Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения в подростковой среде (на материалах ГБОУ «Школа-интернат»)

kisssaaa0721 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Цель работы: исследовать личностно-характерологические особенности подростков с девиантным стереотипом поведения в результате проведения профилактической работы. Объект: личность подростка, склонного к суициду. Предмет: личностно-характерологические особенности подростков. Гипотеза: социально-профилактическая программа способствует изменению особенностей подростков с девиантным стереотипом поведения. В связи с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Изучить медико-психологическую литературу по проблеме суицидального поведения у девиантных подростков. 2. Выявить подростков с суицидальным риском. 3. Изучить особенности самооценки, агрессивности, акцентуаций характера, социально-психологической адаптации девиантных подростков. 4. Провести профилактическую программу, направленную на личностный рост и успех, на выработку уверенности в себе, на профилактику конфликтных ситуаций и обучение релаксационным упражнениям. 5. Провести анализ профилактической работы с подростками. Методологическую и теоретическую основы исследования составили: теория деятельности А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского, касающаяся общих закономерностей строения человеческой предметной деятельности; теории суицидального поведения З. Фрейда, К. Меннингера; исследования А.Е. Личко, посвященные пограничной патологии и вариантам нормального онтогенеза; теория социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта А.Г. Амбрумовой; принципы превенции суицидального поведения Э. Шнейдман, Н. Фарбероу, концепция зависимости аутоагрессивного поведения от внешних, социальных факторов Э. Дюркгейма. Методы исследования:1) Методика Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); 2) Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО); 3) Опросник Басса-Дарки; 4) Опросник суицидального риска (ОСР); 5) Шкала социальной психологической адаптации (СПА). Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2-х глав, выводов, заключения, списка использованных источников.
Введение

Суицид (от лат. sui - сам себя и caedes - убийство) - преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство. Суицид во многих обществах считается девиантным поведением. Актуальность исследования определяет частотой суицидального поведения в молодом возрасте, значительными трудностями диагностики истинности суицидальной попытки, особенностями социально-психологической дезадаптации, сопровождающих данное поведение. Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков. Суицидальное поведение у подростков - это одна из проблем «пограничной психиатрии», т.е. области изучения психопатий и не психотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера. Выявлен ряд предиспонирующих психолого-психиатрических факторов суицидального поведения к которым относятся следующие: низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию; импульсивность, эксплозивность и эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта; наличие чувства вины и низкой самооценки; гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов, затруднение в перестройке ценностных ориентаций. Суицидальное поведение подростков - увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей. Многие факторы, приводящие к суициду, но действующие более мягко, лежат в основании и прочих форм аутодеструктивного поведения: наркомания, алкоголизация, токсикомания детей. Не будет преувеличением сказать, что причины аутодеструктивного поведения сходны для всех его форм. Вопрос лишь в интенсивности действия этих причин. Можно сказать, что аутодеструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств. Е.Т. Соколова и Ю.А. Сотникова считают, что современный подход к работе по профилактике суицида среди подростков характеризуется усилением традиционных психологических, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии. Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния суицидопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам. [32, с. 19] Вторичная профилактика - предотвращение рецидивов после неудачной суицидальной попытки. Третичная профилактика - реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы суицидального поведения у подростков 1.1 Характеристика суицидального поведения 6 1.2 Психологический анализ факторов, влияющих на формирование суицидального поведения 11 1.3 Основные формы и особенности суицидального поведения подростков 17 1.4 Профилактика суицидального поведения 30 Глава 2. Экспериментально-психологическое исследование 2.1 Состав испытуемых и методы исследования 33 2.2 Программа по профилактике суицидального поведения 52 2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования подростков 64 Заключение 79 Список использованных источников 82
Список литературы

Учебно-методическая литература: 1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства / Социальная и клиническая психиатрия. – 2020. - том 6 - выпуск 4. - с. 14-19 2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. - М., 2020. - 258 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е Междунар. изд. - СПб.: ПИТЕР, 2018.- 688 с. 4. Андрейко М.Ф., Шатайло Н.А. Некоторые психологические особенности мотивации суицидального поведения / Медицинские исследования. – 2017. – т. 1. – в. 1. - с. 108-109 5. Бердяев Н.А. Самоубийствие (Психологический этюд) // Психол. журнал. - Том 13. - №2. - 2020. - с. 96-106 6. Билле-Браге У., Чуприков А.П., Пилягина Г.Я, Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов: методическое пособие для врачей-психиатров, психологов. - Киев, 2016 - 124 с. 7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М.: Издательство Московского социального института. - 2020. - 512 с. 8. Бойко О.В. Мифология суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2017. - Том VII. - №2 9. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. А. Ребер. - М.: АСТ, 2001 Т.1 А - О. - 2019. - 592 с. 10. Василец О.В., Обухов Я.Л. Если ребенок не хочет жить… // Народное образование. - № 9-10. - 2017. - с. 15-18 11. Венер И., Керинг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста (под науч. ред. А. Алеквеева). - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2016. - 384 с. 12. Волкова А.Н. Психолого - педагогическая поддержка детей - суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы . - №2. - 2017, с. 36-43 13. Гаткин Е. Психологические травмы и самоубийства / Е. Гаткин // - № 7. - 2018. – 214 с. 14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2018. - 336 с. 15. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. / Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М., 2018. - с. 123-126 16. Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах у детей и подростков // Актуальные проблемы суицидологии: Сб. статей / отв. Ред. А.А. Портнов. - М., 2017. - с. 35-37 17. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 2016. – 210 с. 18. Знамовская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с. 19. Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. - СПб.: Речь, 2016. - 144 с. 20. Игошкина С. Как предупредить попытку самоубийства // Воспитание школьников. – 2020. - №1 - с. 31-37 21. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. - Ростов н/Д: Феникс, Минск: МЕТ, 2019. - 288 с. 22. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения: Методические рекомендации для студентов по спецкурсу «Суицидология». - Самара, 2017. – 210 с. 23. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. /Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2017. - 960 с. 24. Кондрашенко В.Т. Суицидальное поведение / Психология экстремальных ситуаций (сост. К. Сельчёнок, А. Тарас), - М., 2019. - 342 с. 25. Кучер А. А. Выявление суицидального риска у детей /А. А. Кучер, В. Г. Костюкевич. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2018. - № 3. – 339 с. 26. Моховиков А.Н. Суицидология. Прошлое и настоящее / А.Н. Моховиков. - М.: Котито-Центр, 2017. - 565с. 27. Некрасова Е. Взгляд на самоубийство как психологическое явление / Е. Некрасова // Прикладная психология и психоанализ. - 2017. - № 2. – 110 с. 28. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студ. вузов / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 160 с. 29. Погодин И. А. Возрастные аспекты суицидального поведения / И. А. Погодин. // Семейная психология и семейная терапия. - 2016. - № 3 30. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). - М.: Изд-во «Медицина», 2016. - 354с 31. Словарь по социальной педагогике: учебн. пособие для студ. высш. учебн. завед. / авт. сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2017. - 368 с. 32. Соколова Е. Т. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс / Е. Т. Соколова, Ю. А. Сотникова // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – 415 с. 33. Сорокин П. А. Самоубийство как общественное явление [Текст] / П. А. Сорокин. // Социологические исследования. - 2018. - № 2. – 180 с. 34. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учебн. пособие / С. В. Тетерский. - М.: Академ. Проект, 2019. - 496 с. 35. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 400 с. 36. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 240 с. 37. Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро.- М. : Изд. Центр «Академия», 2017. - 192 с. 38. Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 432 с. 39. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2018. - 336 с. 40. Шнайдман, Э. Душа Самоубийцы / Э. Шнайдман. - М.: СМЫСЛ, 2017. - 365с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 1.1 Характеристика суицидального поведения Феномен самоубийства существует столько, сколько существует человеческое общество. Меняется лишь отношение к добровольному уходу из жизни. Попробуем проследить отношение к самоубийству на разных этапах развития общества и в различных культурах [23, с. 19]. Самые древние самоубийства - ритуальные, к которым относятся харакири и сати (обряд самосожжения индийских вдов). Ритуальные самоубийства, как правило, были почетны, поощрялись обществом, и уклонение от них считалось большим позором. В античности отношение к жизни и смерти было несколько другим, чем в более поздние времена. Например, по эпикурейской школе, если жизнь перестает приносить удовольствие и радость - она не нужна. Если человек доказывал целесообразность этого поступка, ему давали яд, специально закупленный на деньги городской казны. Смерть являлась естественным и красивым завершением жизни [9, с. 51]. Самоубийство считалось «плохой смертью», согласно представлениям древних племен Азии, Африки и Южной Америки, суициденты после смерти превращались в маленьких злых духов, способных наводить порчу. В шаманских культурах издревле и до настоящего времени существует мнение, что суициденты превращаются в мучителей своих родственников. По данным современных исследователей, первое письменное упоминание о добровольном завершении жизни, связанном с чувством покинутости и одиночества, относится к древнеегипетской культуре. Авторы этого исследования предполагают, что отношение к самоубийству на некоторых этапах древнеегипетской цивилизации было вполне толерантным. Древнеиндийские законы, допуская ритуальные смерти и суициды вдов, осуждали аутоагрессию бытового характера. Философская концепция буддизма категорически не осуждает самоубийц, но говорит о том, что добровольное прекращение жизни не остановит колесо сансары (бесконечность перерождений), но приведет к перерождению в облике животного или демона, что является непривлекательной перспективой [35, с. 52]. Историческая тенденция такова: с возникновение и развитием классов и государства общество относилось к самоубийству все более строго. Интересы государства требовали ограничения частной свободы, а именно свободы личности. В античном обществе отношение к самоубийству менялось от терпимого, и, в отдельных случаях, поощрительного до запрещенного законом. В Древней Греции преступник мог выбрать публичную казнь или самоубийство. Свобода личности была, прежде всего, свободой выбора и принятия решения, свободой творчества. Поэтому самоубийство также являлось творческим актом свободы выбора между жизнью и смертью [20, с. 39]. В греческой философии проблема самоубийства впервые получила теоретическое обоснование и научную рефлексию. Пифагор рассматривал жизнь как сущность, данную богом, которому человек должен подчиняться. К этой позиции его подвела теория чисел, согласно которой существует определенное количество душ, функционирующих в данный момент. Самоубийство нарушало духовную математику, т.к. внезапно образовывалась брешь в мире [14, с. 23]. Аристотель характеризовал суицид, как действие против целей государства и, следовательно, действие, которое должно быть наказано. Позиция Платона совмещала в некоторой степени оба представления: поскольку человек есть сын божий, он не просто его собственность, но и его солдат, поэтому самоубийство равноценно дезертирству. Первым осудил самоубийство в IV в. Августин Блаженный. Он считал суицид формой убийства, нарушающей заповедь «Не убий!». Святой Августин, оправдывая взгляды общества на суицид как преступление, приводит четыре аргумента: 1) человек не имеет права виновного человека; 2) самоубийца, отнимая собственную жизнь, убивает человека; 3) благородная душа будет выносить все страдания; 4) самоубийца умирает как худший из грешников [26, с. 49]. В Средневековье христианская церковь относилась к самоубийству непримиримее, чем к убийству. Это аргументировалось тем, что убийца может раскаяться в своих злодеяниях, а самоубийца лишает себя такой возможности. В средневековой Европе самоубийц не хоронили на кладбищах, над их трупами совершали надругательства (здесь играл роль эстетический момент: показать людям, что с ними будет после такого шага, потому что человеку свойственно представлять момент своей собственной смерти и похорон эстетически переживая). В эпоху Возрождения в Англии и Франции заговорили о естественных правах человека. Французский мыслитель XVI в. М. Монтень (М. Montaigne) возрождает взгляды античных философов на проблему самоубийства, оправдывает его с психологической и правовой точки зрения [39, с. 28]. Английский философ XVIII в. Д. Юм (D. Hume), представитель нового времени, в своем труде «О самоубийстве» изложил апологию суицида. Он полагал, что самоубийство, как таковое нисколько не противоречит христианским законам, т.к. гармония - понятие общее и отдельные события не оказывают влияния на гармонию мира [9, с. 17]. Французская революция, пролившая реки крови, показала всему миру, как надо бороться с предрассудками и анахронизмами, вычеркнув самоубийство из списка уголовных преступлений. В психологии и медицине суицид стал исследоваться, начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме. Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. З. Фрейд трактовал явление самоубийства как следствие нарушения психосексуального развития личности. По мнению Фрейда и его школы, влечение к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствиями, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству [38, с. 84]. Карл Густав Юнг, касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать важной причиной смерти от собственных рук. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы [23, с. 10]. Э. Шнейдман (Е. Shneidman) внес огромный вклад в суицидологию, являясь представителем феноменологического направления. Он впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, назвав их «ключами к суициду». Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов. Вместе с Н. Фарбероу (N. Farberow) он ввел в практику метод психологической аутопсии (включающий анализ посмертных записок суицидентов) [37, с. 83]. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти - он боится жизни, считал В. Франкл. А ведь XXI век, при всех его потрясениях и злодеяниях, невероятно обустроил существование человека, окружил человека комфортом и удобствами, невообразимыми сто лет назад - причем более всего материальный уровень жизни вырос именно в тех странах, которые сегодня лидируют по уровню самоубийств. Причин тому множество. [39, с. 66]. Во-первых, нравственные. В XX веке появилась тенденция к изменению этической мотивации поведения. Прежде в ее основе были постулаты, не подлежащие обсуждению, обращенные не к логике, а к чувству, не к разуму, а к вере. Если церковь запрещает самоубийство - это не обсуждается. В XX веке стал очевиден кризис веры, обусловленный событиями XVIII и XIX вв. Это не духовная катастрофа, а естественная стадия развития. В XX веке человечество пережило переходный возраст со всеми приметами подросткового бунта - атеизмом, революциями, безумными социальными фантазиями. В почете были не послушание и доброе сердце, а ум, дерзновение и самодостаточность [39, с. 73]. Во-вторых, психологические. Н. Бердяев писал: «Самоубийство есть психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минут жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности» [39, с. 74]. В-третьих, социальные. В результате технической революции, индустриализации и урбанизации патриархальный мир прошлого столетия был разрушен. Человек утратил контроль над непосредственно окружающим его жизненным пространством, нарушился сам масштаб взаимоотношений личности и общества. Любое социальное потрясение, любое массовое изменение общественного статуса влечет за собой всплеск самоубийств. Не человек убивает себя, - происходит убийство, совершаемое обществом [39, с. 76]. Таким образом, самоубийство - постоянный спутник любого общества во все исторические периоды. Есть мнение, что некоторые люди просто должны сами себя лишать жизни. Отдельный индивид здесь теряет приоритет наблюдения, а предметом наблюдения становится так называемый общественный человек [9, с. 25]. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения и суициду, как виду девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике [12, с. 68]. Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение». 1.2 Психологический анализ факторов, влияющих на формирование суицидального поведения Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, к которым испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой - сам факт суицида осуждается как грех, и даже преступление. Как отмечает Н.A. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству» [5, с. 40]. Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Но что же его удерживало до сих пор, несмотря на невзгоды, и что заставило поднять на себя руки? Если человек решает лишить себя жизни - это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория - смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни - это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл - только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности [38, с. 68]. Как писал Н.A. Бердяев: «Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука» [5, с. 48]. Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. Иными словами, суицидогенные события - это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение - это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, - он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения [28, с. 97]. Главный механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, - это инверсия отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации [4, с. 58]. Как зарубежные, так и отечественные исследования показывают, что возраст и пол оказываются значительными характеристиками при распределении не только самоубийств, но и покушений на самоубийство. Причем здесь отчетливо констатируется дифференциация по видам суицидального поведения. Если завершенные суициды совершают по преимуществу лица среднего и пожилого возраста, и вероятность лишения себя жизни с возрастом все более увеличивается, то при анализе суицидальных попыток наблюдается обратная картина: покушение на свою жизнь чаще всего совершается молодыми женщинами и подростками (подавляющее большинство приходится на лиц до 29 лет). Но очевидно, что по мере взросления утяжеляются проблемы, с которыми сталкивается человек: тяжело переживаются смерти близких людей, предательство, развод, тяжелые заболевания. По-видимому, сложность проблем определяет и серьезность намерений, чем и объясняется преобладание среди самоубийц лиц зрелого и пожилого возраста [34, с. 61]. Ситуации, которые толкают человека на самоубийство, имеют чрезвычайно широкий диапазон - от обыденных и банальных до глубоко трагичных. Покушению на свою жизнь также могут предшествовать события разной степени серьезности с точки зрения объективной сложности их разрешения. Анализ конкретных случаев суицидальных попыток показывает, что в одних случаях суицидогенная ситуация переживается субъектом как тяжелейшая жизненная драма, порождающая глубокий душевный надлом, и воспринимается как личностный крах. В других случаях, напротив, поражает легковесность в принятии решения о покушении на собственную жизнь с заметным прагматизмом в подходе к житейским проблемам. Мотивом такого поступка может быть стремление изменить ситуацию в выгодном для себя направлении, вызвать к себе жалость и сострадание, либо стремление любой ценой настоять на своем или, наконец, желание получить защиту или поддержку со стороны общественного мнения в случае реальных или мнимых притеснений. Совершая суицидальные действия, человек посылает таким образом сигнал бедствия, апеллируя к чувствам партнера, других близких и даже посторонних людей [30, с. 78]. Во многих случаях суицидального поведения у молодежи может быть и простое подражание, копирование поведенческих образцов, демонстрируемых с экранов телевизоров, с которыми неразлучно связано современное поколение и откуда оно черпает готовые схемы и решения эмоциональных и житейских проблем. Легче всего суицидальные модели поведения усваиваются социально незрелыми людьми, а среди них подростками, как наиболее восприимчивыми к освоению новых поведенческих образцов [15, с. 88]. В этом одна из причин, почему суициденты зачастую рассматривают посягательства на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффективности суицидальных действий как средства разрешения жизненных коллизий и способа выхода из психологического кризиса [37, с. 41]. Среди суицидальных мотивов различаются две центральные группы - мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как таковой, потеря близких любимых людей) и мотивы конфликта, в который, помимо суицидента, вовлечены и другие лица. Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды «монологические» по своему характеру, то есть суицидальные поступки, явившиеся результатом внутреннего монолога или размышления о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и нет расчета на то, чтобы таким образом изменить или добиться чего-либо от окружающих. Мотивы конфликта чаше звучат в «диалогических» суицидах, то есть в суицидальных поступках, адресованных какому-нибудь конкретному лицу или общественному мнению. Они обычно носят смысл протеста, призыва о помощи, избежания страдания. Обычно суициды, которые мы называем «диалогическими», имеют символический характер, они представляют собой аргумент в «диалоге» или конфликте суицидента с другим лицом, от которого суицидент хочет чего-либо добиться или что-нибудь ему доказать (отсюда и склонность к демонстрации суицида). В смысле суицидологического прогноза «монологические» суициды более опасны, чем «диалогические». В первом случае человек сводит счеты с жизнью, он не верит в то, что жизнь может улучшиться, и не склонен рассчитывать на чью-либо помощь. В другом случае он сводит счеты с другими людьми, то есть активно включен в жизнь, в борьбу за свое место в ней и, и, как правило, более доступен для оказания ему психотерапевтической помощи [1, с. 18]. Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод. Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий [26, с. 77]. Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин [27, с. 56]. Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Это результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов [5, с. 36]. К ситуационным факторам Э. Гроллман относит: 1. Прогрессирующую болезнь, например, склероз или СПИД. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности. 2. Экономические неурядицы порождают проблемы, связанные с едой, одеждой и жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась. 3. Смерть любимого человека разрушает привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдается отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства и т.д. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к покойному. 4. Развод и семейные конфликты. Исследования показывают, что многие люди, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье [16, с. 87]. Личностные факторы очень разнообразные и к ним можно отнести, например, комплекс неполноценности, шизоидную акцентуацию характера (по К. Леонгарду) и др. Общими особенностями суицидального поведения являются: 1. Фиксированность позиции. Субъект не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно-временных координатах. 2. Вовлеченность, т.е. помещение себя в точку приложения угрожающих сил; взгляд на ситуацию «изнутри», неспособность отстраниться от конфликтной ситуации, дистаницировать ее. 3. Сужение сферы позиции личности по сравнению со сферой конфликтной ситуации. Сужение смысловой сферы личности происходит за счет ограничения представлений о собственных ресурсах и за счет нарастающей изоляции от окружающих. 4. Изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознания конфликтных отношений вместо адаптивной позиции «мы - они» имеется гораздо более уязвимая конфронтация «Я - они», свидетельствующая об отчуждении личности, утрате связи с референтными группами, нарушениях идентификации. 5. Пассивность позиции. Представляя себе активно направленные на него воздействия участников конфликта, субъект не может в рамках сложившегося смыслового образа представить свои конструктивные действия (нападения, защиты, ухода и т.п.). Подобная пассивность позиции обесценивает любые известные субъекту варианты решений. В пассивных позициях знания и опыт не только не актуализируются, но и отвергаются [7, с. 31]. 1.3 Основные формы и особенности суицидального поведения подростков Любая классификационная схема предполагает наличие определенной теоретической концепции, с позиции которой интерпретируется круг явлений, составляющих предмет науки. От теоретической ориентации зависит и широта этого круга, и набор конкретных единиц, подлежащих выделению и оценке. Становление различных концепций самоубийства сопровождалось и сопровождается выдвижением соответствующих классификационных схем. Не вдаваясь в их подробный анализ, который составил бы предмет отдельного исследования, приведем лишь некоторые, наиболее яркие иллюстрации [2, с. 66]. Можно условно выделить три основные концепции суицидного поведения: - психопатологическая; - психологическая; - социальная. Психопатологическая концепция исходит из предположения, что все самоубийцы - это душевно больные люди, а все суицидальные действия - проявления острых и хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры, как Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко и др. Согласно психологической концепции, ведущим и основным в формировании суицидальных тенденций является психологический фактор. Зигмунд Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может проявиться в агрессии против других и как частный случай - в агрессии против самого себя. Распространены также толкования суицида как трансформированного любовного влечения, когда лица, совершающие самоубийство, надеются, что после смерти воссоединятся с любимым человеком или умершими родственниками, либо уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, либо стремление снять напряжение, вызванное кризисным состоянием. Экзистенциалисты считают, что основная причина самоубийства - «экзистенциальный вакуум» - утрата смысла жизни. Основоположник социальной концепции Эмиль Дюркгейм считал, что самоубийство во всех случаях может быть понято лишь сточки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, причем социальный фактор играет ведущую роль [21, с. 93]. Важно отметить, что специалисты выделяют два вида, суицидальной активности: внешнюю и внутреннюю. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения [13, с. 48]. Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Перечисленный ряд понятий, с одной стороны, отражает различия в структуре, в субъективном оформлении суицидальных феноменов, а с другой стороны, представляет шкалу их глубины или готовности к переходу во внешние формы суицидального поведения [2, с. 29]. Внешние формы суицидального поведения включают, в себя суицидальные попытки и завершенные суициды [13, с. 52]. Суицидальная попытка и суицид в своем развитии проходят две фазы. Первая - обратимая - когда объект сам или при вмешательстве окружающих лиц может прекратить попытку. Вторая - необратимая. Хронологические параметры этих фаз зависят как от намерений суицидента, так и от способа покушения [4, с. 69]. Внутренние и внешние формы суицидального поведения подчинены общим закономерностям строения человеческой предметной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Суицид - действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом. Иными словами, суицидальные действия в подавляющем большинстве случаев «обслуживают» иную «вышестоящую» потребность. Цель суицида и мотив деятельности, в состав которой он включен, не совпадают, а их отношение (цели к мотиву) составляет личностный смысл самоубийства для субъекта [36, с. 101].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg