Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Идеи общественно-политического устройства России в сочинениях В.Н.Татищева

kisssaaa0721 330 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.09.2021
Цель работы: изучить идеи общественно-политического устройства России в сочинениях Татищева. Объект исследования: проблемы государственного устройства и социально-экономического развития России в первой половине XVIII века, нашедшие свое отражение в наследии и практической деятельности В.Н. Татищева. Предмет исследования: идеи общественно-политического устройства России в сочинениях Татищева. В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1. Изучить биографию Татищева, используя различные источники и попытаться понять, что повлияло на становление его взглядов; 2. Изучить работы Татищева и понять, каких взглядов на общественнополитическое устройство России он придерживался; 3. Изучить работы, посвященные сочинениям Татищев; 4. Попытаться дать оценку проектам В.Н.Татищева, посвященным различным проблемам России. О Василии Никитиче Татищеве как историке существует большое количество исследований, но в данной работе мы рассмотрим общественнополитические взгляды Татищева на прошлое и современное ему развитие Российской империи. Исследование многогранной деятельности В.Н. Татищева позволяет глубже понять и оценить значение его научного творчества и практического опыта, тесно связанного с насущными потребностями социального и экономического развития России в XVIII веке. Своей практической и научной деятельностью Татищев способствовал преодолению экономической, социальной, политической и культурной отсталости страны. Его научное наследие актуально и сегодня для российской рыночной экономики. Этим и определяется актуальность избранной темы.
Введение

Развитие производительных сил страны в начале XVIII в. и связанные с ним реформы Петра I вызвали значительное обострение классовой борьбы и внутриклассовых противоречий, привели к изменениям в общественно-политических взглядах русских людей. Эти взгляды, отражая значительный этап в истории русской философской, общественной и политической мысли, заслуживают глубокого изучения потому, что они находятся в тесной связи с общественным движением того времени. Василия Никитича Татищева считают основателем русской истории. Он написал многотомный труд «История Российская» , над которым работал тридцать лет. Татищев открыл для науки важнейшие документы — "Русскую Правду", "Судебник 1550 года", "Книгу Большого Чертежа". Татищев — один из первых русских географов, создавший географическое описание Сибири, первым дал естественно-историческое обоснование границе между Европой и Азией по Уральскому хребту. Многие идеи того времени устарели и утратили свою значимость, но наука не потеряла интереса к деятельности Василия Никитича, во многом лишь благодаря его произведениям. С. М. Соловьев в своем сочинении ««Писатели русской истории XVIII в.» писал о Татищеве: «Заслуга Татищева состоит в том, что он первый начал дело так, как следовало начать: собрал материалы, подверг их критике, снабдил их примечаниями, географическими, этнографическими и хронологическими, указал на многие важные вопросы, послужившие темами для позднейших исследований, собрал известия древних и новых писателей о древнем состоянии страны, получившей после название Россия, одним словом, указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей».2
Содержание

Введение: Постановка проблемы 3 Историография 5 Обзор источников 8 Глава 1. Биография. Становление взглядов. 11 Глава 2. Политические взгляды Татищева 15 2.1. Теория «Естественного договора». 15 2.2. Проект государственного устройства. Произвольное и 19 согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном. 19 3. Социально-экономические взгляды Татищева. 25 3.1. Роль государства в экономике. 25 3.2. Дворянство и купечество в работах Татищева. 27 Заключение. 30 Список использованных источников и литературы 32 Приложения 34
Список литературы

Источники: 1. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших временю: В 7 т. Л., 1962– 1968. 2. Татищев В.Н. Записки. Письма. 1717-1750гг. под ред. А.И. Юхта. М., 1990. том 4. 3. Татищев В. Н. Краткие экономические до деревни следующие записки. // Татищев В.Н. Избранные произведения. Под ред. Каменского А.Б. М., 2010. С. 249-268 4. Татищев В.Н. Разсуждение о беглых мужчинах и женщинах и о пожилых за побег зборах. // Татищев В.Н. Избранные произведения. С.380-385. 5. Татищев В. Н. Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств // Избранные труды по географии России. С. 202. 6. Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Татищев В.Н. Избранные произведения. Под ред. Каменского А.Б. М., 2010. С. 45-160. 7. Татищев В.Н. Духовная.// Татищев В.Н. Избранные произведения. Под ред. Каменского А.Б. М., 2010. С. 160-178. 8. Татищев В.Н. Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном. М. 2008. 9. Татищев В.Н. Рассуждение о ревизии поголовной и касающемся оной // Татищев В.Н. Избранные произведения. Под ред. Каменского А.Б. М., 2010. С. 188-235. Монографии: 1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. М., 1999. 2. Берх В. Н. Жизнеописание тайного советника В. Н. Татищева // Горный журнал. 1828. Ч. 1. Кн. 1. С. 95-136 3. Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики: Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг. Санкт-Петербург. 1882. 4. Железнов В.Я. Экономические воззрения первых русских агрономов (XVIII — начало XIX вв.) / Ин-т всеобщей истории Рос. акад. наук; В. Я. Железнов; 2015. 5. Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1981. 6. Попов Н. В.Н. Татищев и его время: эпизод из истории государственной, общественной и частной жизни в России. М., 1861. 7. Соловьев С.М. Писатели русской истории XVIII века. 1855, кн. II, пол. 1 8. Плеханов Г. В. Н. Татищев. История русской общественной мысли. Соч.T. XXI, стр. 5G. М. 1925 9. Юхт А.И. Государственная деятельность Татищева в 20-х – начале 30-х годов XVIII века. М., 1985. Статьи: 1. Алефиренко П.К. Социально-политические воззрения В.Н. Татищева//Вопр. истории. 1951. №10. С.101-113. 2. Алефиренко П.К. Экономические взгляды В.Н. Татищева//Вопр. истории. 1948. №12. С. 87-95. 3. Протасов С.В. Дворянские проекты 1730 года (источниковедческое изучение)// Источниковедческие работы. Тамбов, 1971. Вып. 2. 4. Валк С.Н. Введение// В.Н. Татищев. Избранные произведения. М., 1979. С.3.
Отрывок из работы

Историография Общественно-политические взгляды XVIII века в исторической науке мало изучены. Идеям В.Н. Татищева в буржуазной историографии посвящено всего три работы. В дореволюционных работах освещаются главным образом биографические данные и практическая государственная деятельность, а не взгляды на общественно-политическое устройство русского историка. Первым опытом краткой биографии Татищева была работа В.Н. Берха , который основывал её на архивных материалах Берг-коллегии и екатеринбургского горного начальника. В этой работе было достаточно подробно освещено пребывание Татищева в Швеции и на Урале. В 1861 году вышел труд Н.А. Попова «Татищев и его время». В данной монографии подробно освещены все основные этапы государственной деятельности Василия Никитича, научные и публицистические взгляды Татищева рассматриваются лишь в одной главе. В монографии собрано большое количество фактического материала, и с этой точки зрения она до сих пор не утратила своего значения. Но материал во многом односторонний, рассматривающий в основном административную деятельность Татищева, так как основным источником архивных данных, используемых Н.А. Поповым, была Коллегия иностранных дел. В 70-х годах XIX века появляется работа К. Бестужева-Рюмина о государственной и научной деятельности Татищева. В очерке освещаются неблагоприятные условия, в которых протекала деятельность Татищева, он никогда не был полностью самостоятелен, его деятельность носила очаговый характер, так как он мог притворять свои планы в жизнь лишь на подведомственных ему территориях. В дореволюционной литературе очерк К. Бестужева – Рюмина считался лучшей работой о В.Н. Татищеве. Алефиренко в своей статье обращает внимание на то, что К.Бестужев Рюмин и Н.Попов, признавая роль Татищева лишь как исследователя русской истории и географии, отказывали ему в значении мыслителя и публициста. Его общественно-политические взгляды они считали заимствованными у немецких философов и социологов. В связи с 200 - летним юбилеем В.Н. Татищева (1886 г.), интерес к его наследию увеличился. В конце 50-х - 80-х годах XIX века в свет вышел ряд публикаций и работ о его деятельности в области науки, горнозаводского дела в России и т.д. Исследования основывались на ранее неизвестных сочинениях В.Н. Татищева и архивных материалах, что существенно обогатило историческую науку. Это позволило исследователям глубже раскрыть роль В.Н. Татищева на посту руководителя казенными горными заводами, шире представить его политические и научные взгляды. По-иному подошёл к оценке Татищева Г. В. Плеханов . Он посвятил свой очерк о Татищеве главным образом его философским, общественным и политическим воззрениям, отметив их самостоятельность и значение для истории русской общественной мысли. Вопрос о необходимости исследования экономических записок В.Н. Татищева впервые был поставлен и обоснован в статье П.К. Алефиренко, появившейся в журнале «Вопросы истории»8. В 1981 году выходит монография А.Г. Кузьмина9, в которой подробно отражается вся жизнь Татищева, а также положения российского дворянства в XVIII. В ней дается подробный анализ сочинениям Татищева не только как историка, но и как государственного деятеля. А.Г. Кузьмин выступил против устоявшегося в отечественной исторической науке советского периода взгляда на В.Н. Татищева как на убежденного «крепостника», обоснованно подчеркивая, что именно он первым разработал в России социальные основы трудовых взаимоотношений, выступал за облегчение крестьянского труда. В 1985 году выходит монография А.И. Юхта , которая была посвящена только государственной деятельности Татищева. Таким образом, мы видим, что со временем подход к изучению личности Татищева меняется. Если дореволюционные историки рассматривали его, прежде всего, как бесспорно гениальный историка, то в XX веке отношение к Татищеву меняется, историки стараются показать, что Татищев еще и талантливый мыслитель и публицист. Анализ историографии показывает, что не все стороны административной и научной деятельности В.Н. Татищева еще достаточно изучены, не полно раскрыты и охарактеризованы его социальные и экономические взгляды. Именно поэтому рассмотрение социальных и экономических воззрений В.Н. Татищева, выявление их сути, развития и влияния друг на друга представляют большой теоретический и практический интерес. Обзор источников Главное философское сочинение В.Н. Татищева — "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах" . Это своего рода энциклопедия, в которой собраны все знания автора о мире: философские, исторические, политические, экономические, богословские и т.д. По форме "Разговор…" представляет собой диалог, в котором Татищев, как автор, отвечает на вопросы своего приятеля (всего — 121 вопрос и столько же ответов). Написанный в середине 30-х гг. XVIII в., "Разговор…" был впервые опубликован более чем через 140 лет — в 1887 году. Кроме этого, Татищев оставил большое количество сочинений публицистического характера: 1. «Духовная» дает подробные наставления для помещика. Она трактует о воспитании, о службе, об отношениях к начальству и подчиненным, о семейной жизни, управлении имением и хозяйством. Историю написания «Духовной» Татищевым рассмотрел С.Н. Валк13. В его распоряжении было 19 рукописей «Духовной». Пять из них датированы по времени «списания»: от 1751 до 1793 г. Остальные по палеографическим признакам отнесены к концу XVIII в. Все эти рукописи текстуально аналогичны и различаются лишь разночтениями некоторых слов и выражений. «Духовная» Татищева была впервые напечатана в 1773 г., а издателем ее был С.В. Друковцов, сын В.М. Друковцова, который служил секретарем у Татищева. 2. «Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств» . Здесь излагаются взгляды Татищева на государственное право. К сожалению, данный источник мало изучен, дата его написания также точно не установлена. 3. «Рассуждение о ревизии поголовной и касающемся оной» , написано Татищевым около 1724 года. Здесь указываются меры к умножению доходов государственных. Под руководством А.И. Юхта в серии «Научное наследство» вышел в 1990 году сборник «Василий Никитич Татищев. Записки. Письма 1717 - 1750 гг.» . В него вошли неопубликованные ранее записки В.Н. Татищева о развитии промышленности на Урале, распространении просвещения и подготовке отечественных кадров специалистов. Там мы находим интересную работу Татищева «Наказ шихтмейстеру» (1735 год) . Содержание Наказа и связанных с ним документов характеризует социально-экономические взгляды Татищева. В то же время они отражают промышленную политику правительства и борьбу нарождавшегося класса промышленников и торговцев против регламентации предпринимательской деятельности. Наказ не нашел поддержки в лице промышленников, так как они протестовали против введения предусмотренной Наказом отчетности, требовавшей увеличения канцелярского аппарата, а следовательно и увеличения расходов на его содержание. Промышленников тяготила также регламентация сбыта готовых изделий. Еще одна работа Татищева, которая содержит его социальноэкономические взгляды - «Краткие экономические до деревни следующие записки». Это сочинение Татищев написал в помощь шляхетству. В данном исследовании используется работа Татищева «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном»19. Подробное содержание данного документа описано ниже (см. главу «Проект государственного устройства. Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном»). Этот источник очень важен, так как там описаны взгляды Татищева на государственное устройство России. Таким образом, анализ источников позволяет сказать, что изучено мало работ В.Татищева, что создавало определенные трудности при работе с избранной темой. Сложность создавало и то, что ко многим источникам просто нет доступа. Глава 1. Биография. Становление взглядов. Попытаемся разобраться, какие факторы повлияли на формирование взглядов Татищева. Обратимся к биографии Василия Никитича. Дату своего рождения указал сам Василий Никитич Татищев, оставив запись на французской грамматике: «1720 году октября в 21 день, в Кунгуре, по сей грамматике начал учиться по-французски артиллерии капитан Василий Никитин сын Татищева, от рождения своего 34 лет 6-ти месяцев и двух дней». Следовательно, он родился 19 (29) апреля 1686 года. Род Татищевых происходил от смоленских князей Рюриковичей, относился к захудалым. Они находились в родстве с царицей Прасковьей Федоровной Салтыковой, женой Ивана, старшего брата Петра Великого. Положение Татищевых укреплялось по мере того, как увеличивалась вероятность наследования престола потомством старшего царя — Ивана. Это важно знать, так как в своих проектах Татищев поддерживал в основном дворян, ведь сам он происходил из дворянского сословия. Кузьмин пишет21, что Василий Никитич служил при дворе стольником, там он познакомился с вотчинно-царским старорусским бытом, впервые запало в практический ум Татищева отрицательное отношение к суеверию, святотатству и пустосвятству. Это стало первой жизненной школой братьев Татищивых. В своей монографии Кузьмин пишет: «Соприкосновение в детстве с самыми верхами государственной системы, несомненно, оказало влияние на формирование мировоззрения и в какой-то мере характера Василия Никитича. Широкий, государственный кругозор был ему как бы задан с детства. Сызмальства ему свойственны и весьма многих раздражающая независимость суждений, и чувство собственного достоинства».22 В семье Татищева учению уделялось большое внимание. Татищев проявлял хорошее знание языков: польского, немецкого. Все дети в их семье обучались на дому. Там Татищев жил до 1704 года. Кузьмин пишет, что по воспоминаниям Татищева, в 13 лет Василий Никитич наблюдал судебные процессы, проводившиеся городским управлением во Пскове. Он стремился узнать, понять и осмыслить. Цепкая память мальчика доставляла уже зрелому мужу материал для анализа и далеко идущих выводов . Незадолго до 1704 г. Иван и Василий потеряли мать, а отец женился второй раз. Сыновья не приняли мачеху, они были зачислены в Азовский драгунский полк. Василий Никитич участвовал во взятии Нарвы в 1704 г., в Полтавской битве 1709 г., в Прутском походе 1711 г. В 1713-1716 годах Василий Никитич отправляется за рубеж, чтобы совершенствовать свое образование, там он провёл два с половиной года. Татищев побывал в Берлине, Дрездене, Бреславле. В библиотеке, подаренной им позднее Екатеринбургской горной школе, оказались книги по строительству крепостей и оборонительных сооружений, артиллерии, геометрии, оптике, геологии, географии, геральдике, философии, истории, которые он купил в Германии, Польше, Швеции и Дании. Известно, что Татищев обучался преимущественно инженерному и артиллерийскому делу, поддерживал связь с генерал-фельдцейхмейстером Яковом Вилимовичем Брюсом и выполнял его поручения. Весной 1716 г. Татищев по распоряжению начальника артиллерии Я.В. Брюса был переведен в артиллерийский полк. С этого времени вплоть до начала 1720 г. Татищев выполнял различные поручения Брюса. В 1720 — 1722 гг. Татищев руководил государственными металлургическими заводами на Урале. Послан он был "в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные разные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить". Именно в это время он увлекается историей. Там он показал себя, как талантливый управленец и экономист. Но меры, предложенные Татищевым не устраивали А. Н. Демидова, видевшего подрыв своей деятельности в учреждении казённых заводов. Но он был оправдан и был произведён в советники Бергколлегии . В 1724 году Татищев отправляется в командировку в Швецию на полтора года для изучения горного дела и приглашения ученых в будущую Академию наук. Возвратился в Россию Татищев тогда, когда на престоле фактически находился «всесильный Меньшиков». В это время в России наблюдается крайне бедственное положение податных сословий. Разрабатываются различные проекты, чтобы изменить ситуацию. Татищев также предлагает свои проекты императрице, но члены Берг-коллегии встречают их с явным раздражением. В 1727 году он был назначен императрицей членом монетной конторы, которой тогда подчинены были монетные дворы. Начинается активная общественная деятельность. В 1730-х Татищев начинает проявлять свои позиции по отношению к абсолютизму – он принимает участие в событиях января – февраля 1730 года. Затем, уже при правлении Анны Иоанновны появляются его философскопоучительные произведения-рассуждения. Все последующие годы своей жизни Татищев отдаёт служению отечеству на различных административных постах в Российской Империи. В 1734 — 1737 гг. Татищев вновь руководил уральскими горными заводами, и в этот период горная промышленность России переживает пору своего подъема. Но усевшийся у императорского трона временщик Карл Бирон добился удаления Татищева с Урала, потому что Василий Никитич всячески препятствовал разграблению казенных заводов. Приехав в свою подмосковную Болдино, Татищев уже не оставлял этой деревни до смерти (июль 1750 года). Таким образом, мы видим, что Татищев был очень образованным человеком. Несомненно, это отмечали и его современники. Он проявил себя, как талантливый экономист, публицист, историк, географ. Ясно, что поездки в Европу оставили след в биографии Татищева и повлияли на его мысли, ведь он видел, как дела с экономикой, социальной жизнь обстоят там. Из Швеции Татищев вернулся с большим запасом новых идей в самых различных областях знаний. Служба в Москве способствовала разработке этих идей и проверке их в жизни. Позже мы увидим, как повлияло то, что он происходил из дворянского сословия на предложенные им проекты. Глава 2. Политические взгляды Татищева 2.1. Теория «Естественного договора». Теоретической базой взглядов В.Н. Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства. При аргументации своих взглядов Татищев показал большую образованность и знание как античных, так и европейских мыслителей (Платон, Аристотель, Цицерон, Гоббс, Локка, Пуфендорф и др.). Василий Никитич Татищев – идеолог дворянского движения. Он считал, что дворянство основное сословие России и ему принадлежит право на управление государством. Он считает, что государство – это продукт естественного развития человечества. По его мнению, первое сообщество людей - семья, которая возникает "на основании договора самоизволительного и благорассудного". В каждой семье есть власть, основанная на "проворстве", "искусстве", силе, разуме. Муж от "естества" этими качествами одарен больше, поэтому он глава семьи, а жена есть его помощник. По мере увеличения числа детей в семье, считал Татищев, возникает родовое сообщество. По естественному закону в нем родители обязаны вырастить и воспитать своих детей, а дети должны любить родителей, уважать и слушаться. Дальнейший рост народонаселения привел к складыванию "домовного" сообщества, где один из мудрых и старейших людей получает власть для управления всем сообществом, а остальные обязуются прилежно исполнять все повеления старейшего, верно ему служить.27 Необходимость обороны и защиты, рост экономических связей заставляют "домовные" сообщества сближаться и объединяться с другими, а это приводит к образованию гражданского общества, созданию государства для всеобщей пользы. Здесь ещё в большей степени необходимо управление, господство одних и подчинение других . Суть власти на всех ступенях человеческого общежития одинакова. Это "узда неволи", которую необходимо наложить для пользы свободного человека, ибо "без разума употребимое нерассудное своевольство вредительство есть". "Узда неволи" может быть по природе, по своей воле, по принуждению. Узда по природе основана на естественных законах и выражается во власти родителей над детьми, монарха над подданными. Будучи сторонником абсолютизма, Татищев уподоблял взаимоотношения отца с детьми отношениям монарха с его подданными, считая, что монарх, получивший власть с согласия всех подданных, должен заботиться о них, "яко отец о чадах и господин дома".29 Татищев выделял и другие формы правления. Выбор формы правления зависит от "состояния и обстоятельства каждого сообщества", от "положения земель, пространства области и состояния народа". Он считал, что в небольших государствах, где можно быстро собрать все взрослое население, полезнее быть демократии. В странах, безопасных от нападений внешних врагов, вполне возможна аристократическая форма правления. Для обширных государств, которым грозит внешняя опасность, "самовластие или единовластие потребно" . Можно заметить, что Татищев считал монархию лучшей формой правления для России, что доказывается как географическим фактором, так и печальным опытом феодальной раздробленности смутного времени, когда, по мнению Татищева, существовало аристократическое правление. Татищев считал правления Петра I идеальным. Его правлению он посвятил «Краткую записку о царствовании Петра I», в которой он всячески поддерживает его преобразования. Социально-политические воззрения Татищева определили характер и содержание «Истории Российской». В центре внимания «Истории», Татищева стоит вопрос об организующей роли государственной власти, а также о взаимоотношении между властью и народом. На примерах русской истории Татищев пытался доказать исконность прав и привилегии дворянства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Политология, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 25 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 16 страниц
200 руб.
Реферат, Политология, 20 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg