Актуальность исследования. Одной из задач физического воспитания является развитие координационных способностей. Не овладев выше названным комплексом способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями.Чтобы успешно решить задачу координационного совершенствования, дошкольников в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, которые, по мнению В.И. Лях, можно рассматривать как координационные [27,39].
Координационные способности являются предпосылкой успешного обучения физическим упражнениям. Их развитие обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей [16].
Целенаправленное развитие координационных способностей в дошкольном возрасте способствует тому, что дети быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, лучше справляются с заданиями, требующими высокого уровня развития психофизиологических функции, приобретают умение рационально расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности [42].
Проблемой ритмической гимнастики как средства физического воспитания занимались такие видные учёные и педагоги как Жорж Демени, Жак-Далькроз, Г. А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др. В работах М.А. Руновой рассматривается проблема применения ритмической гимнастики в оздоровлении и воспитании детей дошкольного возраста. Комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц [45].
В последние годы широкое распространение в практике физического воспитания старших дошкольников получили занятия ритмической гимнасткой. Исследователи М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, Н.А. Фомина, Т.В. Попова и др. отмечают ее оздоровительное и развивающее значение для детей [43, 46, 48].
Основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения..Используются также упражнения художественной гимнастики, простейшие элементы акробатики.
Целенаправленные занятия ритмической гимнастикой равномерно вовлекают в работу все группы мышц, суставы, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В научной литературе имеются данные о благоприятном влиянии систематических занятий ритмической гимнастикой на развитие координационных способностей старших дошкольников [40].
Между тем вопросы, раскрывающие содержание и методику проведения занятий ритмической гимнастикой и их влияние на развитие координационных способностей дошкольников в теории и методике физического воспитания и дошкольной педагогике изучены недостаточно (В.И. Теленчи, Л.Н. Уланова, и др.) [14,24]. Остаются открытыми вопросы составления комплексов ритмической гимнастики, в частности, вопросы подбора музыкального сопровождения к ним. Слабо изучена возрастная динамика показателей развития координационных способностей детей под воздействием занятий ритмической гимнастикой.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования определяется, с одной стороны, наличием сведений в научной литературе о положительном влиянии систематических занятий ритмической гимнастикой на развитие координационных способностей детей и недостаточной разработанностью педагогических условий их проведения со старшими дошкольниками.
Исходя из этого, мы предположили, что, при определенных педагогических условиях,включение ритмической гимнастики в жизнедеятельность детей старшего дошкольного возраста может стать эффективным средством развития у них координации движений.
Цель исследования – разработать педагогические условия развития координационных способностей детей 5-6 лет средствами ритмической гимнастики.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.
Гипотеза исследования.Развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста будет способствовать проведение занятий ритмической гимнастикой в следующих педагогических условиях:
- систематическое проведение занятий по ритмической гимнастике;
- соответствие комплексов ритмической гимнастики и музыкального сопровождения возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- использование комплексов общефизического воздействия на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, вечерах досуга, прогулках;
- соблюдение последовательности выполнения упражнений: от простых упражнений к более сложным;
- сочетание практических, наглядных и словесных методов обучения движениям;
- при разучивании комплексов ритмической гимнастики выполнение упражнений сначала в медленном темпе с акцентированием внимания занимающихся на точности движений с постепенным выполнением упражнения в более высоком темпе;
- использование методов строго регламентированного и частично-регламентированного выполнения упражнений;
- проведение занятий ритмической гимнастики в щадящем режиме за счет: ограничения длительности выполнения одного комплекса упражнений15 минутами, моторной плотности занятий 70 процентами от общего времени проведения занятия, регулирования нагрузки путем сочетания упражнения низкой, средней, высокой интенсивности с упражнениями на дыхание и расслабление;
- применение игровой формы проведения занятий;
- фронтальной и групповой формы организации детей на занятиях.
Задачи исследования:
1. Изучить современные представления, сложившиеся в теории и практике физического воспитания о координационных способностях и их развитии в дошкольном возрасте средствами ритмической гимнастики.
2.Теоретически и экспериментально обосновать экспериментальную программу развития координации движений детей 5-6 лет с использованием средств ритмической гимнастики.
3. Изучить влияние ритмической гимнастики на развитие координации движений.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщения научно-методической литературы, педагогическое тестирование; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Теоретические положения о физическом воспитании детей дошкольного возраста как о ценностном многокомпонентном педагогическом процессе (А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, Т.И. Осокина, М.А. Рунова и др.)[17].
2. Современные представления о координационных способностях как возможностях индивида, определяющих его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия, методах их развития (Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, А.Д. Новиков, В.И. Лях) [6, 32].
3. Современные представления о развитии координационных способностей в дошкольном возрасте (Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова, Т.Л. Майорова, Н.В. Панфилова, Ю.И. Родин и др.)[13,32,39,42].
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 1430 г. Москвы. В исследовании принимали участие 20 детей группы «Непоседы» в возрасте 5-6 лет.
Научная новизна исследования. Разработаны педагогические условия и комплексы занятий на развитие координационных способностей детей 5-6 лет средствами ритмической гимнастики.
Практическое значение работы. В ходе исследования адаптирована диагностика и разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям, направленных на координацию движений рук и ног, посредствам ритмической гимнастики, определены критерии эффективности.
Представленные комплексы ритмической гимнастики могут быть применены для повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Материал работы может быть использован в преподавании студентам педагогических специальностей курсов «Теория, методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 61 лист.