Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Хореография как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

kisssaaa0721 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Цель: рассмотреть хореографическую деятельность как аспект творческого развития детей. Объект исследования: развитие творческих способностей в процессе занятий хореографическим искусством. Предмет исследования: влияние хореографии на творческое развитие детей. Задачи: Рассмотреть роль хореографии в развитии творческих способностей детей школьного возраста; Исследовать значение хореографии в воспитании культуры детей; Изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии; Методы исследования: 1. Анализ научных материалов, 2. изучение практического опыта, 3.Наблюдение за работой в творческом коллективе. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.
Введение

В современном мире все больше родителей стремятся развить творческий потенциал своих детей. И, несомненно, хореографии отводится особая роль в формировании и развитии личности ребёнка. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного воспитания, сочетает не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает и развивает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Танец не только раскрепощает детей физически, но и ментально. Ведь изначально, природа танца, его корни лежат в потребности человека выразить пластически свои чувства. Это своего рода способ познания мира, он учит чувствовать, мыслить, развивает в детях чувство прекрасного, требует от них упорства, настойчивости, воспитывает волю, укрепляет здоровье. Сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения, прививает ребенку особый образ жизни. Занятия хореографией дают ребенку возможность самореализации и самоутверждения, способствуют развитию его творческой индивидуальности.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей средствами хореографии 5 1.1 Особенности и развитие творческих способностей детей 5 1.2 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младшего школьного возраста искусству хореографии 8 1.3 Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей 13 1.4 Значение хореографии в творческом развитии детей 16 Глава 2.Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами хореографии 19 Заключение 35 Список литературы 37
Список литературы

1.Батышев, С.Я. Творчество в научном познании. –М.:2016. – 312 с. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений; "Академия" 2017.; 192 стр. 3. Березкина, Л.В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии. - Молодой ученый: 2016 – С. 15-22. 4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2016. – 320 с 5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 329 с. 6. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника. – 2018. – 19-23 с. 7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 415 с. 8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2017 – 125 с. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2016. С.166. 10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 2016. 11.Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.4. 12. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество. – М. : Изд-во МПСИ, 2018. – 230 с 13. Нилов, В.Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства. Вестник Моск. гос. ун-та культуры искусств, 2017. –194-204 с. 14. Петровский, А.В. Введение в психологию. – М.: Альтра Терра, 2016. – 340 с 15. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 2016 .213 с. 16. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе. – М.: Логос, 2016. – 290 с 17. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: 2015. – 540 с. 18. Тарасенко, Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии.М.:,2018. –33-35 с. 19. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2016. – 160 с 20. Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз, 2016. – 340 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ. 1.1 Особенности и развитие творческих способностей у детей Творческие способности присущи любому человеку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости, в изучении творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе. Способности - устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности. Способный человек - тот, кто хорошо умеет делать какое-либо дело, причем справляется с ним так, что добивается высоких результатов и получает высокую оценку со стороны окружающих людей. То понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии появилось не сразу. В разные исторические эпохи и периоды развития психологии как науки под способностями понимали различные вещи. В начале развития психологических знаний (с древнейших времён до XVII в.) «способностями души» назывались все возможные психологические качества, присущие человеку. Это было наиболее широкое и весьма расплывчатое понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как особенных свойств человека. Когда произошла четкая дифференциация психологических явлений на группы (XVIII) и было доказано, что не все «способности души» являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения. Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека. Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д. Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт. Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным. Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность. 1.2 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младшего школьного возраста искусству хореографии Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую направленность всей учебно-воспитательной деятельности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, "созерцательной любознательностью". Таким образом, младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Возрастной подход в педагогике предполагает учет и использование закономерностей формирования и развития конкретного человека (физиологических, психических, психологических, социальных и др.), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем они сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти. Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы. Проведение урока по хореографии в младших классах имеет свою специфику, которая учитывает перечисленные выше особенности этого возраста. При проведении занятия под музыку педагог не должен считать, т.к. это отвлекает детей, а для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку. Иногда, если учащиеся исполняют движения неточно, немузыкально, педагог может просчитать нужный музыкальный размер или предоставить эту возможность самим ученикам. Необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального сопровождения урока. Опытные педагоги советуют к каждому новому уроку, составленному педагогом, давать новый музыкальный материал. Это даст учащимся представление о существовании в танце, музыке определенной народности различных музыкальных размеров, интонаций, темпов. Думаю, что в младших классах музыкальные произведения могут быть из любимых детьми мультипликационных фильмов, сказок. Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, т.к. оно дает эмоциональную основу танцу, представление о национальном колорите музыки разных народов, способствует образному ее восприятию. Основными приемами, которыми педагог пользуется при пояснении правил выполнения, а также образной, эмоциональной стороны танца в начальных классах являются показ и рассказ. Показ особенно важен при пояснении техники исполнения движений и порядка исполнения комбинации. Новые движения необходимо показывать замедленно несколько раз, пока учащиеся не усвоят правила исполнения, и обязательно сопровождать показ подробным устным объяснением. Комбинированные упражнения показываются в обычном темпе, характерном для определенного года обучения, один раз — под счет, и второй раз — под музыку. Многократные исполнения комбинации педагогом активизируют внимание и зрительную память учащихся, развитию которых должно уделяться большое внимание, т.к. обучение искусству танца происходит в большей мере через зрительное восприятие. Показ преподавателя должен помочь всем ученикам усвоить прежде всего единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным, музыкально правильным. Иногда показ преподавателя может быть примером исполнительской манеры. Но он не должен рождать подражателей в лице учеников, он должен способствовать развитию их творческой индивидуальности. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения танца определенной национальности. Наряду с показом, рассказ, объяснение, вообще слово педагога, имеет важнейшее значение в процессе обучения младших школьников народно-сценическому танцу. Речь яркая, образная, эмоциональная незаменима, если она обращена к творческому воображению ребенка, к содержанию музыки и танца, к его образности, если она касается национального своеобразия хореографии, характера, быта определенного народа. 1.3 Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. Немаловажным моментом в деле воспитания коллектива в целом и каждого участника в частности является репертуар. Богатство высокохудожественного репертуара и его доступность в освоении создает основу формирования художественного вкуса ребенка, раскрывает его творческий потенциал. При этом с одной стороны, педагог получает информацию о внутреннем мире ребенка, с другой, – проектирует вариации и трансформации образов, позитивно воздействующих на эмоционально-духовную сферу ребенка. От содержательности репертуара во многом зависит идейное, эстетическое и художественное воспитание не только коллектива, но и зрителя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Искусство, 24 страницы
1000 руб.
Курсовая работа, Искусство, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Искусство, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Искусство, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg