Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Значимость изменения времени опережения ударов при взаимных нападениях в фехтовании на саблях

kisssaaa0721 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Объект исследования – теория и практика тренировочной и соревновательной деятельности в фехтовании. Предмет исследования – значимость и необходимость учета в тренировочной практике времени опережения ударов при взаимных нападениях в соревновательной деятельности в фехтовании на саблях. Цель работы: выявление специфики влияния времени опережения ударов при взаимных нападениях в фехтовании на саблях на соревновательную деятельность квалифицированных фехтовальщиков. Задачи работы: 1. Выявить значение развития скоростных способностей (быстроты) в тренировочном процессе квалифицированных фехтовальщиков. 2. Установить влияние режимов блокирования встречных ударов при взаимных нападениях на соревновательную деятельность квалифицированных фехтовальщиков в фехтовании на саблях. 3. Определить возможности повышения эффективности соревновательной деятельности путем изменения тренировочного процесса фехтовальщиков-саблистов с учетом влияния режимов блокирования встречных ударов при взаимных нападениях. Научная новизна и теоретическая значимость. Настоящее исследование является одной из первых попыток анализа влияния нового временного критерия блокировки встречных ударов в сабельном фехтовании (введен в 2016 году) на соревновательную деятельность квалифицированных фехтовальщиков. Практическая значимость. Решение проблемы исследования способствует разработке новых методических предложений по изменению тренировочного процесса в сабельном фехтовании в связи с новыми условиями проведения соревнований и повышению эффективности соревновательной деятельности фехтовальщиков-саблистов различной квалификации. Структура работы: настоящая квалификационная работа содержит введение, три главы, выводы, практические рекомендации, список литературы; выполнена на 57 страницах компьютерного текста, список литературы содержит 50 источников.
Введение

Актуальность. В практике мирового спортивного фехтования среди средств и методов усовершенствования системы ведения боя на спортивных саблях самостоятельным направлением являются научные исследования по определению объективных временных критериев для оценки эффективности действий в схватках с взаимными нападениями обоими участниками боя (Тышлер Д.А., Рыжкова Л.Г., Шамис В. Фехтование. Соревновательные технологии методики специальной тренировки М.: Человек, 2013. 176 с. и др.). «Введение объективного временного критерия в оценке действий участников боя на саблях, передача одной из важнейших функций от арбитра к техническому средству было позитивно оценено в мировом спорте. Созданные предпосылки позволяют существенно увеличить объемы схваток с одним сигналом электрофиксатора, что объективизировало оценку адекватности тактических намерений и способов их реализации» (Шамис В.В. Объективизация критериев оценки эффективности действий фехтовальщиков на саблях в соревнованиях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 М., 2013. 139 с.). Начиная с 2005 года, судейство боев на саблях существенно изменилось с введением в структуру аппарата-электрофиксатора новой функции - «блокажа» сигналов о запаздывающих действиях. В результате встречный удар, нанесенный позже на 120 мс, не будет зафиксирован аппаратом, что отменило ранее принадлежавшие арбитру право на оценку «временных» или «моментных» соотношений в действиях участников схватки, полностью передав их электрофиксатору (Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / Сост. и общ. ред. Д.А. Тышлер. М.: 1еловек, 2014. 232 с.). Вместе с тем у арбитров сохранилось определение «тактической правоты» в ситуациях противоборства клинками при фиксации ударов обоих участников схваток. Однако практика соревновательной деятельности позволяет видеть определенные недостатки критерия «опережения» в пределах 120 мс. Дело в том, что по мнению многих специалистов, он «казался слишком «строг», так как, моделируя «простую» реакцию арбитра, сузил реальные показатели реагирований квалифицированных фехтовальщиков, которые по данным исследований находятся в пределах 150-180 мс.» (Шамис В.В. Объективизация критериев оценки эффективности действий фехтовальщиков на саблях в соревнованиях : диссертация ... кандидата педагогических наук М., 2013. 139 с. и др.) При этом, традиционная методика организации тренировочного процесса фехтовальщиков-саблистов не претерпела существенных изменений в связи с произошедшими переменами в условиях состязаний. Указанные причины определяют актуальность и проблемную ситуацию послужившую основой для выбора темы настоящего исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ 5 1.1. ПОНЯТИЕ О СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА (ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЯХ) 5 1.2. МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ) 7 1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕЙСТВИЙ МЕЖДУ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ И ОСОБЕННОСТЯМИ РЕАКЦИЙ В ЕДИНОБОРСТВАХ 13 1.4.СПЕЦИФИКА САБЕЛЬНОГО ФЕХТОВАНИЯ 21 1.5. ИЗМЕНЕНИЕ ВРЕМЕНИ БЛОКИРОВКИ ВСТРЕЧНЫХ УДАРОВ В САБЕЛЬНОМ ФЕХТОВАНИИ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 28 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30 2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30 2.2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32 ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 34 3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СТРУКТУРЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-САБЛИСТОВ ОТ ВРЕМЕНИ БЛОКИРОВКИ ВСТРЕЧНЫХ УДАРОВ 34 3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-САБЛИСТОВ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Список литературы

1. Аркадьев, В.А. Фехтование: Индивидуальный урок : учеб. пособие / В.А. Аркадьев, Ю.Т. Хозиков. – М. : Советская Россия, 1962. – 183 с. 2. Аркадьев, В.А. Тактика в фехтовании. /В.А. Аркадьев - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 184 с. 3. Базаревич, В.Я. Судейство соревнований по фехтованию. /В.Я. Базаревич, В.А. Гансон, А.П. Поляницкий – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 112 с. 4. Битехтина, Л.Д. Психологические аспекты боевой деятельности фехтовальщиков. /Л.Д. Битехтина, Д.А. Тышлер, О.В. Дашкевич. // Теория и практика физической культуры, 1976, № 5, C.8-11. 5. Бойко, Е. И. Время реакции человека. /Е.И. Бойко -М.: Медицина, 1964. -120с. 6. Войтов, В.Г. Анализ причин нерезультативного применения действий в соревновательных поединках сильнейших российских и зарубежных фехтовальщиков на саблях / В.Г. Войтов, А.И. Павлов // Межвуз. сб. науч. актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса. – Смоленск, 2001. – С. 187-193. 7. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций человека. /Л.С. Выготский -М.: Педагогика,. 1960.-314с. 8. Вяткин, Б.А. Психический стресс в спорте. /Б.А. Вяткин -Пермь, 1975. - 314 с. 9. Геллерштейн, С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции. /С.Г. Геллерштейн -М.,1958-170 с. 10. Гильдин, Л.С. Исследование методики развития быстроты защитных действий в связи с особенностями сенсомоторного реагирования у юных боксеров: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. /Л.С. Гильдин Тартусский государственный университет. 1973. -18с. 11. Градополов, К.В. Бокс. /К.В. Градополов -М.: Физкультура и спорт. 1965. - 216 с. 12. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебное пособие для ВУЗов /Ю.Д. Железняк -М.: Академия, 2002-384с. 13. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). /Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с. 14. Зациорский, В. М. Физические качества спортсменов. /В.М. Зациорский -М.: Физкультура и спорт., 1968. - 104 с. 15. Келлер, B.C. Фехтование на саблях. /В.С. Келлер, Д.А. Тышлер- В кн.: Фехтование: Учебник для ин-тов физкультуры./Под общ.ред. Д.А.Тышлера/ - М.: Физкультура и спорт,1978, С.107-134. 16. Клевенко, В.М. Быстрота в боксе. /В.М. Клевенко -М.: Физкультура и спорт. 1968. - 39 с. 17. Курамшин, Ю.Ф. Скоростные способности и методика их развития. /Ю.Ф. Курамшин /В кн. Теория и методика физической культуры: учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999 с.130-140 18. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с. 19. Малков, О.Б. Структура и основные компоненты тактики в спортивных единоборствах. /О.Б. Малков /в кн. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова –М.: Физкультура и спорт, 2007 С.10-15 20. Малков, О.Б. Уровни реализации намерений и три подхода к тактике в спортивных единоборствах. /О.Б. Малков, ВА.Ф. Шарипов /в кн. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова –М.: Физкультура и спорт, 2007 С.6-9 21. Мидлер, М. П. Психологическая подготовка фехтовальщика / М. П. Мидлер, Д. А. Тышлер. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 127 с. 22. Правила организации и проведения соревнований по спортивному фехтованию Российской Федерации. /Под общей редакцией А.И. Павлова// М., 2007, - 128 с. 23. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта. /А.Ц. Пуни -М.: Физкультура и спорт. 1959. - 114с. 24. Ратанова, Т. А. Время реакций как показатель дискриминативной способности мозга, интеллекта и специальных способностей // Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М., 2004. С. 33–56. 25. Рыжкова Л.Г. Оценка объективности времени опережения ударов при взаимных нападениях до 170 миллисекунд в фехтовании на саблях. /Л.Г. Рыжкова, В.В. Шамис // Сборник научных статей ХII Всероссийской научно-практической конференции «научно-методические проблемы спортивного фехтования –Смоленск, СГАФКСТ, 2017 С.28-33 26. Семенихина, Н.Е. Исследование дифференцировочных реакций у фехтовальщиков и методики их воспитания на начальном этапе подготовки: автореф. дис. канд.пед.наук. /Н.Е. Семенихина - М., 1975. -30 с. 27. Турецкий, Б.В. Совершенствование тактической подготовки фехтовальщиков в связи с индивидуальным стилем принятия решения в боевых взаимодействиях: автореф. дис. канд. пед.наук. /Б.В. Турецкий - М,.I981. - 24 с. 28. Тышлер Д.А. Начальное обучение. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения / Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. -: Академический Проект, 2010. - 133 с. 29. Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. /Д.А. Тышлер - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 128 с. 30. Тышлер Д.А. Фехтование. Соревновательные технологии и методики специальной тренировки / Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова, .В. Шамис. - М.: Человек, 2013. -176 с. 31. Тышлер Д.А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Тышлер Д.А., Рыжкова Л.Г. - М: Академический Проект, 2010. - 183 с. 32. Тышлер, Д.А. Педагогические детерминанты тренировочного процесса фехтовальщиков / Д.А. Тышлер, О.Д. Мовшович // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 3. – С. 23-26. 33. Тышлер, Д.А. Двигательная подготовка фехтовальщика : учеб. пособие / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович. – М. : Академический Проект, 2007. – 153 с. 34. Тышлер, Д.А. Двигательные реакции и технико-тактическая подготовленность единоборцев. /Д.А. Тышлер /в кн. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова –М.: Физкультура и спорт, 2007 С.31-41 35. Тышлер, Д.А. Спортивное фехтование: учеб. для ин-тов физ. Культуры. / Д.А. Тышлер-М.: Физкультура, образование и наука, 1997.-385 с. 36. Тышлер, Д.А. Фехтование на саблях. Техника. Тактика. Обучение. Тренировка. /Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер - М.: Академический Проект, 2007. – 180 с. + 32 с вкл. – (Технологии спорта). 37. Тышлер, Д.А. Фехтование на саблях. Техническая и тактическая подготовка. /Д.А. Тышлер, Г.Д.Тышлер –М.: ФОН, 1998 -195 с. 38. Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / Сост. и общ. ред. Д.А. Тышлер. - М.: Человек, 2014. - 232 с. 39. Фехтование: учебник для ин-тов физкультуры. /Под общ.ред. Д.А. Тышлера - М,: Физкультура и спорт, 1978. - 336 с. 40. Фролов, О.П. Анализ тенденций и перспектив развития некоторых видов спортивных единоборств по показателям тренировочной и соревновательной деятельности. /О.П. Фролов // Методологические аспекты теории спорта : Сб. статей. /Казах. ИФК. - Алма-Ата, 1992. - С. 55-71. 41. Хархалуп, B.C. Экспериментальное изучение роли оперативно-тактических установок фехтовальщика-саблиста в управлении атакующими действиями: автореф. дис. канд.пед.наук. /В.С. Хархалуп -М.,1976. -25 с. 42. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Ж.К. Холодов, В.С. кузнецов -М.: Академия, 2008-480с. 43. Чайковский, 3. Застой в развитии фехтования на саблях. /З. Чайковский // В кн. Информационно-методический бюллетень. М.: ВНШК,1973, № 12, с.73-92. 44. Чайковский, 3. Основа индивидуализации подготовки фехтовальщика. . /З. Чайковский // Спорт за рубежом,1980, К 3, С.10-15. 45. Шамис, В.В. Объективизация критериев оценки эффективности действий фехтовальщиков на саблях в соревнованиях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 /В.В. Шамис - М., 2013.- 139 с. 46. Шустиков, Г.Б. Теория и практика спортивного фехтования : учебное пособие / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров, А.В. Деев, Е.А. Нечаева Москва : Спорт, 2016. – 192 с. 47. Шустиков, Г.Б. Специфика средств ведения фехтовального боя фехтовальщиками-саблистами высокой квалификации / Г.Б. Шустиков, А.В. Деев, Е.А. Нечаева // Материалы итог. научно-практич. конференции НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург за 2017 г. НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2018. – С. 27. 48. Шустиков, Г.Б. Инновационные технологии в фехтовании : психологический аспект / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров, А.В. Деев, Е.А. Нечаева. – НГУ им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербур. Санкт-Петербург : б.и., 2018. – 103 с. 49. Шустиков, Г.Б. Современные подходы к оптимизации технической подготовки спортсменов / Г.Б. Шустиков, О.А. Двейрина, А.В. Деев, В.С. Терехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 9 (163) . – С. 23. 50. Шустиков, Г.Б. Целевое структурирование содержания интегральной готовности фехтовальщиков / Г.Б. Шустиков, В.Г. Федоров, А.В. Деев // Материалы итог. научно-практич. конференции НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019 г. НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2020. – С. 130.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Понятие о скоростных способностей спортсмена (двигательных реакциях) «Двигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями» (Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). / Под общей ред. А.В. Карасева. М.: Лептос, 1994. 368 с.). Говоря о двигательных реакциях их обычно рассматривают как составную (и важнейшую) часть скоростных способностей человека или его быстроты. Для того, чтобы обозначить способность человека производить двигательные действия максимально быстро обычно используется обобщенный термин - "быстрота". Однако, с учетом множественности форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие "скоростные способности" (Курамшин Ю.Ф. Скоростные способности и методика их развития. /В кн. Теория и методика физической культуры: учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999 с.130-140). Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени (Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта М.: Академия, 2008. 480с.). «Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относят четыре вида скоростных способностей: 1.Способность к быстрому реагированию на сигнал. 2.Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью. 3.Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют "резкостью"). 4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе» (Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010. 464 с.). К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые показывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателями максимального темпа, проявляемого в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отягощениями различного веса и без отягощении, с изменением амплитуды движений отсутствует тесная взаимосвязь (Гильдин Л.С. Исследование методики развития быстроты защитных действий в связи с особенностями сенсомоторного реагирования у юных боксеров: автореф. дисс. ...канд. пед. наук.; Тартусский государственный университет. 1973. 18с.). Элементарные формы проявления быстроты (согласно Зациорский В. М. Физические качества спортсменов. М.: Физкультура и спорт., 1968. 104 с.) в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов (Гильдин Л.С. Исследование методики развития быстроты защитных действий в связи с особенностями сенсомоторного реагирования у юных боксеров: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Тартусский государственный университет. 1973. 18с.): «1.Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. 2.Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости. 3.Эффективности внутримышечной и межмышечной координации. 4.Совершенства техники движений. 5.Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости. 6.Содержания АТФ в мышцах, скорости её расщепления и быстроты ресинтеза (восстановления. Скоростные способности человека очень специфичны (Гильдин Л.С. Указ. соч.). Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях, Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. 1.2. Методика совершенствования скоростных качеств (двигательных реакций) «Быстрота двигательных реакций дифференцируется как быстрота простой и сложной реакций. Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций - сложные. В двигательных реакциях различают три фазы» (Курамшин Ю.Ф. Скоростные способности и методика их развития. /В кн. Теория и методика физической культуры: учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999 с.130-140): 1. Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности. 2. Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс. 3. Моторную - от начала движения до его завершения. Причем, сенсорная и премоторная фазы образуют латентный (скрытый) компонент реакции, а моторная - двигательный. Латентный и двигательные компоненты времени реакции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означает, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуляции. Согласно физиологическим представлениям, латентное время реакции складывается из пяти составляющих» (Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010. 464 с.): 1.Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят ("выхвачен") органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом. 2.Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦПС. 3.Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала. 4.Передача возбуждения от ЦНС к мышце. 5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности. Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе, во многом зависит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей воспринимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя (Выготский Л.С. Развитие высших психических функций человека. -М.: Педагогика,. 1960. 314с.). На долю латентного компонента приходится 20-25 % и моторного - 75-80 % общего времени. К примеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартера колеблется в пределах 0,30-0,40 сек., из них латентный период составляет 0,06-0,10 сек., моторный -0,24-0,30 сек. Благодаря совершенствованию элементов старта можно улучшить' общий результат в спринте на 0,05-0,08 сек.» (Зациорский В. М. Физические качества спортсменов. М.: Физкультура и спорт., 1968. 104 с.). В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быстрыми при реагировании другими частями тела. Например, человек, быстро реагирующий на звуковой сигнал рукой будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. (Там же). Упражнения "на быстроту реакции" выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях (Гильдин Л.С. Исследование методики развития быстроты защитных действий в связи с особенностями сенсомоторного реагирования у юных боксеров: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Тартусский государственный университет. 1973. 18с.). Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагирования является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод "содействует" улучшению сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется и последующее её улучшение происходит с большим трудом (Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010. 464 с.). Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции необходимо чаще использовать в занятиях игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений в этом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающие элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы. Общие принципы подбора упражнений: - разнообразие условий, - постепенное их усложнение, - приближение к специфике основной деятельности спортсмена. «Другой метод - сенсорный, который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды) (Там же). Тренировка быстроты простой реакции по этому методу проводится в три этапа: - на первом этапе ученик выполняет действие (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ученику фактическое время реакции; - на втором этапе реакция и последующие движения также выполняются с максимальной скоростью. Но преподаватель спрашивает у ученика, за какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений времени с тем, что фактически показано, совершенствует точность восприятия времени; - на третьем этапе ученику предлагают выполнять задания с различной заранее обусловленной скоростью реагирования. В сложных реакциях выделяют: 1. Реакции на движущийся объект. 2. Реакции выбора. Чаще всего эти типы реакций встречаются в единоборствах и играх. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,18-1,00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и может достигать 300 мс. (Зациорский В. М. Физические качества спортсменов. М.: Физкультура и спорт., 1968. 104 с.). Скрытый (латентный) период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элементов: 1.Человек должен увидеть движущийся предмет. 2.Оценить направление и скорость его движения. 3.Выбрать план действий. 4.Начать его осуществление. Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует: - постепенно увеличивать скорость движения объекта; - сокращать дистанцию между объектом и занимающимися; - уменьшать размеры движущегося объекта. Важное значение на сокращение времени реакции имеет умение человека предугадывать (антиципировать) движение. Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партера, противника или окружающей обстановки. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных (Там же). Для развития быстроты реакции с выбором следует: Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборств. «Развивать способность предугадывать действия противника (антиципацию), как бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника или партнера, сколько на малозаметные подготовительные движения и внешний вид (осанку, мимику, эмоциональное состояние и пр.). К примеру, большинство единоборцев (боксеров фехтовальщиков, каратистов, "рукопашников" и т.д.) отличают способности отличать финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища, по вращению таза, по положению рук» (Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2010. 464 с.). При изучении быстроты реакции главное внимание исследователей было обращено на величину времени, которую считали показателем сложности действия и показателем готовности человека к этому действию. (Гильдин Л.С. Исследование методики развития быстроты защитных действий в связи с особенностями сенсомоторного реагирования у юных боксеров: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. Тартусский государственный университет. 1973. 18с). Наиболее фундаментальные работы по изучению времени реакции человека подготовлены еще в середине 60-х годов Р. Шошоллем, 1963 — русское издание (1966) и Е.И. Бойко (Бойко Е. И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. 120с.). В этих работах выявлены физиологические и психологические механизмы реакции человека и определены факторы, обуславливающие ее временные компоненты. Время реакции выбора зависит, прежде всего, от числа предъявляемых альтернатив. Этот тезис, впервые глубоко экспериментально обоснованный Хиком (в 1952 году), выражен в известном законе: время реакции выбора пропорционально логарифму числа альтернатив. Дальнейшие исследования вынуждали неоднократно вносить поправки в этот закон, т.к. показали его действие только для небольшого числа альтернатив, зависимость времени реакции выбора и от фактора тренированности и от совместимости стимула и реакции. Время реакции зависит от сложности и количества звеньев нервного пути, от возбудимости соответствующих нервных путей. При осуществлении положительной двигательной реакции по предварительной инструкции в мозговых структурах человека имеет место предреакционное повышение возбудимости. Оно достигает максимума в простой реакции. Падение его при реакции выбора обуславливает уменьшение скорости проведения возбуждения и возрастания времени реакции (Ратанова Т. А., Чуприкова Н. И. Время реакций как показатель дискриминативной способности мозга, интеллекта и специальных способностей // Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М., 2004. С. 33–56.). Это теоретическое положение предъявляет особые требования к экспериментатору, проводящему исследование на материале двигательных реакций человека. Оно показывает роль предварительной инструкции в предреакционном повышении возбудимости и выдвигает требования к учету не только сложности задачи, но и количества звеньев нервного пути. В ряде работ (Фролов О.П. Анализ тенденций и перспектив развития некоторых видов спортивных единоборств по показателям тренировочной и соревновательной деятельности. // Методологические аспекты теории спорта : Сб. статей. /Казах. ИФК. - Алма-Ата, 1992. С. 55-71.; Зациорский В. М. Физические качества спортсменов. М.: Физкультура и спорт., 1968. 104 с. и др.) указывается на общность в условиях и структуре деятельности оператора и спортсмена. Особенно это касается видов спорта, связанных с преодолением непосредственного сопротивления противника, где условия среды не стационарны. В таких видах спорта высокие требования предъявляются к способности спортсмена быстро оценить обстановку, принять правильное решение и своевременно ответить на действия противника. 1.3. Взаимосвязь действий между технико-тактической подготовленностью и особенностями реакций в единоборствах «Главным направлением в тренировке единоборцев всегда являлась шлифовка деталей техники выполнения боевых действий и изучение тактических особенностей их применения в поединке. Вместе с тем, общепринятая практика работы имеет существенные недостатки. Ведь совершенствование техники в стандартизированных упражнениях требует сосредоточения усилий исключительно на качестве выполнения действий, т. е. фона максимальной концентрации на один определенный объект наблюдения. Однако, подобная методика совершенствования техники не соответствует обстановке соревнований, в которых единоборец рассредоточивает свое внимание и сознание на нескольких важнейших компонентах зрительного контроля, т. е. на дистанции до противника, выборе действия и мгновения для его применения, наблюдении и оценке действий противника и т. д.» (Тышлер Д.А. Двигательные реакции и технико-тактическая подготовленность единоборцев. /в кн. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова М.: Физкультура и спорт, 2007 С.31-41) Разница в требованиях, предъявляемых к совершенствуемому действию в полностью обусловленных упражнениях и в бою, значительно удлиняет сроки достижения автоматизированных навыков, усложняет формирование баланса между качеством выполнения и своевременностью действия. Преодолению данных проблем служит построение упражнений и схваток, в ходе которых тренирующийся должен выбирать и осуществлять мгновенные и наиболее правильные намерения для избранной тренировочной ситуации. В тренировочном процессе совместятся установки на специализирование проявлений разновидностей двигательных реакций и совершенствование типовых действий и тактических умений в условиях, приближенных к спортивному бою. Следует иметь в виду, что действия спортсменов в бою при всем разнообразии используемых двигательных структур реализуются усложненными моделями простых и сложных зрительных реакций. Они включают скрытый период (простое реагирование и реагирование дифференцированного характера) и моторный компонент (технический прием, выполняемый как однотемповой многотемповой двигательный акт). Скрытый период реакций определяет характер и возможности применения действий в бою. Так, начало выполнения преднамеренных действий основано на быстроте простых двигательных реакций, а действия единоборца в ситуациях, когда применяются взаимоисключающие средства нападения и защиты, аналогичны действиям при сложных реакциях на зрительные сигналы. «Переключения от одного действия к другому соответствуют дифференцировочным реагированиям с элементами торможения. При этом для всех действий характерно пространственное, временное и пространственно-временное предвосхищение дистанционных и моментных характеристик (своих и противника). Следовательно, от уровня двигательных реакций зависит эффективность боевых движений единоборца, особенно адекватность выбора экспромтных действий и завершающей части нападений с выбором и переключением» (Тышлер Д.А. Двигательные реакции и технико-тактическая подготовленность единоборцев. /в кн. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова М.: Физкультура и спорт, 2007 С.31-41). В процессе технико-тактического совершенствования единоборцев высшей квалификации необходимо внимательно следить за динамикой времени скрытого периода специализированных движений. Стабилизация показателей времени может свидетельствовать о достаточности количества повторений в одной тренировке или о необходимости применения новых подготавливающих действии для дальнейшего совершенствования нападения или динамика времени скрытого периода специфических реакций тренируемого является отличным индикатором состояния его специальной подготовленности. «Индивидуальные характеристики двигательных реакций оказывают существенное влияние на оснащение тренируемого боевыми средствами (нападения, защиты, способы подготовки), формирование манеры единоборства. Совершенствование средств ведения поединков обеспечивает параллельное овладение комплексом специальных умений, основанных на проявлениях простых и сложных двигательных реакций, предвосхищениях пространства и времени в ходе взаимодействия с противником в схватках. Все это приводит к выработке специфических качеств - «чувства дистанции», «чувства времени», которые в совокупности с технико-тактической подготовленностью составляют «чувство боя» — ведущее специализированное свойство квалифицированных единоборцев» (Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Двигательная подготовка фехтовальщика. М.: Академический Проект, 2007). По мере решения задач каждого из этапов подготовки, после ответственных соревнований или в начале подготовки к новым, следует переходить от легких заданий к более сложным (от освоенного материала к новому, от облегченных задач к предельным). «Облегчение и усложнение упражнений достигается, прежде всего, подбором боевых действий и ситуаций, а также изменением характеристик движений тренера (партнера). Выбор содержания занятия и его распределение (а также по этапам и периодам годичного цикла) зависят от направленности на повышение (сохранение или восстановление) тренированности, квалификации занимающихся и оценки их самочувствия» (Тышлер Д.А. Двигательные реакции и технико-тактическая подготовленность единоборцев. /в кн. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах /Под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова М.: Физкультура и спорт, 2007 С.31-41). Кроме того, учет индивидуальных склонностей единоборцев к применению определенных действий (в том числе оценивая их по проявлениям разновидностей двигательных реакций) позволяет управлять технико-тактической подготовленностью, добиваясь ее разносторонности и индивидуализации. Соответствие скрытого периода действий механизму простой двигательной реакции определило главную направленность их тренировки на быстроту выполнения, достижение оптимальных пространственно-временных параметров движений. Первоначально осваивается выполнение однотемповых действий, а на базе овладения ими следует переход к многотемповым действиям. Однако в дальнейшем самое широкое применение у спортсменов различной квалификации занимают разнообразные комбинации боевых средств. Необходимо учитывать, что инициатива начала схватки является фактором, во многом определяющим боевую ситуацию, облегчающим или усложняющим выполнение подготавливающих действий, атак и противодействий атакам. Так, легче выполнить контратаку или защиту и ответ, ответную или встречную атаку, реагируя на нападения противника (партнера), чем после своих подготавливающих действий. Для совершенствования действий в ситуациях реагирования а обусловленный сигнал типовыми являются установки на достижение, например: - стартовой быстроты в движениях; - интенсивности внимания перед началом заданных действий; - структурной однородности начальных фаз заданных действий, выполняемых без предсигналов в виде дополнительных движений или перенапряжений мышц; - стандартизации выполнения действий в ситуациях, воспроизводящих наиболее часто повторяющиеся дистанционные и моментные параметры схваток. Каждый компонент выполнения действий требует самостоятельного совершенствования и периодического контроля за уровнем его освоения. Важное значение имеют умения действовать в ситуациях взаимоисключающего выбора между альтернативными средствами ведения поединка. Совершенствование боевых движений в ситуациях, требующих проявлений дилеммных (дифференцировочных) реакций, является неотъемлемой частью тренировки, так как в боях невозможно непрерывно контролировать двигательный компонент выполнения технических действий. Для совершенствования в ситуациях взаимоисключающего выбора наиболее пригодны боевые действия, тактически взаимосвязанные между собой, основанные на более прочных навыках и имеющие больший диапазон применения. Совершенствование действий облегчает передача инициативы начала упражнения тренеру (партнеру), его построение с единственной дилеммной задачей, затем первой среди последовательно решаемых в схватке. При инициативе начала схватки у обучаемого целесообразно первоначально начинать упражнение заранее известным действием. Совершенствование действий в ситуациях взаимоисключающего выбора позволяет сформировать следующие специальные умения: - умение атаковать (наносить ответы) учитывая слабости положения противника; - умение защищаться, реагируя на направление и вид нападения; - умение защищаться и атаковать на подготовку при произвольном чередовании партнером простых атак и подготавливающих угроз о или сближений; - умение защищаться и контратаковать (применять контрзащиты) при произвольном чередовании партнером атак (ответов) с различной продолжительностью, видом, количеством финтов. В соревнованиях нередки неадекватные ситуациям действия противника, открывающие перед спортсменом перспективу атаковать или защититься переключением на другое действие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 49 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 55 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg