Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности тревожности современных подростков

kisssaaa0721 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2021
Предмет исследования – тревожность личности. Объект исследования - тревожность подростков. Целью работы является изучение общепсихологических аспектов проблемы тревожности в подростковом возрасте. Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования: 1. Провести анализ теоретических источников по проблеме тревожности, ее видов и причин в психологии. 2. На основе анализа научной литературы изучить возрастные особенности тревожности. 3. Исследовать факторы, причины и особенности, влияющие на возникновение тревожности в подростковом возрасте.
Введение

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к росту количества тревожных людей. Более того, меняется «качество» тревожности: она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени поддающейся преодолению. Налицо потеря жизненных ориентиров, растерянность перед завтрашним днем. Все это создает психическую неустойчивость, легкую подверженность срывам и невротическим реакциям, симптомами которых является постоянное ощущение неопределенности, внутренней тревоги, беспокойства. Сказанное нередко является причиной злоупотребления психоактивными веществами, роста суицидальных попыток и законченных суицидов. Особую остроту в свете вышесказанного приобретает изучение изменений, происходящих в эмоциональной сфере подростков и старших школьников, в частности тревожности, так как социальные катаклизмы более всего проявляются в их сознании. Как известно, подростковый возраст не просто очередной этап взросления. Многие исследователи называли его возрастом «второго рождения личности». Подчеркивая важность этого возраста в плане формирования человека как личности, Выготский Л.С. отмечал, что «научная теория переходного возраста еще не создана», так как в науке психологии переизбыток «идейных конструкций» и недостаток «точно установленных фактов». Множество работ в отечественной и зарубежной психологии посвящено новообразованиям подросткового возраста (Выготский Л.С., Кон И.С Мэй Р., Ремшмидт Х., Спилберг Ч., Эриксон Э. и др.), но в подобных работах тревожность не выделяется специально в качестве предмета исследования. Данные относительно нее носят разрозненный, описательный характер, они противоречивы и несистематизированы. Исследования же, специально посвященные изучению тревожности школьников, как правило, узко дифференцируют ее по направлениям: самооценочная, межличностная, школьная (Зайцев Ю.А., Прихожан A.M., Дубровина И.В., Астапов В.М., Тарасова С.Ю. и др.).
Содержание

Введение 3 1. Понятие тревожности в психологии 5 2. Возрастные особенности тревожности 15 2.1. Возрастные особенности тревожности дошкольников и младших школьников 15 2.2 Возрастные особенности тревожности подростков 17 Выводы 30 Библиографический список 32 Приложение 1. Проявление тревожности у подростков на различных уровнях реагирования 35 Приложение 2. Возрастно-специфичные причины школьной тревожности 37
Список литературы

1. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с. 2. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 74-79. 3. Артюхова, Т.Ю. Тревожность современных подростков / Т.Ю. Артюхова, Н.В. Басалаева // Альм. соврем. науки и образования. – 2009. – № 4-1. – С. 15-19 4. Байтингер, О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: автореферат дис. ... канд. психол. наук Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 1998. - 17 с. 5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика,1984 - 432 с. 6. Гормин, А.С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении: автореферат дис. ... канд. психол. наук МГУ имени М.В.Ломоносова. – Н., 1997. - 24 с. 7. Давыдова, С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте / С. Е. Давыдова, Т. Ю. Хабарова // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 259-261. 8. Зайцев, Ю.А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте / Ю.А. Зайцев, Хван А.А. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 109 с. 9. Заворохина, А.В. Влияние тревожности подростков на построение конструктивных межличностных взаимодействий / А.В. Заворохина, С.А. Хазова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XL Международной научно-практической конференции — 2020. — С. 254-256. 10. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы. / О.Н. Истратова, Т.В, Эксакусто – Ростов н/Д: Феникс, 2010 - 510 с. 11. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С. 13-24. 12. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. 13. Корабельникова, Е.А. Тревожные расстройства у подростков / Е.А. Корабельникова, И.Ю. Кулагина // Медицинский Совет. – 2018. - №18 – С. 34-43. 14. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2006 – 198 с. 15. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с. 16. Мэй, Р. Смысл тревоги / Р. Мэй; пер. с англ. А.Багрянцевой. – М.: Изд-во «Институт общегуманитарных исследований», 2005. – 416 с. 17. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. — М.: Просвещение, 1978. — 176 с. 18. Полунина, Л.В. Психическое состояние школьной тревожности в подростковом возрасте / Полунина Л.В. // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова – 2013. – № 19:. – С. 62-64. 19. Психические состояния. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с. 20. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование – 1998. - №2. - С. 11-17. 21. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2007 – 119 с. 22. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. / А.М. Прихожан. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. 23. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 440 с. 24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт, пер. с нем. Г.И. Лойдина. - М.: Мир, 1994 – 320 с. 25. Рикфорт, Ч. Тревога, страх и ожидание / Ч. Рикфорт, сост. B. М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. - СПб.: Пер Сэ, 2008. - С. 86-101 26. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер, сост. B. М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. - СПб.: Пер Сэ, 2008. - С. 41-48. 27. Спилбергер, Ч. Опросник Спилбергера [Электронный ресурс] / Ч. Спилбергер – Электрон. текстовые дан. – М.: [б.и.], 1988. – Режим доступа: https://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера, свободный. 28. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета – 2013. - №2. – С. 42-52. 29. Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика/ С.Ю. Тарасова. – М.: Генезис, 2016 - 144 с. 30. Фельдштейн, Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн, сост. Л. А. Семчук, А. И. Янчий. // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 1996. - С. 142-147. 31. Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх/ З. Фрейд, сост. B. М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. - СПб.: Пер Сэ, 2008. - С. 8-10. 32. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд, пер. с нем. Г.В. Барышниковой. – М.: Наука, 1989. – С. 250–263. 33. Штукина, В.А. Состояния тревожности в системе отношений «Ученик-учитель» среднего звена общеобразовательной школы / А.В. Штукина // Научно-исследовательские публикации – 2017. - №2 (40). – С. 89-95. 34. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон, пер. с англ. А. А. Алексеева. – СПб.: Лет. сад, 2000. – 415 с.
Отрывок из работы

1. Понятие тревожности в психологии Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых в отечественной психологии, и за рубежом. Её изучением занимались такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, Р. Мэй, Х. Ремшмидт, Ч. Рикфорт, Ч. Спилберг и такие отечественные ученые, как В.М. Астапов, Т.Ю. Артюхова, Е.А. Корабельникова, А.М. Прихожан, С.Ю. Тарасова и другие. Они придают важное значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в системе саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность [14]. Понятие «тревожность» впервые было описано Зигмундом Фрейдом и определялось как «готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении». [32] В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения». [23] Понятие тревоги и тревожности имеют разный смысл. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием. По справедливому замечанию Ч. Спилбергера, при всем смысловом различии термина «тревога» исследователи используют его чаще всего в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно разным понятиям. Речь идет о смешении в одном термине двух пониманий тревоги: как психического состояния и как свойства личности (тревожности). В первом случае термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции; восприятия отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником опасности. Во втором случае тревожность как черта, свойство личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Ее проявления в подверженности действию различных стрессоров всегда индивидуализированы: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. [2, 26] На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [21] Корабельниковой Е.А. было проведено исследование, где обобщены основные проявления тревожности на различных уровнях реагирования, данные этого исследования приведены в Приложении 1. Большой интерес представляют различные психосоматические нарушения, при которых организм, переживающий тревогу, продолжает бороться за свое существование, изменяя при этом некоторые соматические функции. Есть много данных, свидетельствующих о повышении содержания сахара в крови (что может привести к развитию сахарного диабета) при состояниях тревоги и страха. Неудивительно, что тревогу часто сопровождают сердечные болезни, поскольку сердце особенно чувствительно к эмоциональным стрессам. Хотя происхождение гипертонической болезни (повышенное артериальное давление без признаков каких-либо еще заболеваний) в литературе по психосоматическим заболеваниям обычно приписывается подавленному гневу и злости, за агрессивными чувствами нередко скрывается тревога. Частые позывы к мочеиспусканию сопровождают тревогу, связанную с социальным соревнованием и успехом. Хотя эпилепсия, в той мере, в которой она подлежит компетенции психосоматической медицины, представляет интенсивный выход вытесненной злости, в некоторых случаях можно установить связь между эпилепсией и приступами тревоги или чувствами, провоцирующими тревогу (особенно направленными на мать), которые скрываются за злостью. [16] Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте, каждому этапу психического развития соответствует свой тип страха. Так, родовой травматизм сопровождается страхом разделения. Позже – это боязнь потери любви объекта матери. Затем приходит страх, связанный с комплексом кастрации, с чувством вины, вызванным мастурбацией. Наконец, приходит страх смерти и страхи, связанные с требованиями «Сверх Я». [31] Теоретически, как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх – это реакция на конкретно существующую угрозу; тревога – это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека). Но при анализе конкретного случая состояния напряжения установить эту разницу довольно непросто. Часто очень трудно сказать, является ли наблюдаемая реакция страхом или тревогой. При объективном подходе, для того чтобы отличить страх от тревоги, необходимо решить, является ли данная реакция адекватным, рационально направленным на самосохранение ответом на реальную, безусловную опасность, или же между стимулом и реакцией есть диспропорция. Если для одного человека какой-либо стимул может оказаться достаточным для того, чтобы вызвать страх, то для другого этот же стимул может не иметь никакого значения. С возрастанием диспропорции становится все более очевидным, что источник аффекта находится в самом человеке. В том случае, когда объект отсутствует, или малозначим, или не представляет опасности, безусловно, реакцию следует рассматривать как иррациональную, являющуюся выражением тревоги. С другой стороны, то, что представляется тревогой из-за преувеличенной реакции, может быть в действительности коммуникативным страхом, обусловленным психотравмой, полученной в детстве. Становится понятным, что хотя мы во всех случаях имеем дело с объектом, слишком категоричное деление факторов на внешние и внутренние вряд ли целесообразно. В качестве другого возможного критерия для дифференциации страха и тревоги предлагается использовать поведенческую реакцию, которая показывает наличие или отсутствие у субъекта возможности и желания эффективно бороться с опасностью. Тревогу в этом случае определяют как состояние беспомощности перед лицом внешней угрозы, а страх – как состояние аффекта, в котором человек ведет себя целенаправленно по отношению к угрозе. [25] Астапов В.М. считает, что страх и тревога неразделимы – они имманентно связаны друг с другом. И в то же время он разделяет их следующим образом: страх подразумевает конкретный объект, при столкновении с которым человек может проявить мужество. Тревога же означает отсутствие какого-либо объекта и характеризуется соответственно отсутствием направленности и интенциональности. Хотя, в определенном смысле объект имеется и у тревоги, но только в виде понятия угрозы, реальный же источник угрозы при этом отсутствует; иначе говоря, в качестве объекта тревоги выступает «отрицание всякого объекта». Таким образом, тревога – это страх перед неизвестным, а это неизвестное в силу своей природы не может приобрести понятные очертания. В тот момент, когда «тревога в чистом виде» овладевает субъектом, те объекты, которые до этого были причиной страха, предстают как симптомы базисной тревоги, что им было в определенной степени присуще и до этого. [1] Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. В своей методике Ч.Д. Спилбергер выделяет эти два вида тревожности. Первым из них – это ситуативная или реактивная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Неоправданным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания. Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. [27] В своем исследовании Артюхова Т.Ю. отметила, что ребенок, подверженный личностной тревожности, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, личностная тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. [3] Вопрос о причинах устойчивой тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время, как уже отмечалось, выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: 1) длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги [26]. Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности. 2) внутренние – психологические и/или психофизиологические причины: • неудовлетворение потребности в межличностной безопасности и, как следствие, нарушения общения. В наиболее общей форме эта точка зрения выражена Э. Фроммом, который подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности и чувствующего в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества; • внутренний конфликт. В.Н. Мясищев определял такой конфликт, как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающее значимые отношения личности и способствующее вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений. Центральными моментами здесь оказываются противоречия между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности, с которыми человек по разным причинам не может справиться, что и является основой для возникновения тревожности. [29] Прихожан А.М., автор книги "Тревожность у детей и подростков", для понимания причин тревожности рассматривает ее как личностное образование и как свойство темперамента. [22] При понимании тревожности как свойства темперамента в качестве основных факторов признаются природные предпосылки – свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов. Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль личностных и социальных факторов в ее возникновении и закреплении, прежде всего – особенностей общения (что может не сочетаться, а может и сочетаться с признанием природной предрасположенности, однако даже в последнем случае ей отводится подчиненная роль). [22] Исследования А.М. Прихожан показали, что есть особые способы переживания, осознания, вербализации и преодоления тревожности. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности: 1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги. Выделены три формы открытой тревожности: 1.1 Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может. 1.2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой самостоятельно вырабатываются достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: 1.2.1. Снижение уровня тревожности. 1.2.2. Использование тревожности для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. 1.3. «Культивируемая» тревожность – тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. «Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах: 1.3.1. Тревожность может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. 1.3.2. Тревожность может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. 1.3.3. Тревожность нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. 2. Скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем, через специфические способы поведения. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Далее рассмотрим формы скрытой тревожности: 2.1 Неадекватное спокойствие. В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном – острую, нерегулируемую). 2.2. Субъективно скрытая тревожность. В данной форме выраженность всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием», проявляемым по результатам экспериментальных проб, но одновременно, по самоотчетам, сопровождается смутным, диффузным переживанием, в вербализации которого испытываются существенные затруднения. Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно. [20] В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становится менее однозначными и категоричными. Современной подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не стоит рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности. В современной психологии тревожность рассматривается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидуальное, и как личностное свойство человека. [19] Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга». Расшифровать механизм "замкнутого психологического круга" можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективным неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком. [15]. На рисунке 1 представлен механизм "замкнутого психологического круга".
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 57 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 44 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 41 страница
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg