Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Пути совершенствования взаимоотношений государства и бизнеса в регионе (на материалах Республики Башкортостан)

kisssaaa0721 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2021
Целью выпускной квалификационной работы является изучение взаимоотношений государства и бизнеса, оценка эффективности взаимоотношений государства и бизнеса и разработка предложений по его совершенствованию. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: 1. Определить понятие, значение и содержание взаимоотношений государства и бизнеса. 2. Рассмотреть взаимоотношения государства и бизнеса как объект управляющего воздействия. 3. Изучить систему государственного регулирования взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации. 4. Исследовать методы совершенствования взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации. 5. Провести анализ и характеристику взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан. 6. Изучить систему государственного управления взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан. 7. Изучить государственные программы в сфере взаимоотношений государства и бизнеса в Республике. 8. Совершенствовать правовые основы взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации. 9. Рассмотреть применение информационных технологий в совершенствовании взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации. 10. Предложить и провести оценку эффективности совершенствования взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации Объектом исследования является взаимоотношение государства и бизнеса. Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимоотношений государства и бизнеса в современной России. Теоретическая значимость результатов выполнения выпускной квалификационной работы заключается в расширении теоретических знаний об управлении сферой взаимоотношений государства с бизнесом, а также определяется ее ролью в теории и практике государственного управления. Практическая ценность состоит в том, что разработанные в ходе исследования теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы для совершенствования управлении сферой взаимоотношений государства и бизнеса, а результаты исследования можно применить в практической деятельности.
Введение

Важным условием эффективного развития российской экономики в современных условиях является выстраивание цивилизованных, партнёрских отношений между хозяйствующими субъектами и органами публичной власти. Взаимоотношение крупнейших компаний с государственными и муниципальными органами происходит на договорной основе, которое носит закрытый характер и не афишируются перед гражданским обществом. Актуальность темы исследования обусловлена: 1. Наличием воли государства и потребностями представителей бизнес сообщества в модернизации системы управления взаимоотношения с ним. 2. Потребностями практики совершенствования взаимоотношений государства и бизнеса. 3. Необходимостью развития институционального взаимодействия государства и бизнеса. 4. Недостаточностью научных исследований по данной проблематике, учитывающих российскую действительность и вызовы современности. 5. Несовершенством действующего законодательства в области взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации. Проблема взаимоотношений государственных органов и бизнеса затрагивает широкий круг практических и теоретических аспектов ее изучения. Экономический аспект деятельности крупных компаний были изучены В. Иванченко, Г.Б. Кочеткова, В.Б. Супян, Ф.И. Шамхалова. Они определяли бизнес как один из главнейших институтов общества. В нашем случае, кроме экономической составляющей деятельности бизнеса, для изучения важен был также политический аспект. Ведь влияние бизнеса в стране довольно часто влияет на процесс принятия управленческих решений. Большой вклад в изучение роли бизнеса как одного из объекта политического процесса внесли А.А. Галкина, А.Ю. Зудина, Г. Джордана. Однако взаимоотношения государства и бизнеса на региональном уровне пока изучены мало.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА ……………….. 8 1.1. Понятие, значение и содержание взаимоотношений государства и бизнеса………………………………………………………. 8 1.2. Система государственного управления в сфере взаимоотношений государства и бизнеса………………………………….. 13 1.3. Методы государственного регулирования в сфере взаимоотношений государства с бизнесом………………………………... 18 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН….. 22 2.1. Состояние взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан………………………………………………… 22 2.2. Система государственного управления взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан…………………...….. 26 2.3.Государственные программы в сфере взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан ……...………………. 38 2.4. Зарубежный опыт государственного регулирования бизнеса и перспективы его принятия в Республике Башкортостан…………………. 42 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА…………………………………………………………………. 52 3.1. Совершенствование правовых основ взаимоотношений государства и бизнеса……………………………………………………….. 52 3.2.Применение информационных технологий в сфере взаимоотношений государства и бизнеса …………………………………. 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 69
Список литературы

1. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 № ВС- 22/15 [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс». 2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс». 3. О порядке проведения Федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17.12.12 № 1318 // СПС «Консультант плюс». 4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ 5. О Торгово-промышленной палате в Республике [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан № ВС-18/36 от 14 июля 1993 г. // "Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", 1993, № 12, ст. 335. 6. О торгово-промышленных палатах в РФ [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации № 5340-1 от 7.07.1993 года // СПС «Консультант плюс». 7. Артемов, А.Б. Модернизация государственного управления экономикой [Текст]: Учебник / А.Артемов, А.Брыкин, В.Шумаев // Экономист. 8. Бекетов, Н.В. Государственное управление пространственным развитием: Учебник Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. 9. Беспалов, М.В. Основные направления государственной политики по поддержке субъектов предпринимательской деятельности в условиях нестабильной экономической среды : Учебник. - 2016. - № 3. -С.17-23. 10. Веревкин, Л.П. Управление государственным сектором России : Учебник / - 2017. - № 3. 11. Глазкова, Л. Кризис показал, что государство должно вернуться в экономику: Учебник. - 2017. - № 15. 12. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Под ред. Н.И Глазуновой. - М., 2016. - 320с. 13. Глинский, В.В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России : Учебник - 2017. - № 19. - С.2-8. 14. Городнова, Н.В. Совершенствование управления государственно- частными партнерствами в строительстве : Учебник / - 2017. - № 24. - С.2-11. 15. Государственное управление: Учебное пособие : Учебник / Хабаровск: ДВАГС, 2016. 16. Дедов, С.В. Государственное управление инновационной политикой: цели и задачи : Учебник. - 2016. - № 29(170). -С.33-38. 17. Дубровский, А.Ю. Основы государственного управления инновационной деятельностью: Учебник - 2016. - № 4. -С.22-36. 18. Ждан, Г.В. Административная реформа: субфедеральные проблемы и направления совершенствования государственного управления [Текст]: Учебник / - 2017. - № 1. - С.258-274. 19. Об утверждении плана мероприятий (Дорожной карты) «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 953-р // СПС «Консультант плюс». 20. Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: Положение от 22.01.2013 № 8 // СПС «КонсультантПлюс». 21. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года [Электронный ресурс]: Утв. Правительством РФ от 25.03.2013 года // СПС «Консультант плюс». 22. Хоскинг, А. Курс предпринимательства [Текст]: Учебник под ред. В. Рыбалкина – 2011. № 15. 23. Теория организации (Теория менеджмента) : учебное пособие / Е.А. Сысоева, Г.И. Москвитин, В.А. Козырев, Н.И. Астахова, О.В. Барбашина, С.А. Федосеев, Лабушева (Ступичева) Я.Г., Е.Д. Платонова, М.И. Ковальская, О.В. Вершинина, А.А. Хачатурян, И.В. Рыжов, Акмае. - Москва : КноРус, 2018. - 338 с. - Для бакалавров. https://www.book.ru/book/924061 24. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий : учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 347 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=891858 25. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. - 242 с. - Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - (Президентская программа подготовки управленческих кадров) http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=942745 26. Версоцкий, Р. Р. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России [Текст] / Р. Р. Всероцкий // Журнал «Управленческое консультирование». – 2019. – № 7. - С.108-114. 27. Госпрограмма Экономическое развитие и инновационная экономика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Портал Госпрограмм РФ. – URL: https://programs.gov.ru/Portal/program/15/passport. 28. Официальный сайт Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – URL: https://it.bashkortostan.ru. 29. Официальный сайт Национального Фонда Развития Бизнеса [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--90axjp.xn--p1ai 30. Официальный сайт Портал «Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]. – URL: https://investrb.ru/ru/ (дата обращения: 30.03.2020). 31. Официальный сайт Портал «Единый республиканский инновационный бизнес-портал» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.erbp.ru/ (дата обращения: 30.03.2020). 32. Официальный сайт Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству [Электронный ресурс]. – URL: https://biznestur.bashkortostan.ru. 33. Официальный сайт Корпорации развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – URL: https://kr-rb.ru/ (дата обращения: 02.04.2020). 34. Официальный сайт Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fondmb.ru/pages/show_category/o-fonde-razvitiya-i-podderjki-malogopredprinimatelstva-respubliki-bashkortostan1. 35. Портал «Открытая Республика» или официальный сайт Республики Башкортостан https://www.bashkortostan.ru/ 36. Портал Торгово-промышленной палаты Российской Федерации https://tpprf.ru/ru/ 37. Портал Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан https://ufa.tpprf.ru/ru/ 38. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/ 39. Сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан https://economy.bashkortostan.ru/ 40. Распределение индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности квартальные данные 2020 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. – URL: https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank. 41. Распределение организаций по видам экономической деятельности квартальные данные 2020 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. – URL: https://bashstat.gks.ru/storage/mediabank/ (дата обращения: 02.04.2020). 42. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан. – URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.p df. 43. Теплов, В. П. Словарь по экономической теории [Электронный ресурс] / Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал, 2007. – URL: https://1220.slovaronline.com. 44. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан. – URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.p df. 45. Цыркаева, Е. А. Методы государственного регулирования регионального производственного Рынка Республики Башкортостан [Текст] / Е. А. Цыркаева // Управление экономическими системами : Электронный научный журнал. – Кисловодск : Кисловодский институт экономики и права. – 2019. - 3 (121). – С. 17. 46. Чернопятов, А. М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А. М. Чернопятов. – М. : Издательство ООО «Винчера», 2013. – 95 с. 47. Чувалаева, Т. А. Особенности государственного регулирования в развитых странах [Текст] / Т. А. Чувалаева // Журнал Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2013. - № 196. – с.102-108.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА 1.1. Понятие, значение и содержание взаимоотношений государства и бизнеса Российское законодательство дало определение понятия бизнеса и предпринимательства в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2): «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [5]. Успешность бизнеса определяется и способностью к разработке и накоплению опыта социального взаимодействия - институтов - правил и процедур ведения дела. Бизнес, так же можно подразделить на два типа - это процедурный и интуитивный. Процедурный бизнес - это бизнес, в основе которого лежат формальные правила и процедуры, применимые в стандартных ситуациях. Интуитивный бизнес характерен для периода становления рыночной экономики, когда не сложились единые правила игры, рыночная среда неустойчива и нельзя найти ни стандартных ситуаций, ни стандартных моделей поведения бизнеса. В системе определений типов субъектов бизнеса, различающихся между собой по количественным признакам, наряду с малыми предприятиями (мелким бизнесом) выделяются крупный и средний бизнес. Крупный бизнес - объединение предприятий. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать «топологическое» воздействие на социально-экономическую среду [28]. По официальной классификации предпринимательской деятельности Российской Федерации, для отношения бизнеса к категории «крупного бизнеса» предприятие должно соответствовать следующим критериям: ? численность работников предприятия за предшествующий календарный год - не менее 251человек; ? выручка от реализации товаров и рабочих услуг без учета НДС или стоимость активов за предшествующий календарный год не менее 2 млрд.рублей. Крупный бизнес выполняет не только микроэкономические, но и макроэкономические функции, обеспечивая планомерность, т.е. сознательно поддерживаемую пропорциональность развития экономики в государстве. Можно выделить три основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост крупных компаний: 1. стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ееединицу; 2. стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (экономия на разнообразии производственной продукции и рынковсбыта). 3. экономия на транзакционных расходах. Транзакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, можно обобщенно выделить следующие функции современного крупного бизнеса: ? экономическая - развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности; ? инновационная - бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки итехнологии; ? политическая - бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества; ? лидерская - в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества; ? социальная - бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социальногопартнерства; ? этическая (нравственная) - этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни. Система взаимоотношений государства и бизнеса - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства и государственных органов на крупнейшие организации и предприятия в целях упорядочения и контроля топологического воздействия этих организаций на социально-экономическую среду, институты определенного сектора экономики и национального хозяйства. Эта система организуется как система взаимодействия субъектов крупного бизнеса в целях оптимального функционирования и развития национального хозяйства посредством осуществления управленческих отношений в данной сфере. В качестве основных элементов системы взаимоотношений государства и бизнеса можно выделить следующие: 1. Объект управления. Объектом управления взаимоотношения государства и бизнеса являются крупнейшие компании различных секторов экономики, а также отношения между органами государственной власти и организациями, представляющими права и интересы крупного бизнеса на всех уровнях власти. 2. Субъект управления - это различные государственный органы, способные вырабатывать программы деятельности и реализующие данную способность. На уровне государства важнейшие субъекты - органы государственной власти (Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации), исполнительной власти (Правительство Российской Федерации) и судебной власти. На региональном уровне субъектами управления выступает аналогичные органы субъекта Российской Федерации. 3. Управляющее воздействие. Под этим понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего воздействия является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание). Рисунок 1 – Система субъектно-объектных зависимостей* *Выполнено по [12] Взаимовлияние субъекта и объекта в процессе управления всегда неизбежно приводит к изменениям, как объекта, так и субъекта. Объект выступает определяющим фактором для субъекта, влияя на его структурное построение, форму поведения и целенаправленность деятельности, и выбор средств и способов. Таким образом, взаимоотношения государства и бизнеса является объектом управляющего воздействия, поскольку между субъектом и объектом возникают определенные отношения представляющие собой определенную систему правовых, экономических и организационных мер, связанных с осуществлением государственными органами корректирующих управляющих воздействий на деятельность крупных компаний посредством использования различных механизмов влияния и контроля. А. Бунич выделяет 7 функций государства во взаимоотношении с бизнесом: 1. направляющая; 2. инвестиционная; 3. социальная; 4. антимонопольная; 5. планирование и прогнозирование; 6. стимулирование научно-технического прогресса, создание инновационной системы; 7. создание устойчивой кредитно-финансовой системы. Анализ функций бизнеса и государства приводит к выводу об их невыполнимости при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и государством. Взаимодействия бизнеса и государства обусловлены как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства. Таким образом, взаимоотношения государства и бизнеса представляет собой сложную и противоречивую систему сотрудничества. Сущностью таких взаимодействий можно считать координирование действий политической и экономической власти в целях наиболее эффективной реализации функций каждой из них, вследствие чего обеспечивается стабильность экономического и социального развития страны. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимоотношение между ними имеет большое значение, поскольку от эффективности этого взаимодействия зависит уровень социально- экономического развития страны и благосостояние каждогогражданина. 1.2. Система государственного управления в сфере взаимоотношений государства и бизнеса От того, что понимается под системой государственного управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с государственным управлением. Следует выделить три логические схемы, посредством которых раскрываются различные аспекты системы государственногоуправления. Прежде всего, имеется в виду взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления, которая призвана охватывать: ? организацию и функционирование субъекта управления - управляющую систему; ? структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами; ? компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющие воздействия либо участвуют в их формировании. Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова. В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению). В такой системе субъект управления (государство) определяет государственно-властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, которое выступает диалектическим сочетанием закономерностей, потребностей и интересов общественной системы и возможностей субъекта управления. Здесь особая роль отводится закономерностям, потребностям и интересам общественной жизнедеятельности. В узком смысле, как уже непосредственно реализуемое, практически осуществляемое управление, система субъектно-объектных зависимостей включает в себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления, а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственногофункционирования. С точки зрения взаимосвязей в системе субъектно-объектных зависимостей, само государственно-управляющее воздействие можно охарактеризовать как общественную потребность, интерес и цель в управлении (организации общественных связей), осознанные субъектом управления (его компонентами), юридически нормативно выраженные и практически осуществленные в его решениях и действиях. Государственное управление - это явление субъективное. Погружаясь в объективное, стремясь своими возможностями способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести: информацию, знания, организационные и нормативные ресурсы, идеи (модели), экспертные оценки, решения (управляющие воздействия), действия государственных служащих и других участников управленческих процессов, субъективные результаты управления, которые характеризуют не только объективное осуществление потребностей и интересов, но и отражение всего этого в мыслях и чувствах людей. Чтобы понять управленческий смысл любого элемента государственного управления, следует изучить, с одной стороны, те элементы, которые ему предшествуют и на него влияют, с другими, которые идут следом за ним и в которые он вкладывает своивозможности. Причем, имеются в виду не только собственно управленческие (онтологические) характеристики элементов государственного управления, но и их отражение в сознании участников управленческих процессов (гносеологические аспекты). Последнее особо актуально, поскольку по причине все еще низкой политической и управленческой культуры очень многих лиц, как в государственном аппарате, так и за его пределами, ограниченной управленческой информации и т.д. распространено непонимание содержания и назначения различных элементов государственного управления, а иногда и превратное, извращенное их понимание. В результате не всегда используются те элементы, которые пригодны для решения соответствующих управленческих задач, а если и используются, то не в самом рациональном сочетании. Не случайно в управлении требуется органическое единство знаний, искусства и опыта. Тем самым, необходимым методологическим требованием при описании любой подсистемы государственного управления (и любого ее звена) - от управляемого объекта (предприятия, организации, учреждения и т.д.) и до высшего уровня государственной власти выступает «схватывание» всего многообразия взаимодействующих элементов и представление их в виде единой взаимообусловленной конструкции (объективнойсистемы). Важное теоретическое значение для практического развития социально ориентированных взаимоотношений бизнеса и власти имеет их моделирование [44]. Можно выделить несколько основных моделей взаимодействия государства и бизнеса: ? Модели «подавления и принуждения» предусматривают административное давление. Государство требует от бизнеса определенных вложений в реализацию социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностьюбизнеса. ? Модель «патронажа» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки крупным бизнесом социальных программ и проектов власти. ? Модель «невмешательства» власти. Государство не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой крупным бизнесом. ? Модель «партнерства», в рамках которой представители власти и крупного бизнеса могут достигнуть компромисса. В современных социально- экономических российских условиях именно эта модель является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому - выгодно всем». В рамках модели партнерства между субъектами взаимодействия происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как государство, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне. Государство располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес - финансовыми, экспертными и инновационными. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и крупного бизнеса. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений, как с рыночной, так и социальной средой фирмы: органами власти, СМИ, общественными организациями, неорганизованной общественностью, собственнымперсоналом. Эффективным инструментом взаимоотношений государства с крупным бизнесом является также государственно-частноепартнерство. Во взаимоотношениях государства и крупного бизнеса в России есть элементы, не содействующие развитию государственно-частного партнерства. В частности, это проблема соотношения ролей каждой из сторон в таком партнерстве. В настоящий момент на повестку дня встала задача "превращения государства в равноправного субъекта рыночных отношений", что касается, прежде всего, не просто количественного вклада, а соотношения прав и обязанностей сторон. От экспертов все чаще звучат тревожные оценки, согласно которым государство в России стало доминирующим партнером, когда «заведомо неравные» позиции власти и крупного бизнеса могут привести к «профанации идеи государственно-частного партнерства» [17]. Суть равноправного диалога заключается в том, что нельзя «командовать бизнесменом», ему надо помогать, постоянно создавая благоприятные условия для эффективной деятельности. Как подчеркивал в начале XX века отечественный политический экономист И. Озеров, «с осуществлением правового строя даровитое русское население проявит свою энергию [21]. Привлечение крупного предпринимательского сектора к выполнению социальных и экономических программ, в том числе в сфере общественных услуг, включая реализацию инфраструктурных проектов и стратегических проектов планирования регионального развития, может сделать государство компактным, эффективным и гибким, тем самым, снижая уровень бюрократизации и коррумпированностиэкономики. Государственно-частное партнерство здесь представляется весьма уместным, но при этом не следует забывать, что государственные капиталовложения не заменят опыта и знаний частных инвесторов. К примеру, контролируемые государством нефтяные и газовые компании достигают определенного роста производства, сотрудничая в отдельных проектах с крупным иностранными частными нефтянымикорпорациями. Графически информационно-финансовая составляющая стратегического компонента модели управления межсекторным взаимодействием представлена на рисунке 2. Рисунок 2 - Информационно-финансовая составляющая управленческой модели взаимодействия государства и бизнеса* *Выполнено по [12] Исследуя систему регулирования взаимоотношений государства и бизнеса в Российской Федерации, можно сделать следующий вывод: система государственного регулирования взаимоотношений государства и бизнеса - это совокупность взаимодействующих субъектов государственного управления (государственных органов) и управляемых объектов (групп давления), подвергаемых государственно- управляющим воздействиям. 1.3. Методы государственного регулирования в сфере взаимоотношений государства с бизнесом Под методами государственного регулирования подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях [24]. По содержанию и аспектам ученые подразделяют методы управленческой деятельности на категории: 1. Морально-этические методы. Включают в себя меры воспитания, разъяснение и популяризацию целей и содержания управления, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и ориентации человека и другие. Смысл их состоит в том, чтобы выработать и поддерживать определенные убеждения, духовные ценности, нравственные позиции, психологические установки в отношении управления и тех действий, которые необходимы для его осуществления. Многие из них сегодня забыты, что не украшает государственное управление. Если нравственные установки «не работают» в государственных органах, то уже тем более не могут проявляться в обществе. 2. Социально-политические методы связаны с условиями труда, быта, досуга людей, оказанием им социальных услуг, вовлечением в процесс властных отношений, развитием общественной и политической активности. Они влияют на социально-политические интересы людей, их статус в обществе, возможности свободной самореализации. Углубление демократизма государства объективно ведет к возрастанию роли данных методов. 3. Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и, соответственно, в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут многого добиться в реализации целей и функций государственногоуправления. 4. Административные методы, содержащие в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства. Они содержат в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства. Имеются различные классификации методов государственного регулирования взаимоотношений государства и бизнеса: ? методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; ? методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления. Большая группа методов функционирования органов государственной власти и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Особый характер имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно- исполнительной и правоохранительной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля и т.д. К примеру, при осуществлении управленческой функции контроля применяются методы предварительного, текущего и последующего контроля, общей и выборочной проверки, документальной и фактической ревизии и др. В общем, с одной стороны, в ведении структур государственного управления находится много методов, которые позволяют им надлежащим образом функционировать, но, с другой, постоянно ощущается слабость, инертность в деле рационального и эффективного их использования. Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важное значение принадлежит приемам, способам, операциям стимулирования, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно подразделить на морально-этические, социально-политические, экономические и административные. Все вышеперечисленные методы относятся к группе «методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления». Методы, которые охватывают способы, приемы, действия лиц, вовлеченных в процессы государственного управления, которые связаны с подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности. Помимо этих методов можно выделить также: ? метод бюджетного финансирования; ? программно-целевой метод; ? стратегическое планирование; ? управление по результатам. Важно не противопоставлять методы государственного регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, а применять их комплексно и избирательно, в соответствии с обстоятельствами и характером ситуаций. Каждый метод имеет свои пределы, и в этих пределах он должен вовлекаться в государственное регулирование, в том числе и для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности. 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 2.1. Состояние взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан Анализ взаимоотношений государства и бизнеса в Республике Башкортостан можно проследить по результатам промышленного и сельскохозяйственного развития Республики Башкортостан. В 2019 году в Республике Башкортостан по основным показателям социально-экономического развития наблюдалась положительная динамика, превышающая среднероссийские темпы. Индекс физического объема валового регионального продукта, по оценке Министерства экономического развития Республики Башкортостан, за отчетный период составил 101,9% с превышением среднероссийского уровня на 0,4 процентного пункта. Положительная динамика была достигнута в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, которые в структуре валового регионального продукта республики занимают 58,0%. Рисунок 3 - Индексы экономического развития, %* *Выполнено автором Промышленное производство третий год подряд продолжало свое развитие с двукратным превышением среднероссийских значений. Индекс промышленного производства по итогам 2019 года в республике составил 102,3%. За I квартал 2020 года объем отгруженных товаров промышленных видов экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений) оценивается в 482,4 млрд. рублей или 69,6% в суммарном объеме отгруженных товаровРеспублики. По сравнению с предыдущим годом объем отгруженных товаров промышленных предприятий вырос на 4,1%. За этот период также зафиксирована позитивная динамика производства продукции сельского хозяйства. Прирост за март 2020 года сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составляет 90,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Однако, в регионе имеет место негативная тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота. В Республике Башкортостан за I квартал 2020 года объём инвестиций в основной капитал снизился к соответствующему периоду прошлого годана 6,9% . В I квартале 2020 года освоено 35700,90 млн. рублей инвестиций в основной капитал – 93,1% к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
900 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 76 страниц
1900 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 75 страниц
1875 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg