Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Средства и механизмы обеспечения экономической безопасности государства

kisssaaa0721 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Цель и задачи исследования. Цель исследования - проанализировать методы и средства обеспечения экономической безопасности государства. Задачи исследования: ? Определить сущность обеспечения экономической безопасности государства ? Привести анализ средств и механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и оценка угроз ? Определить основные направления совершенствования средств и механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Объект и предмет исследования. Объект исследования – средства и механизмы обеспечения экономической безопасности. Предмет исследования - обеспечение экономической безопасности государства. Методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. При выполнении работы были использованы общенаучные и специальные методы исследований. Из общенаучных применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, исторического и логического познания. Отдельные проблемы изучались с помощью специальных методов экономических исследований: монографического, расчетно-конструктивного, экономико-статистического и других. Информационная основа исследования. В качестве источников информации использованы нормативно-правовые акты федеральных органов власти, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам продовольственной безопасности, интернет-ресурсы, статистические сборники, отчеты министерства сельского хозяйства РФ и другие источники. Объём и структура исследования. Курсовая работа изложена на 47 страницах машинописного текста и содержит 1 таблицу, 4 рисунка, 2 приложения. Состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении изложена актуальность темы, изученность проблемы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методологическая основа исследования, информационная основа, объем и структура работы. В первой главе «Теоретические основы обеспечения экономической безопасности государства» рассматривается: понятие и сущность экономической безопасности, нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности; факторы, влияющие на развитие экономической безопасности. Во второй главе «Современное состояние обеспечения экономической безопасности в РФ» проведен анализ производства как основного фактора обеспечения экономической безопасности государства, проведена оценка импорта и экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции в системе обеспечения экономической безопасности России. В соответствии с определенными пороговыми значениями Доктрины экономической безопасности проведена оценка уровня обеспечения экономической безопасности России. В третьей главе «Совершенствование обеспечения экономической безопасности России» предлагаются направления укрепления экономической безопасности государства, определены мероприятия, направленные на развитие рынков продукции и др. Заключение содержит основные выводы и предложения по курсовой работе. Библиографический список состоит из 49 наименований.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирующиеся и развивающиеся в настоящее время процессы глобализации и международной экономической интеграции, усиливающаяся конкуренция на разных уровнях хозяйствования, а также влияние транснациональных корпораций в интересах некоторых государств или союзов государств поднимают проблему экономической безопасности страны в рамках обеспечения ее национальной безопасности. Разработка мероприятий по изменению методов реализации экономической политики, реорганизаций институциональных структур и нужных механизмов ликвидации или ослабления взаимодействий, снижающих устойчивость хозяйственной деятельности государства, базируется на представлении о направлениях, способах, методах обеспечения экономической безопасности. Состояние изученности проблемы. Средства и механизмы обеспечения безопасности как составляющая экономической безопасности исследовались в трудах Е.Н. Борисенко, Г.С. Вечканова, Б.А. Воронина, П.И. Вещикова, А.П. Крыгиной, М.Е. Листопад, А.А. Лысоченко, В.В. Милосердова, Д.О. Сычева, Ю.С. Хромова и др. Отдельные теоретические и методические аспекты теории продовольственного обеспечения, проблемы оценки эффективности продовольственной безопасности нашли отражение в трудах В.А. Агаева, А.И. Алтухова, А.В. Бондарева, И.Н. Буздалова, В.В. Гусева, А.Я. Калинина, В.В. Маслакова, И.Г. Ушачева и др. Работы зарубежных ученых – Д.Е. Линдсея, П.Х. Линдера, Г. Зингера, Т.А. Пугеля, Дж. Джекобса связаны с анализом многогранной проблемы безопасности с использованием механизмов импортозамещения, выявление экономических рычагов и стимулов, способствующих повышению эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства. Это послужило основанием для выбора темы курсовой работы и обуславливает ее актуальность.
Содержание

Обозначения и сокращения 3 Введение 4 Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности государства 7 1.1. Сущность экономической безопасности государства и ее нормативно-правовое обеспечение 7 1.2. Классификация факторов и угроз экономической безопасности государства 9 Глава 2. Анализ средств и механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и оценка угроз 12 2.1. Анализ динамики и закономерностей изменения экономической безопасности государства 12 2.2. Оценка угроз и уровень достижения пороговых значений экономической безопасности России 14 Глава 3. Совершенствование средств и механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации 22 3.1. Перспективы обеспечения экономической безопасности в России 22 3.2. Основные направления совершенствования средств и механизмов обеспечения экономической безопасности России 29 Заключение 35 Библиографический список 36 Приложение 1 Государственная программа развития экономической безопасности 42 Приложение 2 Пороговые значения доктрины экономической безопасности России 44
Список литературы

1. Приказ ФТС России от 21.10.2015 N 2133 "Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года" [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 21.04.2021). 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2021). 3. Алексеева Т.С. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 4. Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект): Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. 5. Бондаревский И.И. Управление органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке: теоретические, правовые и организационно-тактические основы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. 6. Вершило Н.Д. К вопросу о государственном экологическом контроле и надзоре // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 35 - 39. 7. Воронов А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 8. Галкин Д.В. Роль института административно-правовой ответственности в обеспечении финансовой безопасности государства // Финансовое право. 2009. N 5. С. 23 - 27. 9. Глебов И.И. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 10. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 11. Идрисов Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. 12. Канунникова Н.Г. Административно-правовые методы предупреждения органами внутренних дел террористической и экстремистской деятельности // Административное право и процесс. 2017. N 7. С. 9 - 11. 13. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 14. Кардашова И.Б. О роли административно-правовых методов в обеспечении национальной безопасности // Административное право и процесс. 2016. N 5. С. 59 - 63. 15. Кирьянов А.Ю. Правовая основа деятельности органов, обеспечивающих национальную безопасность // Адвокатская практика. 2005. N 4. С. 28 - 30. 16. Комягин Д.Л. Расходы на национальную оборону: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 17. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. 18. Куняев Н.Н. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 19. Кутьин Н.Г. Административно-правовой режим промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 20. Лапина М.А. Теоретические и организационно-правовые основы реализации экологической функции государства органами внутренних дел: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. 21. Магомедов М.Б. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в субъекте Российской Федерации (на материалах Республики Дагестан): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 22. Мартиросян Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 23. Мелехин А.В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии // Lex Russica. 2016. N 11. С. 33 - 45. 24. Мышко Ф.Г. Административно-правовые и организационные проблемы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2004. 25. Писаревский Е.Л. Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: Моногр. М., 2011. 26. Позднышов А.Н. Институт государственной службы в сфере обеспечения общественной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 27. Полякова Н.В. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов как субъектов обеспечения безопасности Российской Федерации в экологической сфере: Дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. 28. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 29. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 30. Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 23 - 26. 31. Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовые исследования): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 32. Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 33. Репьев А.Г. Преимущества, ограничения и исключения как средства административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2017. N 2. С. 64 - 67. 34. Ручкина Г.Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. 35. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 36. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. Хабаровск, 2006. 37. Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 38. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2001. 39. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 40. Саенко В.В., Куштапин С.А. и др. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-tamozhennyh-organah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.04.2021). 41. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.04.2021). 42. Нестеренко Е.А., Козлова А.С. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России // Экономическая безопасность и качество. 2018. N 2 (31) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki-i-tsifrovyh-tehnologiy-v-rossii (дата обращения: 21.04.2021). 43. Reinsel D., Gantz J., Rydning J. Data age 2025. The Digitization of the World. From Edge to Core. An IDC White Paper - #US44413318 [Electronic Resource]. URL: https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (дата обращения: 21.04.2021). 44. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 415 с. 45. Алехина О.В. и др. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 21.04.2021). 46. Приказ ФТС России от 27.12.2019 N 1979 «Об утверждении методик расчета результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» [Электронный ресурс]. URL: УКИД ФТС России (дата обращения: 21.04.2021). 47. Слепцов М.В. Логистическая модель импорта товаров на таможенную территорию Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2010. N 3. С. 116 - 124. 48. Кожанков А.Ю. Правовое регулирование ПОД/ФТ в ЕАЭС: текущее состояние и перспективы развития / А.Ю. Кожанков, Н.В. Крючкова, В.Е. Понаморенко // Правозащитник. 2016. N 4. С. 8. 49. Понаморенко В.Е. Комплаенс как фактор эффективности правового регулирования во внешней торговле / В.Е. Понаморенко, Д.Г. Коровяковский, А.А. Тыртышный // Таможенное дело. 2017. N 3. С. 15 - 17.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности государства 1.1. Сущность экономической безопасности государства и ее нормативно-правовое обеспечение Понятия безопасности, его объектов и субъектов обозначены Федеральным законом «О безопасности», которым установлено, что деятельность по обеспечению безопасности включает: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектами согласно данному Закону выступают государство, общество и личность, а субъектами - государство, граждане, общественные организации и объединения, однако в нем не нашли отражения категории "организация" как отдельный хозяйствующий субъект предпринимательства и «экономическая безопасность» применительно к государству и отдельным хозяйствующим субъектам (организациям) - участникам внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД). Тем не менее решение проблем экономической безопасности, включая его законодательно-нормативное обеспечение, необходимо вести как на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов - коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП). В особенности данная проблема актуальна для хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности, для которых экономическая безопасность - это защищенность их научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от активных или пассивных экономических угроз, возникающих как на внутреннем, так и на международном рынках. На современном этапе развития российской экономики целями экономической безопасности организаций - участников ВЭД становятся: эффективное функционирование в условиях международной напряженности в политических отношениях; обеспечение непрерывной финансово-устойчивой внешнеторговой деятельности. В условиях необходимости эффективного функционирования на мировом рынке основными задачами экономической безопасности хозяйствующих субъектов - участников ВЭД становятся: поддержание нормального ритма производства и сбыта продукции; предотвращение материального и/или финансового ущерба; недопущение несанкционированного доступа к служебной информации; противодействие недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям как на внутреннем, так и на международном рынках. Российские организации обязаны соблюдать требования Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующего порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, обеспечивать порядок и условия проведения соответствующих процедур и соблюдать иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Положения Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в частности, регулируют отношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с участием иностранных лиц в качестве кредиторов. Решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории нашей страны в соответствии с международными договорами, что позволяет обеспечить безопасность отечественных хозяйствующих субъектов - участников ВЭД (2). Экономическую безопасность деятельности организаций - участников ВЭД обеспечивают также положения Таможенного кодекса Таможенного союза, единую таможенную территорию которого составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. 1.2. Классификация факторов и угроз экономической безопасности государства Новые угрозы и вызовы безопасности страны в большинстве своем имеют пока метафизическую форму, то есть выходят за рамки практического опыта, в том числе угрозы пандемии коронавируса COVID-19, в отличие от реальных угроз, таких как военные угрозы, потеря суверенитета, отдельных территорий, физический ущерб населению и государству, которые достаточно изучены. Практически в настоящее время растет несоответствие форм и методов сложившейся ситуации реалиям формирующегося нового мирового порядка. Можно констатировать, что большинство угроз и вызовов будущего в стране фактически не осознаются и не стали еще «императивом повседневной действительности» [17]. Уровень национальной экономической безопасности в конечном итоге определяется тем, насколько параметры, обозначенные в прогнозе социально-экономического развития, соответствуют задачам, стоящим перед экономикой. Конечной целью социально-экономического развития является постоянный рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей, улучшение здоровья и уровня образования граждан, создание условий для их комфортного проживания и доступа к культурным ценностям. В этих условиях первостепенное значение имеет выработка правильной экономической и, прежде всего, денежно-кредитной и бюджетной политики, максимальной приоритетности бюджетных параметров для решения социальных и экономических проблем. Следует отметить, что первоочередные задачи – это обеспечение динамизма развития и решение социально-экономических проблем, сбалансированность бюджета тоже крайне важная, но все же второстепенная задача. В отличие от остальных организаций хозяйствующие субъекты - участники ВЭД в своей деятельности и в процессе решения проблем обеспечения экономической деятельности руководствуются, кроме рассмотренных законодательно-нормативных документов, Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Указанный Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации в целях обеспечения им благоприятных условий для внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов нашего государства. Перечисленные выше законодательные документы должны быть положены в основу разработки хозяйствующими субъектами - участниками ВЭД внутрифирменного стандарта «Корпоративная политика экономической безопасности» с включением в ее основу соответствующих понятий и процедур (Приложение 3). Торговая политика является основной частью экономической политики Российской Федерации, цель которой - создание благоприятных условий для российских хозяйствующих субъектов - участников ВЭД (экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг). Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию экономически безопасных условий для доступа российских организаций на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей. ? Глава 2. Анализ средств и механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и оценка угроз 2.1. Анализ динамики и закономерностей изменения экономической безопасности государства Сфера противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в рамках текущей риск-ориентированной парадигмы государственного и корпоративного управления развилась до значительных масштабов. Ею инфильтруются глобальные финансовые стандарты, пронизывается разноотраслевое законодательство, насыщаются профессиональные компетенции на финансовом рынке. Особое значение, по мнению автора, указанное направление имеет в обеспечении экономической безопасности государства и бизнеса при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе внешней торговли. Рассмотрим основные особенности проблематики ПОД/ФТ, делающие данное направление политики уникальным кросс-секторальным, межотраслевым, межкомпетентностным образованием в преломлении к сфере внешней торговли и в контексте современных экономических и регуляторных трендов. Международная акцентуация имманентно присуща тематике ПОД/ФТ. Обязательность имплементации Рекомендаций ФАТФ вкупе с действенностью мониторинговых программ ФАТФ, ОЭСР, МВФ, СФС значительным образом изменила регулятивный ландшафт в России, переформатировала карту профессий и матрицу компетенций специалистов в области международного финансового права и сфере комплаенс. Оценка соответствия отечественной системы ПОД/ФТ требованиям ФАТФ (mutual evaluation) планируется в 2018 - 2019 гг.: это самая значимая и резонансная оценочная практика национальных правовых систем со стороны международных организаций (наряду с FSAP МВФ). Следует ожидать очередных регулятивных новаций и дополнительных издержек частного сектора на минимизацию регуляторного риска. Междисциплинарность, комплексность проблематики ПОД/ФТ проявляются: 1) в комплексном концепте. ПОД/ФТ вписано в легализованное в Федеральном законе от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" <2> понятие "незаконные финансовые операции", которое объемлет нарушения валютного, таможенного, налогового, антиотмывочного и иного законодательства, комплексно профилактируемые, пресекаемые и наказуемые компетентными в данных сферах ведомствами. В то же время данный концепт, законодательно лишь "проклюнувшийся", требует дальнейшего научного осмысления и углубления; 2) стыковых компетенциях специалистов (право - финансы - ИТ). Учитывая, что эти же стыки компетенций востребованы в парадигме цифровой экономики, видится перспективной взаимодополняемость антиотмывочной и цифровой проблематик в системе международного и отечественного правового регулирования экономики; 3) тесном институциональном взаимодействии в области противодействия незаконным финансовым операциям в трансграничной торговле: на глобальном уровне (ФАТФ, ОЭСР, УНП ООН, СФС, МВФ, МОКЦБ, МАСН, БМР и др.), на национальном (Росфинмониторинг, Банк России, Роскомнадзор, Минфин, правоохранительные органы, Генеральная прокуратура) и множественных межведомственных площадках (МВК по ПОД/ФТ, МРГ по противодействию незаконным финансовым операциям, МВК по противодействию финансированию терроризма, МВК по противодействию экстремизму в РФ и др., в том числе с участием Минэкономразвития); 4) комплексной регуляторике, многоукладности правопорядков (инфильтрация глобальных финансовых стандартов с антиотмывочной проблематикой, завязанность вопросов формирования общего финансового рынка ЕАЭС на риски ОД/ФТ и соответствие рекомендациям ФАТФ, взаимодействие правопорядков и институций ФАТФ/ЕАГ-СНГ-ОДКБ-ШОС-ЕАЭС). В то же время пока на начальном этапе находятся исследования в области роли риска ОД/ФТ в процессах региональной интеграции в ЕАЭС. При формировании общего финансового рынка ЕАЭС требуются оценка возможностей наднационального регулирования и анализ перспектив гармонизации антиотмывочного законодательства государств - членов ЕАЭС/ЕАГ в сфере ПОД/ФТ; 5) сочетании публичных и частных начал в виде экономической безопасности государства и экономической безопасности бизнеса. Последняя актуализирована в концепте «комплаенс» как внутрикорпоративной политике по оценке и управлению рисками несоответствия деятельности организации правилам. Исторически в своем ядре комплаенс несет антиотмывочную составляющую, дополненную в последние годы антимонопольной, экологической, антикоррупционной и иными элементами [4]. 2.2. Оценка угроз и уровень достижения пороговых значений экономической безопасности России По итогам января-декабря 2019 года внешнеторговый оборот[1]составил 666,6 млрд долл. США, снизившись на 3,0% к январю-декабрю 2018 года. Экспорт товаров уменьшился на 6,0% до 422,8 млрд долл. США, импорт увеличился – на 2,2% до 243,8 млрд долл. США. В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (41,7% российской торговли или 277,8 млрд долл. США в январе-декабре 2019 года). Товарооборот с ЕС снизился на 5,6%, в том числе импорт – на 0,8%, экспорт – на 7,8%. Второй группой по объему внешнеторгового оборота в январе-декабре 2019 год являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (31,8% российской внешней торговли или 212,2 млрд долл. США). Торговый оборот со странами АТЭС снизился на 0,5%, в том числе экспорт на 4,3%, импорт увеличился на 4,1%. Внешнеторговый оборот нашей страны, по данным Банка России, по итогам 2020 года составил 571,5 млрд долларов США, что на 15,3% меньше, чем в 2019 году. В том числе экспорт составил 331,7 млрд долларов (79,0% от 2019г.), импорт – 239,7 млрд долларов (94,2%). Таким образом экспортировала наша страна продукции на 92,0 млрд долларов больше, чем импортировала. Сальдо торгового баланса, соответственно, оставалось положительным. Важнейшим экспортным товаром России по-прежнему остается сырая нефть (включая природный газовый конденсат). Ее в 2020 году было продано на 72 366 млн долларов США, что на 40,8% меньше, чем в 2019г. Экспорт газа составил 25 247 млн долларов, что на 39,4% меньше, чем в 2019г. Отметим, что в 2020 году на 19,2% выросли объемы экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. В результате на продовольствии страна заработала больше, чем на газе – 29 616 млн долларов, из них 10 126 млн долларов принесли злаки. Основным импортируемым товаром стала продукция машиностроения. Машин, оборудования и транспортных средств приобретено на 110 215 млн. долларов. Продукции химпрома куплено на 42 403 млн долларов, продовольствия – не 29 717 млн. долларов. Оборот торговли со странами дальнего зарубежья по итогам 2020 года снизился на 15,8% и составил 494 411 млн. долларов. В том числе со странами Евросоюза Россия наторговала на 218 807 млн долларов (78,7% от 2019г.), а с государствами, входящими в АТЭС – на 192 085 млн долларов (90,3%). Торговля с государствами-участниками СНГ упала не так сильно – всего на 9,8%, в результате оборот составил 73 412 млн. долларов. Таблица 2.1 - Структура экспорта России в 2021 году Статья экспорта Удельный вес в структуре экспорта Топливно-энергетические товары 63,7% Металлы и изделия из них 9,9% Продукция химпрома 6,1% Машины и оборудование 6,5% Продовольственные товары и сырье для их производства 5,5% Лесоматериалы и бумажные изделия 3,1% Иные товары 5,2% Товарооборот со странами СНГ снизился на 1,3% до 80,4 млрд долл. США. Со странами ЕАЭС товарооборот увеличился на 1,1% до 57,3 млрд долл. США. Сальдо внешней торговли России со всеми странами снизилось на 15,2% до 179,0 млрд долл. США. Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту)[2]в январе-декабре 2019 год снизился до 26,9% по сравнению с 30,7% в январе-декабре 2018 года. По итогам января-декабря 2019 года положительное сальдо наблюдалось в торговле России с большинством важнейших групп стран. На уровне отдельных государств значительное отрицательное сальдо у России было в торговле с Вьетнамом (2,6 млрд долл. США) – за счет сильного сокращения российских поставок наземного транспорта (-93%), злаковых культур (-77%), оружия и боеприпасов (-100%). Также значительное отрицательное сальдо наблюдалось в торговле с Францией (-2,2 млрд долл. США), Ирландией (1,2 млрд долл. США), Таиландом (1,1 млрд долл. США). Экспорт товаровпо итогам января-декабря 2019 года составил 422,8 млрд долл. США и снизился на 6,0% по сравнению с январем-декабрем 2018 года в результате уменьшения объемов поставок энергетических товаров (за счет снижения экспортных цен), пшеницы, стальных полуфабрикатов и алмазов. Сырьевой экспортв январе-декабре 2019 год снизился к январю-декабрю 2018 год на 7,1% до 198,5 млрд долл. США, что обусловлено снижением стоимостных объемов экспорта сырой нефти и природного газа в результате снижения контрактных цен (в натуральном выражении произошло увеличение поставок). Несырьевой экспортв январе-декабре 2019 год составил 224,3 млрд долл. США, снизившись на 4,9% по сравнению с январем-декабрем 2018 года. Снижение обусловлено, в первую очередь, уменьшением стоимостных объемов поставок нефтепродуктов. Несырьевой неэнергетический экспортв январе-декабре 2019 год по сравнению с январем-декабрем 2018 года снизился на 0,5% до 149,4 млрд долл. США. Наибольшее снижение было зафиксировано в отношении стальных полуфабрикатов, судов и лодок и злаковых культур (в первую очередь пшеницы), наибольший рост – в отношении необработанного и полуобработанного золота и платины и оружия и боеприпасов. На уровне важнейших групп стран по итогам января-декабря 2019 года российский экспорт характеризовался отрицательной динамикой. Экспорт в страны Европейского союза снизился на 7,8% до 189,2 млрд долл. США. Наиболее значительный спад наблюдался при поставках в Германию (на 17,9%) – за счет сокращения поставок нефтепродуктов (на 20,2%) и меди (на 28,9%), Бельгию (на 26,5%) – за счет сокращения топливно-энергетических товаров (на 31,7%) и драгоценных металлов (на 26,7%), Польшу (на 25,0%) – нефтепродуктов (на 27,8%) и черных металлов (на 18,9%). Экспорт в страны АТЭС уменьшился в январе-декабре 2019 года по сравнению с январем-декабрем 2018 года на 4,3% до 111,2 млрд долл. США, в том числе во Вьетнам (на 53,8%) – в результате снижения экспорта наземного транспорта и злаковых культур, в Тайвань (на 28,3%) – в результате снижения экспорта нефтепродуктов (на 39,6%) и черных металлов (на 10,5%). Вместе с тем выросли поставки в Новую Зеландию (+583,2%) – в результате увеличения экспорта нефтепродуктов (на 886,9%). Снижение российского экспорта в страны СНГ по итогам января-декабря 2019 года составило -2,8% (до 53,4 млрд долл. США), в том числе на Украину (на 30,5%) – за счет сокращения поставок нефтепродуктов (на 58,8%) и удобрений (на 41,4%). Вместе с тем значительно увеличились поставки в Туркменистан (на 88,1%) – за счет увеличения поставок изделий из черных металлов (на 1265,0%), наземного транспорта (на 3409,7%) и летательных аппаратов (на 4945,2%). В товарной структуре экспорта продолжают преобладать топливно-энергетические товары, их доля в январе-декабре 2019 год снизилась по сравнению с январем-декабре 2018 года на 1,7 процентных пункта до 62,1%. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился на 8,5% до 262,5 млрд долл. США. Экспорт сжиженного природного газа увеличился на 49,8% до 7,9 млрд долл. США. Экспорт сырой нефти снизился на 6,0% до 121,4 млрд долл. США, нефтепродуктов – на 14,5% до 66,9 млрд долл. США, природного газа в газообразном состоянии – на 15,3% до 41,6 млрд долл. США. Основу российского экспорта, помимо топливно-энергетических товаров, составляют металлы и изделия из них, машины и оборудование, на долю этих трех групп в январе-декабре 2019 года суммарно приходилось 77,5% стоимостного объема российского экспорта. Стоимостной объем российского импортапо итогам января-декабря 2019 года продемонстрировал слабо положительную динамику и составил 243,8 млрд долл. США, что на 2,2% выше, чем в январе-декабре 2018 года. Увеличение обусловлено ростом импорта лекарственных средств и вакцин. По итогам января-декабря 2019 год по сравнению с январем-декабрем 2018 года импорт России из стран ЕС снизился на 0,8%. Импорт России из стран АТЭС увеличился на 4,1%, из стран СНГ – на 1,9%. Главной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых по итогам января-декабря 2019 года по отношению к январю-декабрю 2018 года снизились на 0,2% до 112,5 млрд долл. США, удельный вес данной товарной группы в структуре отечественного импорта составил 46,2%. В том числе импорт летательных аппаратов прочих (вертолетов и самолётов) снизился на 15,6%, промышленного и лабораторного оборудования – на 17,0%, телефонных аппаратов – на 4,8%. Вместе с тем значительный рост демонстрировал импорт арматуры для трубопроводов и котлов – на 14,2%, центрифуг и сушилок – на 11,1%, кранов – на 50,2%. Основу российского импорта кроме машин, оборудования и транспортных средств составляют продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и с/х сырье, доля этих трех товарных групп в январе-декабре 2019 года в структуре российских закупок составила 78,0%. В стоимостном выражении импорт продовольственных товаров в январе-декабре 2019 год величился на 0,4% г/г, химической продукции – увеличился на 9,6% г/г. Наиболее значительно увеличился (в стоимостном выражении) импорт лекарственных средств (29,7%), сывороток и вакцин (55,1%). Наибольший спад наблюдался в закупках соевых бобов (-20,2%), яблок и груш (-19,3%), свежего мяса КРС (-35,1) и альдегидных смол (-18,5%). Страны дальнего зарубежьяявляются главными торговыми партнерами России. По итогам января-декабря 2019 года их доля в товарообороте составила 87,9%, в экспорте – 87,4%, в импорте – 88,9%. Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе-декабре 2019 год составил 586,2 млрд долл. США и относительно января-декабря 2018 года снизился на 3,4%. Экспорт уменьшился на 6,4% до 369,4 млрд долл. США, импорт увеличился – на 2,3% до 216,8 млрд долл. США. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимают Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходится 45,8% внешнеторгового оборота с данной группой стран. Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, США, Республика Корея и Япония, на долю которых по итогам января-декабря 2019 года пришлось 85,7% внешнеторгового оборота с данной группой стран. По итогам января-декабря 2019 года Китай – крупнейший внешнеторговый партнер России (16,6% торгового оборота России или 110,9 млрд долл. США). Доля других крупнейших партнеров России в январе-декабре 2019 года составила 8,0% для Германии, 7,3% для Нидерландов, 5,0% для Республики Беларусь, 3,9% для США, 3,9% для Турции, 3,8% для Италии. Внешнеторговый оборот России со странами СНГ по итогам января-декабря 2019 год снизился на 1,3% до 80,4 млрд долл. США. Экспорт России в страны СНГ уменьшился на 2,8% до 53,4 млрд долл. США, а импорт России из стран СНГ увеличился на 1,9% до 27,0 млрд долл. США. Со всеми странами СНГ в январе-декабре 2019 году сложился профицит торгового баланса. Безусловно, для достижения значимых с точки зрения экономической безопасности параметров развития социальной сферы и реальной экономики необходимо использовать огромные трудовые, сырьевые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы. Механизмы рыночной экономики практически снимают или, во всяком случае, резко снижают актуальность поиска этих ресурсов. Все они могут быть привлечены для использования в хозяйстве, если таковые есть, но главный ресурс – деньги. Когда деньги попадают в обращение, они обслуживают и определяют движение всех других ресурсов, в основном из государственного бюджета. Таким образом, бюджет, масштабы и структура его расходов играют решающую роль в обеспечении национальной экономической безопасности и нейтрализации угроз национальным интересам России в экономической сфере. ? Глава 3. Совершенствование средств и механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации 3.1. Перспективы обеспечения экономической безопасности в России Существует множество определений понятия «экономическая безопасность», но в обобщенном виде она представляет собой способность экономики сохранять устойчивое развитие под влиянием как внешних, так и внутренних угроз и других факторов, обеспечение высокого уровня жизни населения, а также защита национальных экономических интересов страны. Экономическая безопасность России тесно связана с состоянием не только своей собственной экономики, но и стран, с которыми она вступает во взаимодействие, поддерживает связи на мировом рынке. Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Проблема прогнозирования угроз, оценки и повышения уровня национальной экономической безопасности является одной из наиболее сложных политико-экономических проблем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg