Модель идеальной бюрократии, сконструированная Вебером, основана однозначно регламентированных принципах иерархической структуры. Модель разделяет обязанности и ответственность труда управленцев высшего звена с высоким уровнем профессионализма и компетентности, и нижестоящих сотрудников, которые контролируются вышестоящими и подчиняются ему, в соответствии со своими должностями и квалификацией [6].
Наряду с несомненными достоинствами системы, работающей как часовой механизм, она имела и ряд существенных недостатков, например, безликость производства, излишняя формализованность, отсутствие возможности творческого подхода к делу, рационализации. Необходимо отметить, что Вебер осознавал недостатки своей модели, но отмечал, что он представил идеальную модель, существующую в идеальных условиях, в любом случае, выгода использования модели столь высока, что перекрывает недостатки.
Прогноз Вебера касательно возможного направления движения его теории, так сказать, модели, эволюции бюрократии при социализме, отмечает присутствие элементов того подхода, который был воплощен в разработанном им идеальном типе (идеальной модели) рациональной бюрократии. Вебер подчеркивал зависимость технической эффективности разработанного им бюрократического аппарата от системы, указывал на неизбежность использования его в любой разновидности индустриального общества. Согласно этой точке зрения, первый факт, с которым социализм также должен считаться, - это необходимость длительного специального обучения, постоянной актуализации знаний, постоянного расширения специализации и управления с помощью соответствующим образом подготовленных специалистов, управленцев, чиновников [7].
Вебер допускал реальность такой возможности, когда промышленность в определенный момент становления человеческой цивилизации будет национализирована, а частные предприниматели устранены от исполнения роли руководства.
В свое время ученый задавался вопросом о том, кто бы мог взять на себя управление экономикой в случае национализирования промышленности. По мнению Вебера, функция управления в таком случае могла бы быть полностью узурпирована бюрократией.