Глава 1. Теоретические аспекты раннего изучения иностранного языка
1.1 Специфика изучения иностранного языка дошкольниками
Многие исследователи (А.А.Леонтьев, Е.А. Аркин, Е.И. Негневицкая, И.Л. Шолпо и др.) считают дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятным и в физиологическом, и в психологическом плане для того, чтобы начать систематическое изучение иностранных языков.
Ученые, выступающие за раннее развитие, полагают, что с первых лет жизни необходимо относиться к ребенку и строго и ласково, и надо прийти к решению уважать волю ребенка, его «Я», в то время, когда ребенок уже постепенно развивается самостоятельно. Если быть точнее, то влияние родителей должно быть прекращено до того, когда ребенку уже пора идти в детский сад. То, что родители не будут вмешиваться в развитие ребенка в раннем возрасте, а затем будут давить на него каким-либо образом уже в более позднем, скорее только погубит в ребенке талант и вызовет сопротивление [Амонашвили, 1986, с. 26].
Одним их наиболее существенных моментов, по мнению большинства исследователей, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в данном возрасте, представляющая собой важную предпосылку успешного формирования иноязычных речевых умений и навыков [Гез, 1999, с.64].
До пяти лет ребенок овладевает родным языком. И главное не только в том, что он думает на родном языке, излагает на нем свои мысли, понимает других и обучается, а в значении родного языка для личностного становления. Ведь за этим бездонная, неосознаваемая глубина – родной язык дитя впитывает из уст матери, на нем – первые слова ей, на нем – первые слова ему, на нем – первые эмоции и чувства. И в словах родного языка – все, все, что впервые в жизни. [Негневицкая, 1994, c.73]
Константин Дмитриевич Ушинский по этому поводу писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает... множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Принимая язык за органическое создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа, мы, конечно, поймем, почему в языке каждого народа выражается особенный характер... и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [Верещагин, 2003, c.19].