Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

l_not 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.06.2018
В данной работе описаны особенности личности младших школьников и их статус в группе. Это сделано с целью получения эмпирических данных, которые подтвердили бы или опровергли поставленную нами гипотезу. Напомним, что гипотеза была сформулирована следующая: существует несколько типичных личностных качеств детей младшего школьного возраста, которые определяют их социометрический статус в школьном коллективе. Наиболее высокий социометрический статус «звезд» в младшем школьном возрасте характерен для детей с высоким уровнем общительности, социальной смелости и вербальным интеллектом. В то время как статус «изолированные» будет характерен для младших школьников с низкими значениями данных параметров.
Введение

Каждый человек, начиная с момента рождения, попадает в различные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. На протяжении всей жизни одни группы меняются, другие совсем исчезают, а на их месте появляются следующие: родительская семья заменяется своей семьей, группа детского сада на школьный класс, студенческая группа нарабочий коллектив и т.д. Потребность человека находиться среди людей, быть включенным в определенные группы является одной из важнейших потребностей. Однако необходимым уточнением здесь является то, что эта принадлежность должна быть не внешнего характера ( например, ребенок записан в данный учебный класс, потому что это ближайшая школа к дому, где он живет; студент зачислен в данную студенческую группу, потому что поступил в определенный Вуз в определенном году), а иметь эмоционально - личностное содержание. Быть принятым в группу, которая уважает и ценит тебя как человека, с которой тебя объединяет общность интересов и целей – поистине мечта каждого. Для детей младшего школьного возраста учебный коллектив играет решающую роль в развитии их личности. Именно в этом возрасте происходят большие изменения в отношениях детей друг с другом. Божович Л.И. пишет, что “в этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителем, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.” [3, с284] Конечно и в дошкольном возрасте ребенок общается со сверстниками, являясь частью группы детского сада, однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность. Учебный коллектив, как и любая другая группа, имеет социальную структуру, внутри которой каждый учащийся занимает свое место. И вот именно здесь возникает вопрос: почему один ученик – всеми признанный лидер, а другой полностью изолирован от коллектива? Что в личности одного так привлекает одноклассников, а в личности другого отталкивает? Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях. Как было выше сказано, в данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно – значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая во многом задается извне, со стороны учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, конечно же, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных качеств учащихся занимающих различное положение в групповой иерархии, что позволит выделить существующие в этой области психологические проблемы, а также оптимизировать процесс взаимодействия между детьми. И так можно сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена: во-первых, недостаточным исследованием проблемы взаимосвязи личностных качеств детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом в учебном коллективе; во-вторых, при решении психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия между детьми, необходимо учитывать изучаемые нами личностные качества. Изучению зависимости статуса от личностных и групповых характеристик посвящено много исследований и у нас в стране, и за рубежом. Среди отечественных авторов можно выделить работы Аркина Е.А.(1927), Беляева В.(1929), Залужного А.С.(1931), Блонского П.П.(1964), посвященные изучению качеств личности лидера. Ряд работ посвящено детерминации статуса в реальных коллективах: производственных ( Валентинова,1965; Голубева, Кузмин,1966; Русалинова,1969и др.); научных ( Мангутов,1969; Виноградова,1974; Ленская, 1977; Белкин, 1986 и др.); спортивных ( Волков,1971; Ромашкина, 1981 ); воинских ( Глоточкин,1972; Барсуков,1979 и др.); а так же в учебных ( Коломинский, 1976,1984; Березовин, 1978; Конникова,1972 и др.). Проблема: Каковы личностные особенности младших школьников с разным социометрическим статусом? Цель: Изучить типичные личностные особенностидетей младшего школьного возраста, определяющие их статус в учебном коллективе. Объект:Личность ребенка младшего школьного возраста. Предмет:Личностные качества младших школьников с разным социометрическим статусом. Гипотеза: Существует несколько типичных личностных качеств детей младшего школьного возраста, которые определяют их социометрический статус в школьном коллективе. Наиболее высокий социометрический статус «звезд» в младшем школьном возрасте характерен для детей с высоким уровнем общительности, социальной смелости и вербальным интеллектом. В то время как статус «изолированные» будет характерен для младших школьников с низкими значениями данных параметров. Задачи: 1) Теоретический анализ литературных источников с целью изучения проблемы личностных качеств младших школьников с разным социометрическим статусом; 2) Проведение эмпирического исследования направленного на изучениеличностных качеств младших школьников с разным социометрическим статусом; 3) Анализ и интерпретация полученных данных; 4)Составление рекомендаций направленных на развитие личностных качеств младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников. Методы исследования: Психология это круто. Она очень нужна и очень важна, делайте добро людям. Психолог это зеркало человека. Есть много разновидностей психологии педагогическая, клиническая, социальная, общая, экспериментальная и много других 1. Организационные методы: (сравнительный метод); 2. Эмпирические методы: психодиагностические методики, представленные методикой многофакторного исследования личности Кэттелла/Детский вариант, позволяющая изучить личность младших школьников, а так же методикой «Социометрия» Дж. Морено, направленной на диагностику социометрического статуса в группе; 3. Методы обработки данных: методы количественного и качественного анализа с использованием статистического пакета SPSS; 4. Интерпретационные методы: (структурный (типологизация)). База исследования:исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №11 г. Белгород, в котором приняли участие 42 ученика3 «Б» и 3 «Г» класса, в возрасте от 9 до 10 лет, соответствующие младшему школьному возрасту. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, заключения, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. Глава 1. Теоретическое изучение проблемы личностных качеств младших школьников с разным социометрическим статусом ………………………… 1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста ……. 1.2. Генезис взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками……………………………………………………………….. 1.3. Особенности и структура учебной группы ……………………………… 1.4. Статус ребенка в школьном коллективе …………………………………. Глава 2. Эмпирическое изучение личностных качеств младших школьников с разным социометрическим статусом ………………………………………….. 2.1. Организация и методы исследования…………………………………….. 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….. 2.3.Рекомендации по развитию личностных качеств и повышению социометрического статуса……………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………
Список литературы

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2004. 2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб Питер 2000. – 554с 3. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, 5 М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г. 4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984. 5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах, Мн.2000 – 432с 6. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии: коллективная монография / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М.: Академия, 2006. 8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М., 1998. – 488с. 9. Обухова Л.Ф. Детская психология теории факты проблемы. – Издание 3-е стереотипное. – М. Тривола 1998. – 352с. 10. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М. Просвещение 1996. – 352с. 11. Петровский А. В. Абраменкова В. В. Социальная психология учебное пособие для студентов пед. институтов. – М. Просвещение 1997. – 224с. 12. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов Учеб.пособие для студ. выш. пед. заведений. – М. издат. центр 2000. – 184с. 13. Психология. Словарь/ Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – 535с. 14. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общ.ред. Л.В.Куликова. – СПб.:, 2001. – 480 с. 15. Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко - М.:1999 – 440с 16. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти – Спб, 2000 –856с. 17. Социализация детей и подростков. Методический комплекс / под ред. Т.Д.Марцинковской.М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2009. 18. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. – М., 1998. – 347с. 19. Шевандрин Н. И. Психодиагностика коррекция и развитие личности. – М. ВЛАДОС 1998. – 508с. 20. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития Д. Б. Эльконин. – М. Просвещение 1995 – 362с. 21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – Москва Педагогика 1989.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы личностных качеств младших школьников с разным социометрическим статусом 1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Выготский Л.С. сделал попытку систематизировать существующие периодизации, выделив три большие группы: по внешнему критерию, по внутреннему и по нескольким признакам детского развития. Периодизации по внешнему критерию являются менее распространенными в силу того, что данный критерий не отражает сущности процесса развития, а лишь внешне связан с ним. Примером служит периодизация Р. Заззо, положившим в основу этапы системы воспитания и обучения. Стоит заметить, что такой подход уместен, т.к. границы периодов, установленных по «педагогическому» принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитие. Периодизации по внутреннему критерию так же отличаются видимыми ограничениями при попытке описать этапы процесса развития. Так З. Фрейд в основу своей периодизации положил один внутренний критерий – развитие детской сексуальности. Сексуальное развитие, по его мнению, определяет развитие всех сторон личности. Необходимо отметить, что подобным взглядам присуща высокая степень субъективизма: авторы одним произвольно выдранным признаком пытаются объяснить процесс развития.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg