Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Волшебная сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

kristi88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.09.2021
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Словесное творчество является сложной продуктивной деятельностью детей, высшим проявлением самостоятельности в речевой деятельности, требующим определенных психологических предпосылок и возникающим под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей действительности. Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества свидетельствует о том, что словесное творчество не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора [37].
Введение

В настоящее время все актуальнее становится проблема развития детского творчества. Внутренний мир ребёнка – это ключ ко многим волнующим проблемам, которые возникают в дальнейшей жизни человека. Творческие, интеллектуальные возможности ребёнка неисчерпаемы. Даже на сегодняшний день мы не можем утверждать, что они используются в полной мере. Раскрытие и реализация творческих способностей детей является весьма трудной задачей. Формирование нравственно-цельного, творчески мыслящего, инициативного человека – цель, которая может быть достигнута на основе решения проблемы развития личности ребёнка. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведениями искусства создаёт для развития творчества детей особенно благоприятные условия. Природа возникновения детского творчества неординарна. В педагогике сложились две противоположные тенденции в подходе к этому вопросу. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних, самозарождающихся сил ребёнка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий является гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Словесное творчество – один из немаловажных видов творческой деятельности ребёнка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из механически воспроизводящего действительность превращается в творческое [7]. Вопросы развития словесного творчества детей дошкольного возраста исследовались Э.П. Коротковой, Е.И. Тихеевой [35], О.С. Ушаковой [37] и многими другими. В педагогических исследованиях, посвящённых данной проблеме, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства. Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений является сказка. Основу развития словесного творчества старших дошкольников составляет восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и сказок, который представляет собой наиболее развитый и любимый детьми жанр фольклора собой наиболее развитый и любимый детьми жанр фольклора. Сказка – одно из прекрасных творений искусства, которая несёт в себе большую общепедагогическую ценность, состоящую в её познавательном, воспитательном и развивающем значении. Сказки являются одним из самых любимых жанров у дошкольников, так как он близок восприятию детей данного возраста, интересен, доступен и понятен, даёт простор их воображению и фантазии. В процессе восприятия сказочного текста старшие дошкольники могут почерпнуть для себя множество важных вещей. Размышляя о положительных и отрицательных персонажах, дети воспринимают те качества, которые помогут им в будущем стать полноценными личностями и, наоборот, отвергают те, которые помешают им в этом: умение помочь людям в беде и разделить с ними радости, преданно любить своих близких, не бояться трудностей, уметь их преодолевать, не завидовать успеху и богатству других, а самим добиваться успехов в жизни [4]. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования – «Волшебная сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста». В качестве объекта исследования мы избрали процесс развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – волшебная сказка как средство развития словесного творчества старших дошкольников. Цель исследования заключается в определении эффективности использования волшебной сказки в работе по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить понятие детского словесного творчества и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте; 2) уточнить особенности содержания и художественной формы волшебной сказки; 3) охарактеризовать роль волшебной сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста; 4) изучить исходный уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста; 5) разработать и апробировать содержание работы по использованию волшебной сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста; 6) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы. Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы: I этап (май-август 2020 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования; II этап (сентябрь 2020 года) предполагал диагностику по выявлению исходного уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста; III этап (октябрь 2020 года – март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе использования волшебной сказки; IV этап (апрель-май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение эффективности проведённой работы. В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на использовании волшебной сказки с детьми старшего дошкольного возраста, произойдут качественные и количественные изменения в развитии словесного творчества у выделенной группы дошкольников. Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы: а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём; б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы воспитателей, педагогический эксперимент. Теоретические основы исследования составили: ? исследования разнообразных вопросов формирования детского словесного творчества, широко представленные в работах Е.И. Тихеевой [35], Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой [37], Л.М. Ворошниной [11], Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой [40] и ряда других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения; ? работы, раскрывающие влияние волшебных сказок на развитие словесного творчества детей (В.П. Аникин [4], З.А. Гриценко, С.Я. Маршак, В.Я. Пропп [32], Дж. Родари, Л.Б. Фесюкова [38], А.Е. Шибицкая [40] и др.). Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Росток» р. п. Пачелма Пензенской области. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 42 наименования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………...…………………….…….......3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 1.1. Понятие детского словесного творчества и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте……………………………...………8 1.2. Особенности содержания и художественной формы волшебной сказки……………………………………………………………..………………14 1.3. Роль волшебной сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.……………………………………………….26 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 2.1. Изучение исходного уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….….35 2.2. Содержание работы по использованию волшебной сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста…………...................................................................................................45 2.3. Определение эффективности использования волшебной сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................65
Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2008. – 400 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml?from_page=344 2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с. 3. Алиева Т.И. Как ребёнок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 79-84. 4. Аникин В.П. Русская народная сказка: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с. 5. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2013. – № 3. – С. 5-7. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21125040 6. Арканов А.К. Идеи К.Д. Ушинского. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с. 7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с. 8. Большева Т.В. Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 92 с. 9. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с. 10. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 32-38. 11. Ворошнина Л.B. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – 19 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007772177 12. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7 года жизни в условиях мотивации их деятельности. – Пермь: МП РСФСР, ПГПИ, 1977. – 231 с. 13. Ворошнина Л.В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия. – Минск: БГПУ, 2007. – 217 с. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2007. – 92 с. 15. Выготский Л.C. Мышление и речь: собр. соч. в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 361 с. 16. Галеева Е.В. Психологические и психолингвистические аспекты вербализации эмоций у дошкольников. / Е.В. Галеева, И.А. Галкина. // Карельский научный журнал. – 2014. – № 1. – С. 53-55. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21785972 17. Галкина И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников. / И.А. Галкина, Е.А. Теплых. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3. – С. 211-213. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27192917 18. Гаранина Е.А. Оппозиции в текстах сказок как средство обогащения словаря дошкольников. / Е.А. Гаранина, И.В. Филатова. // Самарский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 22-25. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oppozitsii-v-tekstah-skazok-kak-sredstvo-obogascheniya-slovarya-doshkolnikov 19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Творческий центр Сфера, 2007. – 470 с. 20. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. / О.А. Григорьева, Н.А. Шинкарёва. // Современная педагогика. – 2015. – № 10. – С. 62-63. – URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4984 21. Денисова Е.Е. Методы и приёмы обучения дошкольников рассказыванию. // Карельский научный журнал. – 2014. – № 4. – С. 54-57. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22844487 22. Доронова Т.Н. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 232 с. – URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/raduga.pdf 23. Дудецкий А.Я. Психология воображения. – Смоленск: Издательство Смоленского гуманитарного университета, 1997. – 82 с. 24. Запорожец A.B. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 9. – С. 34-41. 25. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Педагогика, 2002. – 400 с. 26. Киршин И.А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Калининград, 2009. – 17 с. – URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-razvitija-detskogo-slovesnogo-tvorchestva.html 27. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с. 28. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1999. – 338 с. 29. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: происхождение образа. – М., 1988. – 256 с. 30. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 6. – С. 32-36. 31. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. – 364 с. 32. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М.: Лабиринт, 1998. – 152 с. 33. Сидорчук Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников: учеб. пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 73 с. 34. Танина Л.В. Развитие словесного и театрального творчества дошкольников. // Развитие детской речи: традиции и перспективы. – М.: КНОРУС, 2002. – С. 52-53. 35. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 214 с. 36. Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М.: Г.А. Леман, 1972. – 48 с. 37. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2014. – 163 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-1.shtml 38. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 2000. – 460 с. 39. Фомина Е.П. Развиваем связную речь. / Е.П. Фомина, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2012. – 128 с. 40. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок. // Художественное творчество в детском саду. – М., 1994. – 175 с. 41. Шинкарёва Н.А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. / Н.А. Шинкарёва, А.В. Карманова. // Молодой учёный. – 2016. – № 9. – С. 1210-1213. – URL: https://moluch.ru/archive/113/29439/ 42. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства. // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2013. – № 8. – С. 168-174. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19070814
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 1.1. Понятие детского словесного творчества и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте Большинство людей говорят о творческом самовыражении с точки зрения результата. Они видят картину, рассказ, скульптуру, песню как важнейший конечный результат творческой деятельности. Но творческое самовыражение – это не только продукт. Это больше о процессе. Тот же принцип применим к творческому самовыражению в раннем детстве. У каждого ребёнка есть творческий потенциал, и каждый ребёнок способен проявить его, но в центре внимания должен быть процесс, а не только качество результата [10, с. 32]. Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения, предполагающего новизну, неопределённость познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов её разрешения. Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей. Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребёнка, и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс [14]. Другие считают источниками творчества окружающую жизнь, искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога [7].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg