Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Татуировки как социальная практика и их функции

leralovke 4500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 137 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.09.2021
Данная работа включает в себя 3 главы, 3 приложения, 59 источников. Общий объем работы 137 страниц. Цель работы - выявить значение тату, как системообразующего элемента в культуре. Объектом исследования выступает татуировка как социокультурный феномен. Предметом исследования являются социальные функции татуировки. Дата защиты: 25.06.2021 Место защиты: Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К.Д. Ушинского, кафедра: политологии и социологии Оценка: отлично
Введение

Красота сегодня является одной из основополагающих принципов социального общения с залогом успешности в карьере и в личной жизни. С наступлением XXI века понятие о красоте изменилось. Стандарты красоты рушатся. Расширяются рамки понятия красоты, в частности, навязанные самим социумом. Появилось огромное количество способов преображения тела, одним из которых является татуировка. Украшать свое тело экзотическими узорами, кажется, становится все более и более популярным. Количество таких людей с каждым днем стремительно растет. «Конец XX века в России положил начало социокультурным изменениям. В настоящее время, современную социокультурную ситуацию в российском обществе можно охарактеризовать как переходную» . Тату индустрия, которая достаточно легко принимается обществом в настоящее время, воспринимается и позиционируется как своеобразное украшение тела, уже стала частью массовой культуры. Идея о нанесении понравившегося рисунка под кожу стала достаточно популярна именно среди молодежи. «Молодежь - это не только демографическая группа, это еще и социокультурная, темпоральная общность, то есть общность людей, социальных групп, слоев общества, существующие в одном эпохе, одному историческому времени» . «Старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам» . Несмотря на то, что татуировка так распространена именно среди молодежи, бывают случаи, когда люди в серьезном возрасте, уже обдуманно бьют татуировки, зачастую, впервые. Например, Роман Вайнер , тату-мастер из Архангельска, в своем интервью от 16 сентября 2019 года, рассказал, что ни один раз делал татуировки пенсионерам. Одним из ярких примеров, которым он поделился с журналистом, являлась бабушка в Бельгии, которую на сеанс привел сын. Женщина просила мастера «набить» на руке портрет ее покойного мужа. Татуировка не является изобретением современности. «Татуировка принадлежит к числу наиболее древних обычаев. Она не исчезла, несмотря на многовековую критику и осуждение со стороны различных институтов, в большей или меньшей степени воплощающих общественное мнение. Очевидно, есть серьезные аргументы, благодаря которым это явление не только выдержало испытание временем, но и прошло процесс изменения, приспособившись к потребностям и вкусам практически всех слоев общества. Это доказывает, что татуировка является чем-то более значительным, нежели проявлением атавизма. Тем более она не является исключительно меткой «преступности». Да и зародилась она в глубокой древности совсем не для того, чтобы кого-то заклеймить» . В истории существует множество примеров, когда в различных культурах фиксировались случаи нанесения татуировок. Не стоит оставлять без внимания факт того, что нанесение наколок популярно среди осужденных в местах лишения свободы. Также татуировали свое тело неформалы (рокеры), арестанты и военные (матросы). Это было своего рода знак принадлежности, протест, определенный статус, определяющий положение. Сейчас мы видим все больше людей с татуировками. Они настолько разнообразны, что могут представлять собой обычные надписи, разноцветные узоры, цветы, животные, мандалы, портреты и многое другое. В связи с видовым разнообразием и распространением данного направления возникают вопросы: Когда татуировки возникли впервые? У каких народов они были распространены и для чего наносились? Какое отношение к татуировкам у современных людей? С какой целью, по какой причине люди решаются на такой шаг, как тату? В этом нам и предстоит разобраться. Исходя из имеющихся вопросов для изучения татуировки, можно сказать, что целью данной работы будет являться: выявление значения тату, как системообразующего элемента в современной культуре. Актуальность работы обусловлена ограниченным по количеству исследований по таким визуальным проявлениям телесной культуры современного человека, как татуировка. Необходимость исследования заключается в том, что, раскрывая истоки возникновения данного феномена, логику его развития, можно сделать определенные выводы, обобщения относительно специфики возникновения и развития форм модификации тела человека. Так же, это предоставляет возможность продемонстрировать значение татуировок для понимания ценностных смыслов современной жизни. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основании полученных данных мы выявим влияние татуировки на современный мир. Практическая значимость – полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: 1. Раскрыть сущность понятия «татуировка» и изучить ее историю; 2. Определить символическое разнообразие татуировок; 3. Определить социальные функции татуировок; 4. Изучить отношение людей разного поколения к татуировке; 5. Выявить особенности криминальной идентичности; 6. Выявить направления стереотипизации в отношении тату. Гипотезы исследования заключаются в следующем: 1. Термин «татуировка» как социальный конструкт размыт; 2. Существует мнение, что татуировки в настоящее время однотипны по стилистике и не несут в себе никаких социально-символических функций; 3. Татуировка в криминальной сфере несет свое значение и определяет принадлежность к той или иной группе. 4. Криминальная татуировка теряет символическое значение, что противоречит представлению доминирующей культуры. Объектом исследования в данной работе является татуировка как социокультурный феномен. Предметом исследования являются социальные функции татуировки. В данной работе мы рассмотрим понятие «татуировка», историю возникновения данного направления в искусстве, различные интересные факты. Определим функции татуировки, существующие стереотипы. Выявим отношение современного общества к индустрии тату, вреда и пользы, которые могут нанести татуировкой. А также проанализируем информацию о татуировках с мест заключения. В процессе исследования были использованы такие методы как выдвижение гипотез, описание, глубинный и экспертный опрос, сравнительный анализ, контент-анализ, морфологический анализ.
Содержание

Введение 4 1 Искусство татуировки. Общие понятия 8 1.1 Понятие «татуировка» и история ее возникновения 8 1.2 Виды татуировок и их социальные функции 12 1.3 Социальное функционирование татуировок как фактор формирования их стилевого разнообразия 16 2 Татуировки как социальная практика 24 2.1 Отношение современного общества к татуировкам. Стереотипизация татуировки 24 2.2 Репрезентация телесности, как одна из функций татуирования 28 2.3 Религиозный фактор в восприятии татуировки 35 2.4 Социальная обусловленность символики в татуировках 37 3 Татуировка, как феномен современного мира 44 3.1 Программа исследования 44 3.2 Результаты исследования и их интерпретация 48 Заключение 92 Библиографический список 94 Приложение 102 Приложение А 102 Приложение Б 108 Приложение В 112
Список литературы

Официальные документы, энциклопедические издания, справочники, словари, монографии,книги,сборники,статьи в периодической печати, диссертации и др.
Отрывок из работы

«Рассмотрение археологических свидетельств, уводит исследователя далеко за пределы узких границ 6000 лет документированной истории в туманные дали палеолита. Рассмотрение древних традиций нанесения знаков на тело в таких мировых культурных центрах, как Вавилон, Египет, Перу, Мексика и Китай, выявляет много интересных фактов и в дополнение показывает обоснованную последовательность миграции татуировок» . Наскальная живопись - одно из доказательств существования татуирования, по утверждениям ученых. Самая древняя сохранившаяся мумия человека, на которой осталась кожа - мумия Этци, эпохи халколита, обнаруженная в 1991 году в Тирольских Альпах на границе Италии и Австрии, группой альпинистов-любителей. Ученые утверждают, что ей более 5300 лет. Несмотря на это, на ней было зафиксировано более 60 татуировок разного размера. К сожалению, причины возникновения обычая татуировки размыты и не совсем ясны. Согласно одной из теорий, телесные рисунки являются логической прогрессией естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми. Предполагалось, что в первобытном обществе люди изображали на своём теле рисунки, которые показывали принадлежность к племени, роду, определяли социальный статус, обладали магической силой, при этом они являлись оберегами во время боя, защищали воинов, охраняли пожилых людей от болезней. Археологические находки, в виде фрагментов приборов, которые, возможно, использовались для нанесения рисунков на кожных покровах - это еще одно из доказательств наличия рисунков на теле предков. Таковыми находками являются: острые кремниевые резцы, глиняные и деревянные чаши, глиняные диски с небольшими отверстиями, в которые вставлялись иглы из костей рыб и животных. Ф.Федотов в своей книге «Научись татуировке. Полноценное пособие для обучения» ссылается на записи дневник Ч.Дарвина, который совершил кругосветное путешествие в качестве натуралиста: «Все без исключения народы мира знали и использовали татуировку для украшения, идентификации соплеменников или в других, непонятных современному человеку целях» . Само слово «тату» появилось благодаря натуралисту Джозефу Бэнксу, который находился на одном корабле вместе со знаменитым капитаном Джеймсем Куком, путешествующего в Австралию и Новую Зеландию . Бэнкс использовал слово "тату", так как это слово по звучанию было похоже на стук острых палочек, которые аборигены Новой Зеландии использовали для нанесения татуировок. «Tattow, по основной версии, - это искажённый перевод таитянского слова taatouas, составленного из слов ta («рисунок») и atoua («дух»). Ещё по одной версии, taatoua - одно из имён полинезийского бога Тики, приведшего предков полинезийцев на острова Океании. По третьей версии, слово «тату» - просто подражание звуку «та-та-тау» при ударах специальным молоточком по палке с укреплёнными на ней иглами, используемыми для нанесения татуировки» . Одной из важных дат в истории татуирования является 1891 год. Этот год связан с Нью-Йоркским татуировщиком Самуэлем О’Райли , который изобрел машинку для татуировок, работающую от электричества. Возрастающий спрос на тату заставил искать более радикальные методы. О’Райли обнаружил прибор под названием «электрическое перо» (часть машины для копирования документов), который, в свою очередь, был изобретен в 1876 году Томасом Эдисоном. Аппарат был построен на принципе возвратно-поступательного движения, двигатель толкал единственную иглу. Машинка без краски пробивала отверстия для создания трафарета. Нанесенная на поверхность трафарета краска прокатывалась валиком и, проникая через отверстия, оставляла отпечаток. О’Райли дополнил конструкцию резервуаром для краски, ввел использование пучков игл и в 1891 году получил патент на свое изобретенную конструкцию. «Однако на протяжении первой половины ХХ века, искусство тату практически не развивалось» . Переломным моментом в истории тату стали 60-е годы. Именно в этот момент начали развиваться контркультурные, неформальные движения. Среди мастеров татуировки начала появляться конкуренция. В XIX веке татуировка была привилегией моряков, шахтеров, литейщиков, которые использовали её как символ братства, верности традициям. В конце XIX и до конца XX века тату то набирало популярность, то внимание к ней уменьшалось. «Мода на татуировку не обошла стороной и Россию. В статье Сергея Леонидовича «Пленник самодержавия», в журнале «Молодая гвардия» было сказано, что Николай II сделал себе тату в Японии. Также из императорской фамилии татуировку сделал себе великий князь Михаил Александрович» . Но в советский период татуировка подверглась гонению, по причине того, что в 1910 - 1930 гг. сформировалось «воровское сообщество» с четкой иерархией, а также отличительными признаками. В некоторых случаях татуировка считалась наказанием. Также, например, «во времена Первой Мировой войны буквой D метили дезертиров, а в Германии чеканили номера жертвам концлагерей» . Особенно популярным в нашей стране было нанесение татуировок во время службы в армии, но и там с ними жёстко боролись, вплоть до насильственного выведения. В тюрьме и лагерях за крамольное и антисоветское содержание татуировок администрация даже могла назначить её хирургическое удаление в принудительном порядке. Применялись и более жёсткие санкции, вплоть до высшей меры наказания - расстрела.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg