Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение влияния средств массовой информации на особенности социального развития школьников

kristi88 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2021
Изучив психолого-педагогическую, социальную и правовую литературу по проблеме, мы выяснили, что теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается соматическая функция коры.
Введение

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без создания оптимальной системы средств массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых широких слоев населения страны. Проблема социализации несомненно актуальна в настоящее время. Обязанность государства создать ребёнку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др. По мнению ученых первостепенное условие, способствующее максимальному социализирующему влиянию СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистич¬ное, возможно из-за неспособности "критически мыслить" во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых те¬лезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небо¬гатым релевантным жизненным опытом. СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники нацио¬нальной и культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания к превалирующим социальным и историческим тенденциям [26]. Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения им требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Одна из популярнейших проблем - проблема "отцов и детей". Практически в каждой семье ребёнок сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. Всё выше сказанное определило тему нашего исследования: влияние средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника. Целью исследования является выявление степени влияния средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника. Объектом выступает социальное развитие младшего школьника. Предметом исследования является влияние средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника. На основании определённых цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования: отношение родителей к современным СМИ и регуляция ими процесса воздействия СМИ в значительной степени влияют на социальное развитие современного младшего школьника: • предпочтения детей в теле - и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы); • влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия; влияние рекламы; • самостоятельность детей в области теле - и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей. Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи: изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме; • определить специфику социального развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на социальное развитие младших школьников; • подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на социальное развитие младших школьников; • подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления отношения родителей к современным СМИ, степень осознанности ими влияния СМИ на социальное развитие младших школьников; • составить и систематизировать рекомендации для родителей и учителей по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ на социальное развитие младших школьников, с учётом их индивидуально - личностных и возрастных особенностей. Для реализации цели и задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: изучение литературы; анкетирование; беседа; наблюдение; изучение степени влияния СМИ на социальное развитие младшего школьника; анализ деятельности родителей и учителя ЕЮ регуляции процесса воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников; методы математической обработки; Работа состоит из 2 глав, где рассматриваются индивидуально-личностные и возрастные особенности младшего школьника, специфика его социального развития, информационная среда и проблемы социализации младших школьников. Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ COШ № 50 г. Орла. В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов в количестве 40 человек, а так же их родители и учителя.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Сущность процесса социализации. 1.2 Возрастные особенности младшего школьника. 1.3 Информационная среда и проблемы социализации младших школьников 1.4 Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребёнка 1.5 Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России и за рубежом Вывод по теоретической части Глава II. Экспериментальное исследование проблемы влияния современных СМИ на социальное развитие младшего школьника 2.1 Анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника 2.2 Экспериментальное исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника 2.3 Экспериментальное исследование отношения родителей к современным СМИ и регуляции ими процесса воздействия СМИ на социальное развитие ребенка 2.4 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению контроля и регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребёнка Выводы Заключение Список литературы
Список литературы

1. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев P.M., Сапрунов А.Г. Насилие в семье, М., 2000. 2. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. // Сеть Интернет, 2000. 3. Андрианов М.С. * Социально-психологические причины фактов трансля-ции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике. // "Насилие. Личность. Общество." Тезисы научно-практической конференции. М., ВНИИ МВД России, 2000. 4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1998. 5. Баженова Л.М., Собкин B.C., Шариков А.В. Возрастная типология телеви¬зионных ориентация школьников // Телевидение и школа. - М.: Академия пе-дагогических наук СССР, 1989. - С.6-37. 6. Баженова Л.П. Система аудиовизуального образования учащихся I-IV классов общеобразовательной школы // Система аудиовизуального образова¬ния учащихся средней школы/Сост. А.В. Каменец, Г.А. Захарова. - М.: Глав. Информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ, НИИ художественного воспитания Российской Академии образования, 1992. - С.З- 7. Бодалев В.В. "В мире подростка". ~ М.: Просвещение, 1982 8. Бодрийяр Ж. Поэтика и политика. - М.: Прометей, 1999. 9. Бондаренко Е. А Технология социально-реабилитирующего взаимодейст-вия в сфере медиакультуры (методическая разработка). - Самара, 2002. 10. Видеокультура как фактор формирования эстетических представлений российской молодежи // Проблемы информационной культуры/ Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994. - С.75. 11. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы Паблик Рилейшенз, Питер 2003.6. Бэрон: Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб, Питер, 1997. 12. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как про-грессу, так и деградации общества. // Компьютер и право, № 1, июнь 1994. 13. Выготский JI.C. Мышление и речь. М., 1934. 14. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960 15. Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999 - 64 с. 16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. 17. Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического опре-деления // Проблемы информационной культуры/Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994. - €.15. 18. Гура В.В. Информационная культура как педагогическая цель медиаобра- зования в информационно-образовательной среде. - Таганрог, 200 19. Гриншпуя И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996. 20. Домозетов X. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и разви¬тия личности. // Философская и социологическая мысль, 2000, № 4. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. М., 1997. 21. Дошкольное воспитание, - М. 2002, №7. 22. Дошкольное воспитание, - М. 2002, №9.2. - с 8 - 10. 23. Дебор Г. Общество спектакля. - М.: Юрайт, 2000 24. Жабский М.И. Роль кино в первичной социализации // Содружество шко-лы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. - М.: Российская Академия образования, Министерство культуры РФ, 1998. - С.ЗЗ- 25. Жорняк Е. Просто ли играть? // Игра и дети. - Пилотный номер. - с 18 - 26. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. - 2001. - № 4. - С.48-55. 27. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства /Под ред.И. И. Горловой; Краснодар, гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - С.141. 28. Зазыкин В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000. 29. Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. Теорети-ческие концепции, проблемы, прогнозы. М. 1995. 30. Казаков А.Ю. Психологические аспекты формирования информационной культуры личности // Социс. - 1999. - № 3. - С. 12. 31. Кон И.С. "Психология младшего школьника". - М.: Просвещение, 1982. 32. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 1. - С. 101- 33. Кулагина И.Ю. "Личность школьника", Москва 1999 г. 34. Поливанова К.Н. "Психология возрастных кризисов". - М.: Владос, 2000. 35. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образо-вания // Советская педагогика. 1991. - №3 - С.33-38. 36. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции "Гуманитарное образование в Сибири" - П.: изд-во НГУ, 2001. 37. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность: экопсихо- логия информационной среды общества. // Международная конференция "Психология общения 2000; проблемы и перспективы" 25-27 октября, 2000. 38. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.М., 1969. Маслов О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. // Ж.: При¬кладная психология. 1998, № 6. 39. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. 40. Малышев Е.Я, Психологический аспект деятельности СМИ в выборе на-правлений информационного потока. Тверь, 1999. 41. Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия. М.: 1975. 42. Петренко В.Ф., Митина О.В. Пеихосемантический анализ динамики об-щественного еознания.М., Изд-во МГУ. 1997. 43. Пацлаф Р. Застывший взгляд. - М.: evidentis, 2003. 44. Реклама: внушение и манипуляция / Под ред.Д.Я. Райгородского. Самара, 2001. 45. Смолян Г.А., Зараковский Г.М., Розин В.М. Информационно- психологическая безопасность. М., 1997. 46. Телевидение и школа. М., 1989 47. Суханов А.П. Информация и прогресс. - Новосиб. кн. изд-во, 1988. 48. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого- педагогического анализа / Под ред.В.С. Собкин. - М.: Изд-во Академии педа-гогических наук, 1989. - 176 с. 49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997 50. Черкаева Н.И. О некоторых аспектах массовой коммуникации в постмодернистском теоретизировании. 51. Шариков А.В. Социометрический статус межличностного общения и особенности телевизионных ориентаций старшеклассников // Эстетическая культура в системе социальной стратегии - М., 1988. - С.63-68. 52. Эриксон Э. "Ребенок и общество", 2000 г. 53. Ястребцева Е.Н. Медиатека в контексте развития информационной обра-зовательной инфраструктуры России // Мультимедиа в образовании. - 1998. -Проблемы медиапсихологии сборник Изд. "Рип-Холдинг", Москва, 2002. 54. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. 55. Gerbener George, Gross L. Living with Television: The Violence Profile // Journal of Communication 26, 1976. 56. Bandura A. Aggression, a social learning Analysis. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1973. 57. Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisi-tions of imitative responses // Journal of Personality and Social Psychology, 1965, 1. 58. Bandura A., Ross B. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963. 59. Huesmann L. R. Cross-national communalities in the learning ofagression from media violence // Aggressive Behavior, 1984,10. 60. Huesmann L. R., Eron L. D. Childhood aggression and adult criminality // Facts, frameworks and forecasts // Advances in criminological theory, 1992. 61. Huesmann L. R., Moise J. Media violence: A demonstrated public threat to children // Harvard Mental Health Letter, 1996. 62. Leonard D., Eron L. Parent-child interaction, TV violence and aggression in children // American Psychologist, 1982. 63. Leonard D., Eron L., Huesmann R., Walder L., Lefkowitz B. Does TV vi¬olence cause aggression? // American Psychologist, 1972. 64. Leonard D., Eron L., Huesmann R. The cross-national approach to research on aggression: mesures and procedures // Developmental Psychology, 1984. 65. Leonard D., EronL., Huesmann R. The development of aggression in children of different cultures: Psychological processes and exposure to violence // Televi¬sion and the aggressive child: A cross-national comparison, Hillsdale, N. J.: Law¬rence Elbraum Associates, 1986. 66. Parke R. D., Berkowitz L., Leyens J. P., West S. G., Sebastian R. J. Some ef-fects of violent and nonviolent movies on the behavior of juvenile delinquents // Advances in experimental and social psychology, 1977,10. 67. Sanders Barry. A is for OX. Violence, Electronic Media and the Silencing of the Written Word. New York 1994. 68. Yarbus A. L. Eye Movements and Vision. New York 1967.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Процесс социализации, его особенности В науку о человеке термин "социализация" пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было "обобществеление" земли, средств производства и т.д. Автором термина "социализация" применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддинг, который в 1887 г. В книге "Теория социализации" употребил его значение, близком к современному - "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни". Однако обращение к проблеме социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. По выражению! одного из американских специалистов по теории социализации, вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, "стар, как библия". Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. Стал интенсивно исследоваться социологами и социальными психологами. До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия "социализация" произошла переориентация этих работ в новое русло, и к средине XX в. Социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или её отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg