Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие мелкой моторики у детей в средней группе детского сада посредством пластилинографии

kisssaaa0721 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Тема выпускной квалификационной работы: Развитие мелкой моторики у детей в средней группе детского сада посредством пластилинографии Ключевыми словами в данной работе являются: пластилинография, мелкая моторика, дошкольники, воспитанники. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс занятий по пластилинографии, направленных на развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, и проверить на практике его результативность. В рамках темы исследования были разработаны занятия по пластилинографии, с дальнейшим тестированием учащихся на базе исследования Структурного подразделения МБОУ Тальская СОШ Тальский детский сад Ирбейского района Красноярского края. - Были рассмотренны и проанализированны теоретические основы развития мелкой моторики у детей средней группы детского сада. - Исследованы особенности развития мелкой моторики у детей средней группе детского сада. - Разработаны и реализованы занятия по пластилинографии в средней группе детского сада. - Проанализированы результаты опытно-экспериментального исследования. В результате проведенной работы произошли положительные изменения в развитии мелкой моторики детей средней групы Тальского д/с. за счёт занятий по пластилинографии. Практика показала четкую общую тенденцию положительных изменений в формировании мелкой моториики. Введение регулярных занятий создает условия для позитивного формирования дошкольников на успех. Исследование проведено на базе Структурного подразделения МБОУ Тальская СОШ– Тальский д/с. Количество участников преподавателя опытно-опытно экспериментальной склонны работы кредитной составило 10 методические человек, 4 девочки и 6 мальчиков. Выпускная квалификационная работа содержит 71 страниц, 2 рисунка, 6 таблиц, 6 приложений и 57 использованных источников.?
Введение

Актуальность исследования: Известно, что дошкольник гармонично развивается, когда сформировано достаточное количество сенсорных стимулов: зрительные, слуховые, тактильные [6]. В настоящее время проблема сенсомоторного развития привлекает внимание многих педагогов и психологов, поскольку от него зависит развитие познавательных способностей, развитие речи, мелкой моторики, творческих способностей дошкольника. Развитие мелкой моторики напрямую связано с интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью. Поэтому специалисты рекомендуют уже с раннего возраста уделять внимание развитию мелкой моторики. Дети с развитыми тонкими движениями рук имеют развитые отделы мозга, отвечающие за речевые функции. Кроме того, развитие мелкой моторики необходимо для выполнения бытовых и учебных действий. Существует множество различных средств развития мелкой моторики: пальчиковые игры, виды предметно-практической деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), мозаика и другие средства. Лепка – вид изобразительной деятельности, позволяющая отображать мысли и чувства ребенка в объемных художественных формах. Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства; создание лепных картин с изображением полуобъёмных предметов. Работа с пластилином имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников, поэтому педагогу необходимо создать следующие условия: обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности; формирование эстетических чувств; развитие образного мышления и воображения; обучение способам создания изображений. И. М. Сеченов исследовал возникновения движения руки человека и определил, что происходят в процессе обучения и воспитания. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей 4-5 лет. Предмет исследования: использование пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей в средней группе. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс занятий по пластилинографии, направленных на развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, и проверить на практике его результативность. Гипотеза исследования: процесс развития мелкой моторики у детей в средней группе детского сада посредством пластилинографии будет осуществляться успешно, если: 1. Созданы педагогические условия для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в средней группе. 2. Выявлены особенности применения методов и приемов в проведении занятий по пластилинографии у детей в средней группе детского сада. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы развития мелкой моторики у детей в отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования. 2. Определить направления и средства развития мелкой моторики. 3. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей в средней группе детского сада. 4. Разработать комплекс занятий по пластилинографии, направленных на развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, и проверить на практике его результативность. Теоретико-методологическая основа исследования: при разработке теоретических положений исследования использовались педагогические и психологические работы по развитию мелкой моторики М. М. Кольцовой, Ю. П. Бобылевой, В. М. Астапова, И. М. Сеченова, А. В. Запорожцева, П. Я. Гальперина, В. Н. Назарова; по влиянию мелкой моторики на познавательные способности В. А. Сухомлинского, Е. И. Исениной, П. В. Антаковой-Фоминовой; по влиянию мелкой моторики на развитие речи Т. В. Черниговской, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова. Использовались: - теоретические методы научного исследования: анализ научной литературы по психологии и педагогике, обобщение знаний о развитии мелкой моторики у детей в средней группе детского сада посредством пластилинографии; - эмпирические методы научного исследования: наблюдение, обработка и обобщение полученных результатов. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и выводы данного исследования могут быть апробированы и внедрены в практику воспитателей дошкольных учреждений. Базой исследования выступило структурное подразделение МБОУ Тальская СОШ – Тальский д/с, расположенное в Ирбейском районе Красноярского края. Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и Приложение.
Содержание

Введение…..………………………………………………………………………… 6 Глава I. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей средне группы детского сада………………………………..…………………………… 9 1.1. Понятие мелкая моторика в современной пихоло-педагогической литературе ………………………………………………………………………….. 9 1.2. Основные направления работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию мелкой моторики …………..……15 1.3. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей средней группы ………………………………………………………………… 21 Выводы….……………………………………………………………………….. 27 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей средней группы детского сада посредством пластилинографии ………………………………………………………………………………………. 29 2.1 Констатирующий этап эмпирического исследования.. …………………………………………………………………………………….. 29 2.2 Формирующий этап эмпирического исследования...………………………………………………………………….. 33 2.3 Контрольный этап эмпирического исследования…………………………….…………………………………......... 47 Выводы……………………………………………………………….................... 49 Заключение…………………………………………………………………............ 52 Список используемой литературы……………………………………………… 55 Приложение……………………………………………………………………….. 61
Список литературы

1. Авраменко, С. Сухой пальчиковый бассейн [Электронный ресурс] // Портал «Игры и игрушки» - Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/archive/sukhoy-palchikovyy-basseyn.html - Загл. с экрана. - (дата обращения: 14.03.2021). 2. Артемьева, А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3 – 5 лет [Текст] : А. В. Артемьева. – М. : Сфера, 2017. – 70 с. 3. Асташина, М. П. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие / М. П. Асташина, В. П. Шульпина. – Омск : Издательство СибГУФК, 2007. – 112 с. 4. Безбородова, М. А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников [Текст] : учебное пособие / М. А. Безбородова. – М. : МПГУ, 2019. – 80 с. 5. Безруких, М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / М. М. Безруких. – М. : Просвещение, 2001. – 196 с. 6. Бардышева Т.Ю. Развитие мелкой моторики рук: М.:ТЦ Сфера,2016. С-265 7. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - М.: Инфра-М, 2008. - 132 с. 8. Бехтерев В.М. Статья: «Как пальцы развитию речи ребенка помогают» 9. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572. — URL 10. Гарипова, А. А. Формирование кинестетической и кинетической основы движений и звукопроизношения у дошкольников как основа предупреждения нарушения письма [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «Инфоурок» - Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-kinesteticheskoy-i-kineticheskoy-osnovi-dvizheniy-i-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov-s-dizartriey-kak-osnova-pred-2955448.html- Загл. с экрана. - (дата обращения: 15.03.2021). 11. Горячева, Т. Г. Метод сенсомоторной коррекции [Текст] / Т. Г. Горячева, Ю. В. Никитина. – М. : Генезис, 2018. – 168 с. 12. Гребнева, Т. В. Развиваем мелкую моторику. Су – джок терапия [Электронный ресурс] // GigaBasa.ru – документальное хранилище – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/125721.html- Загл. с экрана. - (дата обращения: 14.03.2021). 13. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать : популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. –Ярославль : Академия развития, 1998 – 192с. 14. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО. 15. Головина, Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1992 – 140 с. 16. Губерскова, Н. Ю. Основные направления работы по развитию мелкой моторики и ее значение в жизни ребенка [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/19/osnovnye-napravleniya-raboty-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-i-ee- Загл. с экрана. - (дата обращения: 07.03.2021). 17. Денисова, Л. Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] // http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html 18. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 6-е изд / Т.Н. Доронова. — М. Просвещение, 2007. — 160 с. 19. Давыдова, Г. Н. Пластилинография – 2 [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2016. – 49 с. 20. Давыдова, Г. Н. Пластилинография – 3 [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 20016. – 48 с. 21. Деревицкая, Т. В. Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников [Электронный ресурс] // Педагогический портал «О детстве». – Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11029.html- Загл. с экрана. - (дата обращения: 13.02.2021). 22. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 112 с. 23. Жукова, Е. Читайка [Текст] : практическое пособие / Е. Жукова. – М. : Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков, 2019. – 186 с. 24. Здоровая семья – здоровые дети. Сборник материалов республиканского семинара для родителей [Текст] / под ред. М. И.Баишевой. – Киров : МЦНИП, 2017. – 268 с. 25. Интеграция педагогики Монтессори с отечественным образовательным пространством [Текст] : материалы Международной конференции (15 – 16 ноября 2019 г.) / под ред. К. Е. Сумнительного. – М. : МПГУ, 2019. – 98 с. 26. Кожевникова, Е. В. Развивая мелкую моторику – мы развиваем речь детей [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/04/08/razvivaya-melkuyu-motoriku-ruk-my-razvivaem- Загл. с экрана. - (дата обращения: 17.03.2021). 27. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2 – 7 лет [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 160 с. 28. Кононова, Н. Коррекция нарушенных функций у детей средствами музыки [Текст] / Н. Кононова. – М. :Владос, 2016. – 319 с. 29. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973 –193 с. 30. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Сов. Россия, 1973 – 160 с. 31. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.— 39 с. 32. Комиссарова Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL 33. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Л.: Знание, 1987. – 38 с. 34. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Пластинография. 2014. С-272. 35. Лобанова, Т. И. Занятия с массажным мячиком / Т. И. Лобанова, Н. Ю. Лоншакова // Молодой ученый. – 2016. - №19. – С. 367 – 369. 36. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики [Текст] : картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. – СПб. : КАРО, 2015. – 160 с. 37. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. 38. ОжеговС.И., ШведоваН.Ю. Н.Ю. Толковый словарь русского языка 39. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / С. В. Погодина. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с., 4 с. ил. 40. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. П. Сваина. – М. : АТС, 1999 – 48 с. 41.Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта [Текст] / А. Л. Сиротюк – М. : ТЦ Сфера, 2001 – 48 с. 42. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии [Текст] : практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. 43. Тонкова, Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму / Ю. М. Тонкова // Педагогическое мастерство : материалы I Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки – Веди, 2012. – С. 137 – 139. 44. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты – Режим доступа: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=doshk – Загл. с экрана. - (дата обращения: 27.02.2021). 45. 29 .Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г 46. 23.Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 2007. - С. 458-465. 47. Воспитание и обучение дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Просвещение, 2016г 48. Хилько, М. Е. Возрастная психология [Текст] / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 200 с. 49. Хакимова Г. А. Методы ознакомления детей с изобразительным искусством // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016- 192с. 50. 3. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин– тов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2015. 51. Цветкова, Е. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html- Загл. с экрана. - (дата обращения: 17.03.2021). 52. Чуб, Н. В. Тренируем пальчики. Альбом для развития мелкой моторики [Текст] / Н. В. Чуб. – М. : АСТ, 2015. – 80 с. 53. Чернова Е. В. Пластилиновые картины/Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 48с. 54. Эренгросс Б.А.. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/ ЭренгроссБ.А — М.: Детская литература, 2011.- 180с. 55. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б. Лихачева, Г. Зальмона. – М., 2010. 56. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие/ Т.Н. Яковлева. - М. :ТЦ Сфера, 2010.-171с. 57. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учеб. – метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста» / Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск: Изд–во «Букватор», 2015.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей средней группы детского сада 1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической литературе Моторика – комплекс умений и навыков двигательной деятельности; сложных двигательных реакций, свойственных человеку. Выделяют следующие виды моторики: общая, мелкая, артикуляционная. Мелкая моторика – двигательная деятельность, обуславливающаяся координирующей работой мелких мышц руки и глаза. Данную деятельность необходимо осваивать, поскольку навыки тонкой моторики помогают ребенку сравнивать, классифицировать и исследовать окружающее; помогают ребенку в самообслуживании, выражать себя через творчество, приобретать необходимый социальный опыт. Мелкая моторика – множество скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, зачастую в сочетании со зрительной в выполнении тонких движений кистями и пальцами рук и ног (М. М. Кольцова) [16]. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить [57]. В ходе общественно-исторической эволюции у человека особое развитие получили движения пальцев рук, как автономные манипуляторы, нужные для осуществления разных движений и действий, у людей улучшались из поколения в поколение, в связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозгу человека. Именно руки способствовали возможности развить с помощью жестов тот первый язык, с помощью которого проходило взаимоотношение первобытных людей. Исследование развития движений рук ребёнка представляет внимание не только для педагогов и психологов, но и для других профессионалов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), т.к. руки, обладая разнообразием функций, являются неповторимым человеческим органом. Развитием мелкой моторики занимались многие ученые. И.М. Сеченов был первоначальным ученым, подвергший критике теорию наследственной предопределенности изменение движений ребёнка как результат формирования конкретных нервных структур. Он писал, что движение рук человека наследственно не обусловлены, а складываются в процессе воспитания и учения как результат идеаторных связей между зрительными, осязательными и мышечными улучшениями в процессе активного контакта с окружающей средой. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением. Степень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе, как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, способен логически рассуждать, у него довольно развиты память и внимание, связная речь. И. М. Сеченов писал, что движения рук ребенка формируются в процессе обучения и воспитания как результат ассоциативных связей, которые возникают при работе слухового, зрительного и рече-двигательного анализаторов [22; с. 3]. В научных исследованиях выделилось несколько направлений развития мелкой моторики в связи с развитием: - познавательных способностей; - речи; - движений рук для осуществления предметных и орудийных действий. 1. Развитие мелкой моторики в связи с развитием познавательных способностей активно протекает в раннем возрасте, так как обследование окружающих предметов руками – способ познания предметного мира ребенком [3]. Достаточно известно выражение В. А. Сухомлинского о том, что «ум находится на кончиках пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков (Кольцова М. М., Исенина Е. И., Антакова-Фомина Л. В. и др.) была подтверждена связь познавательного развития с тонкой моторикой [17; с. 44]. 2. Связь развития мелкой моторики и развития речи. При изучении головного мозга можно заметить близкое расположение речевой области с двигательной. Третья часть двигательной проекции занимает проекция кистей рук, которая расположена рядом с речевой зоной. Исследования и наблюдения М. М. Кольцовой показали совпадение степени развития мелкой моторики со степенью развития речи детей [3]. Мнение Т. В. Черниговской следующее: «Если ребенок не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает мелкие предметы, то мелкая моторика не развивается, которая напрямую влияет на речевые функции». Мария Монтессори увидела связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если плохо с речью, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Биологами было установлено, что в головном мозге человека существуют центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. В. М. Бехтерев доказал, что элементарные движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Психиатр В. М. Бехтерев отмечал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и содействовали ее развитию. Развитие деятельности руки и речи у людей шло в одно время: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется произношение слов; все последующее улучшение речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев В. М. Бехтерев утверждал, что элементарные движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь ребенка. В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Все это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», - утверждал В. А. Сухомлинский И. П. Павлов считал, что развитие мелкой моторики рук и связанное с этим развитие речевых «центров» дает человеку преимущества и в познавательном развитии, так как речь тесно связана с мышлением [13]. 3. А. В. Запорожец выдвинул следующую мысль: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие орудий», ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета». П. Я. Гальперин ввел различие между двумя видами действия с предметами: - предмет действует так, как рука; предмет становится продолжением руки. Можно назвать «ручные действия». - рука подчиняется требованиям орудия. Мелкая моторика – это способность овладевать и выполнять мелкие и точные движения руками (Ю. П. Бобылева) [4;с. 44]. В коррекционной педагогике существует следующая классификация движений рук: 1. Кинестетический праксис (практическое действие) – способность выполнения нужного набора движений (особенно без зрительного контроля) на основе кинестетического анализа и синтеза; 2. Пространственный праксис – способность различать пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты; 3. Динамический праксис – способность выполнять сериями двигательные акты, лежащие в основе движения (В. М. Астапов) [4;с. 46]. Мелкая моторика развивается после становления крупной. Крупная моторика – основа, на которую накладываются сложные и тонкие движения мелкой моторики [17; с. 44]. Особенности психолого-педагогического развития мелкой моторики детей 4-5 лет. Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Н.Н. Поддьяков говорил о необходимости и важности развития мелкой моторики. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Происходит наиболее активное созревание двигательной коры [50]. Чтобы помочь ребёнку лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Л.И. Солнцева отметила, что рука ребенка на четвёртом году жизни осваивается со множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую [47]. В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует. Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Они учатся ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно- моторной координации (ручной ловкости). На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например вышивание крестиком, вязание крючком и др. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова наблюдали, что хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу [50]. В дошкольном возрасте усвоение движений осуществляется главным образом путем подражания действиям взрослых. В усвоении предметных действий зрительное подражание у детей занимает главное место. Первоначально дети воспроизводят движения, которыми овладели совместно с взрослым. Самостоятельное повторение, таким образом выполненных действий является первым этапом формирования подражательной деятельности. В последующем установление связи слова с соответствующим ему движением позволяет ребенку овладеть новыми и незнакомыми для него действиями, используя представления, возникающие в связи со словесным описанием соответствующих движений. 1.2. Основные направления работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию мелкой моторики у детей Развитие мелкой моторики играет большую роль для овладения навыками, которые необходимы для учебной, художественной – графической, музыкальной и других видов деятельности. Кроме того, развитие тонкой моторики важно для полноценного развития отделов мозга ребенка, отвечающих за деятельность рук. Ее развитие происходит в ходе овладения перечисленными видами деятельности и предметными средствами, которые необходимы для их осуществления. Важное условие подготовки к будущей учебной деятельности - произвольная регуляция мышечной активности и способность правильно захватывать предмет. При правильном распределении мышечного усилия рук, функциональной подвижности больших пальцев по отношению к остальным – формируется высокая пластичность в сфере мелкой моторики[14;c.8]. Рука – многофункциональный орган человека. Выделяют несколько функций руки, одна из которых – моторная. В течение жизни человек выполняет множество действий: трудовых, бытовых, спортивных; которые зависят от уровня развития мелкой моторики. Кисть и в большей степени пальцы имеют важное значение, поскольку именно они соприкасаются с предметами, осуществляют тонкие и точные двигательные действия, которые присущи лишь человеку. В. Н. Назаров сформулировал классификацию движений рук, в основу которой заложены следующие параметры: - исходное положение; - координационные соотношения движений; - направления совершаемых действий. Благодаря этому, В. Н. Назаров разделил все упражнения на группы: 1) Одновременно-однонаправленные движения – упражнения, выполняемые двумя руками одновременно и в одних и тех же направлениях. При таких движениях работают одинаковые мышцы обеих рук. 2) Упражнения циклического характера с перекрестной координацией – при движении руками одновременно работают противоположные мышцы. 3) Поочередная работа одинаковых мышц двух рук – упражнения с асимметричной координацией из симметричных исходных положений. 4) Одновременно-разнонаправленные упражнения – одновременное движение двумя руками в разных плоскостях с одновременной работой разных мышц; упражнение с асимметричной координацией из асимметричных исходных положений. 5) Разноритмичные упражнения – при движении одна рука останавливается, затем вновь включается в упражнение. Данная группа выполняется как с асимметричными, так и с симметричными движениями и исходными положениями[4; С. 44-45]. Направления работы по коррекции и развитию мелкой моторики дошкольников. 1. Взаимодействие с семьей. Работа с родителями – важнейшее направление в работе по созданию благоприятных условий для развития и коррекции мелкой моторики и координации движений пальцев. Главная задача на начальном этапе – формирование мотивационного отношения родителей к взаимодействию с детьми. 2. При работе в группе должна быть создана необходимая предметно-развивающая среда, включающая различные пособия для развития мелкой моторики. 1. Пальчиковая гимнастика. Это упражнения, развивающие руки ребенка и тем самым способствуют речевому развитию. Данные упражнения помогают ребенку управлять своими руками, пальцами, развивают мелкие мышцы рук [28; с. 5]. Рекомендуется с самого начала использовать упражнения на кинестетический праксис, постепенно включать упражнения на динамический праксис. После работы над предыдущими упражнениями можно добавлять другие, направленные на развитие внимания и осознание схемы тела [8]. На 4-5 году задействуются все пальцы, в средней группе вводятся в игру симметричные и ассиметричные движения рук. Ежедневно применяются пальчиковые игры по 5 – 10 минут [18]. 2. Использование различных приспособлений: массажные мячики, валики, ежики, скалочки. Данные приспособления – эффективные средства развития кистей, пальцев рук, ребенка. Ребристая или игольчатая поверхность воздействует на нервные окончания, активизирует кровообращение. Они положительно сказываются на развитии детей, обогащают сенсорную среду, стимулируют психомоторное развитие [21]. 3. Упражнения под музыку направлены на развитие мелкой моторики руки, уточнения движений пальцев, концентрации внимания, точности глазомера, координации движений, способствуют соблюдению последовательности действий. Работа над данными навыками – хорошая подготовка к письму, тренирует усидчивость. Эти упражнения используются во время игр, танцев с использованием различных предметов. 4. Игры с мелкими предметами (бусы, пуговицы, камешки, спички и тому подобное). В процессе таких игр дети становятся активными и самостоятельными, любознательными и уверенными в себе; повышается двигательная и речевая активность [20]. 5. Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков. Упражнения развивают сенсомоторную координацию, тонкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование; формируют навыки завязывания; развивают творческие способности; развивают глазомер, внимание; укрепляют пальцы и кисти рук, что влияет на формирование головного мозга и развитие речи [15;с. 38]. 6. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). 7. Работа с карандашом (штриховка, раскрашивание, графический диктант). 8. Игры в сухом бассейне. Бассейн – открытый резервуар, заполненный различными наполнителями (мелкие камешки, стеклянные шарики, горох, фасоль, крупа, песок, соль) [2]. 9. Методика Су Джок – нетрадиционное средство развития мелкой моторики, воздействие на определенные точки кистей рук. Данная терапия направлена на развитие зон головного мозга, укрепление мелких мышц рук [9]. 10. Аппликаторы Н. Г. Ляпко – резиновый шар диаметром 5 см с иглами из металлов: медь, железо, никель, серебро, цинк; расстояние между которыми 4 мм. Его удобно использовать в пальчиковой гимнастике. Широко используется педагогами и врачами в работе с детьми. В настоящее время разработано множество средств для развития мелкой моторики детей в средней группе детского сада. В детских садах педагоги применяют накопленный опыт в данной сфере. 1. Типы игр, их частота использования могут выбираться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Их можно разделить на следующие группы: игры на развитие тактильного восприятия, пальчиковые игры, игры с предметами, игры с песком и т. д. 2. В группах с 4-5 лет используется в работе ниткопись. На ранних этапах работают по простым контурам: круг, овал; затем они усложняются: гриб, ракета. В средней группе ниткопись может использоваться на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи. 3. Работа штампами. Выполняя деятельность, упражняется захват тремя пальцами, наблюдается быстрая смена тонуса мускулатуры: силовое напряжение и расслабление. 4. Использование продуктивной деятельности: - Рисование – играет особую роль. Дошкольники овладевают способом держания художественных инструментов в руке. Благодаря рисункам можно определить уровень развития мелкой моторики. - Лепка. Важно заинтересовать детей работой с глиной и пластилином. Эта деятельность развивает силу руки и пальцев, их мускулатуру. - Аппликация. Полезна также работа с бумагой, которую можно рвать, мять, разглаживать, резать. Перечисленные упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики. - Конструирование и т.д. Уже в младших группах организуется центр изобразительного искусства и центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера). Они оборудованы таким образом, что дошкольник может взять необходимые материалы в любое время. По сравнению со средней группой содержимое меняется: используется не только гуашь, но и акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина. Овладевая продуктивной деятельностью, дошкольник не научится писать; но в ходе работы рука становится умелой, ребенок может свободно управлять инструментом, у него развивается зрительный контроль движений руки. 5. Использование круп в видах деятельности, развивающих мелкую моторику: - мозаика, - рисование на крупе, - различные игры (Например, «Золушка» - сортировка различных круп) [10]. 6. Самомассаж – один из видов гимнастики, который необходимо проводить ежедневно, в лучшем случает два – три раза в день. Это средство оказывает тонизирующее действие на нервную систему [22; с. 4]. 7. Использование упражнений для развития мелкой моторики: 1) Упражнения для развития кинетической основы движений руки выполняется по образцу сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно. К таким упражнениям относится сжимание и разжимание кистей [22; с. 15]. 2) Упражнения для развития кинестетической основы движений руки. Кистям рук и пальцам придаются различные положения, которые ребенок должен повторить закрытыми глазами. Изначально упражнения проводятся с опорой на образец, но постепенно его использование исключается [7]. 3) Имитационные упражнения для кистей: - мытье рук, - встряхивание рук, - стирка белья, - надевание перчаток, - пальчики танцуют и др. 4) Упражнения на плоскости. Все письменные задания – это движения на плоскости. Данные упражнения помогают сформировать навыки ориентации на плоскости, развивают мышление, внимание, разговорную речь; движения руки становятся более скоординированными [25]. 5) Поочередное касание пальцев на двух руках отдельно. 6) Поочередное касание пальцев на двух руках вместе. 7) Сложные по переключаемости движения. 8. Теневой театр – пальцевый театр – создание персонажей, предметов при помощи собственных рук, то есть тени на стене от переплетенных пальцев. В работе над коррекцией и развитием мелкой моторики у детей в средней группе используются следующие приемы: - систематичность - для автоматизации того или иного навыка требуется многократное повторение, поэтому не стоит ожидать немедленных результатов; - последовательность – от простого к сложному. Выполнение работы сначала на правой руке, затем – на левой, после чего одновременно. Важно последовательно выполнять различные виды упражнений; - проведение игр и упражнений по желанию ребенка. Кроме того, для ребенка важен результат, поэтому любое достижение необходимо оценивать; - если дошкольник просит продолжения игры, необходимо ему предложить выполнить другое задание, так как переутомление ребенка в игре недопустимо, поскольку оно может привести к негативизму [10]. 1.3. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей средней группы Сущность пластилинографии. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии [11]. Проблема развития мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельности актуальна, поскольку именно эта деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованная работа глаза и руки, повышению уровня координации движений, гибкости, точности выполнения действий, коррекции мелкой моторики. Пластилинография – новый жанр изобразительной деятельности. Основным материалом является пластилин, а основным инструментом – руки ребенка. Данная техника доступна детям дошкольного возраста, позволяет достичь поставленных целей, вносит новизну в творческую деятельность, раскрываются творческие способности ребенка. Кроме того, эти занятия способствуют развитию психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление. Занимаясь пластилинографией, развивается мелкая моторика, укрепляется сила рук, формируется согласованность движений, движения пальцев дифференцированы, что подготавливают руку ребенка к дальнейшему письму.[43-45] Виды пластилинографии, применяемые в детском саду. 1) Прямая пластилинография – вылепленное изображение на горизонтальной плоскости. Данный вид можно использовать уже с младшего возраста (изначально применяется простая композиция изображения, постепенно усложняя ее). Для работы в данной технике лучше использовать восковой пластилин. 2) Обратная (витражная) пластилинография – изображение из пластилина, находящееся с обратной стороны прозрачной поверхности – стекла, пластика, оргстекла (для работы с дошкольниками лучше использовать пластик). На прозрачную поверхность наносится маркером рисунок, затем применяется пластилин – наносится при помощи рук или стека. Важно тщательно размазывать пластилин, чтобы изображение было тонким. 3) Модульная пластилинография – картина, состоящая из различных элементов: валиков, шариков, дисков. 4) Мозаичная пластилинография – картина, изображение которой наносится при помощи шариков из пластилина. Это самая простая техника, так как все элементы скатываются в шарик. Необходимо правильно подбирать цвета, аккуратно заполнять рисунок. 5) Контурная пластилинография – изображение рисунка при помощи жгутов. Пространство рисунка заполняется жгутиками, их может подготовить ребенок самостоятельно, или помочь воспитатель.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg