Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

kisssaaa0721 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.09.2021
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предметом работы выступают научная литература, материалы судебной практики, нормы административного права, в частности КоАП Российской Федерации, регулирующие административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью исследования является анализ административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих задач: – раскрыть понятие и общую характеристику чрезвычайной ситуации как института административного права; – рассмотреть общую характеристику административных правонарушений за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; – охарактеризовать производство по делам об административных правонарушениях как вид административно-юрисдикционной деятельности МЧС России; – исследовать порядок наложения должностными лицами МЧС России административных наказаний, налагаемых на виновных лиц. Методологическую основу исследования составили совокупность как теоретических, так и методологических способов познания общественных явлений, таких как исторический, системный, аналитический. В основу исследования также положен диалектический метод. В работе использовались также сравнительно-правовой, структурно-правовой и формально-юридический методы исследования. Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как: Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец, В.О. Гасникова, Ю.В.Гудкова, Е.Ю. Родионова, Л.С. Комовкина, А.В. Кропачева, И.В. Крылова, А.А. Журина, Э.В. Полховская, П.А. Марахов, В.В. Лукьяненкова, Э.В. Полховская, А.А. Журина, И.В. Крылова, и др. Структура исследования обусловлена его предметом, целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что любое государство на каком-то этапе своего развития может столкнуться с чрезвычайной ситуацией, когда для обеспечения безопасности государства требуется применение особых организационно-правовых форм. От обычных мер поддержания правопорядка они отличаются тем, что действуют не только в отношении лиц, допускающих правонарушения и преступления, а непосредственно затрагивают интересы всего населения, проживающего в регионе, ограничивая предоставленные ему права, накладывая дополнительные обязанности. Проблема применения мер административно-правового принуждения, особенно в условиях специальных административно-правовых режимов, носит комплексный характер. На законность, обоснованность и эффективность применения мер принуждения влияют многочисленные факторы, среди которых назовем: уровень законодательной регламентации мер административного принуждения; уровень ведомственной регламентации; состояние и структура органов исполнительной власти, реализующие меры административного принуждения; уровень административного, судебного контроля и прокурорского надзора за применением мер административного принуждения. Актуальность мер административной ответственности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в настоящее время обусловлена как ростом чрезвычайных ситуаций, так и причиняемым ими значительным ущербом, а также существованием следующих проблемных аспектов, требующих разрешения: отсутствие строгого единообразия в практике применения статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации, КоАП), регулирующая административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; несовершенство российского административного законодательства, приводящее к ошибкам в толковании права и правоприменении; минимальные административные санкции за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; высокий уровень латентности правонарушений указанного института административной ответственности; и многие другие обстоятельства. Как следует из ежегодного доклада Министерства чрезвычайных ситуаций России о состоянии государственного надзора в 2020 г. в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций было проведено 4364 проверки, в том числе плановых проверок – 2558 и внеплановых – 1806. По результатам надзорных мероприятий в соответствии с КоАП Российской Федерации составлено 1 576 протоколов об административных правонарушениях, в том числе по статье 20.6 КоАП Российской Федерации – 850 протоколов, из них 612 протоколов – в отношении должностных лиц и 238 протоколов – в отношении юридических лиц. К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП Российской Федерации привлечено 1067 лиц, в том числе по статье 20.6 КоАП Российской Федерации – 530 лиц (395 должностных лиц и 135 юридических лиц) . Типовыми нарушениями обязательных требований и норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций стали вопросы: создания органов управления, сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; подготовки руководителей, сотрудников органов власти, и организаций, населения в области защиты от ЧС и др. Степень разработки темы. Следует выделить научные исследования ученых, посвященные проблеме развития процессуальной части науки административного права. Среди российских ученых эту проблематику изучали Д.Н. Бахрах, Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов, М.Д. Загряцков, В.Ф. Захаров, С.В. Комлев, Н.Г. Салищева и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 7 1.1 Понятие и общая характеристика чрезвычайной ситуации как института административного права 7 1.2 Общая характеристика административных правонарушений за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 18 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ МЧС РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 28 2.1 Производство по делам об административных правонарушениях как вид административно-юрисдикционной деятельности МЧС России 28 2.2 Порядок наложения должностными лицами МЧС России административных наказаний, налагаемых на виновных лиц 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Список литературы

Нормативные правовые акты и другие официальные документы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648. 5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649. 6. Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3503. 7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588. 8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3589. 9. Федеральный закон от 18.07.2011 № 226-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4574. 10. Федеральный закон от 06.11.2011 № 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 45. Ст. 6325. 11. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4346. 12. Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4249. 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.1999 № 208 «Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 10. Ст. 1234. 14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 22. Ст. 2640. 15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 6. 2005. 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 35. Ст. 5326. 17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 50. Ст. 7220. 18. Приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 № 45228) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Эмпирические материалы 19. Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 28.05.2018 № 12-33/2018 по делу № 12-33/2018 // СПС «КонсультантПлюс». 20. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2019 по делу № А07-15199/2019 // СПС «КонсультантПлюс». Учебные, научные и справочные издания 21. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с. Научные статьи и материалы периодической печати 22. Алексеев В.П., Комаров И.Н. Анализ актуальных проблем правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий // Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. 2020. С. 437-442. 23. Байкалов Е.А., Сметанкина Г.И. К вопросу о квалификации преступлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности // IN SITU. 2017. № 3. С. 18-22. 24. Ведзижева Ф.И. Институт юридической ответственности за нарушение законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Студенческий. 2021. № 1-5 (129). С. 24-25. 25. Гасникова В.О. Особенности применения административных наказаний // Актуальные проблемы современной когнитивной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 107-109. 26. Государственный надзор МЧС России в 2019 г.: информационно-аналитический сборник / П. В. Полехин [и др.]. М., 2020. 27. Гудкова Ю.В., Родионова Е.Ю. К вопросу об ответственности за невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // NovaInfo.Ru. 2018. Т. 1. № 93. С. 86-89. 28. Закопырин В.Н., Дазмарова Т.Н. Актуальные проблемы процессуальной части КоАП Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9. С. 132-134. 29. Заозерова Ю.М. Общий порядок (общие правила) наложения административных наказаний // Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях: сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции. Пермь, 2021. С. 129-131. 30. Ильичёв И.Е. О понятии и классификации чрезвычайных ситуаций // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1 (39). С. 6-19. 31. Клейманов П.А. Расследование пожаров, связанных с поджогами, актуальность раскрытия этого вида преступления // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 1 (51). С. 59-65. 32. Комовкина Л.С., Кропачева А.В. К вопросу об административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2017. № 4. С. 50-53. 33. Крылова И.В., Журина А.А., Полховская Э.В. Теоретико-правовые основы административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 12-2 (40). С. 425-428. 34. Марахов П.А., Лукьяненкова В.В. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и технологии предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Составители А.В. Зыков, Н.В. Федорова. 2019. С. 112-115. 35. Морозова Н.А. Административная ответственность как элемент особого правового режима // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 28-31. 36. Павлова Е.В. Теоретико-правовые аспекты определения понятия производства по делам об административных правонарушениях // LII международные научные чтения (памяти И.И. Шувалова): сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 77-80. 37. Писаревский И.И. Несколько слов в защиту стадии возбуждения уголовного дела на примере производства по делам об административных правонарушениях // Енисейские политико-правовые чтения: сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 270-274. 38. Полховская Э.В., Журина А.А., Крылова И.В. Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 12-2 (40). С. 420-424. 39. Сабирова А.К. К вопросу об административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности (на материалах ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу) // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение. Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 366-378. 40. Сенатова Е.В., Закопырин В.Н. Задачи производства по делу об административном правонарушении и неотвратимость административного наказания на стадии возбуждения и рассмотрения дела // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 2 (37). С. 95-99. 41. Степенко А.В., Ангабаева Л.С. Полномочия и ответственность органов местного самоуправления в чрезвычайных ситуациях // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 213-218. 42. Тюрина И.Н. О возникающих вопросах при проведении расследования по делам об административных правонарушениях // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019. № 1 (3). С. 246-248. 43. Федотова О.В. К некоторым вопросам применения административных наказаний // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41). С. 646-654. 44. Чуприс О.И. Справедливость административной ответственности // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2020. № 1. С. 3-10. 45. Шунхурова А.И., Тютюник Р.Н. Административное расследование в отношении неустановленных лиц // Законность. 2020. № 1. С. 3-5. Материалы ресурсов сети «Интернет» 46. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 1.1 Понятие и общая характеристика чрезвычайной ситуации как института административного права В современном мире нельзя представить жизнь без высокого уровня риска. Экономические и политические процессы, чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) как природного, так и техногенного характера, а также угрозы террористических актов – все это характеризует риски в современной жизни. В таких условиях необходимо обеспечить безопасностью не только всех граждан, но и институты современного общества. Чрезвычайные ситуации являются наиболее частыми угрозами для безопасности населения. Для эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходим однозначно воспринимаемый, точный, детально разработанный понятийный аппарат. Отсутствие четкости в понимании того, чем является чрезвычайная ситуация, приводит к тому, что правовые средства становятся не эффективными. Понятие чрезвычайных ситуаций неоднократно становилось предметом рассмотрения ученых правоведов, ряд ученых предлагали свое авторское понятие чрезвычайной ситуации, иногда предлагая довольно громоздкие конструкции. Сегодня в современном отечественном законодательстве термин «чрезвычайная ситуация» используется достаточно широко. Указанное понятие используется в многочисленных нормативных актах, большую часть которых составляют законы, регулирующие сферу предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако термин «чрезвычайная ситуация» гармонично используется при регулировании различных сфер жизни. В нормативных правовых актах термин «чрезвычайная ситуация» устанавливает требования по ограничению действий и выполнению соответствующих обязательств при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Интересно, что в Уголовном кодексе Российской Федерации также встречается формулировка «стихийные бедствия», которая является составной частью конструкции понятия «чрезвычайная ситуация». В статье 63 в пункте «л» говорится, что отягчающим ответственность обстоятельством признается преступление, совершенное в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий. Примечательно то, что «стихийные бедствия» выделены в особую группу отягчающих обстоятельств. Этот факт подчеркивает общественную значимость данного явления и общественную опасность преступления, совершенного в условиях стихийного бедствия. Заметим, что легальное определение понятия чрезвычайной ситуации закреплено в нескольких нормативных актах: – Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ; – Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ; – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. № 208 «Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия» ; – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» . Указанные нормативные акты содержат определение «чрезвычайная ситуация», которое идентично понятию, закрепленному в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Чрезвычайная ситуация характеризуется обстановкой, которая принесла либо может принести значимый ущерб людям (вплоть до их смерти), нарушила либо может нарушить их жизнедеятельность (повредить жилье, лишить еды, заставить оставить обжитые места и пр.), нанесла или может нанести урон окружающей природной среде как источнику самого существования человека. Однако основной удар чрезвычайной ситуации будет нанесен не только на людей, но и всю биосферу – часть нашей планеты, освоенную живыми созданиями (растениями, животными), но также и людьми, их средой обитания, всеми живыми созданиями на земле. Подобные отрицательные последствия чрезвычайной ситуации для биосферы Земли, как правило, недооцениваются. Чрезвычайная ситуация– это обстановка на определенной территории, которая складывается в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления а также стихийного или другого бедствия, которые в свою очередь могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущербы окружающей среде и здоровью людей, весомые материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения . Всем известно, что одной из основных причин возникновения аварий и катастроф случается в результате невыполнения требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данная проблема приобретает все более серьезный и актуальный характер . Во всем мире, включая Российскую Федерацию, на фоне постоянно развивающихся национальных конфликтов вопросы обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера приобретают все более актуальный характер. Количество ЧС природного и техногенного характера возрастает с каждым годом, увеличиваются масштабы их распространения, ущерба и потерь от их последствий (например, в 2018 г. – пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в г. Кемерово, в 2019 г. – взрыв жилого дома в Шахтах, взрыв на химическом заводе в Дзержинске и др.). Имеющаяся ситуация требует принятия наиболее эффективных мер в сфере управления безопасностью . Нормативное определение понятия чрезвычайных ситуаций дает Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Согласно статье 1 указанного закона «чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». Приведенное определение по своему смыслу является более чем емким. Оно, во-первых, дает представление о причинно-следственных связях, сопутствующих чрезвычайным ситуациям: такие ситуации возникают при аварии, опасном природном явлении, катастрофе стихийном или ином бедствии; последствиями таких событий являются человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Увязывая данные события с «определенной территорией», закон устанавливает важное дополнительное измерение этих событий – пространственный фактор. Обращаясь к классификации чрезвычайных ситуаций, мы не можем не отметить разнообразие факторов, которыми они были вызваны. Зачастую в качестве основания классификации берут характер чрезвычайной ситуации. Так, по характеру выделяют конфликтные и бесконфликтные ЧС. Конфликтные чаще всего связаны с так называемым «человеческим фактором» и предполагают собой различные политические, военные, мировоззренческие, религиозные, сепаратистские конфликты, способствующие возникновению негативных последствий и неустойчивой социальной обстановке в обществе и в государстве. Бесконфликтные зачастую сопряжены с различными техногенными авариями и стихийными бедствиями. Количественные параметры чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера закрепляет Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 . Постановление Правительства дает классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увязывая такие параметры этих ситуаций, как территория, количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, и материальные потери. Таким образом, аварии, катастрофы, стихийные бедствия могут быть интерпретированы как причина чрезвычайной ситуации (статья 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), разновидность чрезвычайной ситуации (статья 22 Федерального закона «О пожарной безопасности» ), а также разновидность обстоятельств чрезвычайного характера (чрезвычайных обстоятельств), обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных происшествий. По мнению П.А. Клейманова, одним из наиболее опасных видов чрезвычайных ситуаций в мире являются пожары. Их общественная опасность представляет собой совокупность обстоятельств, основными и наиболее тяжёлыми для понимания из которых следует признать гибель людей на пожаре. Далее это причиняемый крупный материальный ущерб гражданам, организациям и государству, а также окружающей среде. Сюда можно отнести и невосполнимые потери лесов, которые горят каждый год, угрозу жизни и здоровью людей, приводящую в некоторых случаях к инвалидности, отрицательное влияние на окружающую среду городов, населенных пунктов загрязненными продуктами горения от крупных пожаров, распространяющихся на большой площади . Причины возникновения пожаров носят многогранный характер, они состоят из разных факторов. К ним относятся природные факторы: удары молний, засухи, самовозгорание, извержение вулкана. Человеческий фактор – техногенный. К нему можно отнести наибольшую часть всех, возникающих в нашей стране пожаров. Напомним, одна из основных причин пожаров – нарушение правил устройства или эксплуатации электрического оборудования, отопительных систем, неосторожность при обращении с огнем и иными источниками повышенной опасности. Также нельзя оставить без внимания самую распространённую причину возникновения пожара, пришедшую из глубины веков и актуальную по сей день, – умышленный поджог. При этом ряд авторов отмечает, что до 80 % от возникающих ежегодно пожаров представляют собой следствие неосторожного либо умышленного поведения людей . События, наступление которых приводит к чрезвычайным ситуациям (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т.д.), являются по своей природе чрезвычайными обстоятельствами (чрезвычайными происшествиями). Причем чрезвычайные ситуации могут быть представлены совокупностью взаимосвязанных обстоятельств, подчас различной природы (например, катастрофы, связанные с разрушением плотины из-за длительного выпадения осадков). Утвержденная Правительством Российской Федерации классификация выглядит слишком формализованной, она не дает представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, многообразии их форм, игнорирует чрезвычайные ситуации трансграничного характера и возникающие за пределами территории Российской Федерации, в ликвидации последствий которых России принимать участие приходилось неоднократно, а также предельно острые чрезвычайные ситуации, ведущие к установлению режима чрезвычайного положения. Вопросы о предупреждении чрезвычайных ситуаций являются наиболее сложными для решения. Их существующая классификация однозначно не определяет направления деятельности соответствующих структур, участвующих в этом процессе. Однако известно, что каждое явление, которое приносит вред людям, гораздо легче (экономически выгоднее) предупредить, чем ликвидировать последствия уже совершившегося события. Поэтому следует еще раз взглянуть на существующие варианты классификации чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации классифицируются по ряду признаков в дополнение к источнику (причине) возникновения. К вариантам градирования чрезвычайных ситуаций можно отнести: ведомственную принадлежность, масштаб возможных последствий, скорость развития ситуации. Здесь рассматриваются только подходы к разделению чрезвычайных ситуаций на основе возникновения, т.е. характеру источника чрезвычайных ситуаций. Их можно разделить на природные, техногенные, биолого-социальные и военные. Эта классификация чаще всего используется на практике, она в официальном порядке реальна, однако сразу видны ее недочеты, которые породили у ряда авторов огромное количество остальных вариантов. Большинство критических высказываний адресовано двум категориям – биологически-социальным и военным. В качестве биолого-социальных ЧС чаще всего отмечают: эпидемии (от греч. epidemia, epi – на, среди и demos – народ) – глобальные инфекционные болезни людей; эпизоотии (от греч. epi и zoon – животное) – глобальные инфекционные болезни животных, по большей части домашних; эпифитотии (от греч. epi и phyton – растение) – глобальные инфекционные болезни растений, большей частью сельскохозяйственных . Иногда также выделяют пандемии, панзоотии и панфитотии. Социальные чрезвычайных ситуаций должны относиться к антропогенным, в связи с тем, что они свойственны лишь для социума (общества людей) и не являются техногенными, отражая специфику межличностных, межгрупповых, межнациональных, межконфессиональных, межгосударственных и иных отношений между людьми, в том числе межклассовую (политическую борьбу) и конкурентные отношения. К социальным чрезвычайным ситуациям необходимо отнести, сначала большие забастовки, масштабные беспорядки, погромы, поджоги и другие. Вне сомнения сюда же можно отнести и голод, как итог неумелого или некомпетентного управления страной. В конце концов, к ним относятся и такие крайние проявления социальных конфликтов как локальные и региональные (межнациональные, межконфессиональные и др.), террористические акты, потому что их, кроме как в социуме, нигде не бывает. Войны же можно относить к угрозам, но к ЧС – нельзя, так как, это спланированные предумышленные деяния одной группы людей либо стран против иной. Война – это конфликт между политическими образованиями (странами, племенами, политическими группировками и т.д.), который происходит в форме вооруженного противостояния, военных (боевых) действий между их вооруженными силами. Обычно она имеет целью навязать сопернику свою волю. Все экстренные ситуации следует поделить на антропогенные (обусловленные работой человека) и не антропогенные (не связанные с работой людей). Антропогенные явления могут быть верно, предсказаны методом улучшения культуры безопасности жизни, при помощи современной информационно-компьютерной («умственной») базы оценки отрицательных результатов, моделирования и реализации решений кризиса. Это отлично предупредит либо минимизирует почти все из грядущих глобальных техногенных катастроф. Отметим, что часть ЧС биологического характера (возникающие спонтанно и не соединены с деятельностью человека) следует отнести к неантропогенным (природным): 1) инфекционные болезни людей (редкие случаи экзотичных и особо небезопасных инфекционных заболеваний; 2) групповые случаи небезопасных инфекционных заболеваний, болезни не установленной этиологии и др.); 3) инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных (редкие случаи экзотических и небезопасных инфекционных болезней; 4) инфекционные заболевания не установленной этиологии и др.); 5) поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями масштабное распространение вредителей растений; 6) заболевания не установленной этиологии и др. Социальные чрезвычайные ситуации следует поделить на некоторую группу антропогенных экстренных ситуаций, так как они характерны только для общества (общества людей), отражают особенности межличностных, межгрупповых, межгосударственных, межгосударственных и других отношений между людьми. К таким можно отнести крупные забастовки, массовые беспорядки, погромы, поджоги и т.д., а также голод в результате не компетентного правления, локальные и региональные конфликты (внутренние, религиозные взаимодействий и т.д.) и террористические акты. Заметим, что войны не следует называть чрезвычайными, так как это намеренные спланированные деяния одной группы людей либо стран против иной. Война – это организованная вооруженная борьба, это конфликт между политическими единицами (странами, племенами, политическими группами и т.д.), который проводится в форме вооруженных столкновений, военных вооруженного конфликта между их вооруженными силами. Также для войн свойственны финансовые, дипломатические, идейные, информационные и другие средства борьбы. В данном смысле война – это организованное вооруженное насилие, целью которого является достижение политических задач. Антропогенные ЧС общественного характера не должны в себя включать «войны». Таким образом, характерная особенность чрезвычайных ситуаций состоит в наличии диалектической взаимосвязи между вызовами и угрозами безопасности личности, общества и государства, а также объектам окружающей природной среды и масштабами распространения этих чрезвычайных ситуаций и причиняемого ими ущерба. Чрезвычайные ситуации, при которых возникает непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, вызывают необходимость введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима, именуемого чрезвычайным положением. Основания и порядок введения чрезвычайного положения регламентируются Федеральным конституционным законом. Как мы видим, акцент в понятии «чрезвычайная ситуация» в основном делается: 1) на причины их возникновения: в результате аварии на гидротехническом сооружении, при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и вызвавших определенные последствия; 2) на последствия вреда, вызвавшего приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте. Заметим, что понятием «чрезвычайная ситуация» также оперирует законодательство субъектов Российской Федерации. Сегодня практически во всех субъектах Российской Федерации (за исключением двух) приняты соответствующие правовые акты в виде законов субъектов, из которых имеют структуру, аналогичную с федеральным законом. Анализ показал, что понятие чрезвычайной ситуации широко используется в законодательстве, затрагивая все сферы жизни общества. Научное обоснование и последующее закрепление в законодательстве точного и детально проработанного понятия «чрезвычайная ситуация», на наш взгляд, позволят улучшить состояние законодательного обеспечения функции государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ? 1.2 Общая характеристика административных правонарушений за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Отметим, что в последние годы система правового регулирования осуществления надзорных полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера претерпела некоторые измерения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, в котором мы находим и федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Внедрение такого подхода, по мнению специалистов, устранит осуществление сплошных проверок подконтрольных субъектов и создаст систему эффективного расходования ресурсов, приведет к распределению объектов контроля по категориям риска при осуществлении плановых проверок. В настоящее время реализация риск-ориентированного государственного управления зачастую рассматривается как инструмент обеспечения функционирования более рационального и эффективного государства, поскольку позволяет определять границы государственного вмешательства в конкретные сферы деятельности, обоснованно распределять ограниченные ресурсы по тем целям и задачам, в процессе достижения которых возникновение вреда является наиболее вероятным. Из анализа надзорных мероприятий можно сделать вывод, что воздействие на нарушителей обязательных требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций посредством административно-правовых санкций является в настоящее время достаточно практикуемой мерой. Указанное обстоятельство отчасти обусловлено неразвитостью уголовно-правовых средств в указанной сфере . Если обратиться к истории развития правовой основы административной ответственности за нарушение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС, можно отметить, что ранее действовавший КоАП не содержал статьи, предусматривающей привлечение к административной ответственности за невыполнение требований в этой области. Напротив, законодательство субъектов Российской Федерации устанавливало административную ответственность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в таких составах административных правонарушений как: 1) невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей (полномочий) по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 2) невыполнение в срок распоряжения председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям, постановления или распоряжения Главы администрации области (главы муниципального образования); 3) непредставление сведений комиссии по чрезвычайным ситуациям или органу управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 4) невыполнение законных требований должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 5) воспрепятствование осуществлению должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям возложенных на них полномочий; 6) воспрепятствование работе комиссии, расследующей причины возникновения чрезвычайной ситуации; 7) невыполнение требований нормативных документов по созданию и поддержанию в постоянной готовности локальных систем оповещения; 8) непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 9) непринятие мер по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 10) нарушение правил эксплуатации защитных сооружений; 11) нарушение правил хранения средств индивидуальной защиты, несвоевременное их освежение и др. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях впервые установил административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС – статья 20.6 КоАП, а иные составы нашли свое закрепление в таких статьях КоАП как: часть 1 статьи 19.4; статья 19.4.1; часть 1 статьи 19.5; статья 19.6; статья 19.7; статья 20.5; статья 20.7 КоАП . Статьей 20.6 КоАП установлена административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС). Ранее действовавший КоАП РСФСР от 20 июня 1984 г. не предусматривал административной ответственности за аналогичные деяния. Таким образом, данная норма действует в нашей стране 12 лет. За этот период накопилась определенная правоприменительная практика, анализ которой позволяет выявить ряд проблем, связанных с трудностями применения указанной нормы КоАП Российской Федерации . Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС устанавливается исключительно нормами КоАП Российской Федерации, в отличие, например, от административной ответственности за нарушение налогового законодательства, которая регламентируется не только КоАП Российской Федерации, но и Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом, однако, нормы КоАП Российской Федерации, регламентирующие ответственность за невыполнение требований, норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС, носят бланкетный характер: для доказывания наличия в деянии признаков объективной стороны административного правонарушения приходится применять нормы значительного массива законодательных и подзаконных актов Правительства Российской Федерации и ряда федеральных органов исполнительной власти, включая различные правила, ГОСТы и инструкции специального характера, невыполнение которых признается административным правонарушением. Эти многочисленные нормы содержатся в объемном пакете законодательных и подзаконных актов, что порождает значительные трудности применения статьи 20.6 КоАП Российской Федерации судьями (мировыми судьями) судов общей юрисдикции, которые, согласно части 1 статьи 23.1 КоАП рассматривают дела по статье 20.6 КоАП .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 100 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 110 страниц
2750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 96 страниц
2400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg