новые вопросы, связанные с плагиатом и нарушением авторских прав; проблемы, возникающие при публикации непроверенной информации; этические нормы журналистского поведения в блогах и социальных сетях. Как отмечает редактор novayagazeta.ru К.К. Полесков: "Проблема в том, что технологии сегодня развиваются так быстро, что у нас нет времени формулировать этические нормы и правила поведения. Например, было непросто выработать правила ведения страниц в социальных сетях для сотрудников издания" [Приложение 1, с. 352]. Кроме того, быстрое развитие информационных технологий (информационных и коммуникационных), с которым непосредственно связан процесс конвергенции, ставит новые правовые вопросы. Например, "глобальный переход от модели массовости к мультиплатформенному эгокастингу, когда зритель может посмотреть телевизионную программу в любое время и в любом месте (ключевой принцип распространения контента в условиях конвергенции СМИ), неизбежно должен был привести также к формированию соответствующей правовой базы". Процесс конвергенции СМИ, напрямую связанный с очень быстрым развитием новых информационных технологий, привел к серьезному ухудшению моральных норм и принципов журналистики. С одной стороны, технический прогресс и, в частности, технологии производства и распространения информации всегда способствовали социальному прогрессу, укрепляли человеческий потенциал в области обработки и сохранения знаний и способствовали развитию медиа-индустрии. Например, изобретение телеграфа в первой половине 19 века увеличило скорость передачи новостей, а появление линотипа, ротационных прессов и печатных машин ускорило процесс производства газет. Однако, с другой стороны, технический прогресс всегда опережал нравственное развитие человека [Моисеев, 2000]. В настоящее время, когда технологии развиваются особенно быстро, происходит резкое падение человеческой морали, и средства массовой информации играют в этом важную роль. В этой связи можно говорить о трансформации медиа-журналистики как общественного института, призванного выполнять такую важную функцию, как формирование ценностно-нормативных моделей общественного сознания. Ведь, по мнению теоретиков СМИ, роль журналистики в "развитии ценностных ориентаций человечества, социализации личности, просвещении и образовании, распространении культуры" очень важна. Прохоров, 2002, с. 45]. Некоторые эксперты прямо называют конвергенцию как переориентацию базовой системы норм на новые системы ценностей [Гусейнов, 2014, с. 31], которые ассоциируются с резким падением интереса общества к классическим образцам культуры в контексте роста популярности западных субкультур с развлекательно-рекреационной и потребительской ориентацией [Рассадина, 2014, с. 86]. Именно поэтому сегодня функция формирования ценностных и нормативных принципов все чаще приносятся в жертву в погоне за большим количеством кликов и "лайков" под статьей на сайте, потому что гонорар журналиста часто зависит от его количества. "Журналисты, которые "живут" исключительно в Интернете, часто злоупотребляют "репозитариями", ссылаются на непроверенные источники и сплетни в социальных сетях, а иногда сознательно создают "горячую тему" из воздуха..... В контексте развития новых медиа морально-этические принципы существенно утратили свое значение как в глазах медиа-профессионалов, так и в глазах аудитории" [Гладышева, 2012, с. 5, 6]. 1.2 Термин «медиаконвергенция» в научном обороте и его категориальные признаки За более чем 15 лет использования термина "конвергенция средств информации" в науке было разработано множество определений. Ученые не пришли к единому мнению относительно этой концепции: "каждый наполняет это слово... разным рациональным и эмоциональным содержанием" [Корнев, 2014, с. 6]. Все определения в большей или меньшей степени отличаются друг от друга. Вот несколько примеров. Испанские эксперты Давид Доминго и Рамон Салаверрия считают, что "конвергенция - это очень многозначное понятие, которое используется для описания различных тенденций в журналистике". Эти тенденции также имеют нечто общее: размывание границ между различными СМИ, профессиональными компетенциями и функциями" [Domingo, 2007, p. 1]. Здесь теоретики обращают внимание на изменения, связанные со слиянием ранее различных СМИ, новостных редакций и отделов. А также о том, что журналист в такой новостной комнате начинает выпускать контент для различных медиа-платформ: для газетных, радио-, теле- и интернет-сайтов. В учебнике для вузов "Медиа-сближение и "человеческая ситуация": новые вызовы, старые проблемы" мы находим следующее толкование: "желание объединить ньюсрум и аудиторию - это "сближение"" [Симкачева, Ахметзянова, 2012, с. 101]. В данном случае речь идет о том, что процесс конвергенции тесно связан с расширением участия читателей, слушателей и зрителей информации в ее генерировании. Говоря о технологической конвергенции, авторы ссылаются на процесс оцифровки (оцифровки контента). Как указывает Рич Гордон из школы журналистики Северо-Западного университета Джозефа Мэдилла. Медильская школа журналистики и один из авторов книги "Цифровая журналистика: новые средства массовой информации и перспективы журналистики" [Kawamoto, 2003], в которой его глава посвящена определению концепции конвергенции, в 1970-е годы конвергенция стала связана с компьютерными технологиями и информационными сетями. Ранее этот термин присутствовал в различных дисциплинах. Гордон, ссылаясь на "Оксфордский словарь английского языка", отмечает, что слово "конвергенция" было впервые использовано английским естественным философом У. Дерхэмом. Уильям Дерхэм в своей работе "Физико-теология: или демонстрация атрибутов Бога из Его Деяний Творения", написанной в 1713 году [Там же]. Постепенно этот термин вводится в такие науки, как математика, этнография, лингвистика, физиология, эволюционная биология; он начинает использоваться в социологических и политологических дисциплинах. В XX веке этот термин стал означать "сближение различных политических, экономических, социальных, философских и, в более широком смысле, культурных систем, он приобрел статус понятия, или теории, в разгар холодной войны между Востоком (странами коммунистического блока) и Западом, когда их противостояние достигло своего пика, угрожая военной катастрофой" [Чучин-Русов, 1997, Чучин-Русов, 1997, с. 36]. Когда исследователи говорят об экономической конвергенции, они ссылаются на процесс интеграции (горизонтальный, вертикальный, диагональный). Например, американские ученые предпочитают использовать слово "конвергенция" для характеристики любого сотрудничества, взаимодействия между различными средствами массовой информации. Они называют это сотрудничество как конвергенцией, так и интеграцией. Конечно, термин "конвергенция" подразумевает процесс конвергенции. Однако тенденция заключается в том, что "модное" слово "конвергенция" означает все, что так или иначе связано с унификацией и слиянием в целом, хотя для таких процессов и явлений уже существуют устоявшиеся и разработанные термины. Такая замена терминов, конечно, еще больше затрудняет понимание термина "конвергенция". Под социальной конвергенцией понимается "многозадачность": современный потребитель информации смотрит телевизор, разговаривает по телефону, пролистывает страницы газет и ищет в Интернете. Этот режим работы является следствием компьютеризации, технического прогресса в области передачи информации и развития мобильной связи. Культурная конвергенция означает новую культуру "совместного участия", которая позволяет каждому человеку производить, хранить и распространять контент и которая использует различные медийные платформы (или межмедийные средства). Но это также в большей степени является следствием компьютеризации: развитие Интернета, революция в мобильной связи и ноутбуках, появление устройств для чтения электронных книг, газет и журналов (электронная бумага, устройства для чтения книг) и другие технические достижения в области передачи информации. Другой стороной тактической конвергенции является попытка предложить рекламодателям новые рекламные возможности, используя различные медиа-платформы (т.е. кросс-продвижение). 1) Конвергенция структур (Конвергенция: Структура). Собственность и тактическая конвергенция не обязательно подразумевают существенные изменения в организационной структуре и журналистской организации. Структурная конвергенция состоит именно из таких изменений. Например, на "Чикаго трибьюн" журналисты кабельного канала CLTV (CLTV) работают вместе с репортерами газеты. То, что Гордон называет "структурной конвергенцией", является важной чертой, одной из отличительных черт процесса конвергенции в журналистике. Во многих редакциях произошли изменения в организации корреспондентов и редакторов. Это связано с тем, что журналистам, готовящим материалы для различных медиа-платформ, удобнее работать вместе над созданием контента, когда они находятся в непосредственной близости друг от друга, в мультимедийной новостной комнате. 2) Сближение: Сбор информации и сближение: Презентация (рассказ). Гордон отмечает, что журналисты должны иметь возможность создавать мультимедийный контент: отправлять смс-ки, снимать на пленку, фотографировать и так далее. И хотя не все новостные редакции требуют от журналистов выпускать материалы для всех возможных медиа-платформ, многих уже просят собирать информацию в мультимедийных форматах, используемых для хранения текстовых, видео- и аудиоматериалов, фотографий, графики, а также проигрывать аудио- и видеоматериалы и транслировать видеоматериалы через Интернет. Новые информационные технологии позволяют журналистам по-новому освещать события. Они больше не ограничены местом, отведенным под материал в газете или эфирном времени, но могут размещать дополнения на сайте и постоянно обновлять информацию в режиме реального времени. Новые возможности сделали репортажи о событиях более яркими: текстовые материалы можно читать, а фотографии и видео - просматривать на сайте СМИ. Некоторые события лучше описываются фотографиями, другие лучше читаются и т.д. Конвергенция способов сбора информации привела к появлению новых форм журналистики: конвергентной, мультимедийной, цифровой. Конвергентная журналистика - это журналистика, основанная на доставке мультимедийного контента и его распространении на различных медиа-платформах. Это относится к глобальным изменениям, происходящим на всех стадиях производства и распространения средств массовой информации. Конвергентная журналистика часто ассоциируется с тенденцией к универсализации журналистской профессии, появлением универсалов, способных создавать контент для различных медиа-платформ. Такой подход имеет много противников, которые считают, что качество журналистики снижается, потому что один человек не может одинаково хорошо подготовить материалы для разных медиа-платформ. Конвергентная журналистика вызвала бурные дебаты среди владельцев медиа-компаний, профессиональных журналистов и теоретиков, которые спорят о ее влиянии на качество освещения новостей. "Конвергентная журналистика" часто используется как синоним "межмедийной журналистики".
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Журналистика, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 67 страниц
1675 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Журналистика, 65 страниц
1625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg