Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Судебные финансово-экономические экспертизы операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн СОДЕРЖАНИЕ

kisssaaa0721 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Целью настоящей работы является выявление, научное осмысление и анализ особенностей проведения судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн. Реализация поставленной цели дипломной работы может быть осуществлена посредством решения следующих задач: - дать общую характеристику законодательному регулированию цифровых финансовых активов; - определить виды цифровых финансовых активов; - рассмотреть вопрос определения цифровых финансовых активов, созданных на основе технологии блокчейн, как финансовых активов; - рассмотреть и проанализировать теоретические вопросы назначения и производства экспертиз с цифровыми финансовыми активами; - определить объекты судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн; - выявить особенности проведения судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн. Объектом исследования выступает сложный комплекс общественных отношений, возникающих при проведении судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн. Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правовое положение цифровых финансовых активов в Российской Федерации, а также особенности производства судебных финансово-экономических экспертиз. Методология и методы исследования сформированы на основе диалектического подхода к теории познания окружающей действительности во взаимосвязи и взаимообусловленности. В свою очередь был применен междисциплинарный подход в отношении примененных методов исследования, вследствие необходимости использования специальных знаний в области судебной экспертологии, бухгалтерского и налогового учета, уголовного, уголовно-процессуального и гражданского права, что обуславливает комплексный характер исследования. Также в процессе исследования были применены общенаучные и частно-научные методы, такие как логический, сравнительно-аналитический и другие. Эмпирическую основу данного исследования составили Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и судебная практика. Правовую базу настоящей работы составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июня 2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральный закон от 6 декабря 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 31 июля 2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теоретическую основу исследования составили труды ученых, посвященные вопросам судебной экспертологии, а также вопросам проведения судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн: Р.С. Белкина, А.Ф. Волынского, Е.И. Галяшиной, С.М. Колотова, Т.А. Казакбиева, Г.А. Корнилова, И.Г. Корниловой, Н.Н. Лобанова, И.С. Лящевского, О.Н. Макаровой, Е.Р. Россинской, А.А. Савицкого, Е.А. Семеновой, В.Б. Харченко, С.Г. Чаадаева, М.В. Чадина и других. Практическая значимость работы. Результаты и выводы, полученные при написании настоящей работы, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях особенностей производства судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Тема цифровых финансовых активов в научных кругах с каждым днем набирает все большую популярность. Активно обсуждается правовое регулирование цифровых финансовых активов, в частности, Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с появлением цифровых финансовых активов, созданных на основе технологии блокчейн, в правовом поле, появляется необходимость в проведении судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн. Актуальным представляется выявления особенностей проведения судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические и практические аспекты цифровых финансовых активов……………………………………………………………………………..6 1.1. Законодательное регулирование цифровых финансовых активов………6 1.2. Виды цифровых финансовых активов…………………………………...11 1.3. Цифровые активы, созданные на основе технологии блокчейн, как финансовые активы……………………………………………………………...18 1.4. Теоретические вопросы назначения и производства экспертиз с цифровыми финансовыми активами……………………………………………26 Глава 2. Практические аспекты судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн……………………………………………………33 2.1. Объекты судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн………………………………………………………………………….33 2.2. Особенности проведения судебных финансово-экономических экспертиз операций с цифровыми финансовыми активами, созданными на основе технологии блокчейн……………………………………………………………40 Заключение……………………………………………………………………....49 Список использованных источников…………………………………………..52
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2- ФКЗ и от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ и от 04.07.2020 г. N 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – N 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – N 31; Российская газета. – 2020. – N 55. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – N 5. – Ст. 410. 4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. – Собрание законодательства РФ. – 1996. – 17 июня (N 25). – Ст. 2954. 5. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 23. – Ст. 2291. 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ. – Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 52 (часть I). – Ст. 4921 7. Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 28. – Ст. 2790. 8. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – N 42. – Ст. 4698. 9. Федеральный закон от 27 июня 2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – N 27. – Ст. 3872. 10. Федеральный закон от 6 декабря 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – N 50. – Ст. 7344. 11. Федеральный закон от 31 июля 2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – N 31 (часть I). – Ст. 5018. 12. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 21. – Ст. 2542. 13. Указ Президента РФ от 10 декабря 2020 г. N 788 «О мерах реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – N 50 (часть IV). – Ст. 8185. 14. Приказ Минфина России от 06 мая 1999 N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 1999. – N 26. 15. Приказ Минфина России от 10 декабря 2002 N 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – N 9. 16. Приказ МВД России от 29 июня 2005 года N 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. – 2005. – 30 августа. 17. Приказ Минфина России от 27 ноября 2006 N 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) // Российская газета. – 2007. – N 25. 18. Приказ Минфина России от 06 октября 2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – N 44. 19. Приказ Минюста России от 27 декабря 2012 N 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» // Российская газета. – 2013. – 6 февраля. 20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Российская газета. – 2010. – N 296. 21. Постановление Пленума ВАС РФ от 04 апреля 2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» // Вестник ВАС. – 2014. – июнь. – N 6. 22. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 4 июня 2018 г. N 33а-12820/2018 по делу N 2-10119/2016 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 23. Определение Арбитражного суда Вологодской области от 15 августа 2016 по делу N А13-15648/2015 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». 24. Проект Федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах» // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Научная и учебная литература 25. Арзуманова Л.Л., Болтинова О.В., Бубнова О.Ю., Грачева Е. Ю. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова, Е.Ю. Грачева. — 2-е изд., доп. — М.: Норма, 2015. – 384 с. 26. Белкин Р. С. Курс криминалистики. / Р.С. Белкин. – 3-е изд. доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2001. – C. 837. 27. Беломытцева О.С. О понятии криптовалюты биткоин в рамках мнений финансовых регуляторов и контексте частных электронных денег / О.С. Беломытцева // Проблемы учета и финансов. – 2014. – N 2 (14). – С. 26 - 28. 28. Варнавский А.В. Токен или криптовалюта: технологическое содержание и экономическая сущность / А.В. Варнавский // Финансы: теория и практика. – 2018. – N 22 (5). – С. 122-140. 29. Василевская Л.Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права / Л.Ю. Василевская // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – N 5. – С. 111-119. 30. Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра / Генкин А., Михеев А. – М.: Альпина паблишер, 2018. – 592 с. 31. Денисов И.С. Капичникова Е.Ю. Юракова А.Ю. Правовое регулирование цифровых финансовых активов в России / И.С. Денисов, Е.Ю. Капичникова, А.Ю. Юракова // Экономика. Право. Общество. – 2019. – N 4 (20). – С. 66-71. 32. Долгиева М. М. Цифровые активы и уголовное законодательство России / М.М. Долгиева // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. – N 1 (45). – С. 108-113. 33. Дыбаль С. В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб, пособие / С.В. Дыбаль. – СПб.: Бизнес- пресса, 2004. – 336 с. 34. Ефимова Л.Г. Токен как виртуальный объект гражданского права / Л.Г. Ефимова // Банковское право. – 2020. – N 3. – С. 42 - 48. 35. Журавлев А., Брисов Ю., Янковскиий Р., Левашенко А. Эволюция криптоэкономики и последние тренды децентрализованных финансов / А. Журавлев, Ю. Брисов, Р. Янковскиий, А. Левашенко // Банковское обозрение. – 2020. – N 10. – С. 32 - 35. 36. Землюков С. В., Коренная А. А. Правовой статус криптовалюты в уголовном праве / С.В. Землюков, А.А. Коренная // Известия АлтГУ. Юридические науки. – 2018. – N 3 (101). – С. 47-53. 37. Затулина Т.Н., Низовцев В.В., Подобина О.А. Институт «криптовалюта» как объект финансового и гражданского правового регулирования в Российской Федерации: постановка проблемы правореализации / Т.Н. Затулина, В.В. Низовцев, О.А. Подобина // Финансовое право. – 2019. – N 6. – С. 9 - 12. 38. Ковган Ж.И. Финансово-экономическая экспертиза: методы экспертного исследования / Ж.И. Ковган // Сохраняя прошлое, определяя настоящее, предвосхищая будущее: сборник научных трудов, посвящ?нных 90-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Беларусь А. В. Дулова. – Минск, 2014. – С.169-172. 39. Колотов С.М., Савицкий А.А. Актуальные проблемы проведения судебной финансово-экономической экспертизы операций с цифровыми активами, созданными на основе технологии blockchain // С.М. Колотов, А.А. Савицкий // Современное развитие криминалистики и судебной экспертизы как реализация идей Р.С. Белкина: материалы Международной научно-практической конференции «К 95-летию со дня рождения ученого, педагога, публициста». – Москва. – 2017. – С. 386-392. 40. Колотов С.М. Вопросы производства судебных экономических экспертиз в отношении операций с объектами, созданными на основе технологии блокчейн / С.М. Колотов // Теория и практика экспертизы в современных условиях: Материалы VII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 213-217. 41. Колотов С.?М. Объекты судебной экономической экспертизы в отношении операций с активами, созданными на основе технологии блокчейн / С.М. Колотов // Эксперт-криминалист.?— 2018.?— N 3.?— с. 29-30. 42. Колотов С.М. Практические аспекты производства судебных экономических экспертиз в отношении операций с цифровыми активами, созданными на основе технологии блокчейн / С.М. Колотов // Вопросы экспертной практики: специальный выпуск. – 2019. – С. 315-318. 43. Конобеевская И. М. Цифровые права как новый объект гражданских прав / И.М. Конобеевская // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. – 2019. – Т.19. – Вып. 3. – С. 330-334. 44. Кочанова Т. Закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Чего ожидать простым гражданам? / Т. Кочанова // Жилищное право. – 2020. – N 7. – С. 55 - 61. 45. Лаптев В.А. Технология блокчейн в системе корпоративного комплаенса / В.А. Лаптев // Право и цифровая экономика. – 2018. – N 2(02). – С. 31 - 33. 46. Лаптев В.А. Цифровые активы как объекты гражданских прав / В.А. Лаптев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – N 2(42). – С. 199 – 204. 47. Лутченко В.А. Совершенствование понятия «цифровой финансовый актив» в аспекте бухгалтерского учета / В.А. Лутченко // Материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития»; СПб.: СпбГЭУ, 2019. – С. 99-105. 48. Макарова О.Н. Экономическая экспертиза как инструмент противодействия криминальным явлениям в экономике: автореф. дис. c канд. экон. наук / О.Н. Макарова; С.-Петерб. ун-т МВД РФ. – СПб, 2012. – 22 с. 49. Марчук Т.А., Дьяченко П.А. Криптовалюта как новый вид актива / Т.А. Марчук, П.А. Дьяченко // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. – 2018. – N 21. – С. 108 - 113. 50. Мелани Свон. Блокчейн: Схема новой экономики / Свон Мелани. – М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2018. 240 с. 51. Пожарицкая И.М. Проблемы идентификации и признания цифровых финансовых активов в учете / И.М. Пожарицкая // Учет. Анализ. Аудит. – 2018. – Т. 5. – N 6. – С. 61-66. 52. Родионова О. М. Гражданское законодательство в условиях цифровой экономики: проблемы и пути их решения / О.М. Родионова // Юридический вестник Самарского университета. – 2018. – N 3. – Т. 4. – С. 7–11. 53. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15. – N 6 (115). – С. 43-54. 54. Россинская Е. Р., Галяшина Е. И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза: теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина // М.: Проспект, 2011. – 464 с. 55. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: монография / Е.Р. Россинская. – 4-е изд., перераб. и доп. – Норма, ИНФРА-М, 2018. – 576 с. 56. Российская Е. Р. [и др.] Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е. Р. Российской. — М. : Проспект, 2012. — 544 с. 57. Савельев А.И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав / А.И. Савельев // Закон. – 2017. – N 8. – С. 136 - 153. 58. Савельев А. И. Некоторые риски токенизации и блокчейнизации гражданско-правовых отношений / А.И. Савельев // Закон. – 2018. – N 2. – С. 36–51. 59. Савицкий А.А., Колотов С.М. Актуальные вопросы современной классификации судебных экономических экспертиз. // А.А. Савицкий, С.М. Колотов // Современное развитие криминалистики и судебной экспертизы как реализация идей Р.С. Белкина: материалы Международной научно-практической конференции «К 95-летию со дня рождения ученого, педагога, публициста». – Москва. – 2017. – С. 653-662. 60. Савицкий А.А. Актуальные вопросы назначения и производства судебных финансово-экономических экспертиз по делам о банкротстве / А.А. Савицкий // Будущее российского права: концепты и социальные практики. V Московский юридический форум. XIV Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференций: в 4 частях. – Ч. 3. – С. 374-379. 61. Савицкий А. А. Актуальные проблемы судебной экономической экспертизы / А.А. Савицкий // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2015. — N 10. – С.39-45. 62. Савицкий А.А. Актуальные проблемы назначения и производства судебных финансово-аналитических экспертиз / А.А. Савицкий // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – С. 94-102. 63. Савицкий А.А. К вопросу об объектах исследования судебной экономической экспертизы / А.А. Савицкий // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – N 5. – С. 105-114. 64. Савицкий А. А,. Гаспарян М. Ю. [и др.] Судебная финансово-экономическая экспертиза / А.А. Савицкий, М.Ю. Гаспарян. — М., 2015. 65. Савицкий А.А. Судебная экономическая экспертиза: современное состояние, перспективы развития / А.А. Савицкий // Вопросы экспертной практики: специальный выпуск. – март 2019. – С. 579-586. 66. Савицкий А. А., Казакбиев Т. А., Корнилов Г. А., Корнилова И. Г., Лобанов Н. Н. Судебно-экономическая экспертиза: монография / А.А. Савицкий, Т.А. Казакбиев, Г.А. Корнилов, И.Г. Корнилова, Н.Н. Лобанов // Махачкала: Алеф, 2016. – 146 с. 67. Савченко Л. М., Юзаева А. Г., Афанасьева Т. Н. Виртуальная валюта Bitcoin / Л.М. Савченко, А.Г. Юзаева, Т.Н. Афанасьева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – N 10. – С. 325–326. 68. Сарыгина Э.С. Судебная финансово-экономическая экспертиза: теоретические и организационно-методические аспекты: дис....канд. юрид. наук / Э.С. Сарыгина; Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – Москва, 2017. – 205 с. 69. Сидоренко Э.Л. Криптовалюта как новый юридический феномен / Э.Л. Сидоренко // Общество и право. –2016. – N 3 (57). – С. 193 – 197. 70. Судебно-экономическая экспертиза в гражданском и арбитражном процессе: учебное пособие / В.А. Прорвич, А.Ф. Волынский, И.С. Лящевский, Е.А. Семенова ; под ред. В.А. Прорвича и А.Ф. Волынского. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 710 с. 71. Супрунова Е.А. Цифровые финансовые активы как объект бухгалтерского учета: дискуссионные вопросы / Е.А. Супрунова // Международный бухгалтерский учет. – 2020. – N 3. – С. 297 – 313. 72. Трусов Н. А., Аврамцев А. В. Проблемы определения правовой природы криптовалюты и операций с ее использованием / Н.А. Трусов, А.В. Аврамцев // Пролог: журнал о праве = Prologue: Law Journal. – 2018. – N 3. – С. 26– 32. 73. Харченко В.Б. Перспективы внедрения блокчейн технологии в судебную экспертизу / В.Б. Харченко // Юридическая наука. – 2020. – N 2. – С. 77-79. 74. Хоменко Е.Г. Электронные платежи с применением технологии блокчейн в условиях цифровизации банковских услуг: опыт России и зарубежных стран / Е.Г. Хоменко // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – N 8. – С. 27-33. 75. Цифровое право: учебник / под общей ред. В.В. Блажеева, М.А. Егоровой — Москва: Проспект, 2020. — 640 с. 76. Чаадаев С.Г., Чадин М.В. Судебная финансово-экономическая экспертиза в арбитражном процессе в Российской Федерации / С.Г. Чаадаев, М.В. Чадин // Российская юстиция. – 2008. – N 2. – С. 12-18. Интернет-ресурсы 77. Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 1.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ Достаточно длительное время регулирование цифровых финансовых активов в Российской Федерации отсутствовало на законодательном уровне. Лишь 20 марта 2018 года в Государственную Думу депутатами А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Р.М. Марданшиным, А.А. Гетта, М.Л. Шаккумом, А.Б. Выборным, К.Г. Слыщенко, Е.Б. Шулеповым, В.И. Афонским, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, С.В. Железняком, А.И. Воеводой, С.А. Вострецовым, А.В. Чернышевым, членами Совета Федерации ФС РФ Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, В.В. Полетаевым был внесен проект Федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный проект направлен на регулирование отношений, которые возникают при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. 21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, которые предусматривали административную и уголовную ответственность за нарушение оборота и выпуска криптовалют. Данные документы сразу получили негативную оценку не только в сообществе, но и сразу в нескольких министерствах, в частности в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи. В Российской ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет невосполнимый ущерб России. После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку. Казалось бы, тема цифровых финансовых активов давно требует законодательного регулирования, однако, несмотря на это, закон не спешили принимать: после принятии его в первом чтении 22 мая 2018 года, принятие во втором чтении состоялось лишь 21 июля 2020 года. Согласование и корректировка окончательного варианта Закона заняла более двух лет. По нашему мнению, такой долгий срок можно объяснить сложностью и специфичностью регулируемых отношений. Как название, так и текст закона потерпели значительные изменения в процессе принятия. Изначально предложенное депутатами название «О цифровых финансовых активах» было изменено на «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В редакции, подготовленной к рассмотрению в первом чтении, законопроект содержал понятие «цифровые деньги», но в последующей редакции Закона оно было изъято. Под ними признавалась не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в децентрализованной информационной системе и используемая пользователями системы для осуществления платежей. Закреплялось, что цифровые деньги необязательны к приему при осуществлении всех видов платежей (не являются законным средством платежа), однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства. Таким образом, фактически не получат развитие расчеты виртуальными деньгами, не появится собственная криптовалюта. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2021 года, за исключением подпункт «б» пункта 3 статьи 17, вступившего в силу с 10 января 2021 года . Итоговый вариант данного закона представляет собой компромисс между изначальной законодательной инициативой, вариантами, разработанными Минфином и Банком России, и предложениями криптосообщества. Указанный федеральный закон предусматривает выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов, определяет, кто может быть оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, закрепляет за оператором обязанность ведения реестра пользователей информационной системы. В указанном законе также закреплены правила обмена цифровых финансовых активов, особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов. В соответствии с ч. 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы». Принятие нового закона активно обсуждалось в научных кругах. И хотя само явление криптографических средств нуждалось в законодательном закреплении и регулировании, деловое сообщество в целом высказало негативное мнение о Законе, указав, что в нем содержится большое количество запретов без каких-либо послаблений, льготного периода и прочих вспомогательных мер . Но следует отметить, что изначальный текст законопроекта содержал еще более жесткие меры регулирования и предполагал уголовную и административную ответственность за нарушение правил в области создания и обращения цифровых финансовых активов. По мнению А. Журавлева, Ю. Брисова, Р. Янковского, А. Левашенко, «фактически можно констатировать, что оборот криптовалют в России будет запрещен с 2021 года» . Действительно, в соответствии с п. 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)». Таким образом, можно сделать вывод, что настоящий федеральный закон действительно запрещает использование цифровой валюты на территории Российской Федерации. Однако в научной среде высказано мнение, что законом не установлен четкий запрет оплаты криптовалютой товаров, работ и услуг из-за рубежа . Кроме того, запрещено даже распространять информацию об оплате чего-либо криптовалютой. Таким образом, криптовалюта сильно ограничивается как платежное средство. Можно предположить, что уже на основании нормы п. 7 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Роскомнадзор может блокировать, к примеру, сайты с картами магазинов, принимающих криптовалюту. Вероятно, отдельными законами будут также приняты изменения в КоАП РФ и УК РФ, предусматривающие санкции за прием криптовалюты резидентами. Следовательно, можно согласится с мнением А. Журавлева, Ю. Брисова, Р. Янковского, А. Левашенко и констатировать де-факто запрет на оборот криптовалюты. Есть основания предполагать, что существующие в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» неточности с учетом особенностей российского правоприменения, скорее всего, будут трактоваться с точки зрения запретительной логики. Принятие Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» породило и другие правовые изменения. Так, Указ Президента РФ от 10.12.2020 г. N 788 «О мерах реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порождает новые обязанности для граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации или должностей федеральной государственной службы, а также федеральных государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы, не предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» , и претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных этим перечнем. Указанные граждане помимо сведений о доходах должны будут представить уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте . 1.2. ВИДЫ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В последние годы в условиях глобализации и цифровизации экономики приобрели большую популярность различные виды цифровых финансовых активов. Изначально в проекте, внесенному депутатами А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым «О цифровых финансовых активах», от 20.03.2018 года, цифровой финансовый актив определяется как «имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств» . Также в этом проекте предлагается деление цифровых финансовых активов на криптовалюту и токен, но в последующей редакции оно уже отсутствовало, было введено и новое понятие цифровых финансовых активов, под которыми признаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы» . С учетом того, что в действующем законодательстве классификация цифровых финансовых активов отсутствует, рассмотрим различные классификации, представленные в юридической доктрине. Так, многие специалисты, рассматривая первоначально предложенную в проекте А.Г. Аксакова, И.Б. Дивинского, О.А. Николаева классификацию цифровых финансовых активов, приходят к выводам, что она слишком ограничена и классификация объектов бухгалтерского учета при создании и обращении цифровых финансовых активов намного шире. В частности, И.М. Пожарицкая в качестве объектов выделяет токен, криптовалюту, блок транзакции, цифровые записи, права собственности в реестре транзакций В.А. Лутченко считает, что цифровые финансовые активы подразделяются на производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы) и финансовые суррогаты (криптовалюта, токен) . Е.А. Супрунова выделяет такие виды цифровых финансовых активов, как криптовалюта, токен, эфириум и другие . Рассмотрим виды цифровых финансовых активов более подробно. Криптовалюта – это зашифрованный нерегулируемый цифровой актив, использующийся в качестве аналога валюты в обменных операциях. Криптовалюта не имеет физической формы, она существует только в электронной сети в виде данных. Криптовалюта как цифровой финансовый актив имеет обменный курс и часто используется в мировой практике в качестве платежного средства. Между тем на основании ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официально признанной денежной единицей в России признается рубль, что влечет за собой запрет на другие денежные единицы и выпуск денежных суррогатов . К тому же, как мы можем видеть, на законодательном уровне отсутствуют определения денежных суррогатов, криптовалюты и токенов. Т.А. Марчук и П.А. Дьяченко имеют отличную от изложенной позицию, отмечая, что Центральный банк РФ предложил определить криптовалюту как вид цифрового финансового актива - денежный суррогат, который выполняет все или только некоторые функции денег . В связи с этим утверждением имеет место теория, в основе которой говорится, что учет криптовалюты может вестись как учет иностранной валюты. Для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо будет рассчитывать курсовую разницу по курсу ЦБ РФ, рыночной или договорной стоимости либо на дату совершения операции, либо на дату составления отчетности . Следующим видом цифровых финансовых активов является токен. Токен — это единица учёта, не являющаяся криптовалютой, предназначенная для представления цифрового баланса в некотором активе, иными словами, выполняющая функцию «заменителя ценных бумаг» в цифровом мире. Токены представляют собой запись в регистре, распределенную в блокчейн-цепочке. Управление токеном обычно реализуется с помощью смарт-контракта, в котором записаны значения остатков на счетах держателей токенов, и который предоставляет возможность перевода токенов с одного счёта на другой. Получить доступ к токену можно через специальные приложения, которые используют схемы электронной подписи. Основная часть существующих на сегодняшний день токенов формируется на протоколе Blockchain от Ethereum в соответствии со стандартом ERC-20. Л.Г. Ефимова указывает, что что токен является условным виртуальным символом объекта права в киберпространстве, который продолжает существовать в реальном мире либо в виде вещи, либо в виде права требования, либо в ином виде . Индивидуализация токена осуществляется путем фиксации этого токена (объекта гражданского права) за соответствующим лицом способом, который определяется протоколом, применяемым на платформе blockchain. В результате происходит фиксация права на объект за конкретным лицом. Индивидуализация правообладателя осуществляется не путем обозначения его имени и фамилии, как в обычном реальном гражданском обороте, а путем указания его псевдонима - ника или номера кошелька. Передача токена в киберпространстве приравнивается к передаче соответствующего объекта гражданского права в реальном мире и приводит к передаче прав на объект. Поэтому передачу токена следует считать новым способом передачи гражданских прав. В статье 2 Проекта федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах», криптовалюта и токен поименованы как примеры разных видов цифрового имущества. В свою очередь, токен определен как вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций . Однако, как указывалось выше, в окончательной редакции данного законопроекта определение токена отсутствует. Как указывает Л.Г. Ефимова, разное употребление термина «токен» в соотношении с другими видами цифровых финансовых активов создает путаницу в понятиях, устранить которую можно, обратившись к природе киберпространства . Основным последствием тотальной цифровизации нашей жизни является виртуализация привычных объектов действительности, т.е. превращение их в цифровую последовательность - в алгоритмический код в виде файла или программы. Если такая цифровая последовательность генерируется, фиксируется и передается с использованием технологии blockchain, ее принято называть токеном. Что касается самой технологии blockchain, то здесь следует отметить, что он является новой цифровой технологией, ранее неизвестной российскому праву . В литературе было верно подмечено, что «объект в «цифре» существует в виде токена, который рассматривается, с одной стороны, как цифровой код объекта, а с другой - как цифровой ключ, по которому системе удается определить «владельца» токена. Цифровой ключ позволяет идентифицировать «своего» пользователя системы с целью допуска к токену для совершения с ним транзакций, а также дает команду системе для блокировки действий «чужого» лица с токеном. Таким образом, он выполняет в информационной системе функцию распознавания управомоченного лица . Очевидно, что токен не только не может передать уникальные характеристики, особенности, которые определяют ценность и, соответственно, стоимость вещи или иного объекта гражданского права, но не может также полноценно заменить его. Учитывая, что с помощью токена чаще всего удостоверяются именно права, правовая природа токенов определяется некоторыми исследователями как «право на право» . Когда такое право собственности удостоверено токеном, закрепленным за определенным лицом через электронный кошелек или иным образом, такой токен будет выполнять функцию, которая свойственна товарораспорядительным ценным бумагам либо аналогична каким-либо иным правоустанавливающим документам. В результате фиксации токена (объекта гражданского права) за соответствующим лицом способом, который определяется протоколом, происходит фиксация права на объект за этим конкретным лицом. Причем индивидуализация правообладателя осуществляется не путем указания его имени, как в обычном реальном гражданском обороте, а соответствующего псевдонима - ника или открытого ключа, номера кошелька и т.п. В литературе предлагается несколько классификаций токенов по видам функций, которые они выполняют. А. Генкин и А. Михеев приводится классификация токенов, предложенную Демианом Бренером: - токены приложений или токены-жетоны; - токены акции; - пользовательские токены; - кредитные токены . Л.Г. Ефимова приводит следующую классификацию токенов: платежные токены, служебные токены, инвестиционные токены . Рассмотрим ее подробнее. Платежные токены, или les jetons de paiement (синоним понятия - подлинные «криптовалюты»), включают токены, которые принимаются в качестве средства платежа при покупке товаров или услуг при посредничестве организатора, который должен обеспечить передачу этих имущественных ценностей. Криптовалюты не предоставляют никаких прав в отношении эмитента. Служебные токены, или les jetons d'utilite, - это любые токены, которые предоставляют доступ к цифровому контенту или услуге и которые базируются на использовании инфраструктуры BLOCKCHAIN. В категорию «Инвестиционные токены», или les jetons d'investissement, входят такие токены, которые являются доказательством внесения инвестиций в капитал. В частности, токены этой категории могут предоставить инвестору обязательственное право (требование) к эмитенту или право членства в корпорации. По мнению Л.Ю. Василевской, токен в бизнес-сети выступает прежде всего в качестве: 1) цифровой единицы цены: а) доли участия лица в каком-либо бизнес-проекте; доли участника в уставном капитале общества; доли участия в инвестировании строительства, выполнении работ, оказании услуг и т.п.; б) баланса актива или пассива имущества юридического лица или предприятия как имущественного комплекса и проч.; 2) цифрового ценового аналога бездокументарных ценных бумаг; 3) цифрового ценового аналога иных объектов гражданских прав . Рассмотрим еще один вид цифровых финансовых активов – эфириум. Эфириум (Ethereum) — это платформа для разработчиков приложений, построенная на децентрализованной технологии blockchain. Криптовалютой сети Эфириум является Эфир. Разработчиком данной платформы является уроженец России В.Д. Бутерин, который в 2014 году впервые представил свой проект и получил финансирование на развитие технологии в возрасте 20 лет. Эфир также как биткоин выполняет функции обращаемого платежного средства. Однако помимо платежей он используется разработчиками приложений для оплаты комиссий и услуг. В блокчейне Эфириума записывается информация о программных кодах и обеспечивается работа всех децентрализованных приложений, разработанных на Эфириуме. Поэтому основной целью Эфириума является предоставление децентрализованной платформы для разработчиков приложений. Любые централизованные системы и приложения можно децентрализовать с помощью Эфириума. Самыми простыми примерами можно назвать выдачу кредитов и займов, процесс голосования, посреднические услуги. Следующий вид цифровых финансовых активов - блок транзакции -являются специальной структурой для записи группы транзакций в системе биткойн и аналогичных ей. Транзакция считается завершённой и достоверной («подтверждённой»), когда проверены её формат и подписи, и когда сама транзакция объединена в группу с несколькими другими и записана в специальную структуру — блок. Содержимое блоков может быть проверено, так как каждый блок содержит информацию о предыдущем блоке. Все блоки выстроены в одну цепочку, которая содержит информацию обо всех совершённых когда-либо операциях в базе. Блок состоит из заголовка и списка транзакций. Заголовок блока включает в себя свой хеш, хеш предыдущего блока, хеши транзакций и дополнительную служебную информацию. В системе Биткойн первой транзакцией в блоке всегда указывается получение комиссии, которая станет наградой майнеру за созданный блок.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
2225 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg