Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Государственный бюджет и направления бюджетной политики

kisssaaa0721 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Целью работы является исследование государственного бюджета и бюджетной политики РФ. Достижение цели осуществляется посредством решения таких задач: 1) Рассмотреть понятие государственного бюджета и бюджетной политики; 2) Проанализировать государственный бюджет РФ на современ-ном этапе; 3) Выявить проблемы и разработать рекомендации по совершен-ствованию бюджетной политики в России. Объектом исследования является государственный бюджет. Предметом исследования являются особенности государственного бюджета и бюджетной политики РФ. Методы исследования, использованные в ходе написания курсовой работы: систематизация, обобщение, сравнение, дедукция, индукция, ана-лиз и синтез данных. При подготовке курсовой работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия; научные монографии, аналитические данные Министерства финансов Российской Федерации; материалы перио-дических изданий; интернет-ресурсы по теме исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и спис-ка использованных источников.
Введение

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что в со-временном обществе бюджет – это основной элемент государственных фи-нансов. С помощью государственного бюджета в руках страны аккумули-руется значительная доля сформированного в государстве ВВП, распре-деляемого и перераспределяемого для решения тактических и стратегиче-ских вопросов по обеспечению устойчивых темпов роста экономики, инно-вационному развитию и регулированию пропорций общественного произ-водства. Значение государственного бюджета для экономики страны и обще-ственного сектора в частности трудно переоценить: государственный бюд-жет - это основной инструмент государства в централизации и перераспре-делении валового общественного дохода. Бюджет - один из важнейших ин-струментов координации экономической жизни государства. Он позволяет размещать ресурсы во всем народном хозяйстве таким образом, чтобы это распределение соответствовало представлениям о ра-циональности и эффективности и о проводимой в государстве на опреде-ленный момент экономической политике. Направляемые через бюджет средства могут стимулировать развитие производительных сил страны и способствовать техническому прогрессу, что усилит экономический потен-циал государства. Финансирование, осуществляемое из средств государственного бюд-жета, может использоваться для любых позитивных процессов в самых различных сферах экономической деятельности. Это является уникальной чертой, присущей только государственному бюджету, а возможный мас-штаб воздействия и широта возможностей по перераспределению денеж-ных ресурсов в экономике в разы превышает возможности каких-либо иных регуляторов. Все это делает бюджет одним из важнейших инстру-ментов проведения как структурных реформ в экономике страны, так и стимулирования стабильного роста. Даже в максимально либеральных моделях национальных экономик, таких как в США, расходы государства имеют большое значение в структуре инвестиций в основной капитал и косвенно влияют на весь реальный сектор экономики. Бюджет составляет основу финансовой деятельности государства и позволяет контролировать поступление доходов в форме налоговых и не-налоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи - с другой. Размеры налогов и займов определяются законами воспроизводства и зависят от количественных и качественных параметров совокупного дохода обще-ства. Все это предопределяет тесную взаимосвязь между производством, фискальной и бюджетной политикой государства. Все вышесказанное обу-славливает актуальность и значимость рассматриваемой темы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета и бюд-жетной политики 6 1.1. Понятие и сущность государственного бюджета 6 1.2. Характеристика бюджетной политики 12 Глава 2. Исследование государственного бюджета и направлений бюджетной политики РФ 15 2.1. Анализ государственного бюджета РФ 15 2.2. Оценка направлений бюджетной политики РФ 18 Глава 3. Направления развития бюджетной политики РФ 25 3.1. Проблемы государственного бюджета и бюджетной политики РФ 25 3.2. Разработка рекомендаций по решению выявленных проблем 28 Заключение 34 Список использованных источников 36
Список литературы

1. Борисоглебская, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А Кирсанов. - М.: АИД, 2018. - 360 c. 2. Бурлачков, В.К. Государственные и муниципальные финансы: Учеб-ник. - М.: Экономистъ, 2020. - 763 c. 3. Валиева, Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Ва-лиева, А.Г. Лукин. - М.: Русайнс, 2019. - 288 c. 4. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2016. - 495 c. 5. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2019. - 375 c. 6. Кадомцева, С.В. Государственные финансы: Учебное пособие / С.В. Кадомцева. - М.: Инфра-М, 2019. - 352 c. 7. Кибанова, А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для ба-калавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2019. - 480 c.Кунижева В.М., Гридина Т.А. Сущность и значение государственного кредита как звена финансовой системы, его роль в формировании доходов бюджета // Мат-рица научного познания. 2020. № 5. С. 144-146. 8. Левина В.В. Управление сбалансированностью бюджетов муници-пальных образований // Финансы. 2019. № 1. С. 23-29. 9. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. 10. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / И.Н. Мысляева. - М.: ИЦ РИОР, 2020. - 208 c. 11. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные фи-нансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. - М.: Юнити, 2020. - 559 c. 12. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 333 c. 13. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2019. - 240 c. 14. Абгарян Э.С. Правовая природа института государственного долга в структуре государственного бюджета Российской Федерации: двойственная сущность // В сборнике: Актуальные вопросы развития юри-дической науки: вопросы теории и практики. сборник научных статей по материалам Вузовской научно-практической конференции. 2019. С. 41-44. 15. Акрамова Х., Комрони М. Теоретические вопросы государ-ственного бюджета, ее экономическая сущность // В сборнике: Проблемы перехода к системе национальных счетов и совершенствование методоло-гии расчета статистических показателей. Материалы республиканской научно-практической конференции. 2019. С. 140-143. 16. Багаева А.И. Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета // В сборнике: Теория и практика финан-сово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. Сборник трудов I Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 42-45. 17. Богочанова А.С. Сбалансированность бюджетов муниципаль-ных образований: проблемы и решения // В сборнике: Финансовые аспек-ты развития реального и государственного секторов экономики Материа-лы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.В. Леонтьева. 2017. С. 17-24. 18. Баранцов Н.А., Иневатова О.А. Сбалансированность бюджета муниципального образования (на примере г. Оренбург) // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 101-104.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы государственного бюджета и бюджетной политики 1.1. Понятие и сущность государственного бюджета В сегодняшних экономических условиях развития Российской Феде-рации, одним из основных институтов страны считается бюджетная систе-ма, которая дает возможность осуществлять регулирование финансовых и социальных процессов в интересах членов общества. Важное значение в бюджетной системе Российской Федерации зани-мает государственный бюджет. Непосредственно в государственном бюд-жете консолидируются все ключевые социально-экономические противо-речия, накопившиеся в обществе. Бюджет исполняет немаловажную финансовую, общественно-политическую и социальную роль в воспроизводственном процессе. Его значимость увеличивается именно в период выхода из финансового кризи-са и подъема социальных показателей расходной части бюджета. Бюджетирование -важнейшая финансовая система, отражающая ее основные качественные характеристики и обеспечивающая необходимую (подчиненную) систему денежных отношений для формирования и исполь-зования бюджетных средств. Бюджет – это форма образования, а также форма расходов, направленная на финансовую поддержку задач и функ-ций государства и местного самоуправления. При изучении бюджетного вектора следует обратить внимание на использование термина «бюджет» в экономической литературе, который также используется для обозначения различных объектов различной при-роды: С экономической точки зрения бюджет представляет собой перерас-пределение части национального дохода (частично национального богат-ства) между государством и обществом и бюджетных ресурсов, предна-значенных для сбора средств на национальную экономику, социальную сферу, национальную оборону и государственное управление, образова-ние. Это не только история, экономическая категория, но и политическая категория. Бюджет можно рассматривать как социальную составляющую, которая, в свою очередь, определяет социальные отношения государства и общества. Государство использует бюджет как один из основных и эффек-тивных инструментов, непосредственно влияющих на социальную сферу и общественную жизнь. Государственный бюджет – это основная программа государства, позволяющая органам власти осуществлять свои полномочия в экономи-ческой, социальной, политической и других сферах и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении государства, и определяет способность госу-дарства выполнять свои функции. Бюджет определяет конкретные сферы расходов, часть национального дохода и распределение валового внут-реннего продукта (ВВП), что делает его эффективным регулятором эконо-мики. С точки зрения бюджета (государственного, областного и местного) бюджет является важной экономической составляющей бюджетной поли-тики государства и позволяет решить следующие задачи: 1. перераспределение внутреннего валового продукта; 2. государственное регулирование и стимулирование экономической сферы; 3. финансовое обеспечение социальной политики государства; 4. стабилизацие кредитно-денежной системы государства; 5. регулирование экономической и социальной деятельности ком-мерческих субъектов и развитие территориальной инфраструктуры; 6. контроль за формированием и использованием централизованных фондов и тому подобное. Как и любая экономическая категория, сущность государственного бюджета воплощена в его функциональных особенностях. По мнению экономистов, бюджет выполняет следующие основные функции: 1. Назначение функций; 2. Перераспределение (перераспределение ВВП); 3. Надзорные функции (государственное регулирование и экономи-ческое стимулирование); 4. Функции стимулирования (финансовая поддержка государствен-ного сектора и реализация государственной социальной политики); 5. Общество; 6. Функции планирования; 7. Функции организации; 8. Контроль (контроль за формированием и использованием центра-лизованных средств). Распределение бюджета напрямую влияет на формирование и ис-пользование централизованных средств на уровне правительства и местно-го самоуправления. Функции перераспределения государственных дохо-дов и ВВП непосредственно отражаются на этапах формирования доходов бюджета и распределения бюджетных ресурсов. Часть валового внутрен-него продукта, генерируемого в процессе социального воспроизводства, принудительно выводится в пользу государства в процессе получения бюджетных доходов. Около 20 % ВВП перераспределяется через государ-ственный бюджет. Согласно взгляду С.В. Сятчихина сегодняшний бюджет предполага-ет собой непростую финансовую структуру, без которого невозможно представить ни одно государство [4]. Е.О. Шобухова подмечает, что госу-дарственный бюджет – это основной элемент бюджетной системы страны, представляющий собой форму создания и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения вопросов и функ-ций страны и местного самоуправления [5]. Н.И. Берзон акцентирует вни-мание на значимости государственного бюджета как основного звена эко-номической системы страны, предназначенного для финансового обеспе-чения реализаций функций государства и органов местного самоуправле-ния [1]. В результате, под государственным бюджетом необходимо понимать основное звено бюджетной системы государства, выражающее финансовые (денежные) отношения, опосредующие процесс развития и использования централизованного фонда денежных средств как финансового обеспечения реализации функций государства на всех ступенях управления, принима-ющего форму закона. В теории, наиболее рациональным признается тако-го рода аспект к бюджету, который определяет баланс расходов и дохо-дов. На практике, подобного равновесия достичь весьма трудно. Наибо-лее часто возникает ситуация превышения расходов над доходами, т.е. ко-гда наблюдается бюджетный дефицит, свойственный для многих госу-дарств. Также наблюдается профицит государственного бюджета, когда доходы выше расходованных средств. Распределительная функция выражает себя посредством формирова-ния и использования централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. С по-мощью этой функции происходит формирование фондов денежных средств на уровне страны, региона, муниципалитета. Роль фискальной функции заключается в образовании государствен-ных валютных фондов и формировании материальных условий для функ-ционирования всей страны. На уровне государственного бюджета данная функция аккумулирует денежные средства для создания финансовой базы государства. Контрольная функция предполагает возможность и обяза-тельность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Существенной ролью обладает и регулирующая функция государ-ственного бюджета. С помощью этой функции совершается равномерное разделение финансовых ресурсов между капитальными и текущими рас-ходами государственного бюджета [3]. Стимулирующая функция государственного бюджета выражается через призму налоговых доходов и расходов бюджета. Таким образом, налоговый оборот средств выступает в качестве инструмента, который способен стимулировать экономику и инвестиции, повышая результатив-ность производства, и в первую очередь это затрагивает более значимые области народного хозяйства, атомной энергетики, жилищного строитель-ства и тяжелой промышленности. Благодаря социальной функции госу-дарственного бюджета совершается аккумуляция средств в бюджете и ис-пользование их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, помощь малоимущим. Информационная функция обеспечивает граждан государства информаци-ей о процессе планирования, исполнения и контроле за использованием финансовых ресурсов страны. С помощью данной функции осуществляет-ся определение перспектив дальнейшего развития государства [3]. Все функции государственного бюджета тесно связаны между собой и направлены на эффективную деятельность бюджетного механизма. В со-временной экономической обстановке Правительству Российской Федера-ции необходимо обратить внимание на проблемы государственного бюд-жета, а именно на большой удельный вес политического компонента в управлении бюджетом государства, отсутствие системного подхода к при-менению разнообразных методик и критериев оценки эффективности управления государственным бюджетом, на сокращение доходов бюджета [2]. Государственный бюджет в основном используется для финансиро-вания комплексной и целевой программы реструктуризации экономики, создания научно-технического потенциала и мер социальной защиты бед-нейших слоев населения. Доходы бюджетов всех уровней бюджетной си-стемы существенно различаются по налогоплательщикам, целям налого-обложения, способам получения доходов и срокам их уплаты. Структура расходов бюджета определяется ежегодно бюджетными планами (сметами) и, как и доходы бюджета, зависит от экономических условий и государ-ственных приоритетов. Регуляторно-стимулирующая функция бюджета непосредственно отражается в налоговых и бюджетных расходах. То есть налоговые и бюджетные расходы являются средством регулирования и стимулирова-ния экономики и инвестиций, повышения эффективности производства, ориентированным в первую очередь на важнейшие сектора национальной экономики, энергетики, машиностроения и сельского хозяйства. Регио-нальный бюджет является центральным звеном территориального бюдже-та, обеспечивающим финансовую поддержку задач, решаемых государ-ственными органами Российской Федерации. В последнее время происходит регионализация экономического и социального прогресса, тем самым усиливается роль региональных бюд-жетов. С помощью областного бюджета государство проводит экономиче-скую политику, уравновешивая уровень экономического и социального развития регионов, отстающих от экономического и социального развития других регионов страны в силу исторических, географических, военных и других условий. В настоящее время региональные программы разрабаты-ваются и финансируются за счет областного бюджета. С помощью областного бюджета страна реализует историко-географические, военные и другие условия в рамках экономических, соци-альных и социальных ресурсов региональных программ, средств, выделя-емых из областного бюджета. По данным БК РФ, доходы региональных бюджетов поступают за счет собственных и нормативных доходов [2]. Таким образом, бюджетирование – это форма образования и капи-тальных затрат, направленная на финансовую поддержку задач и функций государственного управления и местного самоуправления. 1.2. Характеристика бюджетной политики В соответствии с реалиями настоящего времени бюджетная политика является важнейшим инструментом государственного регулирования и со-ставляющей финансовой политики государства, поскольку она способству-ет созданию конкурентоспособной национальной экономики; обеспечению финансового самодостаточного развития всех регионов и страны в целом; стимулирует инновационное развитие отраслей экономики; обеспечивает повышение уровня социальных стандартов. Отметим, что в финансовой литературе отсутствуют единые подходы к трактовке содержания бюджетной политики, разработки стратегических направлений ее реализации, что негативно отражается на системе ее про-изводства и эффективности. Во многих случаях встречаются интерпретации термина «бюджетная политика» как «бюджетно-налоговой», «финансово-бюджетной», «фис-кальной» политики и тому подобное. Так, Поляк Г.Б.рассматривает поня-тие «финансово-бюджетная политика» и определяет ее как совокупность проводимых органами власти действий и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой [14]. Бюджетная политика государства основывается на официальных за-конодательных актах. В Российской Федерации – это Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие законодательные акты, которые определя-ют форму бюджетного устройства страны и регламентируют весь бюджет-ный процесс [2]. В научной литературе указаны и другие подходы к трактовке бюд-жетной политики государства или региона. Это свидетельствует о неодно-родности, сложности и особенности этой политики для достижения соци-ально-экономического развития страны. Основываясь на ключевых характеристиках государственной бюд-жетной политики и учитывая различные трактовки данной дефиниции уче-ными, можно сформулировать следующий подход к определению сущно-сти бюджетной политики. Бюджетную политику можно рассматривать как совокупность экономических и административных мероприятий в сфере бюджетных отношений, определяющихся взаимосвязанными целями и за-дачами государства и органов местного самоуправления, выполняющими определенные функции с учетом установленных принципов, при помощи специальных инструментов, направленными на социально-экономическое развитие государства и территорий. Полноценная реализация бюджетной политики стимулирует функ-ционирование экономической активности государства и административно-территориальных единиц, способствует рациональному бюджетному пла-нированию, а также эффективному формированию, распределению и ис-пользованию финансовых ресурсов. На основе проведенных теоретических исследований, на рис. 1 пред-ставлена концептуальная модель бюджетной политики. Рис. 1. Концептуальная модель бюджетной политики государства Таким образом, бюджетная политика - это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджет-ной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой. С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством. Глава 2. Исследование государственного бюджета и направлений бюд-жетной политики РФ 2.1. Анализ государственного бюджета РФ На современном этапе развития экономики Российской Федерации и большинства европейский стран, как правило, отмечается дефицит бюдже-та. Дефицит до 3%–4% от ВВП считается допустимым и никакого отрица-тельного влияния на развитие экономики не оказывает. Но в большинстве случаев дефицитный бюджет влечет за собой ряд негативных последствий и требует проведения мероприятий по его снижению. По данным Федеральной службы государственной статистики Рос-сийской Федерации за период 2015-2019 гг. наблюдается позитивная ди-намика увеличения показателя ВВП на 26267,2 млрд.руб. или на 24% за указанный период, что положительно влияет на формирование доходов бюджета и уменьшение его дефицита, и таким образом способствует устойчивому экономическому росту.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 22 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 34 страницы
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg