Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, РАЗНОЕ

Деятельность по предотвращению и избавлению несовершеннолетних и молодежи от наркотической зависимости.

kisssaaa0721 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 19 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Цель данной работы:изучить основные направления по антинаркотической профилактике с несовершеннолетними. Задачи работы: 1. Рассмотреть основные понятия наркотиков, наркомании 2. Определить понятия, причины и последствия наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних 3. Рассмотреть основные направления по антинаркотической профилактике с несовершеннолетними.
Введение

Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни. Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддитивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами [5]. Наркомания является одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики немедицинского потребления наркотических ипсихоактивных веществ. Организация антинаркотической профилактической работы с несовершеннолетними является одной из основных задач образовательного учреждения. Но если работа организована неправильно, то она способна причинить непоправимый вред тем, для кого она проводилась. Широко используемый в образовании традиционный проблемно-ориентированный подход к профилактике выступает как «борьба», недопущение, «противодействие» чему-либо. Результаты исследований показали, что данный подход не обеспечивает достижения желаемых целей. Таким образом, проблема предупреждения употребления психоактивных веществх (далее - ПАВ) не может быть решена, так как не устраняются причины, побуждающие детей и молодежь обращаться к ним. Необходимо создание системы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на человека, его ресурсы, его выбор и обеспечивает поддержку и помощь в реализации собственного жизненного предназначения. Антинаркотическая профилактика для детей и молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий курения, алкоголизма и наркомании, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем для него опасно знакомство с наркотиком или ПАВ.
Содержание

Введение 3 1. Понятие наркотиков, наркомании 5 2. Цели, задачи и принципы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ 9 3.Основные направления антинаркотичекой профилактике с несовершеннолетними 13 Заключение 18 Список использованной литературы 19
Список литературы

1. Гурски С.: «Внимание - наркомания!». М. «Медицина», 1988. 2. Данилин А. Г., Данилина И.В. Как спасти детей от наркотиков. М., 2016. 3. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право, 2001, №9 4. Наркология. Методические рекомендации. М.: Лаборатория базовых знаний, Спб.: Невский диалект,2000 5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами. - М., 2011. 6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. - М., 2001. 7. Степушин А.Е.: «Сладкая смерть». М. «Знание» - медицина 11. 1991. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решение. - М., 2000. 8. Тапилина В.С.: Качество населения и потребление алкоголя в современной России, Ин-тут экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск: ЭКО № 9 2005.
Отрывок из работы

1. Понятие наркотиков, наркомании В обычном понимании наркомания - это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние. Такое состояние могут вызывать истинные наркотики - опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией. Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией. Психотропные вещества (psyhe- душа, tropos- направление), лекарственные средства оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества, ноотропные) Психостимулирующие вещества (psyhe-душа, stimular- погонять, возбуждать) лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин). Натуральные наркотики не вызывают сильного привыкания, а также зависимости и эйфории. Большую опасность представляют синтетические наркотики. Эффект от жевания коки сравним с действием чашки крепкого кофе. Привыкания не бывает, вредных привычек нет [4]. ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики - это такое вещество или смесь веществ, которое коренным образом отличаются от всех веществ, необходимой для нормальной жизнедеятельности человека и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы” [4]. Критерии определения наркотиков в РФ: способность вызывать эйфорию или приятные субъективные переживания, способность вызывать зависимость, существенный вред здоровью, не традиционность употребления ПАВ для данной культуры [4]. Все одурманивающие средства - истинные наркотики, и фармокологические препараты, а также различные химические вещества, часто употребляемые в качестве наркотиков, являются сильными ядами, или токсинами. Поскольку слова «наркомания», «наркотики», «наркоманы» широко распространены, то и мы будем пользоваться ими, идет ли речь о лекарствомании или токсикомании. Это вполне оправданно, так как в связи с дороговизной и труднодоступностью истинных наркотиков настоящие наркоманы редко встречаются среди нашей молодежи. Чаще всего молодые люди используют более доступные лекарственные средства или чаще сами производят кустарным способом наркотические препараты [1]. По данным ООН 8 млн.человек употребляют героин, 13,3 млню чел. кокаин, 141,3 млн. чел. марихуана и подобные вещества, 280 млн. чел. синтетические наркотики. В странах “золотого треугольника” (Бирма, Лаос, Тайланд) производится 2500т. сырья из которого получается 250 т. героина. Столько же производит «Золотой полумесяц» (Афганистан, Пакистан). Около 100т. опиума производится в Латинской Америке. В Перу, Колумбии, Боливии производится сырья на 1300 т. кокаина. В Марокко 2500 т. гашиша в районе «золотого полумесяца» 2000 т. Количество производимой марихуаны установить невозможно. Мировой оборот наркоторговли оценивается примерно в $400 млрд. или 8% всего оборота мировой торговли. Все наркотические вещества вызывают так называемое состояние дурмана, а также постепенно нарастающего состояния зависимости наркотиков. По мере употребления наркотиков усиливаются физическое и психическое истощение организма, в конце концов, заканчивающихся смертью [1]. Человечество употребляет наркотики издревле в разных целях: лечебных- для снятия болей, для восстановления сил, как снотворное, в культурных обрядах; как одурманивающее средство. Около 2700г. до н.э. в Китае использовали коноплю в виде настоя, как чай. Люди каменного века знали опиум, гашиш, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа при подготовке к сражению, в религиозных обрядах [4]. Имеются рисунки в пещерах индейцев в Центральные и южные Америки изображающие, жующих листья коки. Датировано 3000 лет до н. э. О наркотиках узнавали в ходе войн и в процессе расширения торговых сообщений. В результате «крестовых походов» и Марко Поло Европа узнали опиум и гашиш. А с расширением связей с коренным населением Америки пришла кока и табак. 1803 г. немецкий фармацевт Зертурнер научился выделять из опия морфин. 1898 немец Генрих Дрезер открыл новый препарат сильнее морфина. Этот препарат был настолько силен, что его воспринимали как препарат с героическими возможностями и назвали героин. Использовали в качестве обезболивающего и облегчения кашля. Морфин и героин сначала использовали в лечебных целях, но потом они ушли в народ. Впервые труд З. Фрейда был посвящён кокаину «О коке». Он считал, что кокаин может применяться как обезболивающие, для лечения депрессии, астмы, неврозов, сифилиса. Он положил начало кокаиновой эпидемии 80х годов XIX века [4]. Наркотики на Руси известны с дохристианских времён: мхи, ягоды, грибы. С приходом церкви следили за употреблением различных наркотических веществ природного происхождения. Но всё изменилось с времён Петра I, который во многом подражал Европе, и с этого времени перестали следить строго, как это было раньше. Конопля и масличный мак издавна выращивались в России (средняя полоса, Кубань, Северный Кавказ, Поволжье, Западная Сибирь), но использовали для волокна пеньки (конопля). Конопляное масло использовали в готовке, жмых как корм для скота. А некоторые сорта конопли, использовались, как декоративное растение. Все основные наркотики хлынули с развитием транспортных связей, торговли [4]. Верующему человеку, очевидно, что основную роль в формировании любой зависимости играет духовный аспект существования человека в мире. Если человек не стремится к Богу, то у него внутри пустота, и он заполняет это наркотиком [4]. В СССР впервые ситуация со злоупотреблениями наркотиками обострилась в 20егоды, однако тогда проблему удалось ликвидировать. Второй подъем- 60егоды и продолжается до сих пор, оказывая серьезное влияние на экономику, политику, правопорядок, здоровье нации. Истинная причина злоупотребления наркотиков и психотропных веществ является невозможность обществом на данном этапе его развития удовлетворять все основные потребности индивида. Еще ни одно государство вне зависимости от уровня его развития, совершенства демократических институтов не победили в войне с наркотиками. Так же видно, что злоупотребление наркотиков обостряется во время экономических кризисов и социальной нестабильности. 2. Цели, задачи и принципы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе. Цель антинаркотической профилактики – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи [7]. Задачами профилактикизависимости от ПАВ в образовательной среде являются: формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики; мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений; исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников: личностных – формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики; социально-средовых–создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья; этико – правовых -утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений [7]. Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия [8]. Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося, воспитанника. Их действие проявляется на макросоциальном уровне общества в целом и на микро социальном уровне как влияние ближайшего окружения. К социальным факторам и условиям относятся: доступность ПАВ, связанная с низкой эффективностью контроля за распространением ПАВ; либеральные установки в отношении употребления ПАВ, которые демонстрируются средствами массовой информации, обществом в целом и значимыми для школьника социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.); недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию обучающихся, воспитанников (досуговые учреждения, социально-психологические службы); социально-психологические особенности ближайшего окружения школьника или подростка, в том числе и его родителей (законных представителей). Вторая группаобъектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, имеющие связь с риском употребления ПАВ: представление о себе и отношение к окружающему миру; стрессоустойчивость и социально психологическая адаптивность; представление об аспектах употребления ПАВ. Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов [2]. Принцип системности определяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерациии органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных социальных практик (педагог, психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности. Принцип стратегической целостностиобуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия. Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании потребления ПАВ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся, воспитанников, образовательных учреждений. Принцип ситуационной адекватностипрофилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе. Принцип динамичностипредполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов. Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов. Принцип легитимностиопределяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны. 3. Основные направления антинаркотичекой профилактике с несовершеннолетними Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные учреждения. В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры, сфера задач которых связана с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. В качестве полноценного субъекта профилактики включаются общественные объединения и организации («Родители против алкоголя и наркотиков», антиалкогольные и антинаркотические детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др.) [5]. Привлечение и координация всех субъектов профилактики ПАВ в образовательной среде (системы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.) осуществляется координирующим органом на региональном уровне (антинаркотическими комиссиями). Взаимодействие между субъектами профилактики для решения общих задач предупреждения употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками выстраивается на основе следующих условий: разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации), взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы). Реализация задач профилактики употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на следующих уровнях. Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании. Второй уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики. Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны [5]. В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления - первичную, вторичную, третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях. Вторичная профилактика–система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании). Третичная профилактика злоупотребления ПАВ –система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности [6]. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ. Первичная профилактика является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде и реализуется преимущественно через работу общеобразовательных учреждений. Основой содержания первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Она связана с формированиеми развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды [6].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Разное, 6 страниц
200 руб.
Реферат, Разное, 14 страниц
200 руб.
Реферат, Разное, 20 страниц
770 руб.
Реферат, Разное, 19 страниц
150 руб.
Реферат, Разное, 17 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg