Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Математическое мышление и его развитие в процессе изучения математики

l_not 400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.06.2018
Развивая математические способности, формируется математический способ мышления, с помощью которого повышается уровень успеваемости учеников. Важнейшей задачей математического образования является развитие и воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического и творческого мышления. Кроме того, в современных условиях влияние математического образования на развитие личности рассматривается, как умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их на основе математического моделирования.
Введение

Актуальность исследования.В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Перед учителем математики стоит задача – не просто давать знания, предусмотренные программой, а способствовать формированию высокого уровня математического мышления учащихся. При этом математика имеет огромные возможности для реализации этой цели. Но сейчас математика необходима не только как вспомогательное орудие. Ломоносов М. В. говорил: «Математику уже, зачем учить следует, что она ум в порядок приводит, она – школа мышления»[20, с. 178]. Школьная математика – основа всей математики. Чтобы изучение шло успешно, необходимо усвоить азы. Для этого необходимо, прежде всего, научить решать задачи, доказывать теоремы, выводить самостоятельно формулы. Задачи, которые кажутся на первый взгляд простыми, могут потребовать остроумия, смекалки при ее решении [24]. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач, примеров способствует развитию математического мышления. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала [31]. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Вопросами изучения и развития математического мышления школьников занимались:Колягин Ю. М.,Хинчин А. Я., Майер Н., Стефанова, Н. Л., Колмогоров А.Н., Дункер К.,Михайлова М.А, Давыдов В.В. [10], [17], [18], [23],[33], [37]. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении задач, примеров ученикам предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Обдумывание задачи и попытка рассуждать, конструировать логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей учеников [9]. Очень важно уже с раннего возраста учить ребят мыслить математически, то есть мыслить последовательно, связно. Прежде всего, это важно для их дальнейшего успешного обучения [27]. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Математическое мышление и его развитее в процессе изучения математики». Объектом нашего исследования является процесс обучения математике учащихся средней школы. Предмет исследования –педагогические условия развития математического мышления школьников на уроках математики в процессе решения примеров, задач. Цель исследования –разработка методических материалов, способствующих развитиюматематического мышления в процессе преподавания математики. Задачи исследования: 1.Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по теме исследования; 2.Проанализировать опыт учителей по развитию математического мышления; 3.Разработать методические материалыдля педагогов по развитию математического мышления на уроках математики. 4. Провести эксперимент по проверке эффективностиразработанных материалов. Гипотеза исследования –использование на уроках математики разработанных методических материалов окажет положительное влияние на развитие математического мышления школьников. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ теоретических источников по теме исследования, наблюдение, сравнение, интерпретации и эксперимент. Структура работы: работа состоит из введения, двух главы, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 6 1.1. Сущность мышления, его виды и формы 6 1.2. Специфика математического мышления 13 1.3. Способы формирования математического мышления 18 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 30 2.1. Построение экспериментальной работы 30 2.2. Констатирующий этап эксперимента 31 2.3. Методика проведения уроков, способствующих развитию математического мышления 34 2.4. Формирующий этап эксперимента 41 2.4. Контролирующий этап эксперимента 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 Приложение А Тест, направленный на определение уровня развития математического мышления на констатирующем этапе 68 Приложение БТест, направленный на определение уровня развития математического мышления на контролирующем этапе. 70
Список литературы

1. Аронов А. М., Скрипка А. М. Становление математического мышления учащихся основной школы // Вопросы образования. 2008. №1.Научная библиотека КиберЛенинка[Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-matematicheskogo-myshleniya-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly (Дата обращения: 22.11.2016). 2. Байдак, В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: монография. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 264 с. 3. Баттерворт, Д. Принципы психологии развития: Пер. с англ. / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М.: Когито-Центр, 2013. – 349 с. 4. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П.Блонский– СПб.: Питер, 2012. – 288 с. 5. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – М.: Знание, 1983. – 96 с. 6. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. ин-т, 2012.– 134 с. 7. Горнобатова Н. Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №2.Научная библиотека КиберЛенинка[Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-matematiki (Дата обращения: 15.02.2017). 8. Гурова, Л. Л. Психология мышления / Л. Л.Гурова – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 135 с. 9. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике. Психолого-педагогические основы: – М.: «Лаборатория знаний» (ранее «БИНОМ.Лаборатория знаний»), 2014. – 457 с. 10. Давыдов, В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) / Психологическая наука и образование / Психологический институт Российской академии образования: Международный образовательный и психологический колледж. – М., 2013. № 2. – 5-18 с. 11. Даржания, А.Д. Проблемы формирования научного мышления / Современное состояние и приоритеты развития фундаментальных и прикладных наук на физико-математическом факультете / А. Д. Даржания, О.Д. Роженко // Материалы 54-й научно-методической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета «Университетская наука-региону» . 2009. Ставрополь, I часть. –166-168 с. 12. Журавлёв, Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: курс лекций / Д. В. Журавлёв. – М.: Изд-во МГОУ, 2013. 13. Завалишина, Д. Н. Практическое мышление / Специфика и проблемы развития. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – 375 с. 14. Заика, Е.В. Упражнения для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления / Вопросы психологии. 1996. № 2. – 24 с. 15. Зинченко, В. П. Человек развивающийся / очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ТОО "Тривола", 1994. – 333 с. 16. Кашапов, М. М.Формирование профессионального творческого мышления / учебное пособие / М. М. Кашапов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :ЯрГУ, 2013. – 135 с. 17. Колмогоров, А. Н. Современная математика и математика в современной школе / А. Н. Колмогоров. – М.: [б. и.], 1971. – 6 с. 18. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе / Общая методика / Учеб.пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. вузов. – М.: Прсвещение, 1975. 19. Кучугурова, Н.Д. Интенсивный курс общей методики преподавания математики: Учебное пособие: учебное пособие. – М.: МПГУ (Московский педагогический государственный университет), 2014. – 152 с. 20. Ломоносов, М. В. О воспитании и образовании / М. В. Ломоносов (Сост. Буторина Т.С.) – М.: 1991. – 178 с. 21. Лукьянова, Е.В. Методика обучения доказательству с использованием средств естественного вывода при изучении курса математики основной школы: монография. – М.: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2013. – 134 с. 22. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. – М.: Стрекоза, 2012. - 665 c. 23. Майер, Н. Об одном аспекте мышления человека / Психология мышления / под ред. А.М. Матюшина. – М., 1965. – 312 с. 24. Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика: – М.: «Лаборатория знаний» (ранее «БИНОМ.Лаборатория знаний»), 2015. – 205 с. 25. Михайлов, К. А. Философия / фундаментальный курс живой и свободной философии с галереей портретов около 400 великих философов, ученых, творцов; экскурсией по философской Кунсткамере, тематическими подборками цитат величайших умов человечества, коллекцией лучших образцов философского юмора, а также Практикумом (тестами, занимательными, развивающими и познавательными задачами, головоломками) / К. А. Михайлов, М. В. Грачёв. – М.: Акад. проект, 2014. – 1092 с.
Отрывок из работы

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1.1. Сущность мышления, его виды и формы Один из выдающихся философов Рене Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, следовательно, я существую»[25, с. 561]. Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать его только в конкретно-психологическом аспекте, то становится понятным, что эта формула очевидно выдвигает мышления на первый план в психическом жизни человека, считая мышления признаком существования человека.Так же Паскаль называл человека мыслящим тростником. И вполне справедливо: ничто так не убедительно доказывает существование человека, как акт мышления[25]. Впсихологииподмышлениемпонимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве) [8]. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное –через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта –ощущения,восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg