Актуальность исследования психологического взаимодействия обширно внедряется в процессы труда, обучения, управления и другие сферы жизнедеятельности. Влияя умышленно либо непреднамеренно на осознаваемом либо неосознаваемом уровнях, оно может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать либо демобилизовать тайные потенциальные силы и способности личности и группы, увеличивать либо снижать трудовую активность, формировать положительные либо отрицательные качества личности [36, c 39].
Необходимо заметить, что способности находятся в прямой зависимости от стилей руководства. Разные стили руководства требуют различного сочетания способностей. Стиль выполняет компенсаторные функции по отношению к структуре способностей личности. Поэтому руководители выбирают тот или иной стиль, чтобы опереться на сильные стороны своей индивидуальности и избежать слабые. То есть, наличие стилей руководства – это результат разнообразных человеческих индивидуальностей [38, c 27].
В 1937 году К. Левин выделил общую психологическую составляющую деятельности всех лидеров (руководителей), назвав ее лидерством. Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Также этой проблемой в психологии занимались такие ученые как: P.M. Стогдилл, Ф. Фидлер; Г. Кунц и С.О. Доннел; Т. Митчел и Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшард.
Давая свои объяснения стилям руководства, современные исследователи неизменно связывали их с деятельностью группы (Г. Гибш, М. Форверг), подразумевая под ними способы, с помощью которых осуществляется функция руководства в группе (Г. Гибш) [15 c. 14].
Вопросами изучения типов стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов и до настоящего времени. Так К. Левин, Р. Липитт (1939 г.), Г. Гибш и М. Форверг (1939 г.), К. Бирт, Ф. Прильвиту (1959 г.), Р. и А. Тауш (1963 г.), X. Хрншель (1964 г.) придерживались точки зрения, согласно которой стали обозначаться такие стили руководства, как авторитарный, демократический, анархический [11, c. 212].
Психология управления как прикладная наука ищет связь между управленческими способностями и продуктивностью процесса управления. Ведь только компетентный, авторитетный руководитель, имеющий необходимые навыки профессионального общения с членами коллектива создает в нем благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей. Опираясь на подобный вывод, учитывая формирующуюся в нашей стране культуру управления производством и трудовым коллективом отчетливо видна актуальность нашего исследования, так как основным вопросом будет являться изучение этой проблемы на примере еще мало изученной сферы – управление в коммерческой организации [39, c 4].
Объект исследования: личностные особенности руководителей различных уровней.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей человека.
Цель исследования: изучить теоретически и проанализировать практически взаимосвязь стиля руководства и личностных особенностей человека.
Задачи исследования:
1. Произвести обзор литературы и источников по проблеме исследования;
2. Рассмотреть понятие личностных особенностей человека в психологии;
3. Изучить существующие стили руководства в организации;
4. Проанализировать личностные особенности руководящих работников;
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства и личностных особенностей руководящих работников;
6. Провести анализ и обобщение результатов исследования, написать выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль руководства и личностные качества руководителя имеют прямую взаимосвязь. Своевременная психологическая помощь позволит осуществлять более эффективное взаимодействие в коллективе. Руководители должны менять стили руководства в зависимости от определенных обстоятельств.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 человек, это руководители среднего звена - 8 человек и подчиненные этим руководителям сотрудники - 12 человек. Всего 10 мужчин и 10 женщин. Все имеют высшее техническое образование. Организация АО "Практика Безопасности", город Москва.
Методология исследования:
Данное исследование основывается на основных принципах психологии, таких как: детерминизм, сознание и деятельность, системность, нашедшие отражение в исследовании личностных особенностей человека таких авторов, как А. Н. Леонтьев, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа (анализ литературных источников, контент-анализ);
2. Психодиагностические методы (метод беседы, методики: методика "Лидер" Р.С. Немова; методика "Эффективность лидерства" -Р.С. Немова; методика "Какой вы руководитель" (разработан П. Хэрси и Х. Бланшардом); методика "Оценка стиля управления" (Л.Д. Столяренко); методика "Способны ли вы стать руководителем?", методика "Руководитель глазами подчиненных", методика КОС ; методика «Оценка социально-психологического климата" автор; "Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива – Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В.);
3. Математико-статистические методы стандартный набор математических формул обработки результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, рекомендация, заключения, списка литературы и приложения.