Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное предпринимательство в рыночной экономике: теория и практика. Особенности государственного предпринимательства в Республике Беларусь.

kisssaaa0721 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Дипломная работа: 77 с., 4 рис., 3 табл., 48 источников, 1 прил. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПУТИ РАЗВИТИЯ Объект исследования–государственное предпринимательство как инструмент государственного регулирования экономики, проблемы и перспективы его развития. Предмет исследования–совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в процессе функционирования объектов государственного сектора в современных условиях. Цель работы:теоретически обосновать роль и место государственного сектора в современной рыночной экономике, изучить зарубежный опыт развития предпринимательства в данном секторе, а также исследовать его современное состояние на территории нашей страны, определить основные направления и перспективы развития государственного предпринимательства в Республики Беларусь. Методы исследования:descriptive, analysis and synthesis, deduction and induction, generalization, observation, modeling, forecasting. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние изучаемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение

Проблематика государственного сектора приобретает все большую значимость в связи с тем, что роль государства в экономике неуклонно возрастает. Долгое время исследование государственного сектора в отечественной литературе было направлено на обоснование необходимости огосударствления экономики и доказательство абсолютных преимуществ государственной собственности. В конце прошлого столетия экономисты, придавая большое значение приватизации, меньше стали уделять внимания вопросам прямого государственного вмешательства в экономику. Возрождение интереса к сущностным характеристикам государственной собственности произошло в начале XXI в., когда практика передовых стран потребовала переоценки роли государства и появилась возможность проанализировать первый опыт управления новым государственным сектором в постсоциалистических странах. Вместе с тем, современная экономическая теория не дает однозначных ответов на целый ряд вопросов, связанных с развитием государственного сектора в современной экономике, особенно - в постсоциалистических странах: как соотносятся понятия «государственный сектор» и «государственная собственность»; в чем состоит экономическое содержание государственной собственности и как оно проявляется в национальных экономиках с разным устройством государства; как меняется природа государственной собственности при переходе от административно-командной системы к рыночной; насколько принципиален вопрос о размерах государственного сектора; чем определяется оптимальное соотношение государственного и частного секторов; в чем истинная причина неэффективного функционирования объектов государственной собственности. Эти и другие важные вопросы теории государственного сектора по-прежнему требуют углубленного изучения. Решая проблемы эффективности государственного предпринимательства, страны с развитой рыночной экономикой накопили значительный теоретический и практический опыт. Общей тенденцией стало усиление предпринимательской деятельности государства как в чистом виде - создание государственных и муниципальных предприятий, основанных исключительно на государственной собственности, так и расширение участия государства в смешанных, корпоративных рыночных структурах. В настоящее время активно развиваются формы государственного предпринимательства, основанные на владении и управлении госдолями в предприятиях, организациях, финансовых институтах со смешанной формой собственности. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности разработки проблем государственного предпринимательства, выявлении критериев его эффективности как на теоретическом уровне, так и на практике в Республике Беларусь. В трудах классиков экономической теории Дж.С. Милля, А. Маршалла, Й. Шумпетера, Ж.Б. Сэя, Д. Рикардо, К. Маркса и др. содержатся идеи о некоторых особенностях государственного предпринимательства, рассматриваются его формы, виды и масштабы. На протяжении прошлого столетия эффективность государственного предпринимательства исследовали X. Моррисон, Д. Дэвис, П. Брукато, С. Литличилд, X. Фейгенбаум. Изучением государственного предпринимательства, степени его эффективности, анализом сфер, форм и направлений деятельности государственных предприятий, исследований рынка занимаются такие видные зарубежные авторы и белорусские исследователи, как Дж. Стиглиц, П. Самуэльсон., Дж. Акерлоф, М. Спенс, JI. Гурвиц, Э. Маскин, Р. Маерсон, JL И. Якобсон, Е. Н. Жильцов, A.A. Аузан, Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев, М. М. Ковалев, С. Н. Румас, М. К. Шахуб, К. Ю. Юшко. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в которых так или иначе затрагиваются проблемы функционирования государственного предпринимательства, вопросы его эволюции и эффективности, оценки перспектив его развития в разных странах довольно противоречивы. При этом комплексные работы, в которых были бы изложены теоретические основы государственного предпринимательства и практическое положение вещей в данной сфере, особенно перспективы его развития в Республике Беларусь, в настоящее время практически отсутствуют. Таким образом, актуальность данных проблем и их недостаточная разработанность обусловили выбор темы и цель работы: теоретически обосновать роль и место государственного сектора в современной рыночной экономике, изучить зарубежный опыт развития предпринимательства в данном секторе, а также исследовать его современное состояние на территории нашей страны, определить основные направления и перспективы развития государственного предпринимательства в Республики Беларусь. Объект исследования - государственное предпринимательство как инструмент государственного регулирования экономики, проблемы и перспективы его развития. Предмет исследования - совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в процессе функционирования объектов государственного сектора в современных условиях. Цель и предмет исследования предполагают решение следующих задач: 1. Провести анализ основных теоретических подходов к определению содержания предпринимательства вообще и государственного предпринимательства в особенности. 2. Определить различные принципы и функции государственного предпринимательства. 3. Исследовать различные варианты государственного предпринимательства в зависимости от страны или группы стран. 4. Провести оценку современного состояния сектора государственного предпринимательства. 5. Предложить перспективы развития сектора государственного предпринимательства в Республике Беларусь. Основой для написания данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как М. М. Ковалев, Е.В. Орлова, К.В. Павлова, М.Ю. Погудаева, С. Н. Румас, М. К. Шахуб, К. Ю. Юшко и других авторов. Информационной базой исследования явились финансово-экономические показатели государственного сектора Республики Беларусь.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5 Глава 1. Теоретические основы и принципы государственного предпринимательства……………………………………………………………..8 1.1 Причины и этапы развития государственного предпринимательства в странах с рыночной экономикой…………………………………………………8 1.2 Цели, функции и формы государственной предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..16 Глава 2. Зарубежный опыт развития государственного предпринимательства……………………………………………………………25 2.1 Основные направления государственного предпринимательства в развитых странах……………………………………………………….….…….25 2.2 Особенности государственного предпринимательства в КНР…………….34 Глава 3. Проблемы и пути развития государственного предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....43 3.1 Состояние и основные направления развития государственного предпринимательства в Республике Беларусь…………………………..……..43 3.2 Пути повышения эффективности государственного предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………..…….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………73 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..77
Список литературы

1 Абдуллаев Н. А. Государственный сектор экономики переходного периода. М.: Финансовый контроль, 2003. 2 Александров, А.К. Практический курс предпринимательства: Учебно-методическое пособие / А.К. Александров, М.З. Ачаповская, Л.А. Вайнштейн.; под общей ред. Г.И. Олехнович. - Минск: Экоперспектива, 2002.- 215с. 3 Атапина Н. Как помочь малому бизнесу в Беларуси // Финансы, учёт, аудит – 1999 – с.35 4 Балацкий е., Конышев В. Воспроизводственные аспекты динамики государственного сектора // Экономист. 2003. № 9. 5 Беларусь в цифрах. Официальная статистика [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: http: //www.belstat.gov.by. 6 Бизаге А. Гибкость границ между государственным и частным секторами и реформа устава CEEP. - П., 1994. с. 24 7 Большая экономическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007, с. 493. 8 Ван, С. С. и Цзян, Л. Местоположение торговли, ограничения на владение и неликвидность рынка: Изучение китайских акций A - и H-акций. Журнал банковского дела и финансов 28, 1273-1279, 2004. 9 Взлет и падение государственных предприятий в Западном мире (2008; С. 29). Лондон: Кембридж Университетская пресса. 10 Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности – Гомель – 1998 – ГКИ ЦНТН «Развитие» - с. 13 11 Ву, Дж. Л. “Рыночный социализм” и китайская экономическая реформа, 2004. 12 Вэнг, X., Ху, Л., и Жу, T. Государственные предприятия становятся публичными: пример Китая. Экономика переходного периода 12, 467-487, 2004 13 Гао, Х., Меггинсон, У., Изменение стратегии приватизации китайских акций.Рабочий документ Университета Оклахомы, 2015. 14 Гарнаут, Р.; Сонг, Л. и Яо, Ю.Влияние и значение реструктуризации государственных предприятий.Журнал, 55, стр. 37, 2006 15 Грищенко, М.Ф. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие. В двух частях. Часть первая. Организационные основы / М.Ф .Грищенко, З.З. Дудич, Р.Б. Ивуть, И.Д.Прохоренко.- Минск: БГПА, 2002. - 249 с. 16 Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1969 17 Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки / С.В. Дадалко. - Минск: Армита, 2005. - 116 с. 18 Калечиц, Д. Обеспечение финансовой стабильности в 2019 году и задачи на 2020 год [Электронный ресурс] / Д. Калечиц / / Национальный банк Республики Беларусь: доклад на расширенном заседании Правления. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/top/pdf/obespechenie-finansovoj-stabilnosti-v-2019-godu-i-zadachi-na-2020-god-kalechits-d.pdf. - Дата доступа: 01.02.2020. 19 Карпухин И.В. Государственное регулирование и предпринимательство в процессе размещения государственного оборонного заказа на региональном уровне. Автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.05. /Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2004, с. 10. 20 Клинова М.В. Государственное предпринимательство в странах Европейского сообщества: Экон. роль и тенденции развития / Отв. ред. Виноградов В.А. - М.: Наука, 1988. с. 20,18; Клинова М.В. Современные тенденции в развитии государственного предпринимательства в странах ЕЭС: Научн.-аналит. обзор / АН СССР. ИНИОН. Отд. капиталист, стран Европы и Сев. Америки. - М., 1984. с. 12, 11. 21 Королев е.А., Потехин В.Н. Новая парадигма управления федеральной собственностью в промышленности // Экономические науки. 2007. № 2(27). 22 Корнелли, Ф., Ли, Д. Д., Крупные акционеры, частные выгоды от контроля и оптимальные схемы приватизации. Журнал экономики развития стр. 28, 585-604, 1997 23 С. Лапина, Н. Лелюхина. Государственное предпринимательство в России (начало XX века) // Вопросы экономики. - 1994, № 8, с. 69. 24 Лапусто, М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапусто, Ю.Л.Старостин. - М.: ИНФРА - М, 2005. -127 c. 25 Ли, Б., Меггинсон, У., Шен, З и Сун, К. Действительно Ли Приватизация Эмиссии Акций УлучшаетсяПроизводительность фирмы в Китае?, 2015 26 Лифман Р. Формы предприятий, кооперация и социализация. - Берлин: Обелиск. 1924. 27 Люк Вебер. Государство, хозяйствующий субъект. Экономический анализ роли государства. - Под ред. ЭКОНОМИКА, 1997. 28 Мартин Г.-П., Шуман X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. - М.: Издательский Дом «Альпина», 2001 , с. 179. 29 Медведева Н.В. Государственное предпринимательство в условиях конкурентной среды: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.01, Санкт-Петербург, 2000, с. 18. 30 Менденхолл, М., Блэк, Дж., Дженсен, Р. и Грегерсен, Х. Увидев слона: Человек, 2003. 31 Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by. - Дата доступа: 01.03.2020. 32Основные показатели деятельности организаций госсектора [Электронный ресурс] // Национальный статистический коми-тет Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya- sreda/statistika-predprinimatelstva/statisticheskie-izdaniya_/index_15938/. - Дата доступа: 01.03.2020. 33 Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. - Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС», 1997, с. 250-251. 34Пэррис, Х. (1985). Государственное предприятие в Западной Европе (Стр. 32). Лондон. 35Регулирование общественных услуг в Европе / под руководством Жака Вандама и Франсуа ван дер Менсбругге. - Париж, Издания ASPE Europe, 1998, стр. 162. 36Савченко В.Е. Современное предпринимательство. Экономические и организационные основы. - М.: Издательство «Известия», 2006, с. 23. 37Сан, X., Росс, C. Оценка обучения и развития менеджмента в межкультурном контексте: подход заинтересованных сторон, Журнал китайского управления человеческими ресурсами, 136-158, 2011 38 Сан, X., Росс, C. Обучение китайских менеджеров: критический анализ использования зарубежного обучения для развития менеджмента Журнал китайских экономических и бизнес-исследований, 2009. 95-113. 39 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т. М.: Наука, 1993, 570 с. 40 В.Б. Студенцов. Государственное предпринимательство: теория и практика. Общество и экономика, №3-4, 1997, с. 26. 41Сун, К., Ву, Ю. Тонг, У. Зачем Китайским Фирмам Регистрироваться За Рубежом?, 2008 42Сун, К., Тонг, У. “Приватизация выпуска акций Китая: Степень ее успеха.” Журнал финансовой экономики, Том 70, стр. 183-222, 2003, 43 Тэпман, Л.Н. Малое предпринимательство. Опыт зарубежных стран / под ред. В.А. Швандара. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2004. – 288 с. 44 Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2020 [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/finstabrep. - Дата доступа: 01.03.2020. 45 Фред Афталион. Банкротство управляемой экономики. Французский парадокс. - ПрессыUniversitairesdeFrance, 1990, с. 11. 46 Хуан, Ю. Калираджан, К. П. Реформа предприятий и техническая эффективность государственных предприятий Китая.Прикладная экономика, 30, 585-592, 1998. 47Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика - М., 2000, с. 23-27, 142,282. 48. Belarus - Systematic Country Diagnostic: Towards a Competitive, Inclusive, and Dynamic Belarus / World Bank. - 2018. - Report № 123887. - Vol. 1. - P. 68.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы и принципы государственного предпринимательства 1.1 Причины и этапы развития государственного предпринимательства в странах с рыночной экономикой. На сегодняшний день любое государство выступает в трех качествах: 1. «Финансист». Государство обладает очень значительными финансовыми ресурсами. Во многих случаях эти ресурсы могут быть получены за счёт прямого участия государства в сделках на рынке - государство производит продукцию и реализует ее. Цены на эту продукцию обычно существенно ниже, чем те, которые установила бы в аналогичной ситуации коммерческая фирма. Но, тем не менее, государство выручку получает. Основной источник денежных средств государства - налоговые поступления в бюджет. Налогоплательщики участвуют в финансировании расходов государства, которое, по сути, на законных основаниях (контрактной основе) присваивает себе часть доходов, получаемых физическими лицами и организациями. Таким образом, государство выступает в роли субъекта экономической деятельности, сопоставляющего доходы с расходами. 2. «Собственник». К государственной собственности, в частности, относятся земли, природные и культурные ценности, государственные предприятия, организации и учреждения. Организации, принадлежащие государству, зачастую взимают с потребителей своей продукции (товаров либо услуг) плату и таким образом тоже представляют один из источников денежных средств государства. 3. «Предприниматель». Ресурсы государства пополняются за счёт неналоговых поступлений, важнейшим источником которых является предпринимательская деятельность государства, или государственное предпринимательство [47]. Понятие «предприниматель» в экономической науке стало использоваться после публикации в 1755 г. исследования Р. Кантильона «Эссе о природе торговли в общем плане». Р. Кантильон сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Он определил такого субъекта как предпринимателя (в переводе с французского - «посредник»), т.е. как человека с неопределенными нефиксированными доходами, который покупает чужие товары по определенной цене, а продает их по цене, пока ему неизвестной, что и сегодня составляет отличительную черту предпринимательства - риск . Р. Кантильон обратил внимание на то, что такие люди преуспевают и в производстве, но не обязательно являются собственниками функционирующего капитала. По А. Смиту, предприниматель - человек, играющий важную роль в процессе обмена продуктов труда и услуг. Предпринимательская деятельность — особая форма согласования личных и общественных интересов [39]. Смит под предпринимателем понимал собственника предприятия, соответственно, цель предпринимательства - получение предпринимательского дохода. Сдвиг во взглядах на предпринимательство произвела доктрина Дж.М. Кейнса. По Кейнсу, «предприниматель» - своеобразный социально- психологический тип собственника. Для него главное не рациональность (как у Вебера) или новаторство (как у Шумпетера), а определенный набор психологических качеств: способность к риску, уверенность в перспективе и Но через относительно небольшой период времени появились концепции, которые отрицали ведущую роль традиционного предпринимателя. К ним можно отнести теорию «революции управляющих» и «техноструктуры» Дж. К. Гэлбрейта [16]. Гэлбрейт видел в предпринимателях новый социальный слой - «техноструктуру», объединяющую «менеджмент и руководящий интеллект». В отечественной и зарубежной литературе конца XX - начала XXI вв. также есть немало определений понятия «предпринимательство». В ряде случаев оно трактуется как специфический фактор общественного воспроизводства. Специфика заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности — предприниматель — может особым образом соединять, комбинировать прочие факторы производства (труд, землю, капитал). Предпринимательство как процесс непосредственно связано с личными качествами предпринимателя как субъекта этого процесса. В современных условиях под предпринимательством, как правило, понимается определенная инициативная деятельность, имеющая своей целью получение дохода в условиях риска и осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица) [36]. Предпринимательство существует в разных формах, классифицировать которые можно по различным признакам: по отраслям экономики, территориальному признаку, организационно-правовой форме, величине предприятия и пр. В зависимости от формы собственности можно выделить частное, государственное предпринимательство и частно-государственное партнерство. Существует множество определений понятия государственного предпринимательства. Так, авторы Большой экономической энциклопедии определяют его как «работу государственных предприятий, которые выпускают продукцию и осуществляют услуги, необходимые для национальной экономики. Они действуют как рыночные субъекты. Государственное предпринимательство осуществляется на коммерческой основе. Государственные предприятия имеют равные возможности наряду с другими формами предпринимательства» [7]. В.Б. Студенцов считает, что государственное предпринимательство — это участие государства в производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п. [35] По мнению других исследователей, «одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг» [43]. Зачастую мы встречаемся с подменой понятия «государственное предпринимательство» понятием «государственное предприятие». Например, М.В. Клинова в своих работах пишет, что «по рекомендации ОЭСР государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50 %) и/или те, которые ими контролируются (например, при помощи назначения государственных чиновников). Схожим образом определял понятие государственного предпринимательства и Европейский центр государственного предпринимательства, ставший позднее Европейским центром предприятий с участием государства и предприятий общего экономического интереса (СЕЕР)» [20]. На сегодняшний день, подобные определения могут представляться слишком узкими и не отражают истинного положения вещей. На мой взгляд, наиболее полно и достоверно сущность государственного предпринимательства отражает следующее определение — это предпринимательская деятельность государственных предприятий и организаций, а также фирм с участием государственного капитала, направленная на достижение и поддержание макроэкономического стабильности, производство общественных благ, а также на предотвращение либо преодоление кризисных ситуаций в экономике. Повышение роли государства в экономике, как субъекта хозяйствования управляющего ограниченными ресурсами, является феноменом с глубокими корнями в современную эпоху. Существует ряд значительных исторических предпосылок для прямой хозяйственной деятельности, осуществляемой правительствами. Историческую эволюцию данного явления можно разделить на три основных периода: 1)Первый этап начинается в эпоху Возрождения и продолжается до конца XIX века. Представляется более важным подчеркнуть, созревание динамического подхода государства к экономике и общественному строю в этот период, а не глубину вмешательства. 2)Второй этап охватывает первые сорок лет ХХ века, когда традиционные механизмы, которые так хорошо функционировали в условиях рыночной экономики, столкнулись с экономической турбулентностью, вызванной Первой мировой войной и катастрофической рецессией после кризиса 1929 года. 3)Третий этап получил начало после Второй мировой войны и завершился в 2008 году с наступлением «Мирового финансового кризиса». В этот период был достигнут апогей развития государственного сектора в развитых странах, после чего произошло снижение роли политики государственного участия в хозяйственной деятельности. В ходе первого этапа и до первой промышленной революции процессы национализации носили, по существу, случайный и единичный характер. Они происходили в основном в таких секторах экономики, как металлургия и горнодобывающая промышленность, которые считались стратегическими с точки зрения национальной обороны. Именно в XIX веке под влиянием экономических, политических и идеологических предпосылок, меняющихся отношений между государством и рынком, а также между государством и обществом следует искать причины изменения взаимосвязи между государственным и частным секторами. Эти предпосылки становятся конкретными мерами только в XX веке. В конце XIX века стало абсолютно очевидно, что одни и те же предпосылки породили две различные модели поведения государства в отношении экономической политики. Континентальная модель склонялась к более массовому государственному вмешательству в экономику, например, к непосредственному осуществлению производственной деятельности. Англо-саксонская же модель характеризовалась ограниченным участием государства в производстве, в большей степени полагаясь на государственное регулирование рынка с помощью специально созданных особых органов. Другими словами, в первом случае государство взяло на себя роль субъекта хозяйствования (предпринимателя) приоритетнее по отношению к регулятивной функции, а во втором – наоборот. В течение трех десятилетий после Великой Депрессии в большинстве западных стран, в основном в Европе, шла «великая эпоха национализации» и успешной государственной хозяйственной деятельности. Хотя правительства и другие государственные учреждения увеличили свое участие в экономике в течение первых послевоенных лет, реальные перемены в подходе к государственному участию в экономике произошли в следующие пятнадцать лет. Результатом этих перемен явилась, прежде всего, социальная и политическая напряженность в послевоенные годы, а также ужасающая ситуация, сложившаяся после кризиса 1929 года. Действующая модель капиталистической системы подверглась глубокой критике, открывая тем самым путь к сомнению обоснованности рыночно-ориентированных экономических механизмов. В связи с этим в 1930 году в странах Западной Европы, наиболее пострадавших от экономической депрессии, началась первая впечатляющая программа национализации частных и создания государственных предприятий. Ее основной целью было спасение отдельных фирм или даже целых отраслей экономики [9]. Франция, среди западных стран, несомненно, в большей степени продвинулась в политике национализации. Создание смешанных корпораций в железнодорожном секторе позволило государству получить контрольный пакет акции в «Societe Nationale des Chemins de fer Francais» (Национальные французские железные дороги). В это же время был начат процесс национализации банка Франции, завершившийся в 1945 году. Кроме того, вмешательство правительства, было преобладающим в производстве вооружения и в авиастроении (в 1933 году воздушный транспорт уже частично находился под контролем государства за счет создания компании «Air France». Великая эпоха развития государственного сектора и политики национализации началась после Второй мировой войны, когда правительства взяли на себя право владения имуществом и контроля в крупных секторах экономической деятельности как непосредственно напрямую, так и через государственные учреждения. Эти действия, совместно с ростом влияния экономического планирования, стали краеугольным камнем реконструкции и развития политики в смешанной экономике. Эта политика, с одной стороны, была направлена на «удаление отраслевого дисбаланса и снижение отставания с учетом полной занятости», с другой стороны, была направлена на «расширение государственного сектора с целью уменьшения размера монопольных и высокорентабельных позиций, а также с целью строительства инфраструктуры и повышения благосостояния общества». Более того, «в Европе политика экономического планирования и национализации достигла ранее неизведанного масштаба, это стало результатом, связанным в основном с усилиями по преодолению дефицита сырья, рационализации производственных структур и обеспечению функционирования абсолютно необходимых услуг» [4]. Во Франции наиболее интенсивные этапы расширения государственных предприятий произошли между 1944 и 1948 годами и позже – в 1982 году. На первом этапе произошла полная национализация Банка Франции, а также еще четырех ведущих кредитных банков. Кроме того, были национализированы все авиакомпании, большая часть страхового сектора, около 20% промышленных предприятий страны перешли в руки государства. В Италии произошло значительное расширение сектора государственных предприятий. В 1975 государственными предприятиями производилась примерно пятая часть добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности [4, с. 34]. Несмотря на столь серьезный рост влияния государственного сектора в экономике, с конца 1970-х годов в большинстве западных стран началось стабильное ухудшение состояния государственных предприятий. В основной массе эффективность госпредприятий была в разы ниже по сравнению с частными фирмами, отчасти потому, что политические и социальные цели в деятельности государственных предприятий начали превалировать над экономическими. Государственные предприятия начали нести существенные финансовые потери и становились тяжелым бременем для государственного бюджета и финансовой системы. Ко всему прочему государственная политика, направленная на поддержку государственных предприятий, сдерживала развитие частного сектора. С конца 1980-х годов правительства развитых стран приступили к реформированию системы управления государственными предприятиями. Правительства стремились повысить эффективность государственных предприятий, подвергая их конкуренции, вводя жесткие бюджетные ограничений и внедряя организационные и управленческие изменения. Большинство государственных предприятий были частично приватизированы и преобразованы в акционерные общества. Хотя первые попытки реформирования системы управления государственной собственностью произвели некоторые улучшения, они все же не оправдывали тех ожиданий, которые перед ними ставились. Высокая политическая заинтересованность советов директоров и топменеджмента государственных компаний сделала труднодостижимым обеспечение большей автономии в принятии коммерческих решений. Разделение коммерческих и социальных функций государственных предприятий широко пропагандировалось многими правительствами, однако на практике не многие из них приняли на себя такую ответственность. Достижение финансовой дисциплины через ужесточение возможности привлечения бюджетных средств также оказалось труднодостижимым, в частности по причине того, что государственные предприятия переориентировались на привлечение средств в государственных банках. В связи с этим, а также рядом других причин, имевших место в конкретных странах в зависимости от географического региона и степени экономического развития, основные цели реформ системы управления государственными предприятиями достигнуты не были. Скромные результаты реформ по улучшению системы управления государственными предприятиями, трудности в закреплении и развитии достигнутых улучшений в производительности и конкурентоспособности предприятий вынудили национальные правительства отказаться от реформирования системы управления государственными предприятиями и прибегнуть к политике денационализации как способа снижения нагрузки на государственный бюджет, привлечения частного капитала и внедрения корпоративной системы управления. В большинстве западных стран волны приватизации привели к резкому сокращению государственного сектора. Однако отсутствие необходимой институциональной структуры, ошибки национальных правительств в большинстве стран во время проведения приватизации не позволили достичь ключевых целей программы приватизации. Более того, в ряде стран процесс приватизации приобрел скандальный характер и закончился неудачей, что, в свою очередь, привело к негативной реакции общества. Непопулярности приватизации добавляло опасение, связанное с возможностью резкого повышения тарифов на услуги инфраструктурных компаний и роста безработицы. Политическая оппозиция не позволила правящим правительствам провести приватизацию крупных государственных предприятий в стратегических отраслях, таких как финансы и инфраструктура. Вышеназванные факторы, а также случившийся в 2008 году «Мировой финансовый кризис», еще сильнее замедлили процесс приватизации и в итоге привели к его остановке. На фоне экономического спада, вызванного «Мировым финансовым кризисом» 2008 года, в рамках современной экономики общественного сектора началась разработка нового концептуального подхода к определению роли государства в экономике, развитию государственного сектора и экономической деятельности предприятий с государственным участием. Одним из основополагающих элементов, в рамках данного подхода, выступает придание экономической деятельности государства в роли собственника имущества и капитала, функций равноправного субъекта рыночных отношений. Основополагающей причиной, обусловившей появление и развитие данной тенденции, послужило усложнение современной экономической системы, потребовавшее, в свою очередь, разработки новых и реформирование существующих способов и методов ее регулирования. Проникновение государственного капитала в частный сектор, и наоборот, свидетельствует о появлении принципиально нового признака современной смешанной экономики, которая отличается не традиционно параллельным, преимущественно обособленным функционированием государственной и частной собственности, а их тесным взаимодействием. Несмотря на то, что государством перед предприятиями ставится множество социально-экономических задач такие предприятия в то же время полностью погружены в рыночные условия ведения хозяйственной деятельности. Нахождение предприятий с государственным участием в поле экономических интересов государства позволяют ему с меньшей задержкой, чем при использовании традиционных форм управления государственной собственностью, отслеживать изменения в механизме предпринимательской деятельности и вносить коррективы в «правила игры», в соответствии с которыми происходит взаимодействие между различными экономическими субъектами (государство, фирмы, домохозяйства). В сложившейся экономической ситуации для государства как экономического субъекта исключительно важно быть включенным в систему рыночных отношений. При этом существует два пути для реализации данного положения. В первом случае государство может выступать в роли потребителя, удовлетворяя свои интересы за счет перераспределения доходов, полученных другими экономическими субъектами. При таком подходе существуют определенные ограничения. В ситуации если государство изымает у производителя товаров, работ или услуг больше определенного количества экономических ресурсов, происходит нарушения воспроизводственного процесса. Вследствие чего происходит снижение экономической активности субъектов хозяйствования и исчезновение стимулов к осуществлению предпринимательской деятельности. В другом случае, государство выступает в роли предпринимателя, осуществляя экономическую деятельность, которая предполагает коммерческое использование объектов государственной собственности. Цель, направленная на получение прибыли, важна не только как источник пополнения бюджета, но и наращивания государственного капитала. В данном случае также существует определенное ограничение. В ситуации, когда государство начинает производить больше определенного объема товаров, работ или услуг, рыночные связи начинают подменяться административными. В этом как раз и заключается ключевая особенность государственного предпринимательства, масштаб которого имеет определенный предел, количественная характеристика которого задается различными факторами, такими как экономический потенциал частного предпринимательства, конкурентоспособность национальной экономики и ее экспортный потенциал, а также цели и характер экономической политики государства. 1.2 Цели, функции и формы государственной предпринимательской деятельности В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства [3]. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях. Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять [23]. В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции: -общеэкономическую -ресурсную -инновационную -организаторскую Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства – одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции [2]. Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека. Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 76 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 74 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg