Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Типы коммуникативных личностей и их роль в коммуникации

kisssaaa0721 260 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2021
Актуальность исследования связана с глобализацией и расширением контактов людей и культур в современном мире. Объектом исследования является личность. Предмет исследования - личность в системе коммуникации. Цель работы – изучить взаимосвязь понятий «личность» и «коммуникации». Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) Рассмотреть типы, виды, функции исредства коммуникации; 2) Изучить понятия «коммуникативная личность», «коммуникатор» и «коммуниканты».
Введение

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале XX века, ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения. В социокоммуникативном контексте коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Как видовое понятие «коммуникативная личность» значительно шире понятия «языковая личность», так как предполагает характеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусственных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих взаимодействие человека и машины. Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных уровнях и в разных типах коммуникации. Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 ТИПЫ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 6 1.1 Многообразие коммуникаций и их классификация 6 1.2 Функции коммуникации и коммуникативного акта 11 2 КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ. КОММУНИКАТОР И КОММУНИКАНТЫ 14 2.1 Личность в системе коммуникации 14 2.2 Цели коммуникатора. Коммуникативные роли 20 2.3 Коммуникативная сфера 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы

1) Головлева Е.Л. Основы рекламы. –М., 2016, - С.6-7. 2) Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М., 2017.- С. 3. 3) Конецкая В. П. Социология коммуникаций. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 2017, —С. 166—168. 4) Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, 2019. – С. 16. 5) Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи//Социальная лингвистика. М. : Аспект-пресс, 2016, С.7-29. 6) Основы теории коммуникации/ под ред. Василика М.А. – М., - 2017, - главы 4-15. 7) Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб, - 2016. 8) Почепцев Г.Г. Информационо-психологическая война. — М.: Синтег, 2018. — С. 23. 9) Шарков Ф.И. Теория коммуникации. – М., - 2017, - С.59- 60. 10) Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации// Избранные работы. М.: Прогресс, - 2016. – С. 319-330.
Отрывок из работы

1 ТИПЫ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 1.1 Многообразие коммуникаций и их классификация Существует огромное многообразие коммуникативных процессов. Так, коммуникации осуществляются между отдельными людьми, группами, внутри групп и т.п. Они могут охватывать различные аспекты производственной, деловой, научной, учебной, культурно-духовной деятельности. Кроме этого, коммуникации осуществляются среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным этносам, между странами, континентами и т.п. Разнообразие коммуникаций требует проведения их классификации. В литературе по теории коммуникации можно увидеть различные подходы к типологии коммуникации. Г.Г. Почепцов выделяет виды коммуникации, опираясь на понятие “коммуникативное пространство”. Он выделяет такие виды коммуникации, как визуальная, вербальная, перформансная, мифологическая, художественная [8, С.293-355]. М.А. Василик рассматривает виды и уровни коммуникации, а также отдельно выделяет профессионально ориентированную коммуникацию. В рамках этих видов и уровней коммуникации этим автором рассматриваются многочисленные формы коммуникации. Так, в рамках вербальной коммуникации выделяются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор. Среди многообразия коммуникаций в организации особо отмечаются различные формы деловой коммуникации: деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание и т.п.[6, С.281- 284]. По наиболее значимым основаниям коммуникации проведена классификация Ф.И. Шарковым. Он выделяет следующие типы коммуникации: 1. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: а) массовая коммуникация (происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по интересам и коммуникативному опыту групп); б) среднего уровня (между и в больших социальных группах - групповая, в социальных организациях - внутриорганизационные коммуникации); в) локальная (внутрисемейная, в малых группах - внутригрупповая, межгрупповая). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер – внешние коммуникации. Внутренние коммуникации могут принимать характер межличностных отношений – межличностные коммуникации (как правило связана с идеальной моделью коммуникации, в которой участвуют двое коммуникантов). Межличностные коммуникации отличаются от внутриличностных (интраперсональных), которые представляют собой “общение с самим собой” (человек диалогизирует свой внутренний “монолог”, разговаривая со своим внутренним голосом, совестью, alter ego). 2. По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на: а) непосредственные (прямые) б) опосредованные (дистанционные). 3. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на: а) активные; б) пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями. 4. По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно: обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения). 5. В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на: а) горизонтальные; б) вертикальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на нисходящие и восходящие. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим (общение начальника со своими подчиненными). Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Горизонтальные коммуникации происходят между членами группы, имеющими равный ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе. 6. В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на: а) вербальные; б) невербальные. Кроме вышеотмеченных видов коммуникации выделяют когнитивные, конфликтные, кризисные, межкультурные, офисные, производственные, протестные, рекреационные, уличные, художественные, экспрессивные и т.д. Определения некоторых из этих видов коммуникации даны в глоссарии УМК. Особым видом коммуникации является реклама (франц. reclame “реклама”, лат. reclamare “кричать”). Рекламу можно рассматривать не только как вид, но и как модель и канал коммуникации [9, С.59- 60]. Французский социолог Жан Бодрийар дал следующее определил рекламу как “оригинальную материальную и духовную культуру общества, несущую аромат самой эпохи. Это не логика тезиса и доказательства, а логика легенды и вовлеченности в нее”. Филипп Котлер, признанный теоретики практик современного маркетинга, дает более рационалистичную оценку рекламы. С его точки зрения, “грамотная реклама отнюдь не производное вдохновения художника или дизайнера, она скорее всего результат четко просчитаннго замысла, в основе которого лежат точно зафиксированные маркетинговые ориентации и особенности позиционирования данного товара на потребительском рынке. … Рекламу нельзя придумать – она выводится из маркетинговой политики фирмы. Если же таковой нет, то и рекламная компания окажется неэффективной” [1, С.6-7]. Реклама является особым видом социальной коммуникации, осуществляемой посредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстов и визуальных материалов. Рекламный текст (слоган), рисунок, нанесенные на бумажный носитель или существующие в аудиовизуальном виде, представляют собой мотивированное целостное, содержательно-смысловое, иерархически организованное знаковое образование. Он является и единицей общения и культурным объектом, зафиксированным на носителях. Представляя определенную социальную реальность, реклама включает в себя набор наиболее употребляемых в обществе и в данную историческую эпоху образцов поведения, деятельности, общения и взаимодействия. Рекламу можно рассматривать как специфическую форму пропаганды. Внедряя в сознание людей определенные ценности, реклама пропагандирует опирающийся на эти ценности образ жизни. Она оказывает влияние на наше отношение к себе и окружающей среде. Реклама всегда была одним из самых эффективных каналов идеологической пропаганды. Она умышленно игнорирует непривлекательные стороны жизни. В ее основе идея благополучия, благоустроенный быт, счастливая семья. При сравнении образов жизни человек может самостоятельно сделать вывод о преимуществах того или иного социального строя и ориентироваться на его ценности. Деловая коммуникация является важнейшим аспектом любой профессиональной деятельности и может быть отнесена к самостоятельному виду коммуникации [7]. К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Многие практики и теоретики управления придерживаются такой точки зрения на деловую коммуникацию - важно, чтобы коммуникатор говорил на одном языке с получателем информации, правильно оценивал форму получения информации, а также значение обратной связи. К наиболее универсальным, применимым в различных сферах деятельности, относят такие формы коммуникации как диалог, дискуссия и беседа. Диалог – это двусторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством массмедиа. В более широком понимании – горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие. Дискуссия – разновидность спора как словесного состязания. Дискутировать – публично обсуждать спорный вопрос. Диспутировать – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу. Дебатировать – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу. Полемизировать – участвовать в полемике, публично выступать с возражениями, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая собственную точку зрения. Таким образом, если дискуссия – это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений, то полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Беседа – вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. К формам коммуникации относят такие как письменная, устная, визульная. 1.2 Функции коммуникации и коммуникативного акта Зачем мы вступаем в коммуникацию? Ответ на данный вопрос характеризует функции коммуникации. Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки, крик), информировать о чем-либо (телетекст, пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план исследования), развлечь (художественный фильм, спектакль), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий хранить деньги в данном банке) и т.д. Таким образом, исходной причиной коммуникации служат потребности человека или группы людей, поэтому для анализа функций коммуникации используют схему-пирамиду человеческих потребностей, предложенную Абрахамом Маслоу. Пять уровней пирамиды Маслоу (физиологические потребности, потребности безопасности, потребности взаимоотношений – любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей, необходимость уважения и самореализации) позволяют выделить наиболее общие функции коммуникации как выживание и сотрудничество с другими людьми. Можно также говорить о функциях коммуникации применительно к некоторым коммуникативным актам и коммуникативным событиям. Например, функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и “прикреплены” к ее участникам и элементам. Из модели Р.О. Якобсона, которая применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий, вытекают шесть функций: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации [10, С.319-330]. Некоторые исследователи (А.А. Леонтьев, Н.Б. Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую народ) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных) [5, С.7-29]. Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер (1879-1963) выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим, функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации. Традиционно также выделяются либо две, либо три функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом. Считается, что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам. Вторая функция – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Таким образом, приведенные классификации функций коммуникации связаны как с минимализацией (упрощением), так и с введением большого количества функций. Весьма незначительно в них исследована роль адресата (только в глазах говорящего, в его предположении о возможной реакции слушающего). Как правило рассматриваются два минимальных участника коммуникации, а групповая и массовая коммуникации требуют отдельного и дополнительного разговора. Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р. Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражения мнения, развлечение. Несколько функций, даже в отдельно взятом коммуникативном акте, могут сочетаться. При этом некоторые (как правило, одна или две) будут основными, что позволяет выявить наиболее значимые функции коммуникации. Эта классификация функций является прагматической, то есть, связанной с употребление коммуникативных средств для достижения определенных целей. ? 2 КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ. КОММУНИКАТОР И КОММУНИКАНТЫ 2.1 Личность в системе коммуникации В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида. Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности. Личность – это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе. «Многогранность человека как личности — воплощение индивидуальных особенностей — позволяет изучать его во всех проявлениях существования и деятельности как „homo sapiens" — человека разумного, как „homo politicus" — человека общественного, как „homo consuments" — человека-потребителя, как „homo liber" — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens" — человека говорящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность» [3, С.164]. Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 25 страниц
100 руб.
Реферат, Психология, 26 страниц
260 руб.
Реферат, Психология, 30 страниц
300 руб.
Реферат, Психология, 12 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg