Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Цифровая трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства

kisssaaa0721 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2021
Цель курсовой работы – изучить историю развития ЖКХ в России, изучить содержание стратегий цифровой трансформации, влияние на сферу ЖКХ уифровизации, определить распространенность использования цифровых технологий в России и в мире, изучить систему умный город. Задачидля выполнения целей курсовой работы: ? Осуществить сбор данных и анализ цифровизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства; ? Изучить особенности и методы, внедряемых технологий; ? Изучить технологию «Умный город» в целом, а также в России и в мире. Практическая значимость работы: Проделанная работа позволяет применить полученные знания и навыки в сфере развития ЖКХ с целью внедрения новых технологий в производство, в том числе программы «Умный город». Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка из 15 использованных источников.
Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) России — совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка. Цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т. п. Это явление вызвано стремительным развитием информационных технологий, микроэлектроники и коммуникаций в большинстве стран мира. Актуальность: ЖКХ России занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. Именно цифровизация, применение инновационных, ранее отсутствовавших технологий для повышения качества принимаемых решений, в том числе для повышения эффективности ранее выполненной автоматизации, является трендом, определяющим ближайшие перспективы развития ЖКХ. Общий тренд на цифровизацию затрагивает в большей или меньшей степени все отрасли экономики и сфера ЖКХ не исключение. Информационные технологии могут обеспечить высокую безопасность, слаженную работу всех городских служб и, что еще важнее, IT-решения помогают сокращать издержки. Во-первых, оптимизация процессов управления - снижение потерь, снижение косвенных и накладных расходов в тарифах. Во-вторых, уменьшение объема дебиторской задолженности и возникающей в результате нее дополнительной финансовой нагрузки на предприятия ЖКХ. В-третьих, обеспечение прозрачности отрасли для общественного контроля и регулирования. И, наконец, формирование базы полных, достоверных и актуальных данных - о состоянии коммунальных фондов, качестве оказываемых услуг, объемах потребления и потребителях ЖКУ. Исходя из вышесказанного, можно определить, что тема цифровая трансформация в сфере ЖКХ является актуальной. Данная тема является трендом на рынке ЖКХ и активно развивается.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3 1. Цифровизация и развитие технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России…….……………………………….. 5 1.1. Основные этапы становления и развития ЖКХ России…....………… 5 1.2. Суть цифровизации ЖКХ. Развитие цифровых технологий в ЖКХ….. 8 1.3. Задачи цифровизации в системе ЖКХ………...……………................... 10 1.4. Продукт цифровизации в системе ЖКХ: «Умный город»….................. 11 2. Смарт проект «Умный город». Цифровые технологии стран мира........ 13 2.1. Основная информация и статистика по цифровым технологиям стран мира.............................................................................................................. 13 2.2. Смарт технология «Умный город»…….................................................... 13 2.3. Смарт технология «Умный город» в Китае………………….................. 16 2.4. Смарт технология «Умный город» в России……………………………. 17 3. Цели, проблемы реализации, эффекты и прогноза развития цифровых технологий в сфере ЖКХ России ……………………................. 19 3.1. Цифровые технологии для жителей городов и его польза …..……....... 19 3.2. Проблемы реализации программ и их решение…...…………………… 20 3.3. Ожидаемые эффекты от программы цифровизации систем ЖКХ……. 21 3.4. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства России на период до 2030 года…………………. 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……… 26
Список литературы

1. Цифровая трансформация бизнес-процессов в жилищно- коммунальной сфере, Сухоруков А.И., Ерошкин С.Ю., Богданова Е.Н.; 2. История развития жилищно-коммунального хозяйства на областном портале недвижимости ЧелСити.рф 3. Аналитический доклад «Текущее развитие проектов сфере цифровой экономике в регионах России»; 4. Деменко Ольга Геннадьевна, доклад: «Цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства в России»; 5. Федеральный закон от 21.07.2014 г. No 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70700450/ ; 6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. No 1632 – Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/ http://base. garant.ru/71734878/; 7. Марк Толстов, «Шаг к умному городу: как в России цифровизируется ЖКХ» [Электронный ресурс]; 8. Интервью директора блока организационного развития и технологий компании ОТР Алексея Игорвича Кулешова «Цифровизация ЖКХ как стратегическое развитие»; 9. МинСтрой России «Концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город»; 10. Банк решений «Умный город» [Электронный ресурс]; 11. Катаев Е.А., доклад на конференции «Строим город – 2021», «Умный город. Цифровые технологии»; 12. Замотина М.В., доклад на конференции «Строим город – 2021», «Цифровые технологии»; 13. Правительство РФ. Национальный проект. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnayaprogramma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf 14. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. https://strategy24.ru/rf/projects/strategiya-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-i-zhilishchnokommunalnogo-khozyaystva-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2030-goda 15. «Цифровизация ЖКХ: будущее в ваших руках». [Электронный ресурс]. https://xn----itbeqggh1bza.xn--p1ai/
Отрывок из работы

1. ЦИФРОВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ 1.1. Основные этапы становления и развития жилищно-коммунального хозяйства России История развития жилищно-коммунального хозяйства России обширна и берет свое начало еще задолго до образования самой Российской Федерации. Впервые надзор за исполнением функций ЖКХ, на уровне местного хозяйства, был закреплен в Наказе царя Алексея Михайловича «О Градском благочинии» от апреля 1649 года. Решение проблем в коммунальном хозяйстве было важным вопросом для государства. Это нашло отражение в указе Петра I от 22 февраля 1709 г. "О наблюдении московским обывателям чистоты во дворах и на улицах и о содержании мостовой в исправности". Позже при Петре I произошёл расцвет садово-паркового искусства, возведённого им в ранг первостепенного государственного дела. В 1710 году при кабинете министров была создана специальная садовая контора. С созданием централизованного Российского государства вопросы развития местного самоуправления, городского хозяйства, институтов, в соответствии с Указом Петра 1 от 16 января 1721 года, вошло в компетенцию российской полиции, и было связано с ростом городов, потребностями обеспечения населения жильем, повлекшими за собой и развитие внутригородской инженерной инфраструктуры. В 1802 году создается Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД) — единый государственный орган, ответственный за жизнеобеспечение населения. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах. Александром II 1 января 1864 года были утверждены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». В ведение земств отдавались: устройство и содержание дорог, школ, больниц, богаделен и приютов, строительство церквей, содержание тюрем и другие. В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством. Декрет «Об учреждении Комиссариата по местному самоуправлению» для объединения деятельности всех городских и земских учреждений, в распоряжение которого из НКВД было передано Главное управление по делам местного хозяйства, подписан в декабре 1917 года. Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 года Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в отдел местного хозяйства НКВД. Нa VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством. В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили единое название «коммуна». Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами. В январе 1920 г. по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел. На VIII Всероссийском съезде Советов в 1920 году принят первый Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО). Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР создано в 1921 году. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ликвидирован ГУКХ НКВД и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР. В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР — Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга. В мае 1939 г. строительные функций были частично выделены из Наркомата коммунального хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное строительное ведомство СССР. Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства. В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства. В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года. Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование». В 1997 г. Ельцин подписал указ "О реформе ЖКХ", согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г. до 100% в 2003 г. Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г. Новая редакция закона "Об основах федеральной жилищной политики" (2003 г.) вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением. В 2001 г. был принят документ - подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., а в конце 2004 г. был утвержден новый Жилищный кодекс который ввел новую форму гражданско-правового договора - договор об управлении многоквартирным домом. В течение 1994 – 2014 годов функции координации деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве на федеральном уровне еще несколько раз закреплялись то за Госстроем, то за Минпромэнерго, то за Минрегионом России. С 2014 года эти полномочия находятся в ведении вновь созданного Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В июле 2017 г. утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», призванная внедрить электронный обмен данными во все отрасли экономики России. Для сферы жилищно-коммунального хозяйства эта программа имеет первоочередное значение, поскольку автоматизация сбора данных счетчиков учета и коммунальных платежей в состоянии не только сэкономить бюджету значительные суммы, но и обеспечить достоверный беспристрастный учет потребления коммунальных ресурсов. 1.2. Суть цифровизации ЖКХ. Развитие цифровых технологий в сфере ЖКХ Исследуя различные отрасли было определенно, что сфера ЖКХ является одной из приоритетных сфер для введения систем цифровых технологий (схема 1.1). Схема 1.1. Приоритетные сфера и отрасли для внедрения СЦТ в регионах Когда мы говорим про цифровизацию ЖКХ, то имеем в виду огромный комплекс решений, который позволит оптимизировать городские бюджеты, снизить издержки домовладельцев на содержание недвижимости и повысить качество жизни. Но чтобы прийти к цифровым городам, нужно начать с малого — автоматизации и цифровизации отдельных процессов. Цифровизация предполагает внедрение прикладных технологий для автоматизации различных процессов в ЖКХ: • прогнозирования и моделирования; • учета потребления ресурсов; • начислений и приема платежей; • документооборота; • распределения ресурсов на капремонт; • предоставления дополнительных услуг; Это неполный список, и он постоянно расширяется. Сформированная цифровая сеть позволяет ускорить выявлениеаварийных и предаварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, снизить коммунальную нагрузку на жителей. Это логичный и необходимый этап на пути общей цифровизации общественной жизни. Внедрение цифровых технологий позволяет создать единое информационное пространство, которое объединит жителей, УК, город, субъекты федерации и всю страну. 1.3. Задачи цифровизации сферы ЖКХ В условиях цифровизации сферы ЖКХ, необходимо сосредоточиться на решении следующих задач: • усилить роль государства в развитии цифровой экономики и цифровой трансформации ЖКХ, повысить уровень готовности ТСЖ, управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций к внедрению цифровых технологий, провести оценку возможностей и потенциала рынка ЖКХ; • активизировать процесс формирования государственно-частного партнерства для развития цифровой экономики в ЖКХ, направленный на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках программы развития цифровой экономики и ее влияние на цифровую трансформацию ЖКХ; • активизировать работу по внедрению и дальнейшему развитию ГИС ЖКХ (единая федеральная централизованная система, которая содержит информацию о жилищно-коммунальном хозяйстве), а также созданию единой информационной среды контроля и надзора в сфере ЖКХ; • активизировать работу по созданию инфраструктуры для сбора и хранения информации, использованию технологий блокчейна (выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков – связный список, содержащих информацию) в ЖКХ, внедрению беспилотных и интеллектуальных робототехнических комплексов; • анализировать состояние и перспективы использования возобновляемых источников энергии в системах теплоснабжения ЖКХ, развивать интеллектуальные системы поддержки принятия решений в чрезвычайных и кризисных ситуациях, обеспечивающих информационную и кибербезопасность ЖКХ, формировать цифровые платформы для интеллектуального управления энергосбережением в сфере ЖКХ; • формировать единую информационно-аналитическую систему для мониторинга и контроля ЖКХ города для реализации концепции «Безопасный город». Использовать навигационные системы ГЛОНАСС/GPS/ M2M в системах ЖКХ. 1.4. Продукты цифровизации в системе ЖКХ ЖКХ России активно стремиться развить цифровые технологии в своем секторе. Самым ярким и наиболее успешным примером является проект «Умный город». Концепция «Умный город» предполагает интеллектуальные решения в управлении городской инфраструктурой – транспортом, энергетикой, тепло- и водоснабжением, безопасностью. Такие решения должны повысить производительность городских служб, увеличить энергоэффективность и экологичность коммунального комплекса и обеспечить жителям возможность влиять на развитие города. В России есть проект «Умный город», который нацелен на поэтапное внедрение цифровых технологий в работу городских служб к 2024 году. Проект предполагает, что в городах с населением свыше 100 тысяч человек появятся: 1. платформы для вовлечения граждан в решение вопросов городского развития; 2. интеллектуальные системы для управления жилищно-коммунальным хозяйством; 3. решения для повышения комфортности городской среды и оптимизации транспортных потоков; 4. системы общественной и экологической безопасности; 5. городские информационные системы. В банке технологий и решений в сфере городского хозяйства представлено 349 проектов в сфере умного города. К умному ЖКХ имеют отношение 94 проекта — это и умные счетчики, передающие показания в дистанционном режиме, и системы контроля потребления ресурсов, и решения, которые оптимизируют работу аварийно-диспетчерской службы. Например, умные счетчики работают, как устройства со встроенными модулями для беспроводной связи (LPWAN, Wi-Fi или вшитая сим-карта NB IoT), которые передают показания поставщикам коммунальных услуг напрямую, без участия собственника помещения. Все эти решения позволят не только снизить риски, связанные с человеческим фактором, но и получить достоверные данные о том, какие проблемы и вопросы требуют пристального внимания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg