Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

kisssaaa0721 612 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи: 1. Изучить процесс формирования словообразования в речевом онтогенезе. 2. Проанализировать особенности формирования словообразовании у дошкольников при общем недоразвитии речи. 3. Рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи. 4. Разработать и апробировать комплекс средств по формированию словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования: словообразование у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования: формирование словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня как одно из направлений коррекции речи должно опираться на: ? механизм, характер и качественное своеобразие становления словообразовательного уровня языковой способности детей с общим недоразвитием речи; ? методы и приемы формирование комплекса словообразовательных представлений, знаний, умений и навыков их практического применения. Методы исследования: ? теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы; ? эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестовые задания на словообразование из методики лингвистического обследования речи Р. И. Лалаевой); Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики: ? о единстве мышления и речи, о соотношении языка, закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С.Н. Цейтлин; ? представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи Р. И. Лалаевой, Т. В. Тумановой; ? представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи Р. Е. Левиной, Г. В. Филичевой, Т. Б. Чиркиной. Практическая значимость: разработан комплекс средств по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, который может быть рекомендован к использованию логопедами, дефектологами, воспитателями коррекционных групп. База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №107» Г. Кемерово. Выборка исследования: 15 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Дошкольный возраст – период формирования устной речи, активного овладения системой родного языка. Формирование процессов словообразования проявляется в детском словотворчестве. Дошкольники, интуитивно различая части слова, пытаются образовывать новые слова, которые приобретают причудливую форму. Это феномен описан в произведении К. И. Чуковского «От двух до пяти». Исследованием формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста занимались А. Н. Гвоздев, Ф. А. Сохин, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин и др. Комбинирование частей слов, экспериментирование над словами, порождающее ошибки в речи, является нормальным явлением в развитии дошкольника и носит временный характер. Но у детей с общим недоразвитием речи навыки словообразования качественно отличаются от таковых у детей с нормой речевого развития. С одной стороны, словотворчество у них слабо выражено, с другой стороны, имеются стойкие нарушения способности к словообразованию, проявляющиеся в неправильном использовании аффиксов. Нарушения развития речи у детей с общим речевым недоразвитием описаны Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и другими. Этими же исследователями разрабатывались методы диагностики развития речи, методика и средства коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Следует отметить, что большинство исследований посвящены изучению и организации коррекции произносительной, лексико-грамматической сторон речи, формированию связной речи. Реже уделяется внимание формированию словообразовательных навыков. Т. В. Тумановой было проведено исследование формирования способности к словообразованию у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II и III уровней. Ею была показана значимость сформированности навыков словообразования для профилактики диорфографии, успешности овладения содержания школьной программы, определена зависимость между направленным формированием словообразовательной компетенции и развитием языкового чутья и речевой коммуникации в целом у детей с общим недоразвитием речи. В связи с тем, что вопрос формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуален.
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Анализ современного состояния проблемы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в психолого-педагогической литературе 1.1. Формирование словообразования в речевом онтогенезе . . . . . . . . . . . . . .7 1.2. Особенности формирования словообразовании у дошкольников при общем недоразвитии речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.4. Средства формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической работе . . . 26 Глава 2. Экспериментальное изучение словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 2.1. Организация и содержание экспериментальной работы . . . . . . . . . . . . . . 36 2.2. Содержание логопедической работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . . . . 37 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Список литературы

1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 160 с. 2. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи / А. И. Баева // Рубрика. – 2004. – №2. – С.74. 3. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина// Логопед. – 2004. – № 1. – С.34-40 4. Гончарова, В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Санкт-Петербург, 2002. – 285 c. 5. Гончарова, В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. – №1(4). – С.9-15. 6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Пресс-Детство, 2007. – 243 с. 7. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.С. Жуковой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с. 8. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. – М. : Новый век, 1998. – 290 с. 9. Курнаева, Е. А. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий / Е. А. Курнаева, Л. Н. Морозова, С. Н. Владимирова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 4 (8). – С. 92-102. 10. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб: СОЮЗ, 2003. – 160с. 11. Лепская, Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. – М., 1997. – 151 с. 12. Леушина, А. М. Развитие связной речи дошкольников / А. М. Леушина. – М.: Академический проект, 1999. – 163с. 13. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 678 с. 14. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 191 с. 15. Никашина, Н. А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи / Н. А. Никашина // Научная сессия по вопросам дефектологии. – URL: http://superinf.ru/view_article.php?id=191 (дата обращения: 15.03.2021). 16. Сохин, Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, А. М. Шаханрович // Психолингвистические исследования (речевое развитие и обучение языку) – URL: http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/171058/ (дата обращения: 15.03.2021). 17. Туманова, Т. В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи / Т. В. Туманова. – М., 2005. – 144 с. 18. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи : моногр. / Т.В. Туманова. – М.: Альфа, 2002. – 113 с. 19. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: дисс.... к. пед.наук / А.Г. Тамбовцева. – Москва, 1983. – 199 с. 20. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. – 2000. – №4. – С.48-54. 21. Улуханов, И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / И. С. Улуханов. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. – 264 с. 22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М.: Владос, 2004. – 156 с. 23. Федеравичене, Э. А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. – Москва, 1981. – 127 с. 24. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224с. 25. Филичева, Т. Б. Словообразование у детей дошкольного возраста, интегрированных в общеобразовательные группы / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Ю. Р. Гущина // Социально-гуманитарные знания. – 2013. № 6. – С. 168-177. 26. Филичева, Т. Б. Формирование словотворческих возможностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) в образовании названий профессий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. Е. Батракова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 305. 27. Черемухина, Г. А. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования / Г. А. Черемухина, А. М. Шаханрович // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку; под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – С.92-104. 28. Яговкина, Л. С. Формирование словообразовательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Л. С. Яговкина // Научные достижения и открытия современной молодежи : сб. статей II междунар. науч.-практ. конф. (12 ноября 2017 г.). – Пенза, 2017. – С. 278-281.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ современного состояния проблемы формирования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в психолого-педагогической литературе 1.1. Формирование словообразования в речевом онтогенезе Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования. Н. И. Жинкин в слове как основной единице языка выделяет фонематический уровень (произносительный) и морфемный (обозначающий). Морфемами принято называть значимые части слова, далее неделимые без потери смысла. Система морфем надстраивается над системой фонем. В русском языке, в зависимости: от морфемного состава основы, различают слова производные и непроизводные, причем, более восьмидесяти процентов слов признаются исследователями производными, мотивированными единицами, имеющими в языке соответствующую по значению и форме производящую основу. Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, т.е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а. также законы, по которым, одни слова (производные) мотивируются другими (производящими) [8]. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способом образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем и структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее сформировавшееся представление о модели-типе словообразования [10]. Словообразование в русском языке происходит несколькими способами: ? лексико-семантическим, ? морфолого-синтаксическим, ? лексико-синтаксическим, ? морфологическим [3]. В исследовании формирование словообразовательных знаний и умений рассматривается как важнейшее условие обогащения словаря, совершенствование грамматического строя, что необходимо ребенку для более точного выражения мысли в связной речи. Элементарные знания о структурно-семантических связях слов и умение проводить словообразовательный анализ используются при построении развернутых высказываний, совершенствуют монологическую речь [23]. Проявление в речи ребенка словотворчества указывает не только на овладение грамматикой и морфологией, но и на способность осваивать лексику не только на основе подражания, механически. В 4-5 лет словообразовательный уровень становится ведущим в овладении языком. По данным Г.А. Черемухиной и А.М. Шахнаровича, уже в 6-7 лет дошкольники чаще используют лексические единицы языка в процессе номинации, а к словообразовательным средствам прибегают при дефиците времени или при забывании нужного слова [27]. Т. В. Туманова также отмечает, что в этом возрасте необходимость использования словообразования у дошкольника возникает, когда он не знает необходимого названия или считает его недостаточно точным [18]. В исследованиях А. Г. Тамбовцевой было показано, что для усвоения словообразования необходимы достаточный общий интеллектуальный уровень развития и лингвистические способности, обеспечивающие владение операциями словопроизводства. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования [10, 19]. Овладение навыками словообразования происходит поэтапно. А. Г. Тамбовцева, Т. В. Туманова, Э. А. Федеравичене выделяет три этапа в этом процессе: Первый этап (от 2,6 до 3,6-4,0 лет) – накопление первичного словаря лексики и формирование предпосылок словообразования. Словотворчество возникает по типу речевой ошибки. Второй этап (от 3,6-4 до 5,6-6,0) – активное освоение словообразования, появляется и развивается словотворчество, формируются обобщенные представлений. Третий этап (после 5,6 – 6,0 лет) – усвоение норм и правил словообразования, формирование самоконтроля и критичности к собственной речи. Таким образом, период активного освоения словообразования приходится на первую половину дошкольного возраста. Н. И. Лепская считает, что овладение навыками словообразования у ребенка начинается с 2 лет. Это связано с активным развитием лексики. Овладение правила словообразования начинается с того, что ребенок пытается понять значение слов и «экспериментирует» со словами. Накопление словаря и использование слов с одинаковыми частями приводит к тому, что ребенок начинает выделять и различать их значение. В связи с тем, что система языка достаточна сложна, а также существует достаточно много исключений из правил, аналитико-синтетическая деятельность дошкольника несовершенно, получаются достаточно причудливые интерпретации слов и детские неологизмы [11]. Именно они достаточно наглядно описаны К. И. Чуковским. Детское словотворчество характеризуется употреблением регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей. Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель (по Т. Н. Ушаковой), переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть «генерализации», таким образом, состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий — лисячий, свинячий, ежачий, белячий, слонячий; снежинки — пуржинки). Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением. Так, выделив морфему -нициз слов мыльница, конфетница, сахарница, ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этим значением ребенок образует слова типа солъница [10]. Е. С. Кубрякова указывает на склонности детей приписывать производному слову значение, которого нет, при понимании значения мотивирующего слова, неправильно трактовать значение мотивирующего слова, включать «семантическую надбавку». Подобные ошибки связаны с незнанием детей основ морфологии, значений суффиксов и приставок. Например, в слове «закройщик» они выделяют как значимую часть слова «закрой». Отсюда и возникает понимание закройщика как человек, который закрывает двери. А. М. Шахнарович при описании последовательности развития словообразования у дошкольников выделяет ступени в зависимости от сформированности семантического анализа и синтеза. Первая ступень (младший дошкольный возраст) – преобладает понимание семантики слова, речевой семантический анализ. Словообразование зависит от ознакомления с окружающим миром, формирования представлений и развития мышления. Вторая ступень (старший дошкольный возраст) – появляется понимание отношения «форма-значение», происходит формирование «модели-типы» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание семантического синтеза. Третья ступень (дети средней и старшей группы) – освоение «формы семантики» (А.Н. Гвоздев). Семантический анализ ситуации переходит во внутренний план, или осуществляется на более высоком уровне. В этот период ребенок выделяет тематические и рематические элементы, строит семантическую программу производного слова, подбирает соответствующий словообразовательный тип. На этом этапе наблюдается обогащение словаря мотивированной лексикой, образованной при помощи синонимичных грамматических средств, т.к. ребенок ориентируется на общий звуковой облик морфемы без учета ее фонематического состава. Четвертая ступень (подготовительная группа) – преобладание мысленного семантического анализа и семантического синтеза над речевым анализом [16]. Таким образом, по А. М. Шахнарович, формирование словообразования в дошкольном возрасте – это процесс последовательного развития семантического анализа и синтеза, его интериоризации в мыслительную деятельность. О.С. Ушакова указывает на то, что дошкольники интуитивно используют три основных принципа образования новых слов: ? часть слова, «осколок» слова используется как самостоятельное слово; ? комбинация корня слова одного слова и суффикса другого слова; ? комбинация слова из двух слов [22]. В экспериментах со словами дети опираются как на семантику, так и грамматику. Е. С. Кубряковой выделены типы словообразования в детском возрасте: ? аналогический тип – в основе копирование готового образца, опора на схему построения слов. Это тип наиболее распространен у детей; ? корреляционный тип – ассоциативное связывание однокорневых образований на основе интуиции. У детей проявляется в виде обратной деривации; ? дефиниционный тип – производные слова опираются на суждение, высказывание о предмете или явлении. Образование слов на основе аналогического типа является свидетельством того, что ребенок начинается усваивать суффиксы и падежные окончания. Характерным для дошкольников является использование по аналогии усвоенных продуктивных аффиксов для образования слов с непродуктивными аффиксами. Э. А. Федеравичене выделяет нормативный, словотворческий, ситуативный (ассоциативный) способы словообразования у дошкольников [23]. При использовании нормативного способа дети образуют производное в соответствии с языковой нормой (учат – учителя, работают на мельнице – мельники и т.п.). Использование словотворческого способа – это создание словотворческих новообразований. Например, ребенок вместо «мельник» говорит «молольщик». Третий способ – это использование ассоциативно-ситуативных слов: пекут хлеб – машины, дяди, тети; продают мороженое – мама, тети и т.п. Р. И. Лалаева в качестве одного из механизмов словообразования неологизмов называет способ «народной этимологии» (копать – лопать, лопатка – копатка, забодаю – зарогаю, милиционер – улиционер). Основной особенностью этих неологизмов является замена одного звучания слова другим. При этом происходит изменение этимологии слово, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребенка установить связь непонятного слова со значением знакомых и понятных [10]. Т. Б. Уварова в качестве основного способа словообразования у дошкольников называет морфологический. Он предполагает то, что дошкольники должны усвоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова – морфем (приставка, корень, суффикс, окончание) [20]. Особенности формирования словообразовательных моделей, усвоения знаний морфем были подробно исследованы А. Н. Гвоздевым, Т. В. Тумановой, Э. А. Федеравичене и установлены возрастные границы этого процесса. Э. А. Федеравичене было установлено, что у пятилетних детей происходит резкий перелом в использовании всех способов решения словообразовательных задач. У четырехлеток доминирующим является ситуативный способ, а формально-семантические, словообразовательные способы (нормативный и словотворческий) имеют значительно меньший удельный вес. У детей 5 лет резко (в 3-3,5 раза) возрастает использование формально-семантических способов за счет столь же резкого (в 4 раза) снижения числа случаев использования ситуативного способа. На следующих возрастных ступенях (6 и 7 лет) использование словотворческого способа остается на том же уровне, что и у пятилетних детей; количество случаев использования нормативного способа продолжает увеличиваться. Подобные закономерности в использовании способов словообразования у дошкольников отмечаются Я. А. Костандяном, А. Г. Тамбовцевой, Г. А. Черемухиной, Ф. А. Сохиным. В старшем дошкольном возрасте даже при стихийном усвоении словообразования возникают элементарные формы словообразовательного анализа, выражающиеся в первую очередь в появлении словообразовательной мотивации. Эти умения появляются как важные функция в формировании живого механизма словообразования. А. Н. Гвоздев, описывая становление грамматического строя речи, указывает и на особенности формирования способности к словообразованию. Период от трех с половиной до четырех лет автор характеризует как активное собственное словообразование в области существительных, прилагательных, глаголов [6]. Младшие дошкольники способны образовывать: ? существительные с суффиксами действующего лица (-щик, -тель, -ец), ? отвлеченные понятия с суффиксом -ень, ? названия детенышей (-еныш), ? прилагательные с суффиксами принадлежности (-ин, -ов, -н), ? глаголы с приставкой -раз со значением «обратно, наоборот» и т.д. В этот период наблюдается увеличение таких новообразований как «рыбеныш», «едалыцик», «рыбиный», «сучавый», «настрашнит», «намачиваю» и т.п. При этом А.Н. Гвоздев подчеркивал широкую распространенность и психолингвистического механизма детских образований по аналогии [6]. Примерно от четырех лет до четырех и восьми месяцев ребенок активно постигает образование существительных от глаголов (без суффиксов), от прилагательных (с суффиксами женского рода -их, -иц, -овк), использует новые суффиксы для обозначения детенышей (-ят), отдельных особей (-инк), собирательности (-енник). Отмечаются случаи образования прилагательных от наречий (-ав, -яв), для обозначения признака принадлежности используются суффиксы -н, -ов, -овн. Словообразование глаголов характеризуется большой вариативностью используемых приставок (-при, -от, -на, -обо, -про, -со и т.д.), а также возможностью чередования фонем: «толчился» – толкался, «залавливали» – давили. Количество образований по аналогии при этом не уменьшается, но начинает носить более сложный характер: «науродовал», «обокрашу», «поченитый стул», «намолочил ложку», «по-самоварьему» и проч. Около пяти лет отмечаются первые случаи сложного словообразования («рыбьежирная»). В промежуток с пяти до шести лет ребенок совершенствуется в суффиксальном, префиксальном и смешанном способах словообразования, постигая вариативность морфем в разных частях речи. Результатом являются как не совпадающие с взрослым языком, так и нормативные слова. При этом они все чаще образуются смешанным или даже сложным способами. Одними из наиболее поздно усваиваемых А.Н. Гвоздев назвал случаи приставочного образования существительных, сложных прилагательных, наречий сравнительной степени, образования глаголов от существительных и прилагательных суффиксально-префиксальными способами [6]. Т. В. Туманова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте суффиксы для обозначения предметов по действию, качеству употребляются лишь в единичных случаях. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. В связи с этим исследователи отмечали, что «усвоение словообразования происходит в более позднем возрасте, чем усвоение тех морфологических элементов, посредством которых обозначаются разнообразные синтаксические отношения. Это свидетельствует об относительно большей трудности усвоения словообразования [18]. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова отмечают, что характер детских словообразовательных неологизмов выявляет определенные закономерности начального этапа словообразования. В процессе овладения словообразованием выделяются следующие основные тенденции: – тенденция «выравнивания» основы, сохранение тождества корня (основы) в производном слове. Эта проявляется в том, что в производных словах часто не используется чередование, изменение ударения, консонантизация гласного основы, супплетивизм; – замена продуктивных словообразовательных аффиксов непродуктивными; – переход от простого к сложному как в плане семантики, так и в плане формально-знакового выражения. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. 1.2. Особенности формирования словообразовании у дошкольников при общем недоразвитии речи Общее недоразвитие речи выражается в нарушении всех сторон речи при сохранных анализаторах и отсутствии нарушений интеллекта. Речевое развитие при данном дефекте подробно описано Р. Е. Левиной. При первом уровне недоразвития у ребенка отсутствует общеупотребительная речь. При втором уровне недоразвития – ребенок использует речь для общения, но она остается малопонятной для окружающих и практические не выполняет своей функции (общение). При третьем уровне ребенок достаточно успешно использует речь для общения, но присутствуют элементы фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В отношении развития лексики и словообразования для первого уровня недоразвития речи характерна крайняя ограниченность активного словаря или же практически его отсутствие и соответственно отсутствие навыков словообразования. При втором уровне общего недоразвития речи словарный запас остается бедным. Р. И. Лалаева, Р. Е. Лалаева констатируют тот факт, что и на этих уровнях дети мало проявляются способности к словообразованию. Учитывая описанные выше предпосылки к появлению словообразования у детей, при общем недоразвитии речи I и II уровнях несформирован или находится на стадии лексического уровня освоения системы языка. Таким образом, формирование словообразования у них запаздывает [13]. На третьем уровне общего недоразвития речи навыки словообразования у детей также являются ограниченными. Т. Б. Филичевой был выделен четвертый уровень общего недоразвития речи, при котором также проявляются значительные затруднения при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое состояние живых объектов, при образовании существительных со значением единичности [24]. Исходя из этого, нарушение словообразования при общем недоразвитии речи носит стойкий характер и не устраняется по мере взросления детей и овладениями ими лексикой и грамматикой. На это же указывает Т. В. Туманова. В развитии речи у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается как общие тенденции, характерные для нормального онтогенеза, так и специфические нарушения, свидетельствующие об искаженном развитии речи. Так же как и при нормальном онтогенезе у них лексический уровень освоения языка предшествует морфологическому. Но отставание в развитии и застревание на лексическом уровне сочетается с нарушениями развития речи на морфологическом уровне. По мнению Т. В. Тумановой, это проявляется в неспособности дифференцировать исходное слово и производное от него. Исследователь показала это на материале имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дошкольники с общим недоразвитием речи не различали слово и его словоформу, подбирая к ним картинки вне зависимости от их размера. Причиной этому, как считает Т. В. Туманова, является решение наиболее значимой задачи накопления готовых слов для последующего соединения их в элементарные речевые высказывания (уровень лексемного синтаксиса), а не анализа и синтеза морфем [17]. Способности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи низкие, что проявляется в значительной частоте неадекватных ответов, а также отказов от выполнения заданий, которые отсутствуют или крайне редки у детей с нормальным речевым развитием. Так, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи часто отказываются от выполнения заданий на интерпретацию производных слов, что связано с неспособностью выделять и понимать значение словообразовательных морфем в составе слов. Старшие дошкольники с нормальным речевым развитием редко отказываются от выполнения заданий на интерпретацию производных слов. Т. В. Туманова в качестве причин несформированности навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи называет неполноценное развитие когнитивно-речевых предпосылок. Овладение базовой операцией по вычленению и осознанию словообразовательных морфем в составе слова, у них находится в стадии становления. В целом в основе нарушений навыков словообразования Т. В. Туманова называет недостаточную сформировать двух операций: 1) вычленения морфемного элемента слова как отдельного дискретного знака, несущего индивидуальную семантическую нагрузку; 2) интеграции, осуществляющей синтез отдельных морфем в структурно-семантический комплекс. Это значит, что дети с общим недоразвитием речи не способны выделить части слов и использовать их для образования производного слова. Исследование Т. В. Тумановой показало, что нарушение словообразования носит комплексный характер и связано с процессами семантического восприятия и продуцирования производных наименований. Сформированность этих процессов у детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, недостаточная, неравномерная и фрагментарная с наличием специфических ошибок. Неравномерность и фрагментарность проявляется в дисбалансе в овладении словообразовательными операциями на материале разных частей речи (имен существительных, прилагательных, глаголов). К специфическим ошибкам словообразования у детей с общим недоразвитием речи Т. В. Туманова отнесла: ? недостаточное овладение операцией спецификации ситуации, ? выраженная «застреваемость» детей на внешних признаках предмета номинации, ? слабая мотивация к проведению словообразовательных преобразований, ? преимущественная ориентировка детей на значение корневой части производных слов, ? трудности выбора словообразовательной модели и соответствующего аффикса, ? нарушение правил и способов синтезирования производных слов, ? практически полное отсутствие возможности проведения семантического анализа слова с опорой на его словообразовательную структуру [17]. По данным исследования меньше трудностей у дошкольников с общим недоразвитием речи вызывает словообразование имен существительных. Но, по мнению Т. В. Тумановой, такой результат обусловлен простой методики обследования словообразования имен существительных, а не сформированностью у них навыков словообразования. При некотором усложнении заданий, дошкольники с общим недоразвитием речи начинают испытывать значительные затруднения, в частности, выражающиеся в верификации имен существительных. Выполнение заданий на верификацию свидетельствует о большей успешности в овладении ими первичными словообразовательными операциями на материале глаголов. При этом операция верификации имен существительных выполняется дошкольниками с общим недоразвитием речи успешнее, чем их продуцирование, а продуцирование более доступно, чем семантическая интерпретация производных слов. В отличие от Т. В. Тумановой, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова указывают на большие трудности в словообразовании глаголов, чем имен существительных, объясняя это большей выраженностью отвлеченности семантики глаголов. Это проявляется в том, что в речевом онтогенезе существительные в словаре ребенка формируются раньше, чем глаголы [10]. А. И. Баевой, В. А. Гончаровой было установлено, что дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности при образовании притяжательных прилагательных, чем качественных и относительных. Этот объясняется более тонкой семантической противопоставленностью словообразовательных аффиксов этих прилагательных, большим количеством чередований при словообразовании. В. А. Гончаровой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Яговкиной установлены некоторые особенности словообразования существительных, глаголов и прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи. К ним относятся: ? замена словообразования словоизменением: «кулаки» вместо «кулачищи»; ? преобладание суффиксального способа словообразования при ограниченном использовании суффиксов (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к); ? использование суффиксов со схожим, но неточным для заданной словообразовательной модели значением: «гитарист» – «гитарщик», «пианист» – «пианщик»; ? использованием синонимичных суффиксов, особенно суффиксов -ин-, -ов-.; ? заменой суффиксами другого деривационного значения, например, при образовании прилагательных отмечается добавление «лишнего» суффикса: лисья – лисичья; ? неполнота и неточность толкования семантики производного слова, искажение значения заданного слова, ситуативность и сокращенность высказывания [4, 18, 28]. В. А. Гончарова отмечает, что суффиксальное словообразование вызывает у дошкольником с общим недоразвитием речи трудности, часто связанные с вариативностью суффиксов в языке, их многозначностью, а поэтому и невозможностью создать их дифференциации. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но - «тополиный»). У детей с общи недоразвитием речи выбор морфем очень ограничен [4]. О. М. Вершининой были установлены специфические ошибки словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. К ним относятся: ? образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов: крыша «из соломы» - «соломта»; ? лексические замены: пуховая – пушистая; ? ненормативное использование приставки: «грушевое варенье» -«игрушеновое варенье»; ? правильное словообразование сочетающиеся с нарушением согласования в высказываниях: «черничный джем» - «черничная джем»; ? ошибки в выборе основы мотивирующего слова: «шишка ели» - «шишковая» [3].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg