Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие эмоций и чувств как условие нравственного воспитания младших школьников

kisssaaa0721 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Цель курсовой работы - изучить нравственное воспитания детей младшего школьного возраста через развитие эмоций и чувств. Актуальность настоящего исследования проблема воспитания младших школьников, которая связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых,наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых,в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих,само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвёртых,вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Проблемой исследования является развитие эмоций и чувств для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников Предмет исследования: развитие эмоций и чувств в процессе нравственного воспитания младших школьников. Цель исследования: выявить значение эмоций и чувств в нравственном воспитании младших школьников. Гипотеза: нравственно воспитание будет проходить эффективно, если: - обеспечивается внедрение в педагогический процесс этического воспитания младших школьников; - младшие школьники используют приобретенный опыт; - действия младших школьников приобретают осознанный характер. В соответствии с актуальностью, проблемами, целями, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи: 1. Проанализировать процесс нравственного воспитания младших школьников. 2. Изучить развитие эмоций и чувств в процессе нравственного воспитания младших школьников. 3. Подобрать методы диагностики уровня нравственной воспитанности учащихся. 4. Подобрать рекомендации по развитию эмоций и чувств в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, эмпирические - тестирование, анкетирование. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, основной части из двух разделов, заключения и списка литературы.
Введение

Младший школьный возраст – один из периодов детства само название, которого говорит о том, что он связан с началом обучения в школе. Современный младший школьник изменился вслед за страной и миром. Это дитя уже развитой информационной эпохи, нередко с раннего детства привыкший к различным гаджетам и знаком с интернетом. Что мешает развитию нравственного воспитания и гармоничного развития личности . В действующим Законе РФ "Об образовании" сказано «Образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Младший школьник сегодня поставлен в принципиально иные условия и развития чем его сверстник 20-30 лет назад. Основные причины этого свободное общение в виртуальном пространстве это общение, безусловно, влияет на эмоциональную сферу ребенка. Как показывает практика, младшие школьники в повседневной деятельности, часто выражают свои эмоции не обдуманно, а так же не умеют правильно оценивать эмоции других людей. Данный аспект является существенным барьером в установлении нравственных и моральных устоев у младших школьников. Одним из наиболее оптимальных путей решения данной проблемы на стадии осуществления общеобразовательного стандарта начальной школы, является развитие эмоций и чувств, направленных на успешное формирование нравственного воспитания. Проблема нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоций и чувств как условие нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста 5 1.1 Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста 6 1.2Сущность и понятие нравственного воспитания 9 Глава 2. Экспериментальное исследование развитие эмоций и чувств в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 18 2.1 Методы исследования уровня нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 18 2.2 Рекомендации педагогам по развитию эмоций и чувств в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 28 Заключение 35
Список литературы

1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев: Монография / Омск. гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 2019. 2. Землянская Е.И. Педагогика начального образования 2021 3. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии - М: Просвящение, 2020. 5. Е.В.Наумова – Колчиданова Педагогика и психология семьиведение 2-издание 2020 6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М: 2019, т. 11. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации / Ом. гос. пед. ин - т им Горького - Омск: ОГИПИ, 2019 7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности: 2020 8. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвящение, 2019 9. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания: Просвящение, 2020 10. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Просвящение 2019 - 386 с. 11. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. 2021 12. Краткий словарь по философии: 2020 13. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997– 17с. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. 2020 14. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Просвящение, 2020 15. Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника: Просвящение, 2020 16. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению»2019 - 17 Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе»: Просвещение 2019 - 18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание: 2019 - 19. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 20. Регушо Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности: ЛГИПИ им. Герцена 21. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 2017 22. Уранбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки: 23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М: 1985,т. 2 24. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов - М: Просвящение, 1990 25. http://window.edu.ru/– единое окно доступа к образовательным ресурсам; http://www.zipsites.ru/– бесплатная электронная Интернет-библиотека;
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоций и чувств как условие нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста 1.1 Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста Умственная деятельность, суждения и высказывания младших школьников о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены яркими эмоциональными переживаниями. Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Всякий раз, когда вы сообщаете что-нибудь ученику, позаботьтесь о том, чтобы вызвать у него чувства. Важно не только то, чтобы школьники продумали и усвоили исторические, географические понятия, но и прочувствовали их. Раньше, чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующее эмоциональное состояние учащегося и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Новые знания могут быть лучше усвоены, если они «прошли» через чувство ученика [11]. Младший школьник положительно или отрицательно оценивает друга преимущественно на основании того, что его друг лично делает для него. Предъявляемые требования к своему другу ребенок этого возраста не всегда относит к себе, он еще не осознает того, что дружба должна строиться на равенстве прав и взаимных обязанностях. Отсюда — ответственность за сохранение или прекращение дружеских взаимоотношений ребенок этого возраста, как правило, перекладывает на своего друга, «Моя подруга Оля очень хорошая, она не спорит со мной, она всегда со мной во всем соглашается. Когда позову погулять или поиграть, она никогда не отказывается. А Ира была плохая подруга, все хотела делать по-своему, не уступала мне. Теперь я с ней не дружу». Дети этого возраста (I—II класс) - еще только входят в жизнь коллектива, они не научились строить свои отношения на взаимном уважении друг друга, у них еще слабо развито чувство личной ответственности перед друзьями, перед коллективом — все эти моральные качества у них находятся на первоначальной стадии формирования. У школьников III—IV классов опыт моральных взаимоотношений в коллективе является более богатым. На этой основе у них складываются более глубокие и прочные дружеские взаимоотношения, которые начинают играть все более значительную роль в формировании нравственных качеств характера школьника. У детей этого возраста значительно расширяется круг общих интересов, на основе которых складывается дружба. Ведущими становятся учебные, познавательные и общественные интересы. Дружба становится более деловой и устойчивой, а ее мотивы — более серьезными и глубокими. Дружеские чувства проявляются в стремлении быть полезным своему товарищу, в согласовании своих действий и поступков, во взаимной ответственности друг перед другом. У младших школьников начинают формироваться более интимные дружеские чувства, выражающиеся в сочувствии, в стремлении поделиться друг с другом своими радостями и горестями. Разлады и конфликты, как правило, переживаются серьезно и глубоко. Эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную значимость оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.Связаны с удовлетворением (положительные эмоции)илинеудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать реальность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они сообщают взрослому, что ребенок его любит, злит или расстраивает. Особенно это актуально в младенчестве, когда словесное общение недоступно. По мере роста ребенка его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От основных (страх, радость и т. Д.) Он переходит к более сложному диапазону чувств: он счастлив и зол, рад и удивлен, ревнив и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. В начальной школе ребенок изучает язык чувств - формы выражения тончайших оттенков переживаний, принятые в обществе, с помощью взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д С другой стороны, ребенок овладевает способностью сдерживать насильственные и резкие выражения чувств. Семилетний ребенок, в отличие от пятилетнего, может больше не проявлять страха или слез. Он учится не только в значительной степени контролировать выражение своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и сознательно использовать их, сообщая другим о своих переживаниях, влияя на них. Но младшие школьники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Основное в воспитании чувств ребенка — научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свой гнев, сильное раздражение, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенствуется у ребенка чувство долга. Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатии, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребностями, и своими чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает воля. Личность (по Д.Н. Узнадзе) начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своими потребностями и чувствами. 1.2 Сущность и понятие нравственного воспитания В кратком философском словаре понятие морали отождествляется с понятием морали. "Мораль (лат. mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения человека, а также само поведение человека (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, выражающие нормативную регуляцию отношений людей друг с другом и социальным целым( коллективом, классом, народом, обществом) "В. И. Даль трактовал слово мораль как"нравственное учение, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный-противоположный телесному, плотскому, духовному, духовному. Нравственная жизнь человека важнее материальной жизни." "Обращаясь к одной половине духовной жизни, противоположной ментальной, но сравнивая с ней общее духовное начало, истина и ложь принадлежат ментальному, добро и зло принадлежат моральному. Добродушный, добродетельный, воспитанный, согласующийся с совестью, с законами истины, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это нравственный человек, с чистой, безупречной моралью. Каждое самопожертвование-это моральный акт, добродетельный, доблестный. «С годами понимание морали изменилось. У Ожегова С.И.: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В. А. Сухомлинский писал: «Руководить нравственным воспитанием – это значит создать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком – то печётся и беспокоится, кому – то отдаёт своё сердце».Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером.[9] Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. [30]. Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая является ведущей для младших школьников, так как обладает большими воспитательными возможностями. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности [15]. В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [24]. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития [23]. Основные задачи нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому [10]. Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека. Воспитание - передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду . Нравственное воспитание - это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией . Методами нравственного воспитания являются убеждение, приучение, поощрение и наказание. При помощи этих методов у учащихся формируются нравственные понятия и убеждения, вырабатываются необходимые навыки и привычки поведения, воспитываются нравственные чувства и волевые черты характера. Дубровина И.В. утверждает, что для того чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя: - отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам); - отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда); - отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура); - отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу); - отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка) [9] Каирова И.А. считает, что нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания. Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств . Таким образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностных качеств. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате " наставление нравов" он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: "научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же цитировал народное изречение: " кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает". Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог - демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям [24]. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность". Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра". [22] Из педагогов - классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье "о нравственном элементе в воспитании" он писал: "Нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…" Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль [20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg