Общественно-политические движения, происходящие в государстве и за его границами, на сегодняшний день затрагивают интересы практически всех слоев населения страны, среди которых и общество молодого поколения. Интерес молодежи к политическим процессам общества в настоящее время – это один из наиболее актуальных вопросов в общественной жизни Российской федерации.
Сегодня в России по-разному дают оценку степени включенности нынешнего молодого поколения в общественно-политическую деятельность государства. С одной стороны, исследователи отмечают, что молодое поколение России критически настроено по отношению почти ко всем правительственным структурам, негативно принимает формирование политической ситуации в государстве, не видит для себя возможности влиять на политический процесс, потому аполитична и пассивна, другая категория исследователей стороны о активном участии молодежи в политических процессах.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время именно современная молодежь будет оказывать решающее влияние на ход политических процессов и определять политическое направление общественного формирования, заняв через пять-двадцать лет места руководителей, став участниками политических и общественных организаций, и т.д. Молодое поколение как особая социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных критериев, определенных законодательством Российской Федерации, играет роль, с одной стороны, ресурса формирования общества, с другой – движущей силы событий в политической жизни, так как от активного включения в политические процессы страны этой социальной группы во многом зависит развитие гражданственности и общества в целом.
Политические и социально-экономические перемены, которые происходят в обществе страны, серьезно отражаются на общественно-политическом поведении молодежи. Это можно наблюдать в общей активизации политического сознания молодого поколения, которое находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных и политических вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. В желании лично разобраться в действительном положении дел приводит в основном к тому, что социальное мышление молодежи, ориентированной ранее на решение личных потребностей, проблем жизни и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, порождающим новые потребности, ценности и интересы и таким образом активизирует участие молодого поколения в политической жизни. Имеет важное значение наличие в государстве организаций молодежи с крайним выражением политических взглядов. Эти учреждения формируют определенные проблемы, которые связаны с активным выражением молодого поколения своих политических точек зрения, которые проявляются в виде забастовок, митингов, а иногда и противоправных действиях.
Однако, существует достаточно больше количество молодых людей, которые не участвуют в политической жизни страны и их мотивы пассивности и неучастия вызывают интерес социологов, политологов и психологов.
В связи с данными тенденциями актуальность проблемы политического участия или неучастия молодежи находит свое подтверждение.
Цель данной работы – изучать мотивы участия или неучастия молодежи в политической жизни страны
Задачи исследования
1. Анализ научных источников по проблеме участия и неучастия молодежи в политической жизни страны.
2. Анализ исследования мотивов участия и неучастия, полученных при использовании анкетных данных.
Объект исследования – мотивы участия\неучастия в политической жизни.
Предмет исследования - мотивы участия\неучастия в политической жизни молодежи.
Гипотеза исследования: участие или неучастие молодежи в политической жизни страны зависит от степени осознанности гражданской ответственности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования уточняют содержание и структуру понятия политической пассивности и активности в системе социальной активности.
Работа опирается на материалы конкретных социологических исследований. Эмпирические результаты дают возможность решения ряда актуальных задач, связанных с развитием теории политической культуры.
Теоретические разработки и практический опыт изучения электорального поведения масс, обобщены западными исследованиями, такими как С. Блек, Т. Кларк, Дж. Цаллер, С. Липсет, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.
Исследование проблемы методологии электорального поведения нашли отражение в работах отечественных авторов А.В. Меренкова, Н.И. Сивковой, Е.В. Солодянкиной, Е.Ю. Мелешкиной, О.А. Николаева, М. Мищенко, А.Ю. Мягкова, А.Г. Артемовой, Ю. Колесника, Д.Г. Ротмана и др. [27]
Электоральное поведение в России стало предметом научных исследований таких ученых, как В.И. Зубков, А.В. Федякин, А.П. Страхов, М.Н. Афанасьев, Ф.Э. Шереги, К.О. Калинин, Р.Ф. Туровский, А. Ахременко, В. Гельман, Г. Голосов и др.
Интерес к политике и электорального поведения молодежи достаточно полно отражено в работах В.Я. Мустафина, Н. Зоркой, В. Звоновского, О. Ю. Дембицкой, О. Грязновой и др.
В контексте исследования политических ориентаций студенческой молодежи большой интерес представляют труды Т. Зарицкого, A.C. Ваторопина, A.B. Mеренкова, М.Е. Добрускина и др. [12]
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу из 60 человек, из них – 27 девушек и 33 – юноши, возрасте 18-25 лет.
Методами сбора первичной социологической информации выступали: анкетирование, наблюдение, анализ документов. Выборка квотная, многоступенчатая (квотные признаки: пол, возраст, направление обучения).
Диагностический инструментарий:
? Методика «Мотив власти», которая определяет выраженность стремления к власти
? «Методика масс», которая определяет обусловленность выраженного стремления.
Необходимость разрешения противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании политического участия и неучастия молодежи.
По результатам экспериментальной работы вынесены основные выводы.
Оценка феномена пассивности в социально-политических учениях во многом зависела от степени актуальности данной проблемы в различные исторические периоды, от принятых норм регуляции общественного поведения.
Методом исследования: использован эмпирический метод, который включает в себя метод опроса, т.е. анкетирование – письменный опрос с использование закрытого, открытого, полузакрытого типа.