Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ РИТОРИКИ В РАМКАХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

anton-88 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.09.2021
В теоретической части исследования были рассмотрены понятия «речевые умения», «риторика», «средства» и «средства риторики». Были рассмотрены классификации видов речевых умений младших школьников, целевые и содержательные особенности уроков литературного чтения, определены средства риторики на уроках литературного чтения в начальной школе.
Введение

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Современному обществу необходимы люди, владеющие, словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации. В этой связи одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника начальной школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь [35]. Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей [12]. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объёма и динамичности его знаний [29]. Важнейшей задачей курса литературного чтения является обучение школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для младшего школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Работа по развитию речи требует применения разнообразных средств риторики. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся высказываются свободно, выполняют задания, которые структурируют мысль и направляют их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Риторика – это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. В центе науки – человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Риторика учит добывать информацию из книги [16]. Разработкой вопросов, связанных с развитием речевых умений младших школьников занимались М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, О.М. Казарцева, В.И. Капинос, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская, М.С. Соловейчик, Е.И. Пассов и др. В своих исследованиях педагоги подчеркивают значение практики речевого общения для усвоения ребенком родного языка. Актуальность исследования определяется потребностью учителей начальной школы в поиске эффективных средств формирования речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения, в том числе средств риторики как дисциплины, изучающей искусство речи. При изучении психолого-педагогической литературы были выявлены следующие противоречия: – между потребностью учителей начальной школы в эффективных средствах формирования речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения и недостаточной структурированностью средств риторики как дисциплины, изучающей искусство речи; – между необходимостью комплексного применения разнообразных средств риторики на уроках литературного чтения в начальной школе и неразработанностью обозначенного комплекса средств. В связи с выявленными противоречиями была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске ответа на вопрос: каковы средства риторики для формирования речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения? Цель исследования: выявить и структурировать в комплекс средств риторики для формирования речевых умений младших школьников в рамках литературного чтения; экспериментально апробировать составленный комплекс. Объект исследования: процесс обучения на уроках литературного чтения в начальной школе. Предмет исследования: формирование речевых умений младших школьников на основе применения средств риторики. Гипотеза исследования: если на уроках литературного чтения применять комплекс средств риторики, то, вероятно, это будет способствовать положительной динамике формирования речевых умений младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить уровень сформированности речевых умений младших школьников на констатирующем этапе эксперимента. 3. Составить и реализовать на практике комплекс средств риторики для формирования речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения. 4. Определить динамику формирования речевых умений младших школьников. Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические – естественный педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической обработки результатов. База исследования: МБОУ СОШ № 1 г. Тимашевск. Экспериментальный класс 4 «А» – 30 учащихся. Контрольный класс 4 «Б» – 32 учащихся. Всего: 62 учащихся. Теоретическая значимость определяется тем, что уточнён понятийный аппарат исследования на основе обобщения трактовок разными авторами понятий «речевое умение», «речевой навык», «средства», «приём»; в структурировании средств риторики, способствующих формированию речевых умений младших школьников на уроках литературного чтения. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке комплекса средств риторики, способствующего формированию речевых умений младших школьников; подборке диагностических методик для определения уровня сформированности речевых умений младших школьников.?
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические основы формирования речевых умений младших школьников на основе применения средств риторики в рамках уроков литературного чтения……………………………………………………………..7 1.1 Понятие «речевые умения», виды речевых умений младших школьников……………………………………………………………...7 1.2 Целевые и содержательные особенности уроков литературного чтения в начальной школе………………………………………………..15 1.3Средства риторики и значение их применения на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………………..21 2. Экспериментальная работа по формированию речевых умений младших школьников на основе применения средств риторики в рамках уроков литературного чтения……………………………………………………………28 2.1 Диагностика сформированности речевых умений младших школьников на констатирующем этапе эксперимента………………………..28 2.2 Разработка и реализация на практике комплекса средств риторики для формирования речевых умений младших школьников в рамках уроков литературного чтения……………………………………………………………37 2.3 Динамика формирования речевых умений младших школьников на контрольном этапе эксперимента………………………………………………45 Заключение ………………………………………………………………………50 Список используемых источников……………………………………………..54 Приложение А Конспекты уроков литературного чтения с применением средств риторики...................……………………………………59 Приложение Б Образцы работ учащихся………………………………………65
Список литературы

1 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин / – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. 2 Александрова Г.В. Роль интеллектуально-речевых умений в формировании общеучебных умений / Г.В. Александрова // Начальная школа: плюс-минус, 2008. – № 11. – С. 92. 3 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина / – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 4 Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: [электронный ресурс] учеб. Пособие / 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011 5 Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО /Е.Н. Ахтырская// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №12 (57). 6 Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков/ М.Т. Баранов // Рус. яз. в шк., 1993 № 3. – С. 36-43. 7 Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / М.Т. Баранов // Русский язык в школе, 1979. – № 4, с. 21. 8 Ворожбитова А.А. Лингвориторическое образование: Риторика и основы деловой речи. Установочные материалы (спец. 020500 – Социально-культурный сервис и туризм) / Авт.-сост. А.А.Ворожбитова. Науч. ред. С.Т. Малышев. Сочи: СГУТиКД – ИИЦ, 1999. 44 с. 9 Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – Спб., 1998. – 168 с. 10 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1999. – 96 с. 11 Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов /В.П. Глухов / – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с. 12 Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков / – М.: Высш. школа, 2007. – 320 c. 13 Горобец Л.Н. Педагогическая риторика в системе профессиональной подготовки учителя-нефилолога / Научный журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена/ Л.Н. Горобец – СПб. – 2007. – 143 с. 14 Григорьева В.П., Зимняя И.А., Мерзлякова В.А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Мерзлякова / – Москва: Рус. яз., 1985 –116 с. 15 Десяева Н.Д. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Н.Д. Десяева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с. 16 Дрогунова В.А. Из опыта работы учителя начальных классов по преподаванию уроков риторики у ребят младшей школьной возрастной группы и привитие любви к чтению через уроки детской риторики / В.А. Дрогунова // Портал педагога, 2018. 17 Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя –М., 2008. – 432 с. 18 Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.И.Зиновьевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 468 с. 19 Капарник Б.В. Речевые умения младших школьников [Электронный ресурс] / Б.В. Капарник // Научный аспект – 2013– №4. 20 Ковалёва Т.Ю. Речевое развитие школьников: методическое пособие по использованию риторических приёмов на уроках риторики и уроках других дисциплин в начальной школе /Т.Ю. Ковалёва / Сочи, 2015 – 26 с. 21 Колесникова Л.Н. Риторические средства эффективной речи / Л.Н. Колесникова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №10 (41) Часть 5. – С. 83-84. 22 Ладыженская Т.А., Михальская А.К. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской /– М.: Флинта, Наука. 1998 – 312 с. 23 Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко / –М.: ТЦ Сфера, 2009 – 64 с. 24 Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов/ – Москва: Просвещение, 1975 – 176 с. 25 Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М., 2000. – 248 с. 26 Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская / 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с. 27 Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово, Учебное пособие / А.К. Михальская / – М.: Просвещение, 1996 – 416 с. 28 Морозов В.Э. Особенности курса педагогической риторики для специальности «Профессиональное обучение»/ В.Э. Морозов [Электронныйресурс]:http://www.engectver.ru/Konferenciya/3s/morozov.php 29 Пальцева Л.И. Развитие речи и формирование речевых умений и навыков в начальной школе / Л.И. Пальцева // АНИ: педагогика и психология, 2014. №4 (9). – с. 92-94. 30 Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории образования: методическое преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов / – М.: Русский язык. Курсы, 2010 – 568 с. 31 Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. пособие для студ. филолог. спец. / – М., 2004. – 597 с. 32 Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. / М. А. Рыбникова / – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 297 с. 33 Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова /– М., МГППУ, 2006 – 210 с. 34 Светловская Н. Н. Наука становления личности средствами чтения- общения: Словарь-справочник / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – М., 2011. – 213 с. 35 Сергеева Б.В., Трофимцова О.С. Теоретические основы развития речевой деятельности младших школьников / Б.В. Сергеева, О.С. Трофимцова // Научное обозрение. Педагогические науки, 2017. – с. 110-122. 36 Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин / – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 480 с. 37 Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований /Под ред. А.П. Евгеньевой / – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 – 702 с. 38 Соколова М.Г. Риторика: электронное учеб.-метод. пособие / М.Г. Соколова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017 – 1 оптический диск. 39 Супрунова Л.В., Риторические средства в устной профессиональной речи учителя начальных классов, диссертация кандидата филологических наук / Л.В. Супрунова / Челябинск, 2007 г. – 159 с. 40 Текучев А.В. Методика русского языка в школе / А.В. Текучев / – М.: Просвещение,1980 – 414 с. 41 Тиригулова Р.Х. Педагогическая риторика: Краткий конспект лекций / Р.Х. Тиригулова. – Каз.федер. ун-т. – Казань, 2013. – 26 с. 42 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940. (4 т.) 43 Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова URL: https://ushakov.slovaronline.com 44 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru 45 Фалей М.В. Педагогическое общение: учебное пособие / М.В. Фалей. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 116 с. 46 Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 11 с. 47 Шабалина О.В. Метафора как механизм формирования нового знания в процессе обучения // Народное образование, 2007 – № 5. – с. 148-152. 48 Электронный ресурс: https://infourok.ru/metod-sravneniya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-na-urokah-literaturnogo-chteniya-3545550.html 49 Электронный ресурс: https://kladraz.ru/metodika/izuchenie-literaturnogo-chtenija-v-nachalnoi-shkole.html 50 Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2020/01/26/psihologo-pedagogicheskie-metody-razvitiya-chitatelskih 51 Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учеб. пособие / С.В. Юртаев. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2013. – 243 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования речевых умений младших школьников на основе применения средств риторики в рамках уроков литературного чтения 1.1 Понятие «речевые умения», виды речевых умений младших школьников По мнению А.В. Текучева, речевые умения – это обширная область умений, связанных с использованием устного и письменного слова, умение формулировать краткий и полный ответ на вопрос, письменно или устно пересказать прослушанное или прочитанное, написать сочинение, составлять планы [40]. Е.И. Пассов определил речевые умения как способность управлять речевой деятельностью с целью решения коммуникативных задач общения [30]. М.Т. Баранов определяет речевые умения как умения связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста [6]. По мнению, М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной речевые умения – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков [3]. И.А. Зимняя рассматривает речевые умения как обязательный фактор речевой деятельности [11]. В новом словаре методических терминов и понятий речевые умения трактуется как способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков [1]. Все указанные выше трактовки понятия «речевое умение» были структурированы и представлены ниже в таблице 1.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg