Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Статус военных баз на территории иностранных государств: международно-правовые аспекты

kisssaaa0721 2450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при определении международно-правового статуса иностранных военных баз на территории государств. Предмет исследования – статус иностранных военных баз на территории государств. Цель исследования изучение международно-правовых норм, двух и многосторонних соглашений, международных договоров, судебной практики, норм законодательства РФ, исследований отечественных и зарубежных авторов, касающихся статуса иностранных военных баз на территории государств. В соответствии с этим работа поделена на две главы, в которых поочередно решаются задачи, стоящие в работе. Итак, поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач: • изучить понятие и международно-правовые основы функционирования иностранных военных баз (вопросы территории государства); • выделить основные этапы формирования практики размещения иностранных военных баз; • исследовать юрисдикцию в отношении персонала, находящегося на иностранных военных базах на территории государств; • проанализировать общие сведения о российских военных базах на территории Республики Белоруссия; • рассмотреть общие сведения о российских военных базах на территориях Республики Казахстан и Киргизской Республики • провести исследование правовых основ нахождения российских военных баз на территории других государств. Анализ использованных источников и литературы: Источниками написания настоящей работы являются различные международные договоры и соглашения, действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, и др. Для написания теоретической части настоящей работы были использованы некоторые учебники современных отечественных теоретиков по международному праву, и т.д. В частности, вопросы, касающиеся статуса иностранных военных баз, территории государства, размещения иностранных контингентов, и др., исследовали следующие ученые: Алебастрова И.А., Амиров Р.З., Бабурин С.Н., Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В., Кутнаева Н., Мельников И.И., Свинарев В.В., Селиверстова О.И., Скуратова А.Ю., Смолин А., и др. Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна предлагаемой диссертации состоит в проведении комплексного исследования особенностей содержания и реализации международно-правового положения российских войск и военнослужащих, находящихся на территории стран СНГ, позволяющее оценить не отдельные, а совокупные характеристики правового положения последних и всего многообразия правовых проблем, с ним связанных, дана собственная трактовка ряда вопросов, не нашедших отражения как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе. Данное исследование характеризуется также тем, что оно проведено с учетом современных взглядов на проблему, в нем комплексно исследованы различные доктринальные юридические источники и многочисленные нормативные правовые акты, принадлежащие к различным правовым массивам, что позволяет определить специфику и перспективы регулирования международных отношений, связанных с пребыванием российских войск на территории СНГ. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дополняют и развивают международно-правовую теорию юрисдикции в части концептуальных положений об основаниях юрисдикции (принципе компетенции государства в отношении своих публичных служб); концептуальные положения международно-правовой теории территории об ограничениях территориального верховенства. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть применены при подготовке специалистов в области международного публичного права; использованы для дальнейших научных исследований по соответствующей проблематике. Методологическая основа исследования: при проведении исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой) методы исследования. Апробация результатов исследования. Апробация работы была осуществлена на ряде научно-практических конференций в Кыргызской Республике в 2020-2021 гг. Отдельные положения диссертации были изложены в докладе на научно-практическом конференции «Проблемы формирования системы безопасности Содружества на основе Договора о коллективной безопасности между государствами-участниками СНГ на современном этапе» в КРСУ, (октябрь 2020.), а также на заседании Круглого стола «Права военнослужащих и их реализация в современных условиях» февраль 2021.) Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, которые последовательно описывают и раскрывают обозначенные во введении цель и задачи, заключения, а также списка использованной литературы.
Введение

В качестве темы диссертационного исследования была выбрана следующая: «Статус иностранных военных баз на территории государств: международно-правовые аспекты». Выбранная тематика представляет собой определенную важность и актуальность, которые объясняются нижеследующими обстоятельствами. Актуальность исследования международно-правовых проблем, связанных с пребыванием части состава Вооруженных Сил РФ на территории государств -участников СНГ (далее - российских войск за границей) и определением особенностей содержания их правового положения, обуславливается, прежде всего, современными реалиями геостратегического положения России, СНГ, а также нынешним состоянием системы международных отношений и перспективами ее совершенствования. Международное сообщество вступило в такой период развития, который характеризуется неожиданным усилением опасной военной нестабильности, когда ООН и ее органы не могут в необходимой степени обеспечить поддержание международного мира и безопасности, предотвратить их нарушение какими-либо действиями государств, выходящими за рамки общепризнанных принципов и норм международного права (подтверждением этого является то, что функции и полномочия Совета Безопасности ООН, определенные в ст. V, VII Устава ООН, в нарушение универсальных принципов и норм международного права, осуществляются, например, руководством НАТО, причем, что характерно, в период 1997 - 1999 годы прослеживается устойчивая тенденция к увеличению числа членов этой организации (прежде всего, за счет государств - участников бывшего Варшавского договора, а в перспективе - и республик бывшего СССР) и расширению сферы ее влияния). Сложившийся современный мир характеризуется возросшими угрозами обеспечения безопасности, в том числе террористического и экстремистского характера. В этой связи проблемам обеспечения военной безопасности, в силу их актуальности и значимости, уделяется и будет уделяться первостепенное внимание в большинстве стран мира. Кроме того, актуальность заявленной проблематики во многом объясняется ещё и дискуссионностью международно-правовых вопросов, касающихся формулировки чёткой дефиниции понятия иностранной военной базы, правовой природы размещения иностранных военных контингентов (оккупация, агрессия, цессия, аренда, и др.); юрисдикции в отношении персонала, находящегося на иностранных военных базах, и др. Все вышеперечисленные доводы в совокупности и составляют актуальность рассматриваемой в рамках настоящей дипломной работы проблематики. Степень разработанности темы исследования. Общие проблемы международно-правового режима военных баз за рубежом исследовались дореволюционными авторами – Э. Грабарём, Л.А. Комаровским, Н.М. Коркуновым, Ф.Ф. Мартенсом, В. Ульяницким, Л. Шалландом. Ограничения территориального верховенства, возникающие при размещении военных баз, подробно исследованы польским учёным Ц. Березовским. Институт международно-правовой аренды территории под военную базу являлся предметом изучения Ю.Г. Барсегова, Б.М. Клименко. Правовые исследования проблем, связанных с международно-правовым режимом военных баз за рубежом, немногочисленны и носят фрагментарный характер. Составляющие компоненты избранной проблематики рассматривались по отдельности, такими авторами как, С.А. Голубок, А.Я. Капустин, Н.А. Крюков, В.И. Липунов, Т.Н. Нешатаева, О.Ж. Саматов, В.В. Свинарев, В.И. Шерпаев. Проблемы международно-правового режима военных баз в середине прошлого века изучались зарубежными авторами, в числе которых, Д. Анцилотти, Э.Х. де Аречага, Дж. К. Блюнчли, Г.П. Бартон, Я. Броунли, Е. Ваттель, С.Ф. Вольф А. Кассесе, К. Кольяр, В. Лов, Г.Е. Менцер, Ф. Мефферд. В ряду современных исследователей следует отметить Дж. Вестлэйка, Дж. Гэмбла, Г.Л. Мариса, Дж. Пауста, Г.Перрита, М. Рагаци, М. Дж. Страусса, М. Шоу. Среди зарубежных исследований, посвященных проблемам международно-правового режима военных баз, особого внимания заслуживают работы английского профессора Г.П. Бартона "Foreign Armed Forces: Immunity From Criminal Jurisdiction" (1950 г.), французских учёных – Ф. Мефферда "Le Statut Juridique des cessions a bail Americaines" (1950 г.), М.Дж. Страусса "The Leasing of Guantanamo Bay" (2009 г.).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3 ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ БАЗ НА ТЕРРИТОРИИИ ГОСУДАРСТВ…...8 1.1 Понятие и международно-правовые основы функционирования иностранных военных баз (вопросы территории государства) ……….……8 1.2 Основные этапы формирования практики размещения иностранных военных баз……………………………………………………………………20 1.3 Юрисдикция в отношении персонала, находящегося на иностранных военных базах на территории государств……………………………………34 ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВА....................................................................................................42 2.1 Правовая основа нахождения российских военных баз на территории других государств..............................................................................................42 2.1 Общие сведения о российских военных базах на территории Республики Белоруссия.........................................................................................................53 2.3 Международно-правовое положение российских военных баз на территориях Республики Казахстан и Кыргызской Республики..................62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................78 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ........................82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............83
Список литературы

I. ДОКУМЕНТЫ 1) Международные договоры 1. Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными» от 27 июля 1929 года // Военнопленные в СССР. 1939 - 1956. Документы и материалы. М., 2000. 2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) // Бюллетень международных договоров, N 2, 1995. 3. Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. (ратифицирован Российской Федерацией Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 31 июля 1993 г. N 5595-1) // Международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2010. 4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве, подписанный в городе Минске 19 декабря 1997 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 5. Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о статусе воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь, подписанный в городе Москве 24 сентября 1993 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, подписанный в городе Москве 28 марта 1994 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Тбилиси 15.09.1995) // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Тбилиси 15.09.1995) // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 9. Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 4 Государственного центрального полигона Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан, подписанный в городе Москве 18 октября 1996 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 10. Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 11. Договор между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области, подписанный в городе Москве 5 июля 1993 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 12. Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г. // Международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 13. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения (заключено в г. Москве 29.08.1997) // Бюллетень международных договоров, 2005, N 3, с. 59 – 63. 14. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, подписанное в городе Минске 19 декабря 1997 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 15. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических Сил на территории Республики Беларусь (заключено в г. Минске 06.01.1995) // Бюллетень международных договоров, 2002, N 9, с. 58 – 62. 16. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Российской Федерации и Республики Белоруссия в интересах обеспечения безопасности государств, подписанное в городе Москве 16 октября 1998 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке использования и содержания радиостанции Вилейка, расположенной на территории Республики Беларусь, подписанное в городе Минске 6 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке завершения строительства, использования и содержания Узла Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении, расположенного на территории Республики Беларусь, подписанное в городе Минске 6 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 29 июля 2000 г. о порядке взаимного предоставления военных полигонов для проведения боевых стрельб соединениями и воинскими частями Военно-воздушных сил Российской Федерации и Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 20. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 4 Государственного центрального полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации, подписанное в городе Москве 20 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 21. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары - Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска, подписанное в городе Москве 20 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 22. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, подписанное в городе Москве 20 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 23. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды полигона Эмба, подписанное в городе Москве 20 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 24. Соглашение между Российской Федерацией и республикой Казахстан от 9 января 2004 года о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 25. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 29 декабря 1994 года о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса «Байконур», воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 26. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 года об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 27. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 929 Государственного летно - испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации, подписанное в городе Москве 20 января 1995 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики от 13 октября 1995 года о предоставлении права плавания кораблям и судам Военно-Морского Флота Российской Федерации на озере Иссык-Куль // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 29. Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Кыргызской Республики от 21 июля 1994 года об организации приема, аэродромно-технического обеспечения и охраны военных воздушных судов на военных аэродромах Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Кыргызской Республики // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 30. Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в Кыргызской Республике, подписанное в городе Москве 5 июля 1993 года // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 31. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (заключено в г. Москве 21.01.1997) // Бюллетень международных договоров, 2005, N 3, с. 64 – 68. 32. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (заключено в Киеве 28 мая 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 10. С. 74 – 80. 33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи, по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия (подписано в г. Москве 9 октября 1993 г.) // Двусторонние международные договоры Российской Федерации о правовой помощи. М., 2012. 34. «Приказ об учреждении трибунала по рассмотрению статуса комбатанта». URL: http://www.defenselink.mil.releases/2004/nr20040707 - 0992.html. – последнее посещение 03 апреля 2015г. 35. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 02.04.1997 N 5 «Об Общих принципах военного строительства и использования элементов военной инфраструктуры Беларуси и России» // Российская газета (Ведомственное приложение), N 83, 26.04.1997. 1) Законодательство Российской Федерации 36. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 37. Федеральный закон от 23.06.1995 N 93-ФЗ (ред. от 07.02.2011, с изм. от 04.06.2014) «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.06.1995, N 26, ст. 2401. 38. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331. 39. Федеральный закон от 29.10.1998 N 165-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере» // Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, N 44, ст. 5395. 40. Федеральный закон от 26.03.1998 N 39-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1461. 41. Федеральный закон от 14.11.2002 N 140-ФЗ «О ратификации Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 4 Государственного центрального полигона Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан» // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4534. 42. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3833. 43. Федеральный закон от 29.10.1998 N 169-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве» // Собрание законодательства РФ, 02.11.1998, N 44, ст. 5399. 44. Федеральный закон от 28.03.1998 N 46-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 4 Государственного центрального полигона (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1468. 45. Федеральный закон от 28.03.1998 N 47-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары - Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1469. 46. Федеральный закон от 30.01.2002 N 15-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан» //Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 381. 47. Федеральный закон от 28.03.1998 N 48-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об условиях использования и аренды полигона Эмба» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1470. 48. Федеральный закон от 28.03.1998 N 49-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке использования 929 Государственного летно-испытательного центра (объекты и боевые поля, размещенные на территории Республики Казахстан) Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1471. 49. Федеральный закон от 27.05.1996 N 60-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке использования и содержания радиостанции Вилейка, расположенной на территории Республики Беларусь» // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2597. 50. Федеральный закон от 27.05.1996 N 59-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке завершения строительства, использования и содержания Узла Барановичи системы предупреждения о ракетном нападении, расположенного на территории Республики Беларусь» // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2596. 51. Федеральный закон от 25.10.1999 N 191-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Российской Федерации и Республики Белоруссия в интересах обеспечения безопасности государств» // Собрание законодательства РФ, 25.10.1999, N 43, ст. 5130. 52. Федеральный закон от 17.12.1994 N 63-ФЗ «О ратификации Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о статусе воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь» // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, N 34, ст. 3543. 53. Федеральный закон от 30.01.2002 N 16-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 382. 54. Федеральный закон от 30.01.2002 N 11-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Киргизской Республики» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 377. 55. Федеральный закон от 22.12.1994 N 72-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о сотрудничестве в военной области» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3652. 56. Федеральный закон от 22.12.1994 N 70-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о порядке использования российских военных объектов на территории Кыргызской Республики и статусе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в Кыргызской Республике» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3650. 57. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475. 58. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331. 59. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об обороне»// Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, N 23, ст. 2750. 60. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст. 2102. 61. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6725. 62. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N 20, ст. 2444. 63. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2721. 64. Указ Президента РФ от 03.06.1992 года №547 (в ред. от 01.08.1996 года) «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 18.06.1992, N 24, ст. 1323. 65. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 940 (ред. от 31.08.2005) «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств» // Собрание законодательства РФ, 18.09.1995, N 38, ст. 3667. 66. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489. 67. Постановление Правительства РФ от 02.10.1999 N 1102 «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5030. 68. Приказ Росграницы от 02.04.2010 N 185-ОД (ред. от 20.02.2012) «Об открытии морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в г. Балтийске Калининградской области (бассейны N 3 и N 4 Балтийской военно-морской базы)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2010 N 16961) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 19, 10.05.2010. II. Литература 69. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М.: Наука, 2012. 70. Амиров Р.З. Некоторые вопросы участия вооруженных сил современных государств в борьбе с отдельными видами преступлений международного характера // Военно-юридический журнал, 2012, N 4. 71. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Инфра-М, 1997. 72. Бакович М.Н. Бесплатная юридическая помощь военнослужащим // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 5. 73. Барциц И.Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 74. Батюшенков В.А. Конституционная ответственность в сфере обеспечения национальной безопасности России: Дис. ... к.ю.н. М., 2004. 75. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2011. 76. Булаковский С.В. Обеспечение доступа к правосудию военнослужащих, проходящих военную службу за пределами территории Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11. 77. Варламов В.Ю. О некоторых вопросах реализации конституционных полномочий Правительства Российской Федерации в сферах внешней политики и международных отношений // Право и политика. 2005. № 10. 78. Велиева Д.С., Полит О.И. Комментарий к Федеральному закону от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (постатейный). М., 2012. 79. Военнопленные в СССР. 1939 - 1956. Документы и материалы. М., 2000. 80. Гаврюшенко П.И., Калашников В.В. Конституционное право военнослужащих на квалифицированную юридическую помощь / П.И. Гаврюшенко, В.В. Калашников // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 6. 81. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. 82. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М.: Статут, 2013. 83. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90. 496 с. 84. Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Норма, 2014. 85. Кутнаева Н. Иностранные военные базы на территории постсоветской Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. №2. том 13. 2010. С. 82-93. 86. Литвишко П.А. Возбуждение и расследование уголовного дела о преступлении, совершенном должностным лицом иностранного государства // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 3. 87. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2014. 88. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М.: Волтерс Клувер, 2014. 89. Малинова О. Три поколения прав человека // Пчела, № 43, 2003. 90. Мартенс Ф. Международное право цивилизованных народов. СПб., 1898. Т. 1. 91. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2011. 92. Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 2014. 93. Международное публичное право / Под ред. Бекяшева К.А. М.: Проспект, 2012. 94. Мельников И.И. Право военнослужащих на защиту: некоторые существующие проблемы и возможные пути их решения // Российский следователь. 2007. N 3. 95. Меркулова А.Ю. Оказание адвокатами бесплатной юридической помощи военнослужащим // Адвокатская практика. 2014. N 4. 96. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2006. 97. Овлащенко А.В. Морские пространства и границы в деятельности международных судебных органов: концептуальные подходы // Транспортное право. 2009. N 3. 98. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2014. 99. Свинарев В.В. Правовое положение российских военных баз за рубежом // Право и политика, 2000, № 6. 100. Селиверстова О.И. К вопросу о правовой природе военных баз за рубежом // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2010. № 3. 101. Селиверстова О.И. Международно-правовой режим военных баз Российской Федерации за рубежом. 12.00.10 – Международное право; Европейское право. Автореферат дисс. к.ю.н. М., 2012. 102. Сипок Р.П. К вопросу о характеристике механизма обеспечения государственной безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, N 6. 103. Скуратова А.Ю. Международные преступления: современные проблемы квалификации: монография М.: Норма, Инфра-М, 2012. 104. Словарь международного права / Т.Г. Авдеева, В.В. Алешин, Б.М. Ашавский и др.; отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 105. Смолин А. Военные базы за рубежом: аренда, анклав или оккупация // http://rapsinews.ru/international_publication/20100429/250026196.html. –последнее посещение 03 апреля 2015г. 106. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / В.Ю. Артемов, Н.М. Бевеликова, Р.Г. Газизова и др.; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2013. Т. 3: Правовые системы Азии. 107. Территория в публичном праве / И.А. Алебастрова, И.А. Исаев, С.В. Нарутто и др. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 108. Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958. 109. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. М: Юристъ, 2012. 110. Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море, Ладожском и Чудском озерах. Вып. 7. М.: Военно-морское издательство Военно-морского министерства Союза ССР, 1951. 111. Чертков А.Н. Развитие правового регулирования территориального устройства России: историко-теоретический аспект. Брянск, 2011. 112. Шарифов М. Злоупотребление защитой прав человека Европейским судом по правам человека при определении «суверенных пределов» // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. N 3 - 4. 113. Шерпаев В.И. Сотрудничество стран СНГ: военно-правовой аспект // Московский журнал международного права. 1998. № 1. 114. Широкоград А.Б. Российские военные базы за рубежом. XVIII – XXI вв. М.: Вече, 2013. 115. Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М.: Норма, 2005. 116. Яценко И. Понятие юрисдикции государства в практике Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 2 (51). 117. A letter from Osama bin Laden to the American people. URL: http://observer.guardian.co.uk/worldview/story/0,11581,84725,00.html. –последнее посещение 03 апреля 2015г. 118. Hamdan v. Ramsfeld, Civil Action N 04 - 1519. US District Court, District of Columbia. 8 November 2004. 119. Hersch Lauterpacht. The Limits of Operation of the Laws of War // British Yearbook of International Law. Vol. 30 (2011). 120. Pfanner T. Military uniforms and the law of war // International Review of the Red Cross. Vol. 86. N 853. March 2004. III. Материалы интернет 121. Наличие в Киргизии военной базы Российской едерации. URL: www.regnum.ru/news/1178262.html 122. О роли российской военной базы в РК эксперты. URL: http://www.mideast.ru/362/49028 123. Парламент Киргизии одобрил преобразование авиабазы «Манас». URL: http: // www.regnum.ru/news/1179229.html
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ БАЗ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ 1.1. Понятие и международно-правовые основы функционирования иностранных военных баз (вопросы территории государства) В словаре международного права приводится следующая дефиниция понятия «иностранные военные базы»: «территории, арендованные для размещения на них иностранных войск, военнослужащих и военных объектов» . Рассмотрим другое определение понятия «военные базы» - это специально оборудованные в этом отношении районы, используемые государством для расположения своих вооруженных сил применительно к предполагаемым или возникшим театрам военных действий» . Вообще, следует отметить, что понятие «военная база» в международном праве слабо разработано. В российской доктрине делались лишь отдельные попытки определить это понятие. В практике заключения международных договоров этот термин рассматривается, прежде всего, не как правовая категория, а как военно-техническое определение, которое не влияет на существо соглашения о военной базе. Кроме того, используется ряд смежных понятий, таких как «место дислокации», «полигон», «опорный пункт». Учитывая многообразие вариантов военного присутствия за рубежом, проводится отграничение военных баз от иных форм базирования воинского контингента на территориях иностранных государств . Особенности правового статуса иностранных военных баз, как правило, определяются договором между посылающим и принимающим войска государствами. Вообще, стоит отметить, что вопрос юридической природы аренды территории под иностранную военную базу является дискуссионным. С юридической и технической сторон аренда одним государством территории у другого государства с целью размещения военной базы оформляется, как уже было указано выше однотипным по форме соглашением (примеры таких соглашений будут более подробно проанализированы в рамках следующей главы настоящей дипломной работы). По своей юридической природе иностранные военные базы в разные времена отождествлялись со следующими формами взаимоотношений и поведения государств: 1. Аннексия. Данный подход был популярен преимущественно во времена холодной войны, когда говорили о «замаскированной агрессии», которую представляют собой военные базы. 2. Оккупационные войска. Однако, правовой статус иностранных военных баз отличается от статуса оккупационных войск, а также от коалиционных (союзных) сил, размещенных вне своих государств. Дело в том, что базовый статус войск не всегда исходит из интересов безопасности и обороны принимающих государств. Доминантой в нем выступают иностранные военно-политические интересы, которые реализуются за плату властям, готовым терпеть чужое военное присутствие на своей территории. Уязвимость базового статуса в том, что он порождает множество внутри-, межгосударственных противоречий, которые преодолеваются исключительно силой или деньгами, в ущерб единству наций для коллективной самообороны и безопасности . 3. Кондоминиум. В данном отношении под иностранной военной базой подразумевается совместное управление одной и той же территорией несколькими государствами. 4. Специфическая форма сервитута. (ограниченное право пользования чужой вещью). По всей видимости, имеется в виду предиальный сервитут, наиболее распространенный вид которого является право пользования чужим земельным участком. 5. «Осуществление юрисдикции». Данный термин для понимания юридической природы иностранных военных баз был распространен преимущественно во второй половине ХХ века. 6. Различные формы цессии (замаскированная цессия, квазицессия). В последнее время юридической природе военных баз пытаются придать форму различных видов цессий. В международном праве цессия – уступка одним государством другому своей территории по соглашению между ними. Большей популярностью пользуется концессия – форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях . 7. Термины sui generis (своеобразный, своего рода), в частности contractus sui generis – договор, не подходящий под установленные договорные типы. 8. Верховенство над своей территорией. В дискуссии о юридической природе иностранных военных баз на территории другого государства главенствующим подходом можно признать понятие международного права, устанавливающего, что каждое государство осуществляет исключительное верховенство над своей территорией в силу общепризнанных принципов суверенитета и территориального верховенства . В данном отношении важно более подробно рассмотреть такую важную характеристику государства как его территория. Под территорией (лат. territorium) в географическом (физическом) смысле слова обычно понимается земельное пространство с определенными границами . Исследуя этимологию категории «территория», Г. Гроций писал, что вряд ли возможно определить ее однозначно . Территория государства как географическое пространство представляет собой часть земного шара, принадлежащую какому-либо государству. Помимо сухопутной в территорию государства включаются водная и воздушная части. Территорию характеризуют размеры, географическая протяженность, населенность, особенности ландшафта, плодородность почвы, наличие полезных ископаемых, рек, выходов к морю и др. Территория является неотъемлемым признаком государства наряду с населением и публичной властью. Государство суверенно распоряжается своей территорией, которая ассоциируется с его могуществом и величием либо с его слабостью и уязвимостью. Неслучайно именно территориальное пространство называют главным ресурсом для выживания народов, населяющих Россию . В международном праве территория рассматривалась как собственность государства, которое распоряжается ею не только на своей территории, но и на международной арене. Государство могло захватить никому не принадлежащие (незаселенные или покинутые) земли, распоряжаться ими как частный собственник . В дальнейшем от подхода к территории как объекту вещного права ученые отказались, поскольку происходило смешение понятий «территория» и «земля». Можно говорить о собственности на землю, но не на территорию . Получил распространение подход к определению территории как пространства, на котором государство осуществляет верховную публичную власть в отношении подданных, населяющих данную территорию. При этом фактор заселения территории гражданами (подданными) выступал определяющим в решении вопроса о принадлежности территории государству. Особенностью территории государства является ограничение пределов осуществления государственной власти государственной границей. Население государства подразделяется по территориальному признаку, по данному принципу также организуется и государственная власть. Государственные органы осуществляют полномочия в установленных территориальных пределах и управляют определенными административно-территориальными единицами. Государственная территория прочно связана с суверенитетом государства, что отмечается во многих трудах правоведов . В теории проблемы государственного суверенитета всегда анализируются в контексте территориального аспекта, т.е. права государства самостоятельно издавать властные установления на своей территории, вступать в отношения с другими государствами по поводу территории. В этом и раскрывается юридическая природа государственной территории . Нередко ученые употребляют термин «территориальный суверенитет», понимая под ним право государства самостоятельно устраивать свои территориальные дела . В международном праве государственная территория определяется как территория, «которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство» . Под государственным суверенитетом понимается свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, на международной арене . Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах всей своей территории. Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения . Власть государства в пределах его территории также не является абсолютной с точки зрения современного международного права, поскольку эта власть ограничена обязательствами, принятыми на себя данным государством перед иными странами. На современном этапе в теории конституционного и международного права остро обозначилась проблема пересмотра «территориальных» параметров распространения государственного суверенитета. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не раз затрагивал вопрос об экстерриториальности при реализации суверенной власти. Общий подход, демонстрируемый ЕСПЧ, заключается в том, что за необеспечение соблюдения прав человека несет ответственность государство, даже в тех случаях, когда нарушения имеют место за пределами национальной территории, но связаны фактической реализацией государством суверенных прав вне своих территориальных пределов . 23 марта 1995 года госпожа Лоизиду жаловалась, в частности, на то, что её право собственности было нарушено турецкими военными силами, которые оккупировали и продолжали контролировать северную часть Кипра и которые неоднократно препятствовали её доступу к дому и другому имуществу, находящемуся в данном регионе. Она утверждала, что данные действия являлись длящимся нарушением её собственности, противоречащим статье 1 Протокола № 1 к Конвенции, а также длящимся нарушением её права на уважение жилища согласно статье 8 Конвенции. Суд напомнил, что, хотя статья 1 ограничивает сферу действия Конвенции, понятие «юрисдикции» в смысле этого положения не ограничивается территорией государств– участников. В частности, ответственность государства может возникнуть в случае, когда в результате законной или незаконной военной операции государство осуществляет эффективный контроль над регионом, находящимся за пределами его территории. Обязательство государства обеспечивать в таких регионах соблюдение прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, вытекает из самого факта осуществления им эффективного контроля над этими территориями, независимо от того, осуществляется ли этот контроль напрямую, при помощи военных сил либо через подчинённые ему местные органы власти. Турция признала, что г-жа Лоизиду утратила контроль над своей собственностью в результате оккупации северной части Кипра турецкими войсками и создания в этом регионе «Турецкой Республики Северного Кипра». Турция осуществляет эффективный общий контроль над Северным Кипром посредством своего военного присутствия в этом региона, в результате чего её ответственность по Конвенции распространяется на политику и действия властей Турецкой Республики Северного Кипра (“ТРСК”). Следовательно, действия властей “ТРСК”, поддерживаемых турецкими войсками, подпадают под юрисдикцию Турции . Государственная граница определяет пределы всех элементов территории (воздушного пространства, суши, водного пространства, недр). Значение государственных границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции . Таким образом, государственная граница определяет не только пределы территориального верховенства государства, но и принадлежащую ему территорию со всеми ее материальными, естественными богатствами и ресурсами, составляющими часть географической среды. Она обозначает и материальное разграничение государств, что имеет большое значение для населяющих их народов. А территориальное верховенство есть неотъемлемая черта государственного суверенитета, его материальное проявление. Незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима служат гарантией безопасности государства, неизменности его территории, предотвращения территориальных споров и конфликтов, сохранения спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и развития сотрудничества и взаимной помощи. Поэтому между сопредельными государствами заключаются договоры по пограничным вопросам. Вместе с тем история международных отношений показывает, что многие территориальные споры имеют латентный характер, а значит, проблема разрешения территориальных и пограничных споров будет актуальной еще долгие годы . В составе территории выделяют неподвижную и подвижную ее части. Неподвижная территория государства в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину. Подвижная государственная территория – это корабли, самолеты, космические станции под флагом государства, на которых действуют его законы. Государственной территорией также могут быть морские кабели в открытом море и трубопроводы данного государства. Территориальное пространство также классифицируют на два вида: 1) собственно территория государства, очерченная государственной границей, в пределах которой оно осуществляет свою юрисдикцию; 2) территориальные пространства, на которых суверенные права определяются в соответствии с нормами международного права . Иностранные военные базы можно как раз отнести ко второму типу территории государств в соответствии с вышеприведенной классификацией. Таким образом, в территориальных вопросах государство связано нормами международного права, ограничено Конституцией (или Основным законом) и правами человека. Военные базы отличает их особый статус, выражающийся в обладании определёнными иммунитетами и привилегиями в государстве пребывания. Наличие такого статуса обосновывается отнесением военных баз к органам направляющего государства . Правовой статус военной базы на иностранной территории представляет собой сложную юридическую категорию, отражающую весь комплекс её связей с государством пребывания и своей страной. В структуру этого понятия могут быть включены следующие элементы: • Правовые принципы. Это, прежде всего, такие универсальные принципы международного права, как принцип взаимного уважения государственного суверенитета и независимости; равноправия и невмешательства во внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой; мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод; добросовестного выполнения обязательств и др. Кроме того, следует учитывать и специальные принципы, действующие в данной области: важнейший из них – принцип ограниченной юрисдикции государства пребывания в отношении военных баз и их персонала (военные базы на территории иностранного государства реализуют интересы другого государства и поэтому ограждены от вмешательства властей страны пребывания). Кроме того, надо упомянуть другие два важных принципа: право на защиту военной базы и ее сотрудников государством, в собственности которого она находится; принцип обеспечения неприкосновенности военных баз, а также безопасности их персонала. • Основные права и обязанности. • Юрисдикция в отношении персонала. • Привилегии и льготы. • Юридическая ответственность . Иностранная военная база, как правило, включает в себя три элемента, а именно: - персональный – воинские формирования, обладающие особым правовым статусом; - территориальный – участок территории, отводимый под военную базу, в пределах которого ограничивается территориальное верховенство государства пребывания; - имущественный – движимое и недвижимое имущество военной базы, имеющее специальный правовой режим. Наличие совокупности указанных элементов может служить основой для отнесения тех или иных объектов к военным базам . Следует еще более подробно рассмотреть вопрос о финансовой стороне размещения иностранных военных баз. В большинстве случаев данный пункт соглашения остается на усмотрение сторон. Однако современная международная практика показывает, что в настоящее время большую часть военных баз, например, США арендуют за символические суммы. Так, например, аренда базы Гуантанамо в Кубе обходится США в 3,4 тысячи долларов в год . Кроме того, как правило, счета по аренде баз в союзных государствах к оплате не предъявляется, поскольку считается вкладом в общую оборону и составляют основу т.н. поддержки принимающей стороны. В качестве наглядного примера реализации различных положений, регулирующих правовой статус иностранных военных баз, можно привести интересный пример из судебной практики Японии. Общая часть ГК Японии начинается с общих положений об осуществлении частных прав, а именно: 1. во-первых, частное право должно соответствовать общественному благосостоянию; 2. во-вторых, осуществление прав и исполнение обязательств осуществляются справедливо и добросовестно; 3. в-третьих, злоупотребление правами не допускается (п. 1 ст. 1). Эти положения были добавлены в ГК после принятия в 1946 году Конституции. Пункт 1 ГК совпадает с положением Конституции, которая гласит, что содержание права собственности регулируется законом в соответствии с общественным благосостоянием (п. 2 ст. 29). Это положение символизирует отказ от абсолютной неприкосновенности права собственности, но редко применяется на практике. Одним из редких случаев, когда это положение было применено, был иск землевладельца, который предоставил для использования свою землю в качестве военной базы США. После истечения срока аренды землевладелец заявил, что его имущество должно быть возвращено. Верховный суд постановил, что потери, которые понесет государство, в случае возвращения земли владельцу будут больше, чем выгода владельца, и, следовательно, его требование противоречило общественному благосостоянию (Judgment of the Supreme Court, 9 March 1965 // Minshu 19-2-233) .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 67 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 47 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg