Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Противодействие преступлениям, совершаемым на объектах транспорта

kisssaaa0721 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Объектом исследования является совокупность охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при противодействии уполномоченными органами преступлениям, совершаемым на объектах транспорта. Предмет исследования, в данном случае, являются закономерности объективной реальности, содержательной стороной которых является организационно-динамическая составляющая. Организационным аспектом предмета является содержание законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере противодействия преступлениям, совершаемым на объектах транспорта. Неотъемлемой частью динамической стороны правоотношений является практическая деятельность оперативных органов на транспорте, которые вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и раскрытия преступлений, совершенных на объектах транспорта. Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение состояния противодействия преступлениям, совершаемым на объектах транспорта, а также разработка на этой основе методических и организационно-правовых предложений, направленных на повышение эффективности противодействия преступлениям в данной сфере. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, решение которых и составляет содержание данной работы: - рассмотреть оперативно-розыскную характеристику преступлений, совершаемых на объектах транспорта; - изучить теоретическо-правовые основы профилактики, выявления и раскрытия преступлений, совершаемых на объектах транспорта; - раскрыть содержательную сторону оперативно-розыскной профилактики преступлений, совершаемых на объектах транспорта; - проанализировать специфику тактики применения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений, совершенных на объектах транспорта. Методологической основой исследования является метод материалистической диалектики познания таких социальных явлений, как сущность права, особенности и механизм правотворчества и применения права. Кроме того, в работе широко используются общенаучные и частные методы познания, а также основные общелогические методы, такие как: метод анализа и синтеза, обобщения и сравнения. Научная новизна исследования заключается в том, что представленная работа представляет собой единое и полное исследование, в котором с помощью научных мнений и суждений познается проблемная сторона в области противодействия преступлениям, совершаемым на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленные предложения и выводы дополняют и расширяют соответствующий раздел теории оперативно-розыскной деятельности, что дает возможность по-новому оценить состояние и перспективы противодействия преступлениям, совершаемым на объектах транспорта. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для последующей реализации теоретических и практических основ в области обеспечения правовой составляющей деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности при организации мероприятий по противодействию преступлениям, совершаемым на объектах транспорта. Основными вопросами, рассматриваемыми в выпускной квалификационной работе, являются изучение оперативно-розыскной характеристики преступлений, совершенных на объектах транспорта; анализ теоретико-правовой базы предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, совершенных на объектах транспорта; рассмотрение теоретических и практических аспектов механизма оперативно-розыскной профилактики, и применение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений, совершенных в этой сфере. Практическая значимость исследования заключается в целесообразности использования его конкретных результатов при решении оперативными подразделениями многих неотложных задач по борьбе с преступлениями на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В частности, определены составляющие специальной теории, концепции совершенствования в области борьбы с преступлениями, совершаемыми на транспорте, а также даны конкретные и рациональные предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства, информационного обеспечения и учета информации, в области повышения информированности работников, что в своей совокупности направлено на совершенствование методов борьбы с преступлениями, совершаемыми на объектах транспорта. Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного анкетирования 100 сотрудников подразделения МОМВД России «Касимовский» (Приложение 1). Кроме того, в процессе изучения эмпирического материала, составившего основу практических выводов и результатов подготовки исследования, изучены обзоры судебной практики Определений Конституционного Суда Российской Федерации, Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что транспортная система сегодня является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры современного государства, обеспечивая его рост, территориальную целостность и национальную безопасность. В связи с увеличением объемов пассажирских и грузоперевозок, изменением структуры управления и организационных принципов управления возросла необходимость его бесперебойного функционирования, по этой причине транспортная система Российской Федерации является зоной высокой криминальной уязвимости и подвержена противоправным посягательствам на объекты собственности, перемещаемые железнодорожным, воздушным и водным транспортом. На современном этапе Россия пережила определенные социальные перемены, которые привели к коренным реформам в экономической, политической, социальной, правовой и иных сферах жизнедеятельности. Как известно, любые изменения несут в себе как положительные, так и отрицательные тенденции, которые непосредственно затрагивают транспортную систему, играющую важную роль в обеспечении коммуникаций Российской Федерации с различными регионами страны. Эта деятельность призвана оперативно и эффективно удовлетворять потребности физических, юридических лиц и государства в транспорте, содействовать созданию условий для развития экономики и единого экономического пространства на территории Российской Федерации и на международной арене. Транспорт является особой отраслью экономической составляющей страны, имея специфические особенности, которые, на наш взгляд, должны определять специфику преступности на различных видах транспорта, что делает необходимым изучение преступности в этих сферах. О криминальной уязвимости транспортной системы Российской Федерации свидетельствуют статистические данные ГИАЦ МВД России. Так, в 2019 году на объектах обслуживания транспортной полиции зарегистрировано 36 153 преступлений, что составляет 1,8% от общего количества зарегистрированных преступных деяний в 2019 году, из которых 9 372 относится к категории тяжких и особо тяжких - 1,9% от общего количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких составов преступлений. При этом наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми в транспортном комплексе, по-прежнему остаются тайные хищения чужого имущества, в 2019 году таковых совершено 12 143 деяния, что составляет 33,6% от общего количества зарегистрированных общественно опасных деяний на объектах транспорта. На сегодняшний день никто не застрахован от посягательств на личную собственность в пути, где проблема преступных посягательств на собственность физических и юридических лиц стоит особенно остро. Фактически в этой связи необходимо совершенствовать работу органов внутренних дел на транспорте в области предупреждения, пресечения и раскрытия преступных проявлений. Для этого необходимо обеспечить оперативные подразделения необходимой научно-методической, правовой и информационно-аналитической базой в данной сфере деятельности, и одной из основных задач теории оперативно-розыскной деятельности является выявление научными методами значимых, устойчивых, необходимых, повторяющихся связей, явлений и процессов разнообразной оперативной практики, где актуально остается вопрос выявления и раскрытия преступлений на объектах транспортной инфраструктуры. Степень научной разработанности темы исследования. Проблемные аспекты противодействия преступлениям, совершаемым на объектах транспорта, на протяжении длительного периода времени привлекали к себе внимание ряда специалистов-правоведов и теоретиков оперативно-розыскной деятельности, что нашло свое отражение в научных трудах: А.М. Абрамова, И.А. Климова, Д.В. Гребельского, Е.Ф. Новикова, В.Г. Боброва, С.В. Проценко, С.И. Мартыновой, П.В. Клочкова, Т.В. Аверьяновой, В.Г. Ставцева, П.Е. Баранчикова, С.А. Ярошенко Ю.Г. Корухова, Е.Р. Россинской, П.И. Иванова, Н.С. Шевелева, Р.Ю. Казакова, С.В. Воробьева, Э.И. Бордиловского, С.С. Галахова, С.А. Смирнова, С.В .Степашина, и других авторов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….... ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ, ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ § 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых на объектах транспорта. § 2. Теоретические и правовые основы профилактики, выявления и раскрытия преступлений, совершаемых на объектах транспорта. ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА § 1. Оперативно-розыскная профилактика преступлений, совершаемых на объектах транспорта. § 2. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление и раскрытие преступлений, совершенных на объектах транспорта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.11.2020) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.11.2020) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33 ст. 3349. 5. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ (с изменениями от 2 декабря 2019г. № 415-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007г. № 7 ст. 837. 6. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ (с изменениями от 6 февраля 2020 г. № 6-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1 ст. 2. 7. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900. 8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июня 2018г. № 378 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июля 2018 г. № 27 ст. 4038. 9. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (вместе с Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность): Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) // Законность, № 5, 2011 (Приказ). 10. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 (ред. от 01.07.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2012 № 25005) // Российская газета, № 177, 03.08.2012. 11. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) // Российская газета, № 282, 13.12.2013. 12. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 (с изменениями на 14 июня 2011 года) // СПС Консультант Плюс. Научная и учебная литература 13. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов // Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. Изд. 5-е перераб и доп. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2019. 14. Аверьянова Т.В. Криминалистическое обеспечение деятельности органов предварительного расследования в правоохранительной деятельности / под ред. Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Новый Юрист, 2017. 15. Алексеев В.В., Бражников Д.А., Ярошенко С.А. Основы выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном и воздушном транспорте: Учебно-практическое пособие. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 16. Баранчиков П.Е., Ярошенко С.А. Некоторые особенности совершения преступлений на объектах железнодорожного транспорта в сфере пассажирских перевозок и их документирование // Проблемы теории и практики ОРД ОВД: Сборник научных трудов. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2019. 17. Бордиловский Э.И., Галахов С.С., Смирнов С.А. Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, и их оперативно-розыскная профилактика: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Юридическая литература, 2018. 18. Васин Л.П. Тактика выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов. М.: Изд. Норма. 2014. 19. Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: Дис. д-ра юрид. наук. - М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2017. 20. Городилов А.А., Куликов А.В., Таранин Б.А. Документирование взяточничества и коммерческого подкупа: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2018. 21. Гребельский Д.В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик преступлений / Д.В. Гребельский // Криминалистическая характеристика преступлений. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юридические науки, 2019. 22. Конов С.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности / под ред. А.И. Алексеева и В.С. Овчинского. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Проспект. 2018. 23. Лукашов В.А. Теория оперативно-розыскной деятельности и ее методология. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для вузов / В.А. Лукашов; под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: Изд. Норма, 2018. 24. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность: Учебно-практическое пособие для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Н. Новгород: 2017. 25. Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография / Под научн. ред. проф. В.Т. Томина. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2017. 26. Ставцев В.Г. Меры оперативно-розыскного предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений на объектах железнодорожного транспорта. Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб.: Изд. Форма. 2017. 27. Степашин С.В. Оперативно-розыскная деятельность в органах внутренних дел: Учебник для вузов. Изд. 4-е перераб. и доп. - М.: МосУ МВД России, изд-во Щит-М. 2017. 28. Шурухнов Н.Г. Методика расследование краж на объектах транспорта: Учебник для высших учебных заведений. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Издательство Бек 2016. 29. Ялов Н.В. Оперативно-розыскная деятельность в органах внутренних дел. Общая и Особенная части: Учебник для юридических вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. - М.: МосУ МВД России, изд-во Щит-М. 2019. Научные статьи 30. Абрамов А.М., Климов И.А. К вопросу о содержании оперативно-розыскной характеристики вида преступлений // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы ее преподавания: Сб. науч. тр. - М.: Норма, 2016. 31. Агаева Н.Ф. Некоторые уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями на объектах транспорта // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2019. № 1. 32. Бобров В.Г. Проблемные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью. 2017. № 12. 33. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта // Право и политика. 2017. № 12. 34. Борин Б.В. Понятие, определение и значение оперативно-розыскной характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на объектах транспорта. Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 1. 35. Бочкарев А.В., Сластенов В.В., Морозова Е.В. Система «Розыск-Магистраль» в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте // Информационные технологии в оперативно-розыскной деятельности. 2019. № 11. 36. Васильев Н.Н. Особенности проявления корыстных преступлений на объектах транспорта. Особенности выявления преступлений на транспорте, совершенных в составе преступных групп // Бизнес в законе. 2019. № 6. 37. Веселов Н.А. Оперативно-розыскная профилактика преступлений экономической направленности, совершаемых на объектах транспорта. Российский следователь. 2019. № 6. 38. Гаврилов С.С. Субъект преступления при совершении преступных деяний на объектах транспорта // Юридическая наука. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. 39. Давыдов С.И. О типовых рекомендациях по разрешению оперативно-розыскных ситуаций раскрытия преступлений // Юрист-Правовед. 2018. № 4. 40. Дымов Г.А. Сущность и содержание оперативно-розыскной профилактики преступлений, совершаемых на объектах транспорта. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.2017. № 1. 41. Жаданов А.В. Специально-криминологические и оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном, воздушном и водном транспорте // Российский следователь. 2018. № 21. 42. Иванов П.И. Проблемы совершенствования оперативно-розыскной профилактики // Права человека и проблемы обеспечения законности. 2018. № 14. 43. Кабанов П.Н. Нормативно-правовая регламентация в оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений // Право и законность. 2019. № 2. 44. Казаков Р.Ю. Воробьев С.В. Оперативно-розыскная характеристика преступности террористического характера, совершаемых на воздушном транспорте // Преступность в России и борьба с ней. 2018 № 11. 45. Клочков П.В. Значение информации о субъекте преступления при расследовании хищений на железнодорожном транспорте, совершенным путем использования служебного положения и злоупотребления полномочиями // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2. 46. Коровкин Д.В. Современные технологии по выявлению преступных групп, совершаемых преступления на объектах транспорта // Правопорядок на транспорте. 2019 № 1. 47. Мармута И.Л. Особенности проявления корыстных преступлений на железнодорожном транспорте // Бизнес в законе. 2019. № 3. 48. Мартынова С.И. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 12. 49. Мартынова С.И. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, связанных с хищениями грузов на железнодорожном транспорте // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. 50. Мотин С.Г. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте по противодействию организованной преступности, коррупции и экстремизму // Право и безопасность. 2019. № 2. 51. Новиков Е.Ф. Оперативно-розыскная характеристика хищений с объектов транспорта: понятие, сущность, значение // Известия: электронный научный журнал. 2019. № 2. 52. Новиков Е.Ф. К вопросу об оперативно-розыскном предупреждении хищений с объектов транспорта в Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 12. 53. Новиков Е.Ф., Шохин И.В. Проблемы оперативно-розыскного предупреждения хищений с объектов транспорта // Роль правоохранительных органов в современном обществе. 2017. № 11. 54. Новикова Л.В. Особенности квалификации краж имущества пассажиров на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2019. № 17. 55. Проценко С.В. Значение общественно опасных последствий в составе транспортного преступления. Особенности тактики выявления преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта // Уголовное право и процесс. 2018. № 11. 56. Савелов Д.К. Проблема понимания кражи, совершаемой на объектах транспорта. // Журнал Российский следователь. 2017. № 6. 57. Шевелев Н.С. Система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе раскрытия и расследования преступлений на объектах транспорта // Общество и право. 2018. № 5. 58. Ярошенко С.А. Некоторые особенности способов совершения преступлений в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2018. № 11. 59. Яшин А.В. Оперативно-розыскное противодействие преступлениям, совершаемых на объектах транспортного комплекса / А.В. Яшин // Закон и право. 2018. № 12. Электронные источники 60. Данные ГИАЦ МВД РФ о состоянии преступности в России за 2013-2017 гг. // URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports (дата обращения: 03.10.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ, ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ § 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых на объектах транспорта Любого рода характеристика есть определение конкретных качеств, свойств, особенностей предмета или объекта исследования. Термин «оперативно-розыскная характеристика» конкретно отражает негласный характер этого понятия и его принадлежность к особой отрасли знаний - теории оперативно-розыскной деятельности. В этом аспекте, прежде всего, обращается внимание на комплексный характер оперативно-розыскной деятельности, который определяет максимальное использование информационных ресурсов, повышающих эффективность проводимых мероприятий. Из этого следует, что «содержательная сторона оперативно-розыскной характеристики конкретного вида преступлений содержит информационные признаки, характеризующие преступления с позиции других отраслей знания, а именно: уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической, криминологической, психологической, социологической, экономической и др.» . В ряде случаев оперативно-розыскная характеристика не поддается конкретизации, трактуясь как комплексная (криминологическая и оперативно-розыскная) характеристика. Вместе с тем, содержательная сторона оперативно-розыскной характеристики преступных деяний включает в себя определенные признаки, качества и свойства, учет которых позволяет более эффективно использовать силы, средства и методы деятельности оперативно-розыскного характера. В то же время специфический, комплексный характер этой деятельности определяет необходимость максимального использования информационного ресурса, способствующего рациональному использованию агентурно-оперативных возможностей. Учет информации, являющейся оперативно-розыскной характеристикой преступных деяний, обеспечивает полную и объективную осведомленность руководителей и сотрудников оперативных подразделений, как отдельных преступлений, так и преступности в целом, помогая противодействовать ей на участке оперативного обслуживания. Кроме того, следует отметить, что в теории оперативно-розыскной деятельности существует точка зрения относительно возможности и целесообразности использования понятия «оперативно-розыскная характеристика». Следовательно, «оперативно-розыскной аспект самой характеристики четко формулируется в необходимости использования информационной составляющей для наиболее эффективного включения оперативно-розыскных сил, средств и методов для противодействия наиболее опасными и замаскированными преступлениями» . На сегодняшний день в теории оперативно-розыскной деятельности нет единого мнения относительно понятия и содержания характеристики признаков вида или группы преступлений. В большом количестве исследований, научных публикаций, учебников и учебных пособий используются термины «оперативно-розыскная характеристика» вида или группы преступлений (С.С. Овчинский, С.С. Галахов, А.Ю. Шумилов и др.), иные авторы придерживаются термина «оперативно-тактическая характеристика» (М.С. Бекмурзин, В.В. Волченков, В.В. Гордиенко, А.Б. Утевский). В то же время, некоторые ученые (В.Г. Бобров, В.А. Дьяченко и др.) используют термин «общая характеристика» вида или группы преступлений. Таким образом, такое толкование имеет, прежде всего, теоретический смысл, поскольку речь идет о разъяснении содержательной составляющей теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Современная транспортная система является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры современного общества, «обеспечивая рост государства, его территориальную целостность и национальную безопасность» . В последнее время возросло значение транспортного комплекса, что связано с увеличением объемов пассажирских и грузовых перевозок, трансформацией организационной структуры и принципов управления. Возросли требования к обеспечению бесперебойного функционирования транспортной системы страны, безопасности пассажиров, их имущества, сохранности перевозимых грузов. На современном этапе транспортная система в Российской Федерации, является сферой наибольшей криминальной уязвимости и подвержена преступным посягательствам на объекты, перемещаемые железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Об этом свидетельствуют и статистические данные ГИЦ МВД России, отраженные в «статистическом сборнике «Состояние преступности в России», подготовленного на основании формы федерального статистического наблюдения» . Так, в 2019 году на объектах транспортной инфраструктуры зарегистрировано 36 153 преступлений (динамика - 6,4%), из которых 3 456 относится к категории особо тяжких (динамика - 10,5%), тяжких - 5 916 (динамика + 6,6%). Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми в транспортном комплексе, по-прежнему, остаются тайные хищения чужого имущества. При этом, по имеющимся статистическим сведениям, в 2019 году на 4% по сравнению с 2018 годом снизилось общее количество краж, совершенных на объектах транспорта (с 12 649 до 12 143). (Приложение 2). Основная составляющая повышения эффективности противодействия противоправным проявлениям в транспортной сфере определяет важность обоснованного прогнозирования преступности. Различные показатели и характеристики этого социального явления взаимосвязаны и взаимозависимы, и трансформация хотя бы одного из них в целом или, в частности, приведет к изменению всей структуры преступности. Точное прогнозирование преступности на основе анализа структуры и динамики позволяет обеспечить не только конструктивные варианты научно-обоснованной стратегии и мероприятий по повышению профилактической активности транспортных подразделений полиции, но и разработать тактику и методы борьбы с незаконными посягательствами на транспортные объекты, в том числе оперативно-розыскные мероприятия. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что основной задачей теории оперативно-розыскной деятельности является «установление научными методами значимых, устойчивых, необходимых, повторяющихся связей, явлений и процессов обширной практики оперативно-розыскной направленности» . Отмечая особенности в плане оперативно-розыскной деятельности конкретных видов преступлений, совершаемых на объектах транспорта, необходимо определить, что в каждом конкретном случае она определяется совокупностью общих и индивидуальных особенностей данного вида преступлений. Как отмечает в своем исследовании С.В. Проценко, «непосредственным предметом посягательства являются» : - жидкие грузы (нефтепродукты, кислоты, спирт и др.), перевозимые в цистернах; - контейнерные грузы, перевозимые в упаковке; - сыпучие грузы (зерно, цемент), перевозимые в крытых вагонах; - навалочные грузы (кокс, руда, металлопрокат и др.), перевозимые без упаковки в полувагонах и на открытых платформах; - штучные грузы (автомобили, станки, оборудование); - багаж и почтовые отправления граждан. По мнению С.И. Мартынова «наиболее частыми способами хищения грузов на транспорте являются» : 1. Хищение груза или его части, замаскированное подложными документами о не сохранности товаров и материальных ценностей, которые совершаются как при отправлении, так и при прибытии груза, в пути следования на промежуточных станциях и в пунктах перевалки грузов. Участниками таких краж могут быть приемосдатчики, а соучастниками - представители грузоотправителя или получателя, грузчики, либо начальник станции. 2. Тайное хищение части груза, замаскированное подделкой данных о весе и количестве мест в ведомости и дорожной накладной, ее корешке и квитанции о принятии груза к перевозке. Местом совершения таких хищений являются пункты приема, перевалки и доставки грузов. 3. Хищение части груза путем создания излишка, который может образоваться по вине грузоотправителя, как естественного, так и искусственного увеличения груза, вследствие занижения массы груза при взвешивании. 4. Хищения грузов, маскируемые разделением грузовых и транспортных документов, в местах нахождения на сортировочных станциях, где формируются поезда. 5. Хищение товаров, замаскированное повторной сдачей транспортных документов и их пересылкой другим грузополучателям. 6. Кража части груза из определенных для хранения мест с нарушением их упаковки и маркировки. 7. Хищение имеющихся в наличии товаров со свободным доступом к ним, например, таких как: строительные материалы и части автотранспортных средств. 8. Кража грузов из поездов, совершенная с нарушением целостности пломб, запорно-пломбировочных устройств и закруток. Субъектами преступных посягательств, совершаемых на объектах транспорта, чаще всего являются лица, имеющие статус должностных или материально ответственных, а также лица, выполняющие распорядительные функции на транспорте. Они обладают, как правило, определенно высоким интеллектуальным уровнем, с высокой профессиональной подготовкой, владеют обстановкой, хорошо знают свое производство, документооборот, и, самое главное, недостатки в организации контроля за сохранностью материальных ценностей. В то же время «социальные, социально-демографические и социально-психологические свойства личности преступника» имеют большое значение для характеристики преступлений, совершаемых на объектах транспорта, что позволяет индивидуализировать и охарактеризовать его. К ним относятся: - личные и биографические данные (включая пол, возраст, национальность, образование, семейное положение, род занятий); - информация, характеризующая проявления личности в различных сферах общественной жизни (поведение в быту, участие в трудовой деятельности и др.); - социально-психологические свойства и качества личности (воля, эмоции, темперамент). Кроме того, на выбор способов хищения существенно влияет жизненный опыт, профессиональные навыки, а также служебное положение таких лиц. В то же время, это влияние может быть оказано и путем создания условий, способствующих совершению преступлений, что в своей совокупности непосредственно воздействует на поведение этих лиц, если они привлекаются к уголовной ответственности. В то же время практика подтверждает, что зачастую организаторами крупных хищений выступают лица, не имеющие высшего образования и высокого профессионального уровня, но являющиеся своеобразными лидерами по характеру, помогая им, кроме всего, находить сообщников. «Одними из наиболее распространенных и латентных преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, по-прежнему является хищение личного имущества граждан, в том числе и грузов» . Определяющими факторами, способствующими хищению товаров, являются как недостаточно организованная система безопасности и, как следствие, доступность груза для преступника, так и ненадежность (отсутствие) запорно-пломбировочных устройств. В большей степени высокий уровень этих преступлений обусловлен виктимным поведением потерпевших, а именно: небрежным отношением граждан к собственному имуществу, включая нежеланием граждан обращаться в органы внутренних дел с заявлением о совершенном в отношении них хищении, что и определяет их высокую латентность. Как правило, предметом кражи являются мобильные телефоны, наличные деньги, а также предметы гардероба (верхняя одежда, обувь и т. д.). Период времени хищения имущества граждан варьируется и напрямую зависит от вида транспорта. Так, на объектах железнодорожного транспорта кражи обычно совершаются либо ночью, либо во время длительных остановок поездов, когда большинство граждан, оставив свое имущество без присмотра, находятся на платформе. На объектах воздушного и водного транспорта хищение имущества, находящегося в багаже граждан, совершается в момент его нахождения в специальных помещениях хранения грузов и багажа пассажиров. Кроме того, преступная активность данного вида преступлений также определяется явлением сезонности: летом совершается больше таких преступлений, что объясняется увеличением пассажиропотока, а, следовательно, и увеличением концентрации материальных ценностей на объектах транспорта. Что касается способов совершения краж, то стоит отметить, зачастую незаконное изъятие имущества граждан совершается с использованием свободного доступа к предмету преступления. Далее, как отмечает в своем исследовании В.Г. Статцева, «наличие или отсутствие противоправных действий по сокрытию позволяет подразделить группу хищений, совершаемых субъектами - лицами, которым доверено имущество - на две подгруппы» : - совершенное с применением способов сокрытия преступления; - совершено без проведения действий по маскировки. Замаскированные кражи обычно совершаются по предварительному сговору между группой лиц, где распределение ролей между ее членами соответствует их служебным обязанностям, в результате чего действия по захвату присвоению напоминают обычные хозяйственные операции. Противоправный характер совершаемой таким образом деятельности долгое время остается скрытым (латентным), а ущерб может быть причинен в крупном размере. Хищения, совершаемые без маскировки, «как правило, пресекается при первой же плановой проверке, так как недостача имущества образуется по подотчету материально ответственного лица» . Такие преступные деяния совершаются в основном материально ответственными работниками без участия управленческих и бухгалтерских работников, а в обязанности субъекта данной преступной деятельности входят: - изучение объекта преступного посягательства; - выбор места совершения хищения; - определение время для осуществления преступных действий и намеченного плана; - совершение действий, направленных на сокрытие результатов преступной деятельности. Практический анализ деятельности органов внутренних дел на объектах транспорта свидетельствует о том, что граждане часто оставляют свои вещи без присмотра, что и способствует совершению в отношении них преступных деяний. Так, например, зачастую похищаются телефоны, оставленные без присмотра на зарядке, либо бесхозно оставленное имущество. Наиболее актуальными для анализа с точки зрения способа совершения преступления являются карманные кражи, как одна из составляющих хищений имущества граждан, совершаемых на объектах транспорта. По способу совершения эти преступления делятся на два вида: 1. Простой способ, включающий в себя все виды краж, совершаемых с применением специальных навыков и умений использования так называемой ширмы, в роли которой может выступать журнал, упаковка, одежда и т.д. 2. Квалифицированный способ, то есть с использованием специально изготовленных предметов и средств, значительно облегчающих совершение кражи. К ним относятся заточенные монеты, ножницы, пинцет и крючки, используемые для разрезания или пореза пакетов и сумок, принадлежащих гражданам. Статистические данные свидетельствуют о том, что следующими по количеству преступлений, совершенных на объектах транспорта, являются преступные деяния, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, сильнодействующими веществами, удельный вес которых составил 25,6% (9 264 факта). Данный показатель, как отмечает Н.С. Шевелев, «в основном связан с тем, что объекты транспорта являются одним из наиболее подходящих способов для сокрытия и транспортировки наркотических средств, позволяя преступникам перевозить в больших количествах наркотические средства» . Также объекты транспорта позволяют укрывать наркотики в технологических полостях, перевозимых грузах и багаже, создавая, в случае их обнаружения, трудности при доказывании принадлежности наркотических средств конкретному лицу. Стоит отметить, что данный вид преступлений характеризуется организованным характером. Следующим наиболее распространенным видом преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, являются преступления экономической направленности. Анализ статистических данных о состоянии преступности за 2019 год показал, что их доля составила 14,1% (5088 фактов). Проведенное исследование показывает, что преступления в сфере экономической деятельности в транспортном комплексе страны в основном совершаются на объектах железнодорожного транспорта и в первую очередь связано это с тем, что его инфраструктурные объекты характеризуются значительной финансовой обеспеченностью. Преступные деяния экономической направленности со временем становятся все более изощренными. Сотрудники органов внутренних дел на транспортных объектах в своей практике сталкиваются с новыми и более оригинальными способами совершения преступлений. Как правило, в экономической сфере данные деяния чаще всего совершаются путем мошенничества с использованием поддельной документации. Касаемо вопроса личности преступника, стоит отметить, что «в 90% случаев преступления совершаются должностными и материально ответственными лицами, сотрудниками и работниками транспортных организаций» . Кроме того, экономическая преступность на объектах транспорта характеризуется признаком организованности, что значительно облегчает совершение и сокрытие события преступления. Детерминантный комплекс (причины и условия), способствующий совершению экономических преступлений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуре, относятся: - недостаточный уровень организованности учета и формирования отчетности о нарушениях правил и безопасности движения, допущенных участниками перевозочного процесса; - отсутствие правового регулирования деятельности экспедиторов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок; - объективные трудности, наличие которых обусловлено сложностью процесса выявления рассматриваемых преступлений и процесса доказывания вины по совершенным преступлениям. Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать вывод, что преступления, совершаемые на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, имеют свою специфику, обусловленную наличием особенностей, присущих транспортному комплексу. Природа характеристики преступлений данной категории, ее практическое и научное значение для различных областей оперативно-розыскной деятельности определяется теорией данной отрасли научного знания, непосредственным предметом, который она изучает, исходя из объекта познания и особенностей его отражения. Именно поэтому «для оперативных подразделений, наделенных правом реализации оперативно-розыскной деятельности, первостепенное значение имеет решение задачи обоснованного и тактически грамотного исполнения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий на основе научных достижений в данной области знаний» . Отсюда, в свою очередь, появляется задача разработки и совершенствования всей системы организации и тактики оперативно-розыскного противодействия преступлениям в целом и совершаемым преступлениям на объектах транспорта, в частности. Нельзя не согласиться с тем, что содержательной стороной оперативно-розыскной характеристики преступлений являются признаки, качества и свойства, которые позволяют более продуктивно использовать силу, средства и методы оперативно-розыскной деятельности. В то же время ее специфический, комплексный характер определяет необходимость максимального применения различных видов информационных ресурсов, способствующих наиболее рациональному использованию агентурно-оперативного потенциала, являющегося связующим звеном между всем комплексом потенциальных признаков оперативно-розыскной характеристики конкретного вида преступления. Деятельность оперативно-розыскного характера отличается, как правило, негласными формами и методами, не раскрывающими научными работами и трудами, без учета отдельных элементов состава преступления, с точки зрения использования негласных форм и методов. «Этот пробел и призвана ликвидировать оперативно-розыскная характеристика преступления, неотъемлемой частью которой является информация оперативно-розыскного характера» . Знание и учет информации, составляющих содержание оперативно-розыскной характеристики преступных деяний, должны обеспечить на практике полное и объективное осознание руководителями оперативных подразделений и оперуполномоченных, как об отдельных общественно опасных деяниях, так и о состоянии преступности рассматриваемого вида в целом, противодействуя ей на определенном этапе оперативно-служебной деятельности. Возможность получения оперативной информации и ее использования в доказывании является основной линией связи между криминалистикой и теорией оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, подводя итог, является необходимым сделать следующие основные выводы: 1. Практически все преступления на объектах транспорта начинаются с простого несоблюдения сотрудника транспортной компании своих обязанностей, что приводит к причинно-следственному комплексу совершения и наличия преступлений. 2. В целях проведения эффективных превентивных мер необходимо осуществить ряд профилактических мероприятий, направленных на повышение правовой осведомленности должностных лиц в указанной области деятельности, а также организовать оперативно-розыскную и виктимологическую профилактику. 3. Указанные меры в конечном итоге позволят минимизировать совершение общественно опасных деяний на объектах транспорта и позволят грамотно организовать работу по предупреждению и противодействию преступности на объектах транспорта, определив основные направления деятельности органов внутренних дел на транспорте. § 2. Теоретические и правовые основы профилактики, выявления и раскрытия преступлений, совершаемых на объектах транспорта. Важнейшую роль в экономическом и социальном развитии общества играет транспортный комплекс, являющийся, с одной стороны, неотъемлемой частью современного государства, с другой - системообразующей инфраструктурной отраслью, представляющей собой совокупность различных видов транспорта. В последнее время возросло значение транспортной отрасли, что в первую очередь связано с тем, что по причине роста пассажирских и грузовых перевозок, трансформацией структуры управления и ее принципов, возросла необходимость обеспечения бесперебойной работы всей транспортной системы страны, безопасности пассажиров и их имущества, сохранности грузов при их перевозки. Как утверждает П.И. Иванов в своем исследовании, «транспортная система традиционно является сферой максимальной криминальной уязвимости и подвержена преступным посягательствам на объекты, перемещаемые железнодорожным, воздушным и водным транспортом» . Оперативно-розыскные органы на транспорте представляют собой самостоятельную систему органов внутренних дел на транспорте, основным назначением которой является борьба с преступностью на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Из чего следует, что основной задачей органов внутренних дел на транспорте является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в пределах своей компетенции, «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации» . Очевидно, что на решение основных направлений деятельности оперативно-розыскных органов на транспорте, помимо бытовых факторов, определяющих их состояние, влияют многие специфические условия. Среди них выделяются следующие: - большая протяженность зон оперативного обслуживания; - концентрация на относительно небольших территориях значительного количества материальных ценностей и лиц, занятых или вовлеченных в транспортный процесс; - быстрое перемещение товаров и грузов; - сезонность в работе транспорта; - последовательность, цикличность и взаимосвязанность транспортных операций; - строгий график работы и особая дисциплина. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел на объектах транспорта базируется на основах правовых норм, которые представляют собой научно обоснованную систему исполнения Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности», а также подзаконных актов, формирующие законодательную базу, создавая при этом, условия для реализации оперативно-розыскных мер. При этом они непосредственно фиксируют правовые, тактические и организационные аспекты применения средств, методов и форм борьбы с незаконными посягательствами, совершаемыми на транспортные объекты. Особенная актуальность данного нормативного акта, в организации деятельности по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений, совершаемых на объектах транспортной инфраструктуры, состоит в том, что правовое регулирование определяет содержание основных принципов, организацию и тактику данной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
2225 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg