Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

kristi88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.09.2021
Цель исследования состояла в изучении детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. В ходе работы было изучено состояние проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения.
Введение

В каждом обществе складывается определенная культура семейных взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье. По данным психолого-педагогических исследований, успешность развития и формирования личности ребенка во многом обусловлена особенностями семейного воспитания [3, с. 4]. Для всестороннего развития ребенка в семье должны складываться благоприятные условия. Во многом эти условия определяются характером сложившихся в семье детско-родительских отношений [34, с. 99]. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, которые имеют различные нарушения развития, в психологии представляют собой важную и одновременно сложную проблему. Детско-родительские отношения составляют ключевую подсистему внешних и внутренних связей семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения - это непрерывные, длительные и опосредованные возрастными и личностными особенностями ребенка и его родителей отношения [21]. Их изучением занимается большое количество как отечественных, так и зарубежных исследователей. В трудах А. Адлера [1], Л.И. Божович [7], Дж. Боулби [8], А. Валлона [8], А.Я. Варга [11], Ю.Б. Гиппенрейтер [15], Е.И. Захаровой [20], О.А. Карабановой [21], К. Роджерса [37], Е.О. Смирновой [40], А.И. Спиваковской [43], Э. Фромма [47], К. Хорни [48], Э.Г. Эйдемиллера [50], Д.Б. Эльконина [52], Э. Эриксона [53] и других ученых рассматриваются различные сферы детско-родительских отношений: эмоциональное принятие ребенка; мотивы воспитания и родительства; степень вовлеченности в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему; способы разрешения конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; социальный контроль (требования, запреты, санкции и поощрения, родительский мониторинг); характер взаимодействия; степень последовательности семейного воспитания и такие интегративные характеристики детско-родительских отношений, как: родительская позиция, тип (стиль) семейного воспитания. Исследованием семей, имеющих детей с нарушениями зрения занимались: Р. Баркер [5], В.П. Ермаков [18], В.А. Кручинин [24], А.Г. Литвак [25], Е.А. Морозова [28], В.А. Феоктистова [45], Л.И. Солнцева [42] и др. Они отмечают, что перед родителями стоит задача помочь ребенку в сложных условиях зрительной депривации, сформировать компенсаторные возможности, подготовить его к школе, пребыванию в коллективе сверстников, а в дальнейшем - к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности [27]. Дети с нарушениями зрения имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, и, следовательно, пути психолого-педагогической поддержки их семьей отличаются от отношений в семье нормально видящего ребенка. Современные исследователи выделяют целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются семьи ребенка с нарушенным зрением. К ним традиционно относят социальные проблемы: отчужденность семьи, потеря родителями работы из-за необходимости ухаживать за ребенком с особыми нуждами, отсутствие толерантной культуры в обществе и т.д. Психологические проблемы характеризуются появлением эмоционального дискомфорта, дисгармонизацией супружеских и детско-родительских отношений. Отмечается достаточно низкая педагогическая культура и незнание родителями базовых основ специальной педагогики и специальной психологии, что существенно ограничивает возможности создания коррекционно-развивающей среды в домашних условиях и понимание особенностей и перспектив развития незрячего и слабовидящего ребенка. Таким образом, актуальность темы предопределила необходимость более детального анализа детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих слабовидящих детей. Цель исследования состоит в изучении детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с нарушением зрения. Предметом исследования - детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Гипотеза исследования: существуют значимые различия в стиле семейного воспитания отцов и матерей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, а именно, матерям более характерно потворствование и принятие, а отцам - контроль; дополнительная гипотеза: отношение к матери будет более благоприятным, если в ее воспитании будет выражено принятие, потворствование и минимальность санкций, а отношение к отцу будет более благоприятным, если в его воспитании будут выражены кооперация, недостаточность обязанностей и низкий уровень конфликтности. Для достижения поставленной цели и проверки или опровержении выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. 2. Изучить выраженность показателей родительского отношения к ребенку и проанализировать семейные взаимоотношения. 3. Осуществить исследование сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. 4. Установить значимые различия особенностей стиля семейного воспитания отцов и матерей, воспитывающих детей с нарушениями зрения. 5. Рассмотреть качественное сопоставление исследуемых параметров. 6. Разработать рекомендации по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для решения поставленных задач использованы методы: 1. Теоретические: анализ научной литературы, классификация и систематизация информации по проблеме исследования. 2. Комплекс эмпирических методов (тестирование): Для выявления родительского отношения по вопросам воспитания детей и общения с ними применен тест-опросник родительского отношения (ОРО) авторы А.Я. Варга, В.В. Столин [12]. Для анализа семейного воспитания и причин его нарушения применен опросник стиля родительского воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий) [50, с. 33]. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений использована методика Рене Жиля [35, с. 500-514]. Для выявления взаимоотношений в семье, вызывающих тревогу у ребенка, обнаружения, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, применена методика «Рисунок семьи» (КРС: Кинетический Рисунок Семьи) Р. Бернса и С. Кауфмана [14]. 3. Для математико-статистической обработки данных использовался программный пакет SPSS: частотный анализ; сравнительный анализ с применением U критерия Манна-Уитни [30]. Качественное сопоставление исследуемых параметров. Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 22 полные семьи (n=66), 22 отца, 22 матери и 22 ребенка с нарушениями зрения (с косоглазием - 6 человек, спазм аккомодация - 4 человека, с миопией - 4 человека, с дальнозоркостью - 4 человека, с астигматизмом - 3 человека, киста правого века - 1 человек); в возрасте 6-7 лет (22 воспитанника двух подготовительных групп детского сада компенсирующего вида), 16 девочек, 6 мальчиков. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Керчь Республика Крым «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко». Теоретическая новизна исследования: определена и конкретизирована сущность понятия «детско-родительские отношения», рассмотрены подходы к изучению детско-родительских отношений, изучены детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с нарушением зрения, рассмотрены возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения и особенности развития зрительного восприятия, что расширяет теоретическое представление по данной теме. Практическая значимость исследования: результаты послужат для разработки программ социальных и реабилитационных мероприятий в области комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения; полученные данные могут быть положены в основу разработки программ детско-родительского тренинга по оптимизации стилей семейного воспитания и семейной атмосферы. В 1 главе представлен литературный обзор исследования детско-родительских отношений семей, имеющих детей дошкольного возраста с нарушением зрения в психолого-педагогической науке. Во 2 главе представлены данные собственного эмпирического исследования. Структура дипломного проекта: введение; две главы (теоретический анализ, эмпирическое исследование); заключение; литература (53 источника); приложения. Работа содержит 6 рисунков. Общий объём - 67 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.................................................................8 1.1. Исследование детско-родительских отношений в психолого-педагогической науке..............................................................................................8 1.2. Особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением зрения..................................................................................16 1.3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения........................................................20 1.4. Особенности развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения (6-7 лет).............................................................25 Выводы по главе 1.......................................................................................31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ...............................................................33 2.1. Организация и методы исследования. Характеристика выборки…33 2.2. Описание результатов исследования………………………………..37 2.3. Рекомендации родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста с нарушениями зрения по профилактике и преодолению трудностей…………………………………………………………………..........57 Выводы по главе 2.......................................................................................59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................61 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................63
Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. - Ростов н/Д.: Феникс. - 1998. - 448 с. 2. Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: автореф.дис. ...канд. Пед. наук / А. М. Аксенова., М.: 1999. - 18 с. 3. Артемьева Г.Н., Истомина И.П. Детско-родительские отношения в семьях воспитанников воскресной школы: Монография. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. - 110 с. 4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- 504 с. 5. Баркер Р. Мидвест и его дети: психологическая экология Американский город. Эванстон: Петерсон, 1954. 6. Бахтин М.М., Бочаров С.Г. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. - 2001. - 349 с. 8. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарики. - 2003. 9. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер. 2001. 10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2. С. 42-51. 11. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 1986. - 32с. 12. Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения / А.Я. Варга, В.В. Столин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. - М., 1988. - 79 с. 13. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е.Н. Васильева. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - 196 с. 14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. - М., 2002. - 159 с. 15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ. - 2016. - 304 с. 16. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. Серия: Библиотека дефектолога. М.-Воронеж. МПСИ. МОДЭК. 1999.г. - 288 с. 17. Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. 18. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин // Учеб. пособие для студ. Вузов - М.: Владос, 2000. - 237 с. 19. Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004. 20. Захарова Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового в условиях позднего материнства // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6. - № 4. - С. 182-193. 21. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики. - 2008. - 320 с. 22. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: Структура, динамика, принципы коррекции: дис. ... докт. психол. наук. М., 2002. 23. Крипнер С. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. - 1993 - Т. 14, № 2. - С. 113-126. 24. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения процессе школьного обучения / В.А. Кручинин // Учеб. пособие; Рос. гос. пед. ун-т. им. А.И. Герцена.- СПб., 1991.- 185 с. 25. Литвак А.Г. Теоретические проблемы тифлопсихологии / А.Г. Литвак // Учеб. пособие - Л., ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974.- 155 с. 26. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. - 150 с. 27. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003. - 357 с. 28. Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / Елена Александровна Морозова.; Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 2002. – 24 с. 29. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова. - Москва : АПН РСФСР, 1961. - 222 с. 30. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.: ил. 31. Ольхина Е.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. 2006. №7. С. 34-39. 32. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / сост. М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Специальное образование 2011. № 192 под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. 33. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 1998. - 262 с. 34. Полывянная М.Т., Смирнова И.Н. Особенности детско-родительских отношений в семье (на материалах Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. №3 (51). С. 99-106. 35. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. 36. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Солнцевой Л.И. и Денискиной В.З. М.: Налоговый вестник, 2004. 37. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. 38. Родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения: Методические рекомендации / сост. Т.А. Титеева. - Южно-Сахалинск: Изд-во ГБОУДПО ПРОСО. 2017. - 32 с, 39. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989. С. 27-65. 40. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2006. - 366 с. 41. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2005. С. 83-92. 42. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Г.А. Буткина; под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестн., 2004. – 316 с 43. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви / А.С. Спиваковская. - М. - 2011. 44. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 1998, №4, С.3-9. 45. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова // учеб. пособие. Нац. фонд подгот. кадров. - СПб. :Речь, 2005. -128 с. - (Детская психология и психотерапия). 46. Фомичева Л.В. К вопросу о структуре многоуровневой коррекционно- развивающей программы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - С. 95-98. 47. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. - СПб.: Азбука-классика. - 2004. 48. Хорни К. Собрание сочинений в 3-х тт. / К. Хорни. - М.: Смысл. - 1997. 49. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. - 1991. - № 3.- С.88-93. 50. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной терапии. - М.: 1996. - 45 c. 51. Эйдемиллер.Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е издание. СПб.: Питер, 2010. 52. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия». - 2007. - 384 с. 53. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Ленато; АСТ, Фонд «Университетская книга». - 1996. - 592 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 1.1. Исследование детско-родительских отношений в психолого-педагогической науке Проблема взаимоотношений между родителями и детьми всегда рассматривалась психологической наукой как чрезвычайно важная. Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания - через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе [17, с. 64].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg