Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономическое районирование России

kisssaaa0721 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2021
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. Цель курсовой работы - исследование экономического районирования России, а также анализ системы регионального управления и территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи: 1) изучить основные принципы районирования ; 2) рассмотреть состав крупных экономических районов России ; 3) выявить особенности Уральского района России; 4) дать общую характеристику социально-экономического положения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра; 5) выполнить анализ системы регионального управления и территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра; 6) выполнить итоговую оценку процессов регионального управления и территориального планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и сделать предложения по совершенствованию. Объект исследования – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Предмет исследования – система регионального управления и территориального планирования региона. В процессе проведения исследования в рамках выполнения курсовой работы были использованы учебные пособия и научные статьи, статистические материалы и Интернет-ресурсы. При написании курсовой работы были использованы такие общенаучные методы исследования, как исторический, логический и функциональный подходы, анализ и синтез, индукция и дедукция, графический метод. Курсовая работа состоит из введения; основной части, состоящей из двух глав; заключения; списка использованных источников.
Введение

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил. Современный экономический район - это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ 5 1.1 Основные принципы районирования 5 1.2 Состав крупных экономических районов России 7 1.3 Особенности Уральского района России 11 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА 14 2.1 Общая характеристика социально-экономического положения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра 14 2.2 Анализ системы регионального управления и территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра 18 2.3 Итоговая оценка процессов регионального управления и территориального планирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Предложения по совершенствованию 26 Заключение 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 9) - [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ 2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ 3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2015 года №46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [Электронный ресурс] URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/normativnye-pravovye-akty-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-reguliruyushchie-voprosy-strat/297864/zakon-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-ot-28-maya-2015-goda-46-oz-ob-otdelnykh-voprosakh-/ 4. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 октября 2017 года N 610-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/prognoz-razvitiya-okruga/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-na-2018-god-/915491/rasporyazhenie-pravitelstva-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-ot-23-iyunya-2017-goda-375-rp-ob-osnovnykh-pokazatelyakh-prognoza-sotsialno-ek/ 5. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.06.2020 г. №378-рп «Об итогах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2019 год [Электронный ресурс] URL: https://depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/b7e/378_rp.pdf 6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2007 № 349-п «Об утверждении схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/991020812 7. Распоряжение Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп (с изменениями на 16 августа 2019 года) «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-okruga/297871/rasporyazhenie-pravitelstva-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-ot-22-03-2013-101-rp-o-strat/ 8. Аргунова, Л.Г. Стратегическое управление развитием муниципального образования : учебное пособие / Л.Г. Аргунова, В.И. Катаева, М.С. Козырев. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 376 с. : ил., схем., табл. - Библиогр.: с. 350-364. - ISBN 978-5-4475-3640-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273606 9. Бойчук, Я. В. Совершенствование элементов проектного управления в органах региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / Я. В. Бойчук, П. А. Шухат, А. А. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67274/ (дата обращения: 16.05.2021). 10. Зандер, Е.В. Региональное управление и территориальное планирование : учебное пособие / Е.В. Зандер, Е.В. Лобкова, Т.А. Смирнова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. - 282 с. : табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7638-3175-7 ; То же [Электронный ресурс]. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435863 11. Лаженцев, В.Н. О практическом использовании социально-экономического районирования в системе государственного управления (примеры по европейскому северу России) // Проблемы развития территории. 2016. №6 (86). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prakticheskom-ispolzovanii-sotsialno-ekonomicheskogo-rayonirovaniya-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya-primery-po-evropeyskomu 12. Петрова, В.С. Проблемы социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры // Концепт. — 2017. — № S1. 13. Плисецкий, Е. Л., Еремеева, Л. II. Приоритеты региональной политики России в контексте инновационного развития // Научно-аналитический журнал "Наука и практика" РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2014. № 1 (13). С. 20—24 14. Раменская, Л.А. Особенности проектного управления органах государственной власти// Фундаментальные исследования. — 2018. — № 1. Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/. 15. Рисин, И. Е. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. М.: Русанс, 2015. 168 с. 16. Социально-экономические показатели Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам2019 года [Электронный ресурс] URL: http://racugra.ru/wp-content/uploads/2020/04/UrFO-2019.pdf 17. Сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [Электронный ресурс] URL: https://gov.admhmao.ru/ 18. Сайт Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [Электронный ресурс] URL: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/vlozheniya/305495/mery-i-mekhanizmy-realizatsii-strategii-2030/ 19. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/ 20. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/ 21. Сайт Ханты-Мансийского района [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/http://hmrn.ru/raion/ekonomika/ser/strategy/1-12-territorialnoe-razvitie.php
Отрывок из работы

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ 1.1 Основные принципы районирования Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России [12]. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д. Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов [10]. Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. 1.2 Состав крупных экономических районов России Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны - Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы [11]. В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург [11]. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России: 1) трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область; 2) оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири; 3) многоотраслевые и депрессивные - значительная часть зоны Севера. Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа - создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры - фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами - Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса - Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере [15]. При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности. Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России [11]: 1) фермерские регионы со значительной долей частной собственности - основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока; 2) регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими - Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири; 3) горные районы - республики Северного Кавказа, Алтайская республика; 4) регионы отгонно-пастбищного животноводства - Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область; 5) слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования - это основная часть зоны Севера. Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения - демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями - зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой - Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке - Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири - Кузбасс; в Московской области - Зеленоград, в Калининградской области - Янтарь и в других регионах России. 1.3 Особенности Уральского района России Состав района: Республики: Башкортостан; Удмуртия; Области: Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская; Площадь: 820 т. км2; Население: 20 млн. чел. (2 место после Центрального района). Общие особенности региона: ВПК; мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35% чугуна; 1/5 бумаги); выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток; мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК); старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70-75%). Природные ресурсы: нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь); газ (Оренбург); уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск - истощенные запасы, среднего качества); ж/руда (2 место после КМА) - нет крупных и удобных к разработке месторождений; бокситы (СУБР - 80% всего сырья, убыточная добыча); медные руды (Красноуральск, Кировград); никель (Реж, Уфалей); цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод); золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности); не рудные полезные ископаемые: асбест (90% по РФ); лес (40% территории района) Население и трудовые ресурсы: 75% городского населения; высокий уровень образования, подготовки кадров; рост скрытой безработицы. Основные отрасли промышленности: ТЭК: недостаточная обеспеченность ресурсами; нефть, газ; электроэнергетика - Белоярская АЭС; Черная металлургия: свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА; свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана; нет коксующихся углей, целиком ввозятся; комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский. Цветная металлургия: Медная промышленность: полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш); алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ - К-Уральский); титан - ВСМПО. Машиностроение: весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин); Химическая промышленность: минеральные удобрения, калий, азот (Пермь); на отходах металлургии; производство шин; смолы, пластмассы. Лесная промышленность: бумага; мебель. АПК: зона рискованного земледелия; на юге района - 60% зерна, картофель. Все для собственных нужд. Транспорт: ж/д; трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) - нефть и газ. Основные проблемы: ввоз топливных и энергетических ресурсов; спад в машиностроении и ВПК; экологические проблемы; износ основных фондов [11]. Так как в районе наблюдается тенденция к увеличению масштабов тяжелой индустрии, необходимо расширять непроизводственную сферу, усиливать социальную направленность экономики. Важной задачей в развитии рыночной экономики в районе имеет техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Необходимо укреплять сырьевую базу, для этого нужно осваивать новые месторождения, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства. Для района актуальны проблемы об охране окружающей среды. Особенности развития: район имеет ярко выраженную индустриальную специализацию и структуру хозяйства. Ему принадлежит первое место по объему промышленного производства. Господствующее положение отводится металлургии. Одна из особенностей промышленности района - высокий уровень концентрации производства. Ведущую роль играют крупные предприятия. В этом районе расположена половина номерных городов, относящихся к «ядерному циклу». С/х представлено производством зерна, особенно твердых и сильных сортов пшеницы. Внутренние и внешние связи района обслуживаются развитой транспортной сетью. Она включает все известные виды транспорта, в том числе трубопроводы и ЛЭП. Трудовые ресурсы представлены высококвалифицированными промышленными кадрами. ? 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА 2.1 Общая характеристика социально-экономического положения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО - Югра) входит в состав Уральского федерального округа (УФО) и располагается в центральной части Западной Сибири. Площадь территории ХМАО - Югры составляет 534,8 тыс.км [17]. В состав округа входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск); 9 муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский); 26 городских и 58 сельских поселений. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития России. Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера (Приложение А). Округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является крупнейшим нефтедобывающим районом России и мира, относится к регионам-донорам и лидирует по целому ряду основных экономических показателей. Численность постоянного населения автономного округа на 1 января 2019 года по информации Федеральной службы государственной статистики составила 1 663,8 тыс. человек (на 1 января 2018 года – 1 655,1 тыс. человек). (рисунок 1) [20]. Рисунок 1 – Динамика численности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2020 гг. Таким образом, в Югре наблюдаются положительные тенденции демографического развития, чему способствует проведение демографической политики, развитие системы здравоохранения, направленной на увеличение продолжительности жизни, рост численности населения за счет естественного прироста населения. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателе ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая в 2019 году в Югре прогнозируется на уровне 74,6 года, что на 1,2 года выше, чем в среднем по России (73,4 лет). В таблице 1 приведены основные показатели социально-экономического развития ХМАО – Югра в 2018-2019 гг. Таблица 1 – Основные показатели социально-экономического развития ХМАО – Югра в 2018-2019 гг. [16] Показатели 2018 год 2020 год Темп роста, % Валовой региональный продукт, млрд руб. 4447,48 4450,15 100,06 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд руб. 4695,64 4898,7 104,32 Продукция сельского хозяйства, млрд руб. 10,26 11,1 108,19 Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млрд руб. 158,6 91,1 57,44 Оборот розничной торговли, млрд руб. 420,59 437,52 104,03 Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 930,72 953,52 102,45 Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, % 9,0 8,9 98,89 Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,43 0,44 102,33 Преобладающей в структуре общего объёма отгруженных товаров промышленного производства автономного округа традиционно является доля вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых». Объем отгруженных товаров промышленного производства в 2019 году составил 4898,7 млрд руб., что обеспечивает 36,7% общего объема Уральского Федерального округа и 6,9% общего объема Российской Федерации. По объему промышленного производства Югра является лидером среди регионов Уральского Федерального округа. Среди регионов Уральского Федерального округа автономный округ занимает 1-ое место по объёму отгруженных товаров в секторе «Добыча полезных ископаемых», обеспечивая 55,8% удельного веса (рисунок 2) [17]. Рисунок 2 – Объем промышленного производства регионов УрФО в 2019 году, в млрд. рублей; % удельного веса в общем объёме Одной из задач устойчивого социально-экономического развития автономного округа является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. В Югре сформирована вся необходимая для развития инновационной среды нормативная правовая база и соответствующая инфраструктура, которая представлена следующими организациями: 1) автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий» (Технопарк). В целях стимулирования инновационной активности предприятий в Югре Технопарком предоставляется информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующая росту числа инновационных компаний. На базе Технопарка осуществляют свою деятельность объекты инновационной инфраструктуры [17]: - центр прототипирования; - центр поддержки технологий и инноваций; - центр кластерного развития; региональный центр инжиниринга; 2) Фонд поддержки предпринимательства Югры; 3) Фонд «Югорская региональная микрокредитная компания»; 4) Фонд «Центр поддержки экспорта Югры»; 5) Фонд научно-технологического развития автономного округа; 6) Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 2016 году создан Центр молодежного инновационного творчества (далее – ЦМИТ). Деятельность ЦМИТ направлена на создание благоприятных условий для детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их развития в научно-технической, инновационной и производственной сферах, путем создания материально-технической, экономической, информационной базы. За период январь-июнь 2019 года услугами ЦМИТ воспользовались 440 человек [17]. В 2019 году резидентами Технопарка являлись 40 субъектов малого и среднего предпринимательства, 166 рабочих мест, из них вновь созданных 16, объем реализованной инновационной продукции – 54,7 млн руб., объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от компаний – резидентов – 11,2 млн руб. В целях поддержания реальных денежных доходов населения проводятся мероприятия по повышению оплаты труда отдельным категориям граждан социальной сферы и науки, а также индексация оплаты труда работников бюджетной сферы, не подпадающих под действие «программных» указов Президента Российской Федерации. 2.2 Анализ системы регионального управления и территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра К документам стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югра относятся [17]: - Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; - прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на долгосрочный период; - бюджетный прогноз Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на долгосрочный период; - прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на среднесрочный период; - план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; - государственные программы Ханты-Мансийского автономного окру-га – Югры; - схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры В настоящее время развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югра осуществляется в рамках реализации Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского района до 2030 года (Стратегия - 2030), которая утверждена решением Думы Ханты-Мансийского района от 21.09.2018 № 341 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского района до 2030 года». Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры содержит [7]: 1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития автономного округа на дату начала срока действия стратегии социально-экономического развития автономного округа; 2) сценарии развития, выбор целевого сценария; 3) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики автономного округа; 4) пространственное развитие (характеристику и перспективы); 5) показатели достижения целей социально-экономического развития автономного округа, сроки и этапы реализации стратегии; 6) ожидаемые результаты реализации стратегии; 7) меры и механизмы реализации стратегии; 8) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии; 9) информацию о государственных программах автономного округа, утверждаемых в целях реализации стратегии; 10) иные положения, определяемые законами автономного округа. В целях реализации Стратегии-2030 утвержден План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2030 года, в котором определены целевые показатели, характеризующие результаты реализации. Стратегическая цель Стратегии-2030 – повышение уровня жизни населения на основе эффективного использования ресурсов и сбалансированного развития – разбивается на два блока [7]:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 39 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 29 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 9 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg