Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и формы реализации права.

kisssaaa0721 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Целью моей курсовой работы выступает анализ существующих форм и методов реализации права, специфика применения права, анализ пробелов, возникающих при реализации права. Для достижения настоящих целей были поставлены следующие задачи: 1) изучение понятия, форм и методов реализации права; 2) анализ проблем, возникающих при реализации права; 3) изучение применения права; 4) поиск пробелов в законодательстве. При достижении цели исследования путём решения задач исследования используется метод теоретического анализа: производится обзор и изучение вышеупомянутых проблем в юридической литературе, на основании изученного проводится анализ существующих проблем и составляются выводы исследователя.
Введение

Право, принципы и нормы которого воплощаются в жизнь, выступает в качестве высшей социальной ценности и реализует себя в действиях субъектов социального общения. Народ и государство являются важными аспектами в правовом мире. Они принимают на себя обязательство следовать праву. Актуальность темы заключается в том, что проблемы реализации права, требующие систематизированного научного подхода к их решению, всегда были в центре внимания юридической науки. Наряду с законотворчеством реализация правовых норм играет важнейшую роль в правовом регулировании общественных отношений. В социальной жизни для успешного функционирования права важно не только закреплять принципы и нормы права в законодательных актах, а необходимо также, чтобы предписания правовых норм получали реализацию в общественных отношениях. Если предписания правовых норм не воплощаются в реальных жизненных отношениях, то они теряют свою роль социального регулятора. Недостаточно только иметь развитое законодательство, важно, чтобы субъекты права могли осуществлять свои конституционные права и свободы, находясь под защитой государства. В настоящие дни формирование гражданского общества и построение демократической правовой государственности предполагают эффективное осуществление правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм. От процесса реализации права во многом зависит, в какой мере будет существовать реальный правопорядок в стране и обеспечена свобода личности в рамках правового закона. Таким образом, проблемы реализации права являются актуальными, значимыми и требующими постоянного решения с момента возникновения государства и права. Степень разработанности проблемы исследования. Проблемы реализации правовых норм всегда находились в центре внимания ученых-юристов. Различные аспекты реализации права были предметом исследования представителей общей теории права и отдельных отраслевых юридических наук: A.Б. Венгерова, В.М. Горшенева, Н.И. Матузова, и др. Обширное количество работ посвящено исследованию проблем применения юридических норм. Гораздо меньше внимание уделялось учеными-юристами комплексному, системному осмыслению реализации права, определению места и роли форм и механизма реализации права в этом едином, целостном процессе воплощения в поведении субъектов права нормативно-юридических установлений. Следовательно, реализация права активно изучается в настоящее время. Однако, имеются определенные пробелы в изучении данной темы, которые пытаются заполнить ученые-юристы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 5 1.1. Понятие, формы и методы реализации права 5 1.2. Проблемы в реализации права 9 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА 12 2.1. Понятие и стадии применения права 12 2.2. Акты применения права 16 3. ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 19 3.1. Аналогия закона и аналогия права 19 3.2. Юридический процесс 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Список литературы

1) Бабаев В.К. Теория государства и права/ Бабаев В.К. «Норма», 2006. - 236 с. 2) Бошно С.В. Правоведение: учебное пособие для юридических вузов/ Бошно С.В. - М.: Право и закон, 2002. - 416 с. 3) Венегеров А.Б. Теория государства и права/ Венегеров А.Б. М.: Юристъ, 2005. - 234 с. 4) Червонюк В.И. Теория государства и права/ Червонюк В.И. М., 2006 С.531. 5) Матузов Н.И. Теория государства и права/ Матузов Н.И. - М.: Юрист, 2012. - 486 с. 6) Горшенев В.М. Теория юридического процесса/ Горшенев В.М. - Харьков: Юрист, 1985. - 192с. 7) Мельников С.А. К вопросу о формах реализации права/ Мельников С.А.// Теория и история государства и права, 2015 8) Алексеев С.С. Проблемы теории права/ Алексеев С.С. Т.1. М.: Юристъ, 2005. - 425 с. 9) Черданцев А.Ф. Толкование права/ Черданцев А.Ф. М. .: Юристъ, 2012. - 360 с. 10) Сабо И. Право/ Сабо И. - М.: Прогресс 2009. - 428 с. 11) Кудрявцев Ю.В. «Нормы права как социальная информация». Новая Правовая культура/ Кудрявцев Ю.В. 2012. - 465 с. 12) Мицкевич А.В. Акты высших органов государства/ Мицкевич А.В. М.: Юрайт, 2009. - 310 с. 13) Алексеев С.С. Теория государства и права/ Алексеев С.С., Архипов С.И.; под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М: НОРМА, 2005. - 559 с. 14) Теория права и государства: учебник для юридических вузов/ Афанасьев В.С., Братко А.Г., Бутылин В.И. и др.: под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2006. - 421 с. 15) Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов/ Томашевский Н.П. М.: Омега - Л, 2012. - 280 с. 16) Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник/ Комаров С. А. - М.: Юрайт, 2009. - 426 с.
Отрывок из работы

1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 1.1. Понятие, формы и методы реализации права Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Реализация правовых норм — это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение действий, определенных нормами права. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписанных действий. Субъект может реализовывать право, если он заинтересован в этом, из-за того, что он осознает свой общественный долг или из страха неблагоприятных последствий, а также руководствуясь иными мотивами. Так как норма права, являющаяся правилом поведения, представляет собой единство гипотезы, диспозиции и санкции, то ее содержание предусматривает два уровня реализации: - реализация диспозиции в правомерном поведении; - реализация санкции через принудительное воздействие на правонарушителя, осуществляемое государственной властью при противоправном поведении субъекта права. Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении. 1. Реализация обязывающих норм — это совершение поступков, предусмотренных диспозицией норм, имеющих положительное содержание и обязательный характер. В случае уклонения от исполнения реализация этой нормы переместится на второй уровень - принудительное привлечение к юридической ответственности. 2. Реализация запрещающих норм - воздержание субъектов от поступков, на которые нормами права наложен запрет — называется соблюдением. 3. Реализация управомочивающих норм - совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они управомочены нормами права. Эта форма называется использованием. Например, субъекты права покупают и продают принадлежащие им на праве собственности вещи, используя диспозиции соответствующих норм (например, норм договоров дарения, мены, купли-продажи). Таким образом, использование, исполнение и соблюдение - формы реализации права. Рассмотрим их содержание. Использование - форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная черта данной формы - активное поведение субъектов, причем оно касается субъективных прав на свое собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, юридического права распоряжаться доставленных правом юридических возможностей (использование, например, юридического права распоряжаться объектом собственности, избирательными правами). Реализация права Соблюдение - форма реализации, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы - пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности. Исполнение - форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания. Характерная черта - активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению. Классификация форм реализации в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Успех или неуспех перевода нормативных требований в реальное поведение людей, в конечном счете, связан с созданием материальной базы, с научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, с организационными мерами и т.п. Но также имеет большое значение субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то оно никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание и необходимость совершать предусмотренные в нормах права действия. В истории можно выделить два основных средства воздействия на волю людей с целью обеспечения реализации правовых норм — это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ. В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность самообеспечения правовых предписаний Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов права. При таком условии перспектива состоит в постепенном отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан. Однако самообеспечение норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, т.к. можно заметить, что в определенные периоды развития ряда государств использовались методы командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко - за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. А тем более не грозит лишениями за случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет воле их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага. При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. И в качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. Все-таки в большинстве своем люди исполняют юридические обязанности, по внутреннему убеждению, из чувства долга. Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и другие санкции. На сегодняшний день имеется два способа осуществления права: метод убеждения и метод принуждения. Классификация форм реализации права в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Уже по этой причине совершенно несостоятельны попытки проигнорировать теорию форм реализации права (возможно по незнанию) и отождествлять применение права со всеми остальными формами. Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем, большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. 1.2. Проблемы в реализации права Одной из наиболее сложных сторон современного общества является реализация законных прав и свобод граждан. Проблемы в реализации возникают в различных отраслях права: гражданском, трудовом, жилищном, семейном, земельном, налоговом и др. Субъекты права сталкиваются с проблемами на пути к реализации своих прав в различных правовых сферах и ситуациях. Однако, реализация одних видов прав является более сложной и проблематичной, чем реализация других. Это определяется в первую очередь существующими на сегодняшний день пережитками в обществе и государстве, недостаточным соответствием норм, продиктованных законодателем, с действительной ситуацией в государстве, с общественными устоями и настроениями. Причины такого несоответствия могут носить различный характер: от отсутствия возможности государственных органов учитывать все моменты сложившейся в обществе системы до расстановки приоритетов в пользу внешней политики, авторитета государства на международной арене, выполнения государственных планов в ущерб вышеуказанной проблеме. Данная ситуация является и закономерной: абсолютное отражение перемен, необходимых обществу, в законодательстве, не представляется возможным. Построение демократического государства окончательно не разрешает этот вопрос, а лишь способствует формированию у законодателя наиболее объективного представления о существующей обстановке в обществе, которым он может руководствоваться при принятии нормативно-правовых актов. Устранение пробелов в праве также окончательно не разрешает проблем, возникающих при реализации гражданами своих прав. Проблемы реализации права, столь часто возникающие в современном обществе, имеют очень широкое распространение и вызваны не только по причине появления таких пробелов законодательства. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане Российской Федерации при реализации своих законных прав, на мой взгляд, являются бюрократизм, коррупция, социальное и имущественное неравенство, расслоение общества на «бедных и богатых», низкий уровень пенсий, зарплат, социальных выплат, недостаточное финансирование государством отдельных сфер общественной жизни, изначально установленные сложности в реализации правовых норм, пробелы в законодательстве, недостаточная правовая компетенция граждан. Данные проблемы имеют общеизвестное значение, что усложняет существующий в обществе подход к реализации отдельных прав. Осведомлённый о существующих проблемах, иногда гражданин сознательно отказывается от реализации того или иного права, принадлежащего ему на основании закона. Отказываясь отстаивать свою точку зрения, человек лишает себя имущественного или личного неимущественного права, оказывается ущемлённым в своих правах, а следовательно, ему не будет принадлежать то, что принадлежит по закону. Таким образом, отказываясь преодолевать трудности, возникающие при реализации права, гражданин отрицает своё участие в демократической жизни, что будет способствовать ещё большему несоответствию правовых норм, указанных в законодательных актах, с действительностью, существующей в обществе и государстве. Реализация любого права имеет свои нормативные особенности, закреплённые в соответствующих актах. Проблемы в реализации того или иного права могут быть обусловлены недостатками в правовом урегулировании, пробелами в праве, но всегда носят специфический характер, в зависимости от особенностей субъекта, реализующего право, специфики сложившейся жизненной ситуации и внешних обстоятельств. Наиболее часто сложности при осуществлении прав имеют место в гражданских, земельных, налоговых, жилищных, семейных, правоотношениях. Отдельного рассмотрения требуют проблемы, возникающие в сфере реализации прав на образование, например, права граждан на получение впервые бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Реализация данного права осуществляется в форме использования т.е. гражданин может сделать выбор: воспользоваться данным правом или нет. Распространённой является ситуация, когда гражданин реализует данное право, но не получает ожидаемого правового результата. Следующим примером проблем в реализации права, также имеющим довольно широкое распространение в современном обществе, является случай, когда государство гарантирует исполнение обязательств перед определённой группой лиц, но не выполняет данные обязательства по известному ряду причин. Так, согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.N 76-ФЗ военнослужащий обладает правом на жилище: военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь; служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Тем не менее военнослужащие зачастую не могут воспользоваться данным правом ввиду отсутствия жилищного фонда т.е. государство не выделяет достаточных денежных средств на решение данного вопроса. Защита данного права военнослужащего не предусмотрена: право гарантировано законом, но не действует. В настоящее время около 30% военнослужащих, проходящих военную службу в рядах Вооружённых Сил РФ не обеспечено служебным жильём. Данная проблема, на мой взгляд, носит экономический характер и является проблемой государственного уровня. Она заключается в недостаточном контроле над финансированием данной сферы, либо в нецелевом расходовании средств бюджета. Следовательно, и пути её решения взаимосвязаны с решением экономических, бюджетных проблем государства. Здесь необходим целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих и регламентирующих особый, новый порядок контроля бюджетной сферы, с созданием новых структур по контролю бюджета, наделённых соответствующими полномочиями. Таким образом, законодательные акты должны не только декларировать права, но и предусматривать чёткие механизмы их реализации и воплощения в жизнь. 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА 2.1. Понятие и стадии применения права Особой, специфической формой реализации права является применение. Правоприменение представляет собой государственно-властный способ организации осуществления норм права. С этим связана социально-политическая и юридическая характеристика правоприменения. Специфика правового регулирования состоит в том, что воздействие на общественные отношения связано с установлением юридических прав и обязанностей их участников, а также с использованием данных прав и выполнением обязанностей. Применение права продолжает нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью норм права, дополняя его индивидуальным регламентированием, выражающимся в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке, конкретизации их субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому применение права можно считать вторым (после правотворчества) средством правового регулирования. Если правотворчество является нормативным, то правоприменение - индивидуально-конкретным. В результате применения норм права происходит конкретизация правовых норм. Наряду с правотворчеством правоприменение является разновидностью правовой формы государственного управления. Правовая форма управления означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемых лиц. Поэтому правоприменительная форма управления предполагает соблюдение ряда правовых требований, предъявляемых к субъектам управления, процедуре управленческой деятельности, содержанию управленческих решений, исполнению принятых решений. Она вносит законность как в само управление, так и в управляемую деятельность, придает управлению официальный характер. Правоприменение отличается от других форм реализации права тем, что здесь немыслимо бездействие (т.е. пассивное поведение). Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность. Правоприменение — это властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы - индивидуальные предписания. Среди обстоятельств, вызывающих правоприменение, есть такие, которые связаны с возникновением правоотношений (например, при возникновении прав и обязанностей по пенсиям). Но в большинстве случаев обстоятельства, предопределяющие применение права, выражают главную особенность правоприменения - необходимость государственно-властной обеспечительной деятельности в процессе правового регулирования. А эти обстоятельства таковы по своему характеру, что требуют использования в процессе правового регулирования государственного принуждения. Таким образом, применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за этим процессом. Правоприменением занимаются различные органы государства и уполномоченные им организации. Правоприменительная деятельность реализуется посредством следующих способов: организационно-распорядительного, правосудия, общественно-юрисдикционного, административно-юрисдикционного, следственного, контрольно-надзорного и других. В зависимости от степени жесткости правовой регламентации деятельности органов управления и установленной законом свободы правоприменителя в выборе того или иного варианта решения, можно различать несколько разновидностей организационного-распорядительного правоприменения: 1) стандартное применение права. Для него характерно принятие решения при наступлении стандартной ситуации, описанной в гипотезе, и в соответствии со стандартным предписанием, установленным в диспозиции правовой нормы. Наглядным примером стандартного правоприменения может служить назначение пенсии по возрасту: нормы права закрепляют стандарт фактических обстоятельств (достижение возраста, размер заработной платы и др.) и стандарт правовых последствий (пенсия назначается в определенном размере). Принятие решения о назначении пенсии конкретному лицу производится путем сопоставления каждой жизненной ситуации с нормой права, закрепляющей и стандарт фактических обстоятельств, и стандарт правовых последствий; 2) ситуационное (нестандартное) правоприменение. Юридической основой принятия решений при ситуационном правоприменении служат правовые нормы, устанавливающие компетенцию органов управления. В законодательстве такие нормы обычно выражаются формулами: «вправе», «имеет право», «в случае необходимости» и т.п Стадии правоприменительной деятельности. Определенная последовательность совершения действий в ходе правоприменения дает основание говорить о стадиях применения: 1. Анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. 2. Выбор (отыскание) правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения, когда применяется санкция. 3. Уяснение смысла и содержания нормы права. 4. Разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом. 5. Принятие акта применения права. Анализ фактических обстоятельств начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 27 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg