Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Проектирование процесса технико-тактической подготовки игроков в лапту 15-16 лет

kisssaaa0721 2550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Объект исследования: педагогический процесс подготовки в лапте игроков 15-16 лет. Предмет исследования: техническая и тактическая подготовка игроков в лапту возраста 15-16 лет. Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность методики, составленной с учетом процесса проектирования, которая направлена на совершенствование технико- тактической подготовки игроков в лапту 15-16 лет. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования. 2. Разработать методику технико- тактической подготовленности игроков в лапту, с учетом действий в защите и нападении, для использования на этапе совершенствования спортивного мастерства, 3. Доказать эффективность предлагаемой методики, с использованием контрольных тестов, разработанных на основе исследования особенностей соревновательной деятельности игроков в лапту. Теоретическими основами исследования: являются: теория и методика физического воспитания (Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов); теория соревновательной деятельности в спортивных играх (Ю.В.Верхошанский, М.А. Годик, В.Н.Платонов); теория и методика лапты (А.Ю. Костарев, Р.М.Валиахметов, Л.Г. Гусев). Научная новизна исследования 1. Выявлена динамика развития технических и тактических качеств игроков возраста 15-16 лет. 2. Определены педагогические факторы, влияющие на проектирование технико- тактической подготовки игроков в лапту. 3. Разработаны тренировочные средства, которые включают общеразвивающие и специальные упражнения различной направленности, обеспечивающих положительную динамику показателей технической и тактической подготовленности игроков в лапте 15-16 лет. Теоретическая значимость проведенного исследования Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания и спорта новыми знаниями и представлениями об особенностях проектирования системы технической и тактической подготовленности игроков в лапту 15 -16 лет. Практическая значимость исследования. Разработанная методика технико- тактической подготовки игроков в лапту 15-16 лет, дополняет программы занятий лаптой со школьниками. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителей общеобразовательных школ, занимающихся лаптой со школьниками, тренеров по лапте в детско- юношеских спортивных школах , при составлении учебно- методического материала. Положения, выносимые на защиту 1. В содержание разработанной методики включены задания для совершенствования техническо- тактической подготовленности игроков в лапту, по возрастной группе 15- 16 лет. 2. Реализация разработанной с учетом проектирования методики позволяет повысить эффективность процесса технической и тактической подготовки игроков в лапту указанного возраста. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на внутривузовских научно-практических конференциях, 2020- 2021 г.г. База исследования. Исследования проводились на базе Института физической культуре и здоровья человека БГПУ им. М.Акмуллы, практическая часть на базе муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа № 14» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Работа проводилась с двумя группами девочек, в количестве 10 человек каждая, в возрасте от 15 до 16 лет. Всего в эксперименте принимали участие 20 детей. Из них было сформировано две группы: первая группа (n=10) – контрольная (КГ) и вторая (n=10) – экспериментальная (ЭГ). Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на __ страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, практических рекомендаций, приложения. Список литературы включает 70 источников. Работа иллюстрирована 9 таблицами.
Введение

Актуальность. В современных условиях российской действительности вопросы укрепления физического здоровья детей и подростков приобретают все большую актуальность. Постоянное увеличение учебной нагрузки, недостаточная двигательная активность школьников разных возрастов, приводит к возникновению проблем со здоровьем у подрастающего поколения россиян. Поэтому важнейшая задача общеобразовательных школ состоит в создании условий для формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой и спорт на постоянной основе. Главным в этом процессе становить правильный выбор вида спорта, которым было бы интересно заниматься школьникам. Среди большого выбора видов спорта, определённый интерес представляет лапта - народная игра, которая стала настоящей спортивной игрой с присвоением игрокам различных званий. в том числе звание «Мастера спорта России». Это достаточно доступная спортивная игра. При этом она позволяет добиваться разностороннего развития физических навыков занимающихся. Игра дает возможность без значительных финансовых затрат увлекать интересной спортивной игрой, как можно большее число детей и подростков. Занятия с юными любителями следует проводить с учетом тенденции развития современной лапты. Лапта сегодня представляет интенсивную игру в которой большое количество двигательных действий игрока [45]. Однако, для поддержания требуемого темпа игры игрок, любого уровня, должен, как освоить комплекс технических и тактических приемов игры, затем все время занятия улучшать свою подготовленность. Занятия с юными игроками в лапту обязательно ведутся с учетом определённых закономерностей возрастного развития школьников. Детский и подростковый возраст считается подготовительным на пути к взрослой игре в лапту [70]. При этом независимо от возраста и этапа подготовки на занятиях происходит воспитание технических и тактических навыков игроков, именно поэтому важно постоянно совершенствовать технико- тактической подготовленность игрока в лапту. Определенные методики технико – тактической подготовки игроков в лапте возрастов 15-16 лет сегодня имеются однако, выбор их невелик. На основании изложенного, констатируем противоречие между постоянно увеличивающимися в лапте требованиями к уровню технико – тактической подготовленности игроков, занимающихся в школьных секциях по лапте, и недостаточностью эффективности методик обучения, подростков 15-16 лет, юных игроков в лапту, которые были бы построены на основании концепции системно – педагогического проектирования. Таким образом, имеется настоятельная необходимость в экспериментальном обосновании методики технико – тактической подготовки игроков в лапту 15-16 лет с учетом проектирования процесса подготовки. Учитывая изложенное, актуальной является разработка методики технико- тактической подготовки игроков в лапту, направленной на совершенствование ранее приобретённых навыков игры. Гипотеза исследования: предполагалось, что техническая и тактическая подготовка игроков в лапту 15-16 лет будет проходить более эффективно, с динамикой положительных результатов, если разработать методику подготовки с учетом проектирования процесса подготовки.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………… 7 1.1. Спортивная игра лапта, как эффективное средство физического воспитания школьников……………………………………………………... 1.2. Характеристика технико- тактической подготовки игроков в лапту.. 1.3. Проектирование системы подготовки игроков в лапте……………….. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ …………………………………………42 7 12 38 ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ В ЛАПТЕ……. 45 2.1. Организация и методы исследования…………………………………. 45 2.2. Педагогические факторы, влияющие на проектирование технико- тактической подготовки …………………………………………………… 2.3. Компоненты, определяющие эффективность технико – тактической подготовленности юных игроков в лапту ………………………………51 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………55 49 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ ……….. 56 3.1. Методика технико- тактической подготовки игроков в лапту 15-16 лет………………………………………………………………………………56 3.2. Динамика показателей технической и тактической подготовленности игроков в лапте 15-16 лет по результатам эксперимента …………………62 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ……………………………………………71 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………….72 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………..75 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………82
Список литературы

1. Алексеев, Г.А. Влияние тренировочных нагрузок различной направленности на изменение показателей специальной работоспособности бегунов на средние дистанции: автореферат дис...КПН /Г.А.Алексеев. - М., 2011. - 22 с. 2. Алешков, И.А. Опыт педагогического анализа спортивной деятельности. Психология спортивной деятельности/ И.А.Алешков. – М.: ФИС, 2012. - С. 22-27. 3. Амалин, М.Е., Шилов, О.С. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 19-21. 4. Аристов, Ю.М., Кириллов, Н.А. Оценки управления тренировочными нагрузками: Методические рекомендации /Ю. М. Аристов, Н.А. Кириллов. - М.: ГЦОЛИФК, 2014. - 18 с. 5. Аркадьев, Б.А. Сборник статей о физической культуре /Б.А.Аркадьев. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 335 с. 6. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена /И.В.Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 96 с. 7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б.А.Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2015.- 220с. 8. Бабушкин, В.З. Специализация в спортивных играх / В.З.Бабушкин. - Киев: Здоров,я, 2015. - 167 с. 9.Базилевич, О.П. Управление подготовкой высококвалифицированных футболистов на основе моделирования тренировочного процесса: автореферат дис... КПН /Бизилевич О.П. - М., 2013. - 20 с. 10. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физической активности /Н.А. Берштейн. - М.: Медицина, 2016. - С. 52-57. 11. Бешелев, С.Д., Гурвич, Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок: второе издание переработанное и дополненное /С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. - М.: Статистика, 2012. - 263 с. 12. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх /М.С. Бриль. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 127 с. 13. Булыгин, М.А. Применение моделей для управления процессом совершенствования физических качеств волейболистов в вузе // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 40-41. 14. Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая. Лапта. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 40 с. 15. Валиахметов, Р.М., Костарев, А.Ю., Гусев, Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания: Программа педагогических институтов/ Р.М. Валиахметов, А.Ю. Костарев, Л.Г. Гусев. - Уфа: БГПИ, 2000. - 15 с. 16. Валиахметов, Р.М., Гусев, Л.Г., Костарев, А.Ю., Щемелинин, В.И. Лапта: Пособие / Р.М. Валиахметов, Л.Г.Гусев А.Ю.Костарев, В.И. Щемелинин. - Уфа: БГПИ, 2001. - 100 с. 17. Валиахметов, Р.М., Гусев, Л.Г., Костарев, А.Ю., Щемелинин, В.И. Народная игра лапта. Методическое пособие / Р.М. Валиахметов, Л.Г.Гусев А.Ю.Костарев, В.И. Щемелинин. – Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2003. - 176 с. 18. Валиахметов, Р.М. Лапта. Учебное пособие / Р.М. Валиахметов.- Уфа: БГПИ, 2005. - 98 19. Вайцеховский, С.М., Сайгин, М.И., Липский, Е.В. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 5-7. 20. Верхошанский, Ю.В. Прыгучесть спортсмена, ее скоростно-силовая структура и специфичность /Ю.В. Верхошанский. – М: ФИС, 2012. – 205 с. 21. Волков Н.И., Васильковский Б.М., Ремизов Л.П. Программирование тренировочных нагрузок в годичной подготовке легкоатлета// Конькобежный спорт: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 2013 - С. 27-33. 22. Галицкий А.В., Переплетчиков, Л.С. Путешествие в страну игр/ А.В. Галицкий, Л.С.Переплетчиков - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 152 с. 23. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 136 с. 24. Гончаренко, В.Е. Методика комплексной оценки эффективности игровой деятельности гандболистов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 42-44. 25. Горбашев, Н.А. Дифференцированное совершенствование скоростно-силовой подготовленности баскетболистов разных игровых амплуа: автореферат дис... КПН / Н.А.Горбашев. - М., 2012. - 24 с. 26. Григорьев, В.М. Играйте в лапту/ В.М.Григорьев. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 32 с. 27. Даль, В. Толковый словарь живого Великорусского языка/ В.Даль- М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 2015. 400с. 28. Загайнов, Р.М. Психолог в команде /Р.М.Загайнов. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 143 с. 29. Зеленцов, А.М., Лобановский, В.В. Моделирование тренировки в футболе /А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев: Здоровье, 2014. - 131 с. 30. Игнатьева, В.Я. Гандбол: Пособие для ИФК / В.Я. Игнатьева. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 200 с. 31. Карпман, В.Л., Белоцерковский, З.Б., Гудков, И.А. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 208 с. 32. Качалин, Г.Д. Тактика футбола / Г.Д. Качалин.- М.: Физкультура и спорт, 2016. - 177 с. 33. Клусов, Н.П., Цуркан, А.А. Стадионы во дворе / Н.П. Клусов, А.А. Цуркан. - М.: Просвещение, 2004. - 80 с. 34. Климин, В.П. Индивидуализация тренировки хоккеистов // Хоккей: ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - С. 19-23. 35. Костарев А.Ю. Мини-лапта. Правила соревнований / А.Ю. Костарев. - Уфа: БГПИ, 2006. - 20 с. 36. Костарев, А.Ю., Гусев, Л.Г. О некоторых особенностях преподавания русской лапты на заочном отделении // Тезисы докладов Респуб.научно-практ. конф. по физическому воспитанию и спорту. - Уфа: Респ. науч.-мет. и инф. центр физ. культ. и спорта, 2003. - С. 44-45. 37. Костарев, А.Ю. Народные игры в физическом воспитании молодежи // Проблемы обучения и воспитания молодежи: Тезисы докладов молодых исследователей - педагогов, аспирантов и соискателей. - Уфа: БГПИ, 2007. - В. 8 - С. 102. 38. Костарев, А.Ю., Гусев, Л.Г., Щемелинин, В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков / А.Ю. Костарев, Л.Г. Гусев, в.И. Щемелинин. - Уфа: БГПИ, 2005. - 40 с. 39. Костарев, А.Ю., Гусев, Л.Г., Щемелинин, В.И. Мини-лапта в спортивном зале // Физическая культура и Олимпийское движение Урала: Материалы IV Всеурал. научно-практ. конф. - Уфа: АСУ БГПИ, 2009. Ч. 1. - С. 48-51. 40. Костарев, А.Ю., Гусев, Л.Г. Методы регистрации двигательной деятельности спортсменов, играющих в лапту // Тезисы докладов Республ. научно-метод. конф. по физ. воспитанию и спорту. - Уфа: АСУ БГПИ, 2011. - С. 45-47. 41. Костарев, А.Ю. Русская лапта: история и тенденции развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 3-4. - С. 56-58. 42. Костарев, А.Ю. Технология проектирования системы подготовки высококвалифицированных игроков в русскую лапту/ А.Ю. Костарев. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. -248 с. 43. Костарев, А.Ю., Ягафаров, Р.Р. Русская лапта: учебно- методическое пособие. – Уфа: Восточный университет, 2014. -104 с. 44. Костарев, А.Ю. Обоснование оптимального соотношения средств специальной физической подготовки в русской лапте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (78). - С. 97-102. 45. Костарев, А.Ю. Русская лапта в детско -юношеской спортивной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. -№ 5. - С. 28-29. 46. Костарев, А.Ю. Теоретические аспекты педагогического проектирования годичного цикла тренировки высококвалифицированных спортсменов// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 10 (68). - С.49-54. 47. Костарев, А.Ю. Особенности психологической подготовки игроков в русскую лапту // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 47-50. 48. Костарев, А.Ю. Особенности структуры соревновательной деятельности игроков в лапту // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 9. - С. 55-56. 49. Куликов, Л.М., Рыбаков, В.В., Великая, Е.А. Спортивная тренировка: управления, системность, адаптации, здоровье / Л.М.Куликов, В.В. Рыбаков, Е.А. Великая. – М: ФИС. 2014.- 168 с. 50. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье /Л.М. Куликов. - М.: Физкультура, образование и наука, 2015. - 395 с. 51. Лакин, Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для биол. спец. ВУЗов / 4-е издание переработанное и дополненное Г.Ф. Лакин. - М.: Высшая школа, 2016.-351 с. 52. Лепешкин, В.А. Лапта на уроках легкой атлетики // Физическая культура в школе. - М.: Школа - пресс, 2015. - № 3. - С. 26-30 53. Маркушевич А.А., Сысоев С.В. Городки и лапта. - М.: Спорт, 2015. - 49 с. 54. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 316 с. 55. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л. П. Матвеев. СПб. : Лань, 2003. - 160 с. 56. Начинская С.В. Основы спортивной статистики. - Киев: Вища школа, 2016. - 188 с. 57. Смолянская, Л., Глязер, С. Игры молодежи /Л. Смолянская, С. Глязер. - М.: Советская Россия, 2014. - 56 с. 58. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 240 с. 59. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 285 с. 60.Подшивалов А.С. Лапта. Методическое пособие сельскому инструктору общественнику. - Омск: Книжное издательство, 2016. - 91 с. 61. Русская лапта. Правила соревнования / Подготовлены В.И.Щемелининым. - Сибай: Филиал БГПИ, 2015. - 23 с. 62. Савин В.П. Хоккей. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 320 с. 63. Скопинцев А.Г. Народные игры // Знание. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - С. 161-165. 64. Словарь иностранных слов и выражений. - М.: Олимп, 2017. - 608 с. 65. Смолин Ю.Н. Лапта. В помощь инструктору и тренеру. - М.: Советская Россия, 2016. - 56 с. 66. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лапта, утвержденный приказом Минспорта России от 26.12.2014 N 1076. Электронный фонд правовой и нормативно – технической документации [Электронный ресурс]. URL.: http://docs.cntd.ru/document/420248189 (дата обращения 15.01.2021). 67. Холодов, Ж.К., Варакин, Б.А., Петренчук, В.К. Основы подготовки регбистов / Ж. К. Холодов, Б.А. Варакин, В.К. Петренчук . - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 187 с. 68. Холодов, Ж.К., Петренчук, В.К. Совершенствование управлением тренировочным процессом в регби // Теория и практика физической культуры - 2016. - № 6. - С. 16-18. 69. Шустин, Б.Н. Проблема разработки модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 25-27. 70. Щемелинин, В.И., Гусев, Л.Г. Лапта. Развитие двигательных качеств в игре "лапта»/В.И. Щемелинин, Л.Г. Гусев. - Уфа: БГПИ, 2012. - 35 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Спортивная игра лапта, как эффективное средство физического воспитания школьников Лапта – спортивная игра, приобретающий в современный период популярность. Как спортивная игра, сохранившая дух многовековой народной игры, она безусловно выполняет ряд социальных функций. Во- первых, выполняет оздоровительную функцию. Двигательная активность игры благотворно влияет на здоровье занимающихся. Во – вторых, выполняет функцию всесторонний физической подготовки занимающихся. Множество разнообразных игровых приемов требуют от игроков постоянного воспитания разнообразных физических качеств. В – третьих, выполняет функцию совершенствования физических и психических возможностей занимающихся. Занятия лаптой требуют работу игрока над собой, как в плане физического совершенствования, так и совершенствования психологических качеств [45]. Игровая деятельность в лапте отличается многообразием движений, комплексным воздействием на мышцы и все системы организма. Детей и подростков игра привлекает тем, что в игре имеет место постоянное активное изменение игровых ситуаций, эмоциональность, самостоятельность и одновременно коллективный характер деятельности. Именно простота игры и возможность постоянного совершенствования игровой деятельности создает возможность привлечения к регулярны занятиям физической культурой и спортом детей и подростков разных возрастов [41]. Лапта - спортивная игра двух команд. Команды играют на прямоугольной площадке, которая ограниченна лицевыми («дома» и «кона») и боковыми линиями. Цель команды в одной игре - выполнить как можно больше игровых перебежек после произведения ударов битой по мячу. Один игрок, сделавший перебежку без осаливания, дает родной команде - 2 очка. Соперники в это время принимают все разрешенные правилами меры, чтобы не дать противникам совершить полную перебежку. Они стараются осаливать соперника, а также ловить много свечей [47]. Эффективная игровая деятельность с участием школьников, как мальчиков, так и девочек разных возрастов требует правильного построения подготовки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Существующий Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лапта, утвержденный приказом Минспорта России от 26.12.2014 N1076, определяет основные вопросу физического воспитания детей и подростков, занимающихся спортивной игрой - лапта. Обучение и совершенствование в лапте осуществляется в несколько этапов. Например, с 15 лет организуются спортивные группы для тренировочных занятий на этапе совершенствования спортивного мастерства. В этот возрастной период осуществляется повышение функциональных возможностей детского организма, занимающихся лаптой; обеспечивается совершенствование их специальных и общих физических качеств, а также тактической, технической, и психологической подготовки. Согласно требованиям Федерального стандарта юные занимающиеся игроки должны постоянно показывать достаточно высокие командные результаты на всех региональных и всероссийских соревнованиях по своей возрастной группе [66]. На занятиях по лапте с игроками школьного возраста обучение технике всегда должно осуществляется в тесной связи с постоянным воспитанием физических качеств. В педагогическом процессе по физической культуре обучение движениям - воспитание физических качеств имеют общие корни. Когда воспитываются физические способности, происходит эффективное освоение двигательных навыков. А когда идет совершенствование основных двигательных навыков, тогда воспитываются на этой основе физические качества. Все это связанно. У подростков 15-16 лет сначала простое движение выполняется только с приблизительными требованиями, в дальнейшем основные технические движения становятся более реалистичными, идет автоматизация движений. Следует отметить, что все двигательные навыки в лапте имеют свои особенности. Они сложные и разные. Для правильного выполнения необходима высокая скорость перемещений. И нельзя довести до автоматизма все движения. Игра требует постоянного разнообразия движений [65]. При занятиях с детьми и подростками школьного возраста преподаватель может ориентироваться на определенные программные требований по уровню подготовленности занимающихся. Они с учетом требований Федерального стандарта выражаются в качественных и количественных показателях развития физической, технической, интегральной, тактической и теоретической подготовленности. Чтобы достигнуть их необходимо постоянное совершенствование игроков в лапту по всем направлениям основных видов подготовки. Умение выполнять правильное двигательное действие в лапте формируется у школьников на следующей основе: ? на основе знаний о лапте; ? наличия определенных двигательных предпосылок; ? наличия намерения самостоятельно выстроить заданную систему движений; ? в следствии оптимального поиска варианта движения при ведущей роли сознания; ? неоднократного повторение двигательных действий. Так постепенно двигательное умение переходит в двигательный навык, когда управление собственными движениями тела происходит автоматизировано [70]. Такие действия будут отличатся высокой надежностью На занятиях лаптой со школьниками определяют 3 основных этапа, при обучении двигательному навыку. Первый этап - начального разучивания. В это время формируется представление о главном двигательном действии и даются установки на овладение действиями. Преподаватель исправляет ошибки исполнения. Второй этап - углубленного разучивания. В это время происходит понимание закономерностей самого двигательного действия. Третий этап - закрепления и дальнейшего совершенствования. В это время идет полное закрепление двигательного навыка и обеспечение его индивидуальности [54]. В лапте само изучение движения начинают всегда с показа, поскольку на словах трудно изложить. После показа упражнения школьники должны мысленно повторить упражнение несколько раз и попробовать показать его на практике. Таким образом применяют метод «использования слова», и метод «наглядности». Тогда у школьников создается правильное двигательное представление, которое потом обуславливает в практическое выполнение. Слова учителя в обучении технике в лапте трудно переоценить. Слово помогает создать представление о движении, школьник получает представление о самом движении. У него возникает понимание смысловой стороны его. Именно словом идет помощь во время выполнения упражнения, словесно происходит его разбор, анализ и оценка [50]. На занятиях сначала применяют общие пояснения, потом общие указания по ходу действия, когда происходит выполнения технического элемента. Далее объяснение становится более детализировано, включает значительное число деталей. В процессе воспитания двигательных навыков у школьников применяется комплекс методов и средств тренировки: ? методы и средства наглядного, словесного и сенсорно-коррекционного воздействия, такие как объяснения, описание; ? демонстрация учителем техники движения, которое изучается; ? показ нарисованных схем; ? использование интересных предметных ориентиров; ? обще подготовительные физические упражнения. Они позволяют получить разнообразные умения и навыки, являющимися основным фундаментом для технического роста мастерства в лапте; ? соревновательные спортивные упражнения и специально-подготовительные, направленные на овладение спортивной техникой лапты, при этом используются такие методы как целостного и расчлененного упражнения [29]. Сам процесс воспитания различных качеств в лапте предполагает воспитание таких навыков и умений, которые обеспечивали бы эффективное применение функционального потенциала занимающегося для достижения требуемых результатов в соревнованиях. Таким образом спортивная игра – лапта является эффективным средством физического воспитания школьников. Занятия лаптой способствуют развитию у школьников основных физических качеств. Так, силовые качества в лапте находят свое выражение в выполнении удара по мячу, при длинных передачах мяча, в прыжках, в скорости бега, способности изменить направление бега, стартовой скорости и т. д. для развития этого качества на уроках применяются упражнения с набивными мячами, приседания с отягощениями, прыжки со скакалкой [36]. На занятиях лаптой воспитываются ловкость, гибкость, выносливость – все эти качества необходимы для всестороннего развития детей и подростков. На занятиях по лапте с успехом могут решаться и воспитательные задачи, так как процесс игры для достижения обшей победы, учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, настойчивости, решительности, а также комплекса психофизиологических качеств. Игре в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания детей и подростков: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой [37]. Лапта увлекательная игра и современный вид спорта позволяет решать основные задачи физического воспитания, которые призваны способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. 1.2. Характеристика технико – тактической подготовки игроков в лапту Рассмотрим вопросы технико – технической подготовке в лапте. Так, техническая подготовка в лапте представляет собой педагогический процесс овладения и совершенствования техникой движений, которые являются средствами ведения игрового противостояния в лапте. Техническое мастерство в лапте представляется собой владение игроком важными для игры двигательными возможностями, проявляющимися через систему игровых движений [38]. В ходе игры быстро изменяются игровые ситуации, что несомненно требует создания новых технических комбинаций движений. Двигательная техника в лапте представляет собой определенную систему специальных приемов игры, которые должны эффективно и правильно выполняться игроками. Все это очень нужно для успешного ведения игры на игровом поле. Именно для победы в игре в быстроменяющихся игровых ситуациях игрок должен владеет наиболее полным набором технических приемов и уметь применять данные приемы в игре. В лапте игровая техника состоит из основных приемов необходимых для ведения командной игры. Чем большим разнообразием двигательных действий, которыми владеет занимающийся, тогда выше его техническую подготовленность. «Рациональность» технических действий - главная характеристика способа выполнения технического приема, когда получается достижение большего эффекта от двигательного действия [23]. В лапте два вида технической подготовки - общую и специальную. У них задачи разные. При общей технической подготовки игрока в лапту происходит расширение набора двигательных навыков и умений. Такая подготовка решает задачи по улучшению диапазона двигательных навыков и умений. Такая подготовка - формирует двигательный навык в лапте. В то время как специальная подготовка применяется для формирования навыков и умений выполнения главных соревновательных действий. Они позволят в дальнейшем эффективно использовать свои возможности в игровых противостояниях. Специальная подготовка – решает основные задачи по формированию знаний о технике с двигательных действий. Позволяет развивать главные навыки, помогающие побеждать в соревнованиях и постоянно совершенствоваться [21]. Специфика командной игры лапта такова, что техническая подготовка должна в соответствии с особенностями игры подразделяться на техническую подготовку - в нападении и защите Кроме того, с учетом лапты, занимающиеся подразделяются на разные игровые амплуа. И это тоже влияет на классификацию техники игры. В таблице 1 и в таблице 2 в сводном виде представлен перечень технических действий нападающих и защитников – игроков, занимающихся лаптой. Таблица 1 Технические действия нападающих «Стойка» «Удары битой по мячу» «Перемещения» «Приемы против осаливания» «Переосаливание» бьющего перебежчика нападающего -сверху -снизу -сбоку -лицом вперед -спиной вперед -прыжки -падения -кувырки -остановки -повороты корпуса -изменение скорости бега -дальнее -ближнее Таблица 2 Технические действия защитников «Основная стойка игроков в поле» «Ловля мяча» «Передвижения» «Передача мяча» «Осаливание» -низкая -средняя -высокая -двумя руками -одной рукой Ходьба Бег Прыжок Поворот Остановка Сверху Снизу Сбоку Обратная передача -дальнее -среднее -ближнее Суть самой технической подготовки в лапте означает формирование навыков и умений, чтобы воспитать такого игрока, который в команде достигал бы результатов в соревнованиях. Техническая подготовка идет внутри общей подготовки на различных этапах тренировки [39]. Разные физические двигательные умения в арсенале игрока позволяют ему процесс технического совершенствования проводить легче. Это логически объяснимо, поскольку при освоении движений физически у игроков вырабатывается способность к творческому мышлению, они уже могут анализировать выполняемые действия. Происходит совершенствование восприятия, он может уже сам работать над простыми движениями в сложные двигательные действия [42]. При воспитании технических навыков особую важность представляют так называемые «имитационные упражнения». Они представляют собой воображаемое воспроизведение упражнения в целом и отдельных частей в том числе и облегченных условиях. Еще один способ изучения технического упражнений - проведения упражнения «со сменой уменьшенной интенсивности», это означает проведение упражнения без сильной мышечной нагрузки. Следующий метод - «повторение изучаемого упражнения». На этом принципе повторения и основывается методика разучивания техники в лапте. Важно повторение упражнения непосредственно в самой игре. Что помогает закрепить двигательный материал, для овладения выполнением движений и действий [37]. При занятиях со школьниками используют такие упражнения в виде соревновательных упражнений между учащимися. В них стоит задача правильно и быстро выполнять отдельные упражнения с оценкой в баллах. Организуя такие соревновательные упражнений учитель может давать школьникам дополнительные технические задания. При технической подготовке нужно давать возможность оценивать самим школьникам личное выполнение технического упражнения. Если такое умение привить, тогда занимающийся сможет самостоятельно выявлять ошибки и их исправлять. Все это будет способствовать эффективному обучению. В технике лапты самостоятельное воспроизведение технического упражнения дает школьнику серьезные ощущения. Юный занимающийся тогда самостоятельно оценивает их выполнение - как одного движения, и всего двигательного действия. Поэтому игрок сам может определить, что было в техническом движении хорошо и что плохо, и делать самостоятельно оценки об изменениях [26]. В ходе разучивания важно и число повторений упражнения. В лапте без повторений упражнения - не удается осваивать двигательные навыки. Для достаточного уровня игры, нужно стараться довести до «автоматизма», это позволяет достигать стабильности, приобрести в ней так же запас прочности. Как только изученное упражнение осваивается, игрок старается делать число повторений больше и больше. Потом с приростом технической тренированности игроков, можно уже уменьшать время отдыха между упражнениями [18]. В педагогическом процессе по изучению техники игры в лапте, как правило, удается достигать прочного овладения техническими элементами, для применения их и в обычных и в сложных условиях игры. Следует отметить при этом обязательно совершенствование техники в лапте должно осуществляться с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, а потом нужно учитывать игровую роль, выполняемую в своей команде [8]. Игровая роль также имеет свое значение. Рассмотрим особенности в изучении «техники защиты». Мы будет учитывать требования, которые предъявляются к игрокам защиты и что они должны уметь делать. Рассмотрим подробнее: ? защитник должен уметь быстро передвигаться по полю в любом направлении. Это значит выполняются упражнения - бег с изменением направления и скорости, который следует включать в тренировки; ? игроки защиты обязаны уметь хорошо совершать броски мяча и выполнять точные передачи. Это значит выполняются упражнения - с утяжеленными мячами; ? защитники должны уметь хорошо ловить мяч. Это значит выполняются упражнения - броски мяча в мишень; ? игроки защиты должны уметь осаливать. это значит выполняются упражнения - точные броски мяча по мишеням. В технике лапты важный раздел - качественно-количественные показатели, как критерии оценки мастерства. Что из себя представляют критерии оценки мастерства: ? разносторонность и объем, то есть общее количество используемых в лапте приемов и их сочетание, в нападении и защите; ? эффективность, которая характеризует рациональным и безошибочным применением технических элементов, что обеспечивает правильное решение спортивных и соревновательных игровых задач; ? надежность - постоянство выполнения технических приемов в лапте с высокой степенью эффективности [16]. Характеризуя технический элемент в лапте можно сказать, что он являет собой целую систему двигательных действий, она состоит из связанных частей, главным образом взаимодействующих друг с другом. Эти части в теории лапты называют фазами. Три основные игровые фазы имеются в лапте: - подготовительная, -основная, - заключительная. Они отличаются определенными особенностями главных элементов движений, а также разными двигательными задачами [18]. В подготовительной фазе двигательного действия - происходит создание правильных условий для реализации основных смысловой задачи этого технического приема: при нападении - это работа с битой, при защите - основное движение рук при ловле мяча. В основной фазе двигательного действия - реализуется основная смысловая задача элемента, происходит взаимодействие игроков с мячом и битой: удары в нападении посредством биты; ловля мяча в защите. осаливании, ловля мяча и передачи. И наконец, в заключительной фазе прием завершается: в это время игрок переходит к совершенно новым действиям: бьющий после удара битой по мячу начинает перебежку; или, например, защитник, после ловли. начинает передачу мяча партнеру [37]. В каждой фазе имеются особенные приемы – специальные суставные движения при ловле мяча и движении битой при производстве удара. Приемы при выполнении данных приемах взаимосвязаны. Для изменения результата достаточно изменить какой-либо определенный элемент в начале двигательного действия. Очень важно в процессе совершенствования техники, научиться действовать творчески, потому что игровые условия выполнения любого технического приема всегда меняются в короткое время. Делая вывод о технике в лапте отметим, что технические элементы представляют собой основные средства ведения игровой борьбы. Только от того, как владеет занимающийся всем арсеналом технических средств, как вовремя применяет их в рамках правил, и обеспечивается эффективность игровой деятельности. При воспитании техники обращается внимание на разные игровые навыки, которые игрок должен применять для решения игровых задач в активных условиях игровой деятельности. В лапте, как и любой командной трудные условия игрового противоборства, поэтому развитее технической подготовленности коррелируется с возможность достижения спортивных результатов. Обучение техникой, представляет собой важнейшую часть подготовки игроков в лапту [41]. Переходим к рассмотрению тактики в лапте. Сегодня в современных спортивных играх тактикой игры называют целесообразные, согласованные действий спортсменов одной команды, направленные на победный результат над спортсменами другой команды. Главное в тактике спортивной игры - это выявление методов, способов и средств ведения разных действий – оборонительных и нападающих [32]. Тактическая подготовка в лапте означает овладение занимающимися - нападающими и защитниками - разными тактическими действиями - индивидуальными, групповыми и командными. Занимающиеся должны правильно воспринимать игровую текущую ситуацию и при этом принимать правильное решение для выбора необходимого тактического действия. Кроме того, нужно просчитывать всегда и форму взаимодействий с своими партнерами по команде. В лапте есть определенная цель тактической подготовки - это обучение занимающихся рационально действовать в активно изменяющихся условиях лапты. Тактическое мастерство лаптиста - это навык искать в игре правильные способы решения новых игровых ситуаций, возникающих постоянно [35]. Сама по себе лапта имеет отличия от разных игр тем, не требуется забивать мяч в ворота, или забрасывать мячи в корзину. Здесь победный результат зависит от числа правильно проведенных игровых перебежек в нападении или в защите пойманных мячей. Именно по этому любая команда старается держаться как можно больше в нападении. Нападение в игре дает возможность делать результативные перебежки. Также как в технике, в тактике игры имеются различия различие в тактике нападения и тактике защиты. Тактика любой команды определяется разными условиями, зависят от тактической и технической подготовленности противоположного игрока. Когда игрок из противоположной команды лучше подготовлен технически, тут и становится необходимым использовать свое наработанное тактического мастерство для победного результата [39]. При проведении занятий при подготовке различают специальную и общую тактическую подготовку. Итак, что представляет собой общая тактическая подготовка, которая важна, чтобы дальше совершенствовать и осваивать тактику игры. Такой вид подготовки позволяет получать важные тактические компетенции из игровых видов спорта. приобретается общее тактическое мышление. Тогда как к специальной подготовке по тактике относятся именно специфические для лапты действия игроков команды, их тактические перемещения, противоборство с соперниками. Рассмотрим какие задачи при такой подготовке решаются: ? Игрок получает общие знания по спортивной тактике. Это нужно для того, чтобы занимающийся знал об эффективной тактике; ? происходит сбор информации о соперниках; о соревнований; об условиях предстоящих состязаний; ? происходит формирование тактического плана выступления всей команды и отдельного игрока на соревновании; ? совершенствуются тактические приемы командные и индивидуальные ведения борьбы; ? вырабатывается тактическое мышление, сообразительность, наблюдательность, творческая инициатива; ? формируется навык предвидения действий соперника и результатов своих и его действий; ? получается обучить игроков быстроте переключения от одних тактических действий к другим; ? формируется навык психологического воздействия на соперника и сокрытие собственных намерений [40]. При названной подготовке есть специальные средства - физические упражнения. Они представляют собой двигательные действия, их и используют для решения тактических задач. В тактике лапты существуют определенные фазы. ? Первая фаза - здесь происходит анализ и восприятие соревновательной ситуации; ? Вторая фаза - идет мысленное решение основной тактической задачи; ? Третья фаза – идет двигательные решение тактической задачи. Они связаны с памятью и представляют компоненты решения тактической задачи. С их помощью выстраивают отдельные тактические действия. Но можно выстроить и полные формы тактики соревнований. От этапа тренировки и вообще особенностей соревновательной деятельности и зависит тактика, она будет разная: - в сложных условиях; - в облегченных условиях; - в условиях, которые приближены к соревнованиям. В чем состоит непосредственное обучение тактике? В том, чтобы многократно повторять тактические приемы в конкретной обстановке игрового противоборства [29]. Со школьниками обучение тактике начинают с простых элементов. Затем начинают усложнять. Потом дается задание по объединению в комплексы тактических комбинаций. Так, после повторения приемов в команде формируются прочные связи - и между игроками в лапту, и группами. Игроки приобретают различные навыки для выполнения задач защиты и нападения. Когда игр много, связи совершенствуются. Занимающиеся реализуют игровые связи со своим уникальным стилем игры. Средства подготовки – специальные упражнения. Они в основном применяются для тренировки скорости переключения, а также развития быстроты реакции. При этом достаточно эффективно применять другие спортивные и подвижные игры, активные эстафеты. При этом разные тактические действия - индивидуальные, групповые и командные, применяются в качестве упражнений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg