Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Особенности работы банка с проблемными и просроченными кредитами Содержание

kisssaaa0721 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Объектом исследования являются коммерческие банки с проблемной задолженностью. Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, складывающиеся в процессе организации работы банков с проблемными кредитами. Основная цель данной работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами. Эта цель определила ряд конкретных задач: • Рассмотреть сущность кредита, его функции и задачи; • Определить понятие «проблемной и просроченной задолженности»; • Рассмотреть методы управления просроченной задолженности; • Проанализировать текущее состояние просроченной задолженности по банковским кредитам в АО «АЛЬФА-БАНК»; • Определить особенности работы банка с просроченной задолженностью на примере АО «АЛЬФА-БАНК».
Введение

Банковская деятельность неразрывно связана с различного рода рисками (кредитный, операционный, рыночный и т.д.), возникающими в процессе взаимодействия банка с внешней средой. Кредитный риск, то есть вероятность невозврата выданных банком кредитов, предоставляет наибольшую угрозу для жизнедеятельности кредитных организаций. Именно поэтому управление кредитным рисками является основным в банковском деле. Подавляющее число банкротств, кредитных организаций обусловлено неграмотной политикой банка в области формирования и управления кредитным портфелем. Курсовая работа посвящена ключевому вопросу в области управления кредитными рисками – работе банков с проблемными кредитами. Эффективная политика банка по оздоровлению баланса кредитной организации путем реструктуризации проблемных кредитов позволяет минимизировать убытки, что представляется крайне важным на фоне общемировой тенденции снижения рентабельности банковского бизнеса. Для России проблема управления проблемными кредитами усиливает свою актуальность, так как показатели просроченной и проблемной задолженности по кредитным портфелям отечественных банков по различным оценкам превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран. Именно по этой причине, а также исходя из мировой практики и процедур снижения рисков банковской деятельности, Банк России постоянно указывает российским банкам на необходимость совершенствования управления рисками в целом, и прежде всего кредитным рискам. Банки неизбежно сталкиваются с заемщиками, которые не могут отдать свои долги. В связи с этим и были разработаны процедуры по взысканию таких долгов и реализация залога по ним. Участие в этих процедурах небанковских инвесторов, а также третьих лиц, агентств, представляет собой относительно новое явление. Именно оно приводит к развитию активной и прозрачной торговли проблемными кредитами. Финансовый кризис ускоряет этот процесс. Поскольку во время кризиса количество проблемных заемщиков резко возрастает, проблемных кредитов становится все больше и больше, поэтому существующие методы работы с ними не достаточны. Значимость решения этих проблем для обеспечения эффективного и стабильного функционирования, прежде всего российской банковской системы определили актуальность, цели и задачи исследования.
Содержание

Введение 3 I. Теоретические основы понятия «кредит» 5 1.1 Сущность кредита, его функции и задачи. 5 1.2 Понятие «проблемной и просроченной задолженности» 9 1.3 Методы управления просроченной задолженностью 13 II. Особенности работы банка с просроченной задолженностью на примере АО «АЛЬФА-БАНК» 17 2.1 Финансово-экономическая характеристика АО «АЛЬФА БАНК» 17 2.2 Текущее состояние просроченной задолженности по банковским кредитам в АО «АЛЬФА БАНК» 22 2.3 Работа банка с проблемными и просроченными кредитами 24 Заключение 30 Список использованных источников 32
Список литературы

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86- ФЗ (ред. от 03.04.2020) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) "О банках и банковской деятельности". 3. Положение Банка России от 28.06.2017 N 590-П ( ред. от 16.10.2019) "О порядке формирования кредитными организациями резер-вов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней за-долженности" 4. Банковские операции. Учебное пособие / Под ред. Т.Н. Вино-градовой. - РнД: «Феникс», 2016. - 315 с. 5. Банковское дело. Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина - 2-е изд.,-М.: Финансы и статистика, 2016. - 477 с. 6. Банковское дело. Учебное пособие / Под ред. Г.Г. Коробковой. - М.: «Экономистъ», 2016. - 288 с. 7. Деньги, кредит, банки. Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: «Проспект», 2016. - 118 с. 8. Деньги , кредит, банки. Учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина-4- е изд., стер. - М.: « КНОРУС», 2016. - 320 с. 9. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. О.И. Лавру-шина. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2017. - 272 с. 10. Бизин, С. С. Методы управления проблемными кредитами в коммерческом банке / С. С. Бизин. // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 272-275. 11. Комиссарова М.В. Существенные условия потребительского кредита//Банковское дело. - 2016. - №1. - С. 62-69. 12. Крупнов Ю.С. О природе банковского потребительского кре-дита // Бизнес и Банки. - 2016. - № 8. - с.1-3. 13. Куликов Н.И., Левшина М.А. Понятие, сущность и классифика-ция кредитов, предоставляемых физическим лицам // Гуманитарные, соци-ально-экономические и общественные науки. – 2017. – №10. - С. 173-176. 14. Никифорова В.Д., Коваленко А.В. Теоретические и практиче-ские аспекты работы коммерческих банков с проблемными кредитами // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия« Экономика и экологический ме-неджмент». – 2019. - №3. – С.93-100. 15. Адамайтис Л.А., Махнева К.А. Сущность и классификация проблемной и просроченной задолженности банка // «Экономика. Ме-неджмент. Человек.» №8 (2018). [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://s.siteapi.org/f48d818f18b0289/docs/dnmlg5imzi0w8kk4w04c84ockwsssc 16. Иванова Т.И., Дубова С.Е. Проблема просроченной задолжен-ности в кредитном портфеле банковского сектора и пути её решения // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44).[ Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/44/125867 17. Официальный сайт Национального бюро кредитных историй ( НБКИ)[ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbki.ru 18. Официальный сайт рейтингового агентства« Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru 19. Официальный сайт Центрального банка Российской Федера-ции[ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.crb.ru 20. Портал « Банки.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru 21. Портал «АЛЬФА-БАНК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alfabank.ru
Отрывок из работы

I. Теоретические основы понятия «кредит» 1.1 Сущность кредита, его функции и задачи. В экономической литературе нет единого определения понятия «кредит». Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения. Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности юридическим и физическим лицам, нуждающимся в них. В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов. Кредит – это сделка, оформленная кредитным договором, по которой банк или любая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее. [13,с.173] Кредитные отношения между кредитором и заемщиком оформляют-ся договором. Участниками кредитных отношений могут быть предприя-тия (независимо от форм собственности), являющиеся юридическими ли-цами, с одной стороны, и коммерческие банки, с другой. Важным услови-ем для заключения такого договора является предоставления в банк доку-мента налогового органа о том, что он имеет заявление юридического или физического лица о желании получить кредит у данного банка. [8, c.115] К ресурсам ссудного капитала относятся: • Денежные средства, которые высвобождаются при кругообо-роте основного капитала и оборотного; • Денежные ресурсы в качестве специальных фондов; • Денежные ресурсы государства; • Денежные средства населения; • Эмиссия национальной валюты согласно потребностям товарооборота. Различают три основных формы кредита: • товарный кредит, когда покупатели получают товары или услуги с отсрочкой платежа; • денежный; • гарантийные кредиты. Для того, чтобы иметь полное представление о кредите и его видах, нужно классифицировать его за разными признаками. В таблице 1.1 приведена классификация кредитов. Таблица 1 – «Классификация кредитов». Способ классификации Виды По группам заемщиков Юридическим лицам Физическим лицам Другим банкам Негосударственным организациям Органам власти По срокам Краткосрочные, выдаваемые на срок ме-нее года Среднесрочные, выдаваемые на срок от года до пяти Долгосрочные, выдаваемые на срок свы-ше пяти лет По способу выдачи Компенсационные Платежные По графику погашения Аннуитетный Дифференцированный Структуру кредита составляют его субъекты и объекты, которая не изменяется. [12, c,2] К субъектам кредита относятся кредиторы и заемщики. Кредитор – это физическое или юридическое лицо, которое обладает временно сво-бодными товарными или же денежными ресурсами и предоставляющее их заемщику для временного пользования на кредитных принципах. Заемщи-ком также может быть и физическое, и юридическое лицо, которому тре-буются дополнительные ресурсы, для чего он их и привлекает во времен-ное пользование на кредитных принципах. Кредит в качестве экономической категории является видом обще-ственных отношений, возникающих при движении стоимости на условиях возврата. Появление кредитных отношений сопровождается определенным уровнем развития производства товаров и товарного обращения. При определении сущности кредита следует придерживаться некото-рых методологических принципов: - Любая разновидность кредита должна отражать его суть в незави-симости от формы; - Сущность кредита необходимо рассматривать, сопоставляя его с совокупностью кредитных сделок; - При анализе кредита раскрываются его конкретные характеристи-ки, поэтому, чтобы понять его сущность, необходимо рассматривать структуру кредита, этапы движения и его основу. Все кредитные отношения в любой экономической системе основаны на определенной методологической базе, важнейшим элементом которой являются принципы, строго соблюдаемые в практической реализации опе-раций на рынке ссудного капитала. Данные принципы стихийно сложились еще на этапах зарождения кредитных отношений, а затем были отражены в государственных и международных законодательствах. Рассмотрим принципы кредита: 1) Возвратность кредита, которая означает, что финансовые ресур-сы, полученные от кредитора, необходимо своевременно возвратить после окончания их использования. Данный принцип практически выражается в погашении конкретного кредита путем перевода денежных средств кре-дитной организации, в результате чего кредитные ресурсы банка возоб-новляются; 2) Принцип срочности – кредит возвращается не в любое удобное для заемщика время, в точно в определенный срок, прописанный в кре-дитном соглашении или в документе, заменяющим его. Если указанное условие договора нарушается, то кредитор может применить к заемщику экономические санкции, выражающиеся в увеличении взимаемого процен-та, предъявлении требований финансового характера через суд; 3) Платность кредита, которая представляет собой необходимость не только возвратить полученные заемщиком от банка кредитные ресурсы, но и оплатить права на пользование ими. Рассматриваемый принцип прак-тически выражается в установлении банковского процента, который вы-полняет несколько основных функций:[4, c .147] • Перераспределяет часть прибыли организаций и доходов фи-зических лиц; • Регулирует производство и обращение путем перераспределе-ния ссудных капиталов на различных уровнях экономики; • Осуществляет антиинфляционную защиту денежных накопле-ний банковских клиентов при экономических кризисах; • Обеспеченность кредита. Данный принцип проявляется в необ-ходимости обеспечения защиты интересов кредитора при веро-ятном нарушении обязательств заемщиком. Практически вы-ражается как ссуда под залог или же под финансовую гарантию 4) Обеспечение. Кредит предоставляется под обеспечение его зало-гом, например, имущественного характера. 5) Целевое предоставление. Банк выдает кредит на какие-либо цели клиента, определённые в кредитном договоре. Договором предусмотрены способы контроля целевого использования денежных средств и штрафы за нарушение данных условий. Целевой характер займа распространяется на многие виды кредит-ных операций и выражается в необходимости целевого использования де-нежных средств, полученных от кредитора. Данное условие прописывается в кредитном договоре. В случае нарушения заемщиком данного обяза-тельства, кредит может быть досрочно отозван или же может быть введен штрафной (повышенный) процент. Кредит выполняет следующие функции: • Перераспределительную , что означает перераспределение сто-имости в какой-либо из форм ( денежной или товарной) между субъектами экономики; • Замещающую функцию, при которой наличные деньги заме-щаются кредитными операциями, т.е. создаются платежные средства, использование которых снижает издержки обраще-ния. Основные критерии выдачи кредита: • Степень риска; • Ликвидность кредитных операций; • Доходность кредитных операций. Таким образом, в соответствии с этими критериями, банк должен проводить анализ кредитоспособности заемщика. 1.2 Понятие «проблемной и просроченной задолженности» Для обеспечения максимального уровня доходности коммерческие банки должны контролировать состояние и качество кредитного портфеля. Основной целью такого контроля должна быть снижение риска возникно-вения просрочек по кредиту, выплату процентов за пользование им. Ни заемщики, ни кредиторы не застрахованы от непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть на стадии погашения кредита. Причиной проблем с выполнением финансовых обязательств обычно является стремительное снижение платежеспособности, вызванное в свою очередь потерей источника доходов или повышением расходов. Кредит становится проблемным, если клиент коммерческого банка или другой финансовой организации не может вовремя погасить задолженность, выполняя запланированные по графику регулярные платежи. Не имеет значение характер кредита, то есть связано ли соглашение с быстрыми займами, задолженностями по картам или потребительскими кредитами, проблемная задолженность в любом случае представляет угрозу для участников сделки. Так как кредитор не получает доход, а клиент сталкивается со штрафными санкциями и риском принудительного взыскания задолженности по решению суда. Таким образом, проблемными называют кредиты, возвратность которых сомнительна. Чаще всего такой статус приписывается просроченным долгам, но многие банки его применяют также в период скоринга и иных процедур оценки кредитоспособности заемщика. [10, c .272] Основные черты проблемного кредита: • Систематические нарушения со стороны заемщика или кредитора; • Просроченные платежи или регулярные недоплаты при взносах; • Грубые ошибки, допущенные на стадии составления и подписания договора; • Нелегальные и необоснованные платежи, в частности штрафы и комиссии; • Игнорирование или умышленное нарушение законных прав контрагентов. Проблемной договоренность может сделать как заемщик, так и кредитор. Клиенты, которые нарушают график платежей или отказываются от выполнения конкретных условий соглашения, теряют доверие обслуживающей сделку организации. Однако финансовые учреждения также нарушают условия договора. Например, многие коммерческие банки и МФО нарушают права потребителей. В частности, недобросовестные кредиторы навязывают дополнительные услуги, о которых клиент узнает лишь при погашении задолженности. Среди распространенных провинностей финансовых учреждений следует отметить скрытые комиссии, одностороннее изменение условий сделки, ввод заемщика в заблуждение или оформление страховки. Оформляя кредит, заемщик уверен, что будет в срок выполнять обязательства по его возврату. Однако от финансовых трудностей никто не застрахован, и часто у должника не хватает средств на платеж по кредиту. Если заемщик вовремя не вносит платеж, то образуется просрочка. Любая просрочка является нарушением кредитного договора. Подписывая этот документ, заемщик берет на себя обязательства по его погашению. В договоре всегда указана сумма ежемесячного взноса и срок его внесения. Отступление от графика всегда приводит к тому, что долг становится просроченным. Выделяют следующие виды просроченных платежей: [14, c.93] • Небольшая просрочка (заемщик опаздывает с внесением платежа на несколько дней); • Длительная просрочка (заемщик не внес платеж в течение месяца и более). Одна из самых распространенных причин просрочки платежей являются финансовые трудности. Например, если клиент потерял работу из-за чего не может погасить кредит. Кроме того, некоторые просто забывают о своих обязательствах и не вносят платежи вовремя. Также заемщики могут использовать для погашения кредита кредитную карту, что может вызвать задержку поступления денег на счет другого банка. Очень часто сомнительными называются любые кредиты, которые оформляются на имя определенного заемщика. К примеру, вопросы могут вызвать кредиты, полученные лицами без работы или прописки по месту жительства. Все это является признаками проблемности. Банки могут выставить ярлык проблемного кредита на любой договор, если есть минимальный риск возникновения просроченных выплат или конфликтов. Классификация банковских кредитов по категориям качества помогает финансовому учреждению создавать резервы на возможные потери по ссудам, которые они обязаны формировать в соответствии с порядком, установленным положением Банка России № 590-П от 28 июня 2017 года «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». Категория качества ссуды показывает банку степень кредитного риска по выданному займу, определяет процент вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по ссуде. Согласно положению № 590-П, классификация выданных банком кредитов (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных) осуществляется по пяти категориям качества: • I (высшая) категория (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю); • II категория (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь обусловливает обесценение займа в размере от 1% до 20%); • III категория (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (обесценение в размере от 21% до 50%); • IV категория (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (обесценение от 51% до 100%); • V (низшая) категория (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата кредита в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100%) ее обесценение. Категория качества присваивается кредиту на основании двух критериев: финансового состояния заемщика и качества обслуживания им долга (своевременность выплат по основному долгу, процентам, наличие переоформлений условий договора и т. д.). Таким образом, определение кредита как «сомнительного», банк может отнести к проблемным займам, все классифицируемые ссуды за исключением стандартных типов. 1.3 Методы управления просроченной задолженностью Существует несколько методов управления проблемной задолженностью: • самостоятельная работа банка по возврату проблемной задолженности; • совместная работа с коллекторскими агентствами; • продажа портфеля проблемной задолженности третьим лицам; • списание проблемной задолженности. Рассмотрим каждый из вышеуказанных вариантов более подробно. Самостоятельная работа по возврату проблемной задолженности пока остается для российских банков самым распространенным методом управления проблемной задолженностью. Однако данный метод требует от банка значительных организационных и материальных затрат: затраты на автоматизацию банковской деятельности, затраты на содержание штата квалифицированных сотрудников, расходы на покрытие судебных и прочих издержек по взысканию и реализации имущества. Стандартная процедура самостоятельного возврата банком проблемной задолженности выглядит примерно следующим образом: • Сотрудник кредитного подразделения напоминает заёмщику о вовремя не погашенном платеже по кредиту посредством звонка по телефону или СМС-сообщения. • Через несколько дней, в случае непогашения долга, заёмщику и поручителю отправляют письма с уведомлением о нарушении условий кредитного договора и предупреждением о праве банка требования возврата полной суммы задолженности (кредит переходит в разряд проблемных после 90 дней просроченной по нему задолженности). • В случае невозврата просроченного кредита, с целью его погашения подключаются сотрудники специальных подразделений банка по работе с проблемной задолженностью. • По истечении 6 месяцев после возникновения просроченной задолженности, банки обращаются в суд с иском на заёмщика, требуя полного погашения кредита. Следующим вариантом работы с проблемной задолженностью является совместная работа банков с коллекторскими агентствами. Предоставление коллекторских услуг по агентскому соглашению предполагает заключение между банком и коллекторским агентством договора, на основании которого коллекторы проводят работу с должниками по поручению банка. В качестве вознаграждения за услуги по взысканию, с банка взимается комиссия — определённый процент от суммы возвращенного долга. Размер комиссии колеблется от 10 до 50 % и зависит от нескольких факторов, например, от перечня услуг, предоставляемых коллекторским агентством: занимается ли оно досудебным и судебным взысканием либо работает только по внесудебному взысканию задолженности. В действующем Российском законодательстве работу коллекторов регулирует ФЗ от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этим законом устанавливаются правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан. Так, коллектору запрещено звонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Личные встречи могут проводиться не более 1 раза в неделю. Не допускается общение с должником ночью - с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные. Звонки должны быть с фиксированных номеров, а не с закрытых. Нельзя применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение. Введен запрет на взаимодействие взыскателей долгов с недееспособными лицами, а также с находящимися на лечении в больницах, инвалидами первой группы, несовершеннолетними. Также согласно новым требованиям законодательства, попасть в число коллекторов могут только те организации, которые будут соответствовать предъявляемым требованиям о величине уставного капитала, трудовом стаже и деловой репутации руководителя. По данным Федеральной службы судебных приставов на январь 2021 г. в государственный реестр входят 379 коллекторских агентств. В их числе «АктивБизнесКоллекшн», «Агентство Кредит Финанс», «Национальная служба взыскания», «Первое коллекторское бюро», «Секвойя Кредит Консолидейшн», ООО «Траст» и другие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Банковское дело, 27 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 31 страница
550 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 31 страница
550 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 31 страница
400 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 35 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg